Стратегическая кавалерия
Термин вполне научный и официальный. Стратегической бывает не только авиация и ракеты. Кавалерия тоже таковой могла быть во времена минувшие, причем не так уж давно минувшие. Вот Первая конная армия времен Гражданской — это как раз стратегическая кавалерия, которой раньше у красных не было, кавалерийские отряды имелись в стрелковых дивизиях, кавалерия в виде отдельных отрядов могла решать локальные задачи, но в условиях Гражданской, когда фронта фактически не было, а были отдельные гарнизоны в населенных пунктах, рейдовая война и операции вдоль железных дорог, этого было недостаточно для победы. Стратегическая кавалерия при тогдашнем уровне моторизации и оснащенности системами связи могла обеспечить (или не обеспечить) решение задач соответствующего уровня даже в отрыве от основных сил.
Вопрос о роли кавалерии в войне и формах ее организации рассматривался неоднократно и до Гражданской. Причем рассматривался неоднозначно. К сожалению, в истории для масс популярно упрощение и героизация, а ни то, ни другое исторической правде соответствовать не может. Например, популярен миф о гениальном Петре, который из всей кавалерии выбрал всего лишь один вид — драгун. Популяризаторы забывают, что действовать в пешем строю драгуны могут, НО НЕ ВСЕ. Кто-то должен и за лошадками присматривать, это вам не велосипеды. Из десяти солдат хотя бы один должен остаться коневодом и в бою не участвовать. Существенно позже, уже в XIX веке, в России попытались создать аж целый драгунский корпус с приданными батареями конной артиллерии. 10 тысяч лошадей оставить в сторонке — это сколько людей нужно за ними присматривать? А если с этими лошадями, не дай Бог, что-то не так… Вся мобильность сразу коту под хвост. Так что подобные формы организации в регулярной армии тогда не прижились. Романтизация казаков в этом смысле также далека от истины, ведь казак мог вести бой спешенным в случае необходимости, как правило, в составе небольшого отряда, т. е. вынуждено и временно, а не в качестве основного тактического приема.
В то же время вопрос действия кавалерии в пешем строю рассматривался минимум с XVII века, если не считать опыты Александра Македонского из глубокой древности, перевозку пехотинцев «вторым номером» и прочие отдельные приемы талантливых полководцев ИНОГДА дававших результат по причине фактора новизны и неожиданности. В подтверждение сказанного мы сейчас рассмотрим три раритетные книги XIX века, где вполне серьезные и авторитетные господа по данной тематике основательно и аргументированно рассуждают.
Помимо чисто исторического интереса эти труды еще наводят на многие интересные мысли «по аналогии», так сказать. Единоличные решения некоего лидера (царя, полководца или, допустим, министра обороны) поперек мнения профессионалов, поддержанные сворой лизоблюдов-карьеристов, очень часто приводят к фатальным последствиям. Страшна сила идеи, которая овладела массами. Но сила идеи, которая угнездилась в венценосной голове — это просто «тушите свет». Такие люди как Сталин, которые могут сказать публично «да, я ошибался» и при этом не утратить своего авторитета и своей власти, встречаются очень редко. Возможно, именно поэтому так радеют у нас хотя бы за квазимонархию, чтобы Божьим соизволением и ореолом помазанника прикрыть непростительные ошибки, мол, так надо, так Господь распорядился… Но мы на эту скользкую тему более рассуждать не будем, а продолжим про кавалерию разговор. И про книги, конечно.

![Дружинин, Константин Иванович (1863-1914). Организация независимой стратегической кавалерии / К. Дружинин. - С.-Петербург : Н. В. Васильев, 1894. - [2], 84 с.](https://media.sponsr.ru/project/4796/post/111877/image/294702/imagesprojects7964796xqkmet38c687iig4.webp?1756570872044)
И еще одно уникальное издание:
![Россия. Военное министерство Положение о переформировании армейской кавалерии. - Санктпетербург : Воен. тип., 1833. - [3], 171 с.](https://media.sponsr.ru/project/4796/post/111877/image/294703/imagesprojects7964796oan02938c688a3dg.webp?1756570962029)
Ссылки на оцифровку будут в конце статьи. Материал ниже — это не анонс и не краткое изложение вышеперечисленных книг, он дополнен многими фактами и их толкованиями.
И начнем мы вот с этого монументального тома с золотым тиснением.

Тут имеются весьма интересные факты для любителя отечественной истории, а также наглядное подтверждение известного многим проявления «пунктика» всех Романовых к перманентной смене формы одежды, всяких петлиц, выпушек и пр. Вот они, корни исторических традиций Русской Императорской Армии! А некоторые ворчуны, помнится, по поводу известных реформ г-на Шойгу злословили… Стыдно, стыдно и нехорошо ©.
Кроме того в приведенных отрывках будет показано, сколько личного состава потребно для охраны лошадей спешенных драгун. Для этого в полку специально выделялись ДВА эскадрона, не имевших ружей, но получавшие пики и карабины. Эти же эскадроны должны были действовать при случае в конном строю против вражеской кавалерии.






9-й и 10-й эскадроны драгунских полков ружей не имеют… Цель сих двух эскадронов прикрывать лошадей при спешивании полка, преследовать и фланкировать в конном строю.

Отметим, что кирасирские полки в РИА были упразднены в 1860 году, что повлекло за собой череду переименований. Кавалерия перестала быть легкой или тяжелой и стала просто кавалерией. Но в ходе вышеуказанной реформы 1833 года не только формировались дивизии и корпуса, но и менялись мундиры, причем весьма замысловатым способом, видимо, чтобы враги не догадались.
Расформировывались также некоторые кавалерийские полки:

В соответствие с исконно русскими традициями начальству повышалось денежное содержание, а офицерские «казенные» лошади упразднялись, теперь господа офицеры должны были лошадок приобретать за свой счет. Весьма своеобразная экономия бюджета, особенно с учетом сумасшедшей чехарды мундиров (см. ниже).







Мундиры, конечно, в то время имели вполне военное значение. При тогдашнем уровне организации связи и управления войсками было просто необходимо различать издалека разные полки, батальоны и эскадроны, чтобы иметь представление о ходе сражения в условиях неизбежно плохой видимости из-за дыма и пыли. Яркие мундиры с характерными элементами как раз и позволяли это делать. Тем странней выглядит их замена, ведь кто-то мог и перепутать, не успеть изучить очередной циркуляр и т. п.
В данной книге упомянуты также поселенные полки кавалерии.


Поселенные полки — это весьма мрачная страница истории России. Она показывает, в частности, как монаршая дурь, пройдя через слой управленческой (в данном случае, военной) дури, мздоимства и коррупции, превращается в сущий кошмар, хотя изначальные мотивы монарха вроде бы были вполне разумны. На первый взгляд. Только они не учитывали реалий собственной страны и многих важных деталей, очевидных для специалиста и просто умного человека. Например, что ротный командир не может командовать сельскохозяйственными работами, его этому не учили. А солдаты, отвыкшие от крестьянского труда, либо станут плохими солдатами, либо посредственными крестьянами, если их принудительно определить в землепашцы. Впрочем, тему военных поселений мы обсудим в ближайшее время отдельно.
Пока же отметим только главное. В начале XIX века в России возникла идея организовать во внутренних губерниях военные поселения в существенно больших масштабах, чем это делалось раньше. Мысль об этом принадлежала императору Александру I, который, увлекшись системой комплектования армии Пруссии, надеялся, что военные поселения заменят в России ландвер и ландштурм и дадут возможность, в случае надобности, увеличить в несколько раз действующую армию. Также император исходил из благих побуждений, намереваясь таким образом улучшить материальное положение нижних чинов, дать им возможность во время службы оставаться среди своих семейств, а на старость обеспечить им кров и кусок хлеба. На возражения своих приближенных, указывавших на дороговизну поселений для казны и на ненадежное обеспечение ими комплектования армии, Государь изволил сообщить, что военные поселения будут устроены, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова. Эксперименты продолжились и при Николае I, а полностью отказались от такой системы только после Крымской войны.
О значении кавалерии на поле боя, как мы уже отметили, споры велись не одно столетие. А вот о формировании именно стратегической кавалерии, т. е. объединения, способного повлиять коренным образом на исход войны, а не просто выполнять функции разведки, арьергардного заслона, авангарда действующей армии, прикрывать фланги и преследовать отступающего противника, мы поговорим в продолжении статьи.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.