Казаки, которые не ряженные

За исключением временно отсутствующего по весьма уважительным причинам (выполнение своего воинского и гражданского долга в зоне спецоперации) Е. В. Келпша, никто из нашего дружного коллектива к романтикам казачества не относится. Да и дорогой наш дядя Женя таковым стал только в период обучения новобранцев БАРСа на исконно казачьих землях. Когда с человека в форме отказываются брать плату в коммерческой стоматологии, это, знаете ли, о многом говорит и многое в восприятии жизни меняет. Особенно в сравнении с другими регионами. В большинстве же своем мы выходцы «из крестьян», казачеством традиционно презираемых. Да и современные лампасоносцы в 90-е у многих вызвали стойкую аллергию к теме.

Но история казачества — часть нашей общей истории. И мы именно К ИСТОРИИ (а не сказочкам для похмельных разговоров) относимся с максимальным уважением. Бережно относимся. Ибо мифотворчество и очернение — это два равновеликих по вредности процесса, хоть и противоположные по знаку. Но по модулю один, простите, хрен. В таких случаях очень полезны бывают (вы, конечно, знаете) документы. Мы их периодически публикуем. Разные. Вот, например:

Их нравы: о продаже вина на Дону, 1821 год | Молодость в сапогах | Sponsr

Любителям истории казачества | Молодость в сапогах | Sponsr

Сейчас мы рассмотрим другой источник, можно сказать, всем источникам источник. Это вариант так называемого учебника сержанта (тип литературы, стабильно раскупаемой на аукционах, потому что она содержит массу практических советов, не устаревающих и спустя сотню лет) в оформлении соответствующей эпохи. В данном случае книга именуется так:

Главный штаб. Комиссия по составлению войсковых учебников. Кавалерия: Учеб. для урядника: [В 2 ч.]/ сост. Особой Комиссией .- Санкт-Петербург: [Б. и.], 1900 .

Книга БОЛЕЕ ЧЕМ ИНТЕРЕСНАЯ, особенно для любителей военной истории и увлекающихся конным спортом. Мне довелось основательно приобщиться к верховой езде по причине временного затруднения мобильности, так сказать. На машине я ездить не мог (правая нога не гнулась почти, согнешь, потом не разогнешь без обезболивающего), ходить долго тоже, бегать — тем более. А вот на коне — запросто. Надо же… Я на пике формы себя почувствовал кентавром. Лошадь или конь — это не средство передвижения. Это чудо природы. Всадник с конем составляют одно целое буквально, конь чувствует направление взгляда, поворот головы, понимает, куда скакать, чувствует твое состояние. Моя буденовская кобыла как-то лягнула человека, с которым мы опрометчиво повздорили у денника. Человека унесли на носилках. А донской жеребец слушал команды голосом, я повод ни разу не натянул. Но это так, к слову. В казенном учебнике урядника многое из вышесказанного описано не так красочно, зато доходчиво. Великая наука, многовековая. Даже если вы никогда не сидели в седле и не висли на шее лошади (которая понимает, что всадник спекся и выносит сама в нужное место), вам будет интересно приобщиться к теме, поверьте.

Ну, а мы пройдемся кратко по остальному содержимому учебника, очень уж он хорошо характеризует эпоху. И начнем с формы одежды. А то тут специалисты такого понаписали… Мы не специалисты, поэтому представляем оригинал:

Известен факт, что казак являлся на службу с неким обязательным набором вещевого имущества и снаряжения. Остальное ему выдавалось за казенный счет. Имелись отличия по территориальности и для гвардейских казаков. К 1914 году к терским казакам причисляли около 260 тысяч человек. Столицей Терского казачьего войска являлся город Владикавказ. В 1914–1917 Терское казачество, включавшее в себя 70 станиц, выставило 12 конных полков (72 сотни), 2 пластунских батальона (10 сотен), 2 батареи, 5 запасных сотен, 2 гвардейские сотни и 15 команд — всего 16 723 бойца. К началу XX века войсковое сословие уже не являлось большинством населения Кубани, составляя всего около 48%. Кубанское казачье войско активно участвовало в боевых действиях в ходе Первой мировой войны. Кубанцы воевали на Кавказском, Западном и Юго-Западном фронтах, действовали как в составе казачьих дивизий, так и в составе армейской конницы. К концу 1914 года в русской армии насчитывалось более 180 тысяч казаков и 4 тысячи казачьих офицеров. Более половины всех казаков в возрасте призыва были мобилизованы к этому времени. Напомним, что учебник издан в 1900 году, к началу Первой мировой что-то могло измениться, тут редакция сведениями не располагает.

Офицер Терского казачьего войска и рядовые Терского и Кубанского казачьих войск. Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: 
Офицер Терского казачьего войска и рядовые Терского и Кубанского казачьих войск. Иллюстрированное описание перемен в обмундировании и снаряжении войск Императорской Российской армии за 1881–1900 гг.: 
Лейб-гвардии казачий полк
Лейб-гвардии казачий полк

Разумеется, в одну статью такая масса материала не поместится, это было только длинное вступление, мы его публикуем «вне подписки», дальнейшее уже будет доступно только для подписчиков и

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации