Всешутейший собор Петра I: одна из самых непристойных затей русского царя

Пётр I был, без сомнения, одним из величайших государственных деятелей в истории России. Однако некоторые его поступки и идеи вызывали у современников недоумение, негодование, а то и открытую ненависть. И среди подобных идей — создание им так называемого Всешутейшего, всепьянейшего и сумасброднейшего собора.

Цели и зарождение собора

Всешутейший собор просуществовал более трех десятилетий и представлял собой шутовскую организацию единомышленников, во главе которой стоял царь Пётр. В основе затеи лежало крайне двусмысленное и даже скандальное пародирование обрядов католической и православной церквей. Цели создания собора Петром можно вынести такие:

  1. Опорочить церковные обряды и иерархию.
  2. Подорвать влияние старого духовенства и упразднить многие старые обычаи.
  3. Самому стать главной православной церкви, а не делить власть с патриархом.
  4. Отобрать и сплотить наиболее верных ему людей.
  5. Развлечься, снять напряжение, весело провести время и выплеснуть энергию.

Одной из предпосылок появления собора стало то, что юный Пётр много времени проводил в Немецкой слободе. Большую часть ее жителей составляли лютеране (протестанты), включая Франца Лефорта, который стал затем одним из главных сподвижников царя.

Уже в те годы Пётр заметил огромную разницу между пышными и торжественными обрядами у католиков и православных и протестантскими богослужениями, отличавшимися простотой и понятностью.

В дальнейшем на молодого государя повлияло его Великое посольство и годы, проведенные за границей. Так что в обрядности Всешутейшего собора проглядывали и традиции чисто европейских праздников и карнавальных шествий, сопровождавшихся безудержным весельем, маскарадами, танцами. Наконец, свою лепту внесла и издавна существовавшая на Руси скоморошья культура и святочные гулянья с их переодеваниями и веселыми затеями.

Участники собора

Итак, что же представлял собой Всешутейший, всепьянейший и всесумасброднейший собор Петра I? Во главе организации стоял «князь-папа» (также «святейший князь-папа и патриарх»). Его избирали, как римского папу, голосованием в закрытом помещении. На эту должность назначали пожизненно, отказаться от нее было нельзя. В числе «князей-пап» по очереди побывали Матвей Нарышкин, Никита Зотов и Пётр Бутурлин.

Матвей Нарышкин в роли «князя-папы»
Матвей Нарышкин в роли «князя-папы»

Следующая почетная должность именовалась «князь-кесарь», что-то вроде царя. Его назначал лично Пётр I. Князем-кесарем собора был Фёдор Ромодановский, а после его смерти — его сын Иван. Князь носил царские одежды допетровской эпохи. Интересно, что сам Пётр вовсе не претендовал на титул главы своего собора. Напротив: он именовал себя «холопом и последним рабом» князя.

Были и другие должности, копировавшие церковную иерархию. В соборе имелись собственные «дьяконы» и «архидьяконы», «попы», «архиереи», «ризничие». Не избежали участия и женщины: например, Прасковья Салтыкова была «царицей», а еще имелась «княжна-игуменья», «диаконисы» и другие.

Каждый участник собора получал новое имя. В основе этих имен лежали матерные слова. Состав собора был плюс-минус постоянным, были даже списки, в которых фиксировались участники, и собственный устав собора, определявший его правила.

Некоторые вступали во Всешутейший собор добровольно, чтобы угодить царю. Но нередко участвовать в нем заставляли насильно. Так, многих представителей старой знати не только обязали участвовать в соборе, но и регулярно подвергали унижениям и насмешкам во время собраний и церемоний.

Также были у членов собора и собственные одеяния. Обычно они представляли собой пародии на одежды священнослужителей. Например, на митре князя-папы был изображен Бахус — античный бог виноделия и распутства.

Непристойные «заседания»

А чем занимались участники собора на своих «заседаниях»? Догадаться нетрудно: предавались веселью, пьянству и разврату. У шутейших кардиналов были специальные прислужники, в чьи обязанности входило заставлять их напиваться до беспамятства. При этом у пьяных часто развязывался язык и они пускались в откровения. Пётр старался при этом быть рядом и внимательно слушать.

«Заседания» в основном выглядели как пародии на христианские обряды и празднества. Например, была пародия на Святки: участники собора ездили по богатым домам, пели в них и требовали награду. Была и совсем темная сторона «святочных» забав, когда знатных особ подвергали оскорблениям и даже пыткам.

Свадьба Зотова
Свадьба Зотова

Также практиковались пародии на свадьбы. Например, когда «женили» «князя-папу» Зотова (ему и «невесте» было около 60 лет), то «новобрачных» напоили почти до беспамятства, а затем сопроводили на брачное ложе. Ложе, к слову, было окружено винными бочками и украшено хмелем. На ложе «молодые» должны были снова пить спиртное — из сосудов, сделанных в форме половых органов. Затем гости свадьбы оставляли их наедине, однако подглядывали за тем, что происходило дальше.

Интересно проходило и избрание «князя-папы». После конклава его сажали в огромный ковш и несли домой, где затем раздевали и опускали в чан, полный вина и пива. Пока «папа» сидел в этом чане, гости, тоже обнаженные веселились вокруг и распевали непристойные песни на церковные мотивы.

Бахус
Бахус

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор просуществовал до самой смерти Петра I. Не только простой народ, но и многие иностранные наблюдатели были шокированы тем, что вытворял царь и его приближенные и как унижал церковь и ее традиции. Это одна из причин, почему государь многими современниками воспринимался как Антихрист. Так что среди народа Пётр отнюдь не пользовался такой уж всеобъемлющей любовью, как многие ошибочно считают сегодня.

ИСТОЧНИК


Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации