Незаконность обязательной вакцинации. Часть 2.
Плавно переходя в плоскость трудовых отношений, выясню обязанности или права работодателей по сбору, обработке и передаче третьим лицам информации о своих сотрудниках (медицинские отводы, отказы от иммунопрофилактики, медицинские справки) и документов, прямо не относящихся к трудовым отношениям.
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. А сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24 Конституции РФ).
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Подавляющее большинство работодателей не имеют отношения к организациям, осуществляющим иммунопрофилактику, не является медицинскими организациями, осуществляющими иммунопрофилактику, и не имеют правовых оснований для сбора от сотрудников какие-либо сведений о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, профилактических прививках, отказов от прививок и другой информации о частной жизни работников.
Также, без вашего письменного согласия, они не имеют права обработки такой информации (документов) и передачи ее третьим лицам (вышестоящему руководству, органам исполнительной власти, Правительство Москвы, администрация города, Роспотребнадзор и т. д.), в том числе для размещения на информационных ресурсах (порталах) информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
К ней относятся: ФИО, паспортные данные, номера СНИЛС и медицинского полиса, адрес регистрации (жительства), номер мобильного телефона и прочее.
Частью 1 ст. 6 указанного закона обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хорошая подборка перечня нарушений закона о персональных данных и ответственности за его нарушения находится здесь
На сайте мэра Москвы размещен указ от 16.06.2021 г. № 32-УМ о внесении изменений в указ от 08.06.2020 г. № 68-УМ «Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности».
Применительно к рассматриваемой ситуации пункт 14 указа гласит: «Для подтверждения выполнения требований постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве организации, индивидуальные предприниматели в период с 1 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г. представляют в электронном виде с использованием личного кабинета юридического лица, индивидуального предпринимателя на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы соответствующие сведения по форме согласно приложению 2 к настоящему указу».
Оставив в стороне мотивы и законность этого пункта, смотрим приложение № 2, в котором Собянин просит представить следующую информацию о работниках: СНИЛС, номер полиса ОМС (при наличии), серия и номер документа, удостоверяющего личность, или патента (для иностранных граждан), номер мобильного телефона.
Как поступают клинические идиоты, стремящиеся расшибить лоб в угоду руководству?
Правильно. Начинают воплощать в жизнь один из законов глупости.
Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.
Они начинают судорожно шевелить своими немногочисленными извилинами, дрожа за свою задницу, ибо больше она никому не нужна. И в страхе добавляют в перечень другую информацию. А особо одаренные начинают собирать сведения о штатной численности организаций и другую информацию.
Достаточно было одной графы с указанием ФИО сотрудников, как эти сведения из обезличенного массива мгновенно стали персональными данными со всеми вытекающими последствиями.
Причем в этом же п. 14 указано, что «представленные сведения подлежат проверке с использованием государственных информационных систем и ресурсов». То есть указом намекается, что не стоит «лепить горбатого», информация будет проверяться. А может и нет… Но это не точно… Опять же «технические ошибки», «глюки» и вот этот вот самый любимый «сбой программного обеспечения» никто не отменял. Идиоты же в липком поту ударяются в самодеятельность и отсебятину.
Далее в этом же пункте: «с подтверждением соответствия таких сведений требованиям постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве». Что это за пёрл мне никак не понятно. Как эти сведения могут соответствовать постановлению санитарного врача? И какому постановлению без номера и даты?
По многочисленным разъяснениям работодатель должен потребовать письменный отказ от сотрудника, если тот не желает делать прививку, а в случае отказа (уклонения) составить акт о данном инциденте.
Как выше уже рассматривалось, любой человек имеет право отказаться от любых прививок (ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ), а работодатели не имеют никакого отношения к осуществлению иммунопрофилактики (ч.1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ), так как ей занимаются государственные органы.
Мало того, что в этом случае действуют общие нормы права неисполнения незаконных требований, но также и вопрос иммунопрофилактики выходит за рамки трудовых отношений между сторонами трудового договора, если вы не подлежите обязательной иммунопрофилактике на основании Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825).
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок. В силу ст. 17 этого же федерального закона, сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету. Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат регистрации в медицинских документах и сертификатах профилактических прививок.
Согласно п. 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», факт проведения профилактической прививки или отказа от неё в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.
Также, в соответствии с ч.7 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства содержится в медицинской документации гражданина и оформляется в виде документа на бумажном носителе, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником, либо формируется в форме электронного документа.
В данном случае законодателем установлено оформление отказа от проведения профилактической прививки в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, который в виде медицинского документа хранится в медицинской организации. Действующим законодательством не предусмотрено возможности получения такого отказа работодателем либо оформление этих документов работодателем гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.
Кроме этого, информация об обращении гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), которая не может быть передана работодателю без письменного согласия самого гражданина.
При этом предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений (п.2 ч.4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ). Но в данном случае речь идет о предотвращении или локализации очагов заражений, и пользователями этой информации являются государственные органы.
Также частью 8 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет требования от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Обобщая вышеизложенное, работодатель не может законным образом без согласия работников получить информацию об иммунопрофилактике и не вправе требовать от работников ее представления.
И в завершение поста, наше старое, доброе и вечное: подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное; поставьте лайк, напишите комментарий, поделитесь с друзьями.
Ваш фидбэк очень интересен. Это и обычная благодарность автору, и ваши новые ситуации, из которых можно усовершенствовать изложенный материал, и новые мысли для будущих публикаций.
Для желающих внести материальную благодарность, — под постом есть абсолютно безопасная форма от Яндекса для перечисления пожертвований на кофе для бессонных ночей. Всем спасибо и до новых «забойных» постов.
Почитать продолжение и другие посты блога можно здесь
Публикуемый контент не всегда соответствует специфике сайта или может быть неуместным, поэтому рекомендуем подписаться на другие наши ресурсы
0 комментариев