Незаконность обязательной вакцинации. Часть 1.
Продолжаю серию публикаций под рубрикой «Катарсис» о коронавирусном массовом психозе, охватившем всю планету. Отрадно заметить, что с самой первой публикации в марте 2020 года я был прав о грядущих многочисленных изменениях в жизни людей, которые еще полтора года назад вы и не могли себе представить в страшном сне. Привыкли? Вот то-то и оно.
На самом деле заметок и постов могло быть гораздо больше. Много различных мыслей и идей посещало мою голову. Но «жить-то когда?».
В предыдущей статье я опубликовал образец заявления, которое направил работодателю для получения разъяснений об обязательной иммунопрофилактике моего организма. Естественно был получен ответ, построенный на копировании информации из разъяснений Оперативного штаба Москвы и Роспотребнадзора, опубликованных от 29.06.2021 г. на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы и не имеющий для меня никакой ценности или зацепок. Публикую его в обезличенном виде как и обещал.
Таким образом, на данный момент мы имеем несколько более-менее информативных источников, чтобы отделить зерна от плевел и скомпоновать внятную правовую позицию об иммунопрофилактике против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19).
Постараюсь собрать максимум информации в нескольких постах. Принимать решения об ее использовании, оценивать риски и последствия каждому придется самостоятельно.
Уточню только один момент. Нормативно-правовые акты, постановления и подзаконные документы госорганов в основном изданы в соответствии с законодательством, но в них есть некоторые шероховатости, которые можно использовать в интересах защиты своих прав.
Напомню, что в соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).
Начну с постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 г. № 1.
Да, действительно, на основании п. 6 ч.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
— госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
— проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
— временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
— проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
— введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Кроме этого, «решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации» (ч.2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ).
Что здесь следует отметить? Это слово «мотивированные». То есть в любом таком постановлении должна быть некая преамбула с указанием норм права, которыми руководствуется санитарный врач при реализации своих полномочий.
А во-вторых, введение ограничений должно быть основано на некой статистике, методических расчетах, эпидемических порогах и так далее.
Как видим, как раз с эпидемией-то есть большая такая нестыковочка.
Ни один орган исполнительной власти или должностное лицо не издавало и не публиковало для всеобщего сведения какого-либо распорядительного документа, объявляющего на территории РФ эпидемию коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), на основании которого возможно применение положений Приложения № 2 «Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н).
В своем постановлении Андреева перечисляет некие статистические данные. Интенсивность прироста никак не устанавливает количество заболевших. По своей экономической сути это показатель динамики процесса. Одиннадцать процентов от 10 человек или от 10 млн.? А вот «до 20%» это конечно пёрл, так как и 11%, и 11,00000000001%, и 19,999999999% все эти цифры входят в понятие «до двадцати процентов».
Вполне закономерна и более частая заболеваемость трудоспособного населения (от 18 до 60 лет), ведущего более активный социальный образ жизни. Не удивительно, но их удельный вес в общей численности населения составляет примерно 55% по данным Госкомстата РФ. Что этим хотела сказать Андреева? Непонятно.
То есть эпидемия как бы есть, но ее нет. Эпидемические показания в данном постановлении отсутствуют. Нет каких-либо данных о численности заболевших относительно общей численности населения страны (региона) или стандартных методических «80 человек на 10000 человек», равно как и ссылка на какой-либо источник, объявивший на территории РФ эпидемию коронавируса SARS-CoV-2 (COVID-19).
И наконец, абсолютно гениальный вывод по своей наивной простоте, над которым не посмеялся только ленивый, о росте числа заболевших при активном посещении общественных мест. Закрытые помещения поставлены в один ряд с открытой местностью в виде парков.
А как обстоят дела с мероприятиями по дезинфекции общественного транспорта и, особенно, метро? Помнится весной-летом 2020 года, при меньших объемах заболевших, префектурами и управами районов Москвы осуществлялось централизованное обеспечение управляющих организаций ЖКХ дезинфицирующими жидкостями для обработки подъездов домов. И даже несколько раз где-то ездили машины и поливали фасады.
Далее Андреева постановила обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям группам граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Таким образом, она сразу апеллирует к приложению № 2 «Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н), при этом официальные статистические данные о достижении эпидемического порога в г. Москве отсутствуют.
Лексическое значение слова «обеспечить», согласно словарей Ожегова С. И., Даля В.И. и других, означает снабжение, предоставление материальных средств, создание условий, устранение препятствий. Таким образом, постановлением от 15.06.2021 г. № 1 установлен только факт необходимости создания условий для осуществления иммунопрофилактики граждан и не более того. Что также подтверждается отсутствием в постановлении субъекта права (физическое или юридическое лицо), на которое возложено обеспечение иммунопрофилактики.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания Приказа Минздрава России от 21.03.2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» следует, что:
— профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок) (ч.1 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ);
— вакцинацию осуществляют медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
— перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
У работодателя отсутствуют правовые основания обязать своих работников сделать профилактические прививки, так как они проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (ч.1 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ); при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина (ч.2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ) и гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний (ч.3 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ).
Таким образом, работодатели не могут являться ответственными за осуществление, обеспечение или проведение иммунопрофилактики сотрудников (населения) в соответствии с законодательством РФ и не могут нести какую-либо ответственность за мероприятия по иммунопрофилактике или их последствия в отношении сотрудников. Такие требования не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как неправомерно возлагают на них дополнительные обязанности. Вышеуказанные нормы только устанавливают цель проведения профилактических прививок, порядок и условия проведения.
Главные санитарные врачи регионов не вправе обязать работодателей организовать иммунопрофилактику сотрудников и тем более обеспечить определённый процент вакцинированных. Это следует из норм действующего законодательства в их взаимосвязи и подтверждается обширной судебной практикой.
Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей установлены статьями 50-51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Перечень указанных полномочий является закрытым и исчерпывающим, и не содержит норм, позволяющих возлагать на работодателей организацию и проведение иммунопрофилактики сотрудников.
Право выдавать гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, установленное ч.2 ст. 50 указанного закона не предполагает осуществление вакцинации, так как противоречит нормам действующего законодательства в их взаимосвязи.
По материалам судебной практики также следует отметить отсутствие в санитарных правилах, регулирующих иммунопрофилактику соответствующих инфекций, указаний об обязанности работодателей обеспечивать вакцинацию сотрудников, в том числе и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Пунктом 2 постановления от 15.06.2021 г. № 1 Главный государственный санитарный врач по г. Москве возложил на руководителей организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, только организовать проведение профилактических прививок и усилить информационно-разъяснительную работу среди работников.
Возложение на юридических лиц обязанностей по организации проведения прививок в лучшем случае может рассматриваться только в части жеста доброй воли и обеспечения транспортом, проведения разъяснительной работы, предоставления оплачиваемого времени для посещения медицинских организаций или выходных дней, выплате материальной помощи или компенсации расходов, связанных с иммунопрофилактикой и т. п.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Возвращаюсь к приложению № 2 «Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н).
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, делается следующим категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации:
К приоритету 1-го уровня относятся:
— лица в возрасте 60 лет и старше;
— взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
— работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров;
— лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
— лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
— граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
К приоритету 2-го уровня относятся:
— взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
— работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;
— лица, работающие вахтовым методом;
— волонтеры;
— военнослужащие;
— работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся:
— государственные гражданские и муниципальные служащие;
— обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет;
— лица, подлежащие призыву на военную службу.
Своим постановлением Главный государственный санитарный врач по г. Москве конкретизирует группы граждан по сферам деятельности, которые в основном включены в приоритет 2-го уровня «работники организаций сферы предоставления услуг» Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н:
— торговля;
— салоны красоты, косметические, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, физкультурно-оздоровительные комплексы, фитнес-клубы, бассейны;
— бытовые услуги, в том числе прачечные, химчистки и иные подобные услуги;
— общественное питание;
— клиентские подразделения финансовых организаций, организации почтовой связи;
— МФЦ;
— транспорт общего пользования, такси;
— образование, здравоохранение, социальная защита и социальное обслуживание;
— жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика;
— культурные, выставочные, просветительские мероприятия, в том числе музеи, выставочные залы, библиотеки, лекции, тренинги (за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти);
— досуговые, развлекательные, зрелищные мероприятия, в том числе игровые мероприятия, мастер-классы;
— детские игровые комнаты, детские развлекательные центры, детские лагеря дневного пребывания, иные места проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;
— театры, кинотеатры, концертные залы;
— массовые физкультурные, спортивные мероприятия;
— доставка товаров и продуктов питания в том числе курьерская (с 23 июня 2021 года).
А также госслужащие, муниципальные служащие, работники органов власти города Москвы и подведомственных им организаций.
Мне встречались разъяснения о том, что розничная (оптовая, дистанционная) торговля (равно как и в иных аналогичных случаях) не является сферой услуг и поэтому незаконно включена в Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 г. № 1.
Но в преамбуле постановления указан и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н, в приложении № 2 которого есть перечень категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе профилактическими прививками против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, опять же по эпидемическим показаниям. Поэтому придерживаться позиции о незаконности иммунопрофилактики сферы торговли в городе-миллионнике как минимум не продуктивно.
При этом отмечу, что законность иммунопрофилактики как таковой и возложение на работодателей каких-либо обязанностей по ее осуществлению, проведению, обеспечению процентов вакцинированных, представлению статистических данных в отношении сотрудников никоим образом не тождественны. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Также очень распространено мнение со ссылкой на ч.1 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» о том, что Главные санитарные врачи регионов и(или) региональные власти не вправе самостоятельно расширять список категорий граждан, подлежащих иммунопрофилактике по эпидемическим показаниям.
Но этой статьей установлено, что профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. То есть здесь, дословно, на ФОИВ возложена обязанность установления перечня инфекционных болезней, но не категорий, групп или иного круга граждан.
А вот уже на основании пункта 5.2.93 Положения о Министерстве здравоохранения РФ (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 608) Министерство здравоохранения РФ осуществляет полномочия и самостоятельно принимает нормативные правовые акты в виде календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроках проведения профилактических прививок, категориях граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечнях инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.
В целом естественно ничего не меняется, но эту неточность необходимо учитывать.
В п. 4 Постановления от 15.06.2021 г. № 1 Главного государственного санитарного врача по г. Москве указано, что Правительство Москвы обеспечивает контроль за соблюдением требований постановления, представление информации, определяет потребность в медицинском обеспечении мероприятий и организовывает информирование населения.
Структура Правительства Москвы, размещена на официальном сайте мэра Москвы , исходя из которой возможно определить права тех или иных учреждений по реализации мероприятий, указанных санитарным врачом. Иными словами, если любая конкретная организация не входит в состав Правительства Москвы, то осуществлять контроль (и только контроль) за соблюдением постановления санитарного врача она не вправе.
Естественно, Роспотребнадзор Москвы, который априори объявили главным карательным органом по выписыванию штрафов, не остался в стороне (п.5 постановления от 15.06.2021 г. № 1).
А теперь смотрим как осуществляется манипулирование информацией по разъяснениям Оперативного штаба Москвы и Роспотребнадзора, опубликованных от 29.06.2021 г. на сайте Департамента здравоохранения г. Москвы.
В п. 1 по вопросу обязательности требований санитарного врача Оперативный штаб сообщает об «обязательной вакцинации отдельных групп населения» со ссылками на статьи 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, в которых указаны положения общего характера в части обязанностей граждан и бизнеса, а также на статью 10 «Профилактические прививки по эпидемическим показаниям» Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ.
Однако, как выше рассмотрено, в постановлении Андреевой указано только об обеспечении проведения прививок, организации этих мероприятий и контролю за их выполнением.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия осуществляются для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.
Однако, частью 3 указанной статьи установлено, что эти мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
А именно, «при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
— об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
— о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
— о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
— о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний».
Таким образом, только в двух случаях наступает обязательность санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: в процессе обычной хозяйственной деятельности юридических лиц или на основании предписания Роспотребнадзора при выявлении каких-либо очагов антисанитарии.
Причем, этим же Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлены права граждан и бизнеса на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статьи 8 и 9).
Нет никаких иллюзий, что эпидемия официально не объявляется во избежание возмещения в судебном порядке в полном объеме вреда со стороны многочисленных ответчиков, причастных к государственным структурам.
Про медицинские отводы.
Перечень причин для медицинского отвода достаточно небольшой и получить его по причине хронической болезненности человека, в силу возраста, излишнего веса, наличию антител вируса SARS-CoV-2 и так далее не получится. Департамент здравоохранения Москвы рекомендует (а значит, все медики уже получили соответствующие инструкции и перечни противопоказаний) медотводы при острых инфекционных заболеваниях, обострении серьезных хронических заболеваний, жизнеугрожающих и неотложных состояниях, нахождении на больничном или в стационаре, при беременности, при перенесенном заболевании коронавирусной инфекцией, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), не более 6 месяцев до обращения к врачу.
Также существуют некие Методические указания МУ 3.3.1.1095-02 «Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок».
Не могу гарантировать, но читатели делились следующим лайфхаком — делать прививки от других болезней (в том числе и от клещевого энцефалита). При этом в течение месяца после прививки якобы нельзя прививаться никакой другой. Ввиду того, что их достаточно много, то на несколько месяцев можно затянуть процесс. А там, глядишь, и весь хайп вакцинации уйдет в небытие.
Также, у каждой вакцины есть индивидуальный перечень противопоказаний.
Для препарата ГАМ-КОВИД-ВАК (Письмо Минздрава России от 20.02.2021 г. № 1/И/1-1221) противопоказаниями являются:
— гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
— тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
— беременность и период грудного вскармливания;
— тяжелые осложнения после ввода первого компонента (в этом случае второй не вводится).
Для препарата ЭпиВакКорона (Письмо Минздрава России от 21.01.2021 г. № 1/И/1-332):
— гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроокиси алюминия и другим);
— тяжелые формы аллергических заболеваний;
— реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины;
— иммунодефицит (первичный);
— злокачественные заболевания крови и новообразования;
— беременность и период грудного вскармливания.
Особое внимание стоит обратить на себя людям с хроническими заболеваниями печени и почек, нарушениями эндокринной системы, заболеваний ЦНС и сердечно-сосудистой системы.
Интересная ситуация и с людьми, имеющими антитела вируса.
В письме Минздрава России от 15.01.2021 г. № 1/И/1-155 говорится, что проверка иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2 перед иммунопрофилактикой не является обязательной. А лица, имеющие положительные результаты исследования на наличие иммуноглобулинов классов G и M к вирусу SARS-CoV-2, полученные вне рамок подготовки к вакцинированию, не прививаются.
При этом количественные показатели антител не имеют никакого значения. Достаточно только факта их наличия. Каких либо новых разъяснений по данному вопросу нет, указанное письмо Минздравом не отзывалось.
Также следует отметить, что постановления главных санитарных врачей, нормативные правовые акты субъектов РФ и прочие всевозможные указания должностных лиц любых уровней не могут отменять рекомендации Минздрава России.
В соответствии со ст. 1 Постановления Правительства России от 19.06.2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний, медицинской помощи, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Посему все разъяснения и рекомендации о том, что титры антител не исключают вакцинацию или не являются противопоказаниями для иммунопрофилактики, являются незаконными. При необходимости гражданин может самостоятельно сдать биоматериал для анализа в любом из медицинских учреждений, оказывающих такие услуги.
Право на отказ от иммунопрофилактики (и не только от вируса SARS-CoV-2) является абсолютным и закреплено ч.1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»: «граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок».
Понятие профилактических прививок определено ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ: «введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням». Вопрос лишь в последствиях для взаимоотношений с работодателем при отказе от иммунопрофилактики. Но об этом далее.
В одном из комментариев работник образовательного учреждения был искренне удивлен, что подлежит обязательной иммунопрофилактике на основании п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825).
Отдельно стоит упомянуть ваши права и свободы, установленные многострадальной Конституцией РФ, которые могут быть ущемлены незаконными действиями третьих лиц в эти мутные ковидные времена.
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация является правовым государством (ч.1 ст. 1). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей её территории (ч.2 ст. 4).
Необходимость противодействия распространению коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), не может оправдать нарушения этого принципа и принятия незаконных решений и мер, в том числе и в области заботы о здоровье населения.
Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Ст. 7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, ……
Ст. 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Ст. 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ст. 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ст. 19. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Ст. 20. Каждый имеет право на жизнь.
Ст. 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Ст. 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Ст. 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную …. ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального …. превосходства.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Ст. 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Ст. 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Ст. 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Ст. 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст. 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Ст. 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ст. 56. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
Ст. 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
И в завершение поста, наше старое, доброе и вечное: подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное; поставьте лайк, напишите комментарий, поделитесь с друзьями.
Ваш фидбэк очень интересен. Это и обычная благодарность автору, и ваши новые ситуации, из которых можно усовершенствовать изложенный материал, и новые мысли для будущих публикаций.
Для желающих внести материальную благодарность, — под постом есть абсолютно безопасная форма от Яндекса для перечисления пожертвований на кофе для бессонных ночей. Всем спасибо и до новых «забойных» постов.
Почитать продолжение и другие посты блога можно здесь
Публикуемый контент не всегда соответствует специфике сайта или может быть неуместным, поэтому рекомендуем подписаться на другие наши ресурсы
0 комментариев