Природа глазами Ван Гога: больше, чем небо, и сильнее, чем чувства

Мне в руки попало увлекательное исследование Ричарда Кендалла, посвящённое роли природы в творчестве Ван Гога. Этот каталог, получивший название «Ван Гог и природа», был подготовлен к крупной выставке и включает работы художника, которые были представлены на ней. Однако, что меня особенно заинтересовало, так это то, как Кендалл глубоко и всесторонне рассмотрел тему роли природы в жизни и творчестве Ван Гога.


Первый момент, на который справедливо обратил внимание Кендалл: Ван Гог успел пожить в разных уголках Европы, и каждая из этих местностей отличалась своим неповторимым природным колоритом.

В юности Ван Гог провёл время в сельской Голландии, где равнинные пейзажи, деревья, цветы и птицы стали основой для его ранних работ. Переехав в Париж, он столкнулся с новыми и радикальными взглядами на искусство, а также с изменениями в отношениях человека и природы.

Позже, в Провансе и Овере, Ван Гог открыл для себя новые территории, флору и фауну, которые значительно повлияли на его художественные идеи и тематику. Изображения Ван Гогом столь разнообразных пейзажей отражают не только его непосредственное окружение, но и эволюцию его взаимодействия с природой и искусством.

Соглашусь с тем, что наша среда и природа, которые нас окружают, оказывают значительное влияние на то, как мы воспринимаем мир. Серый городской квартал, зелёная роща с кустами сирени, ледяное дыхание северных морей или знойное солнце в южных широтах — всё это формирует наше видение.

Наша страна предлагает уникальную возможность каждому, кто живёт здесь и занимается изобразительным искусством, побывать в самых разных климатических зонах, на территориях с совершенно непохожими ландшафтами, температурами, часовыми поясами и продолжительностью светового дня. Однако, к сожалению, эта возможность для развития воображения и реализации творческих идей не всегда оценивается по достоинству.


Ещё один интересный факт, который заметил Кендалл, заключается в том, что в работах Ван Гога природа не просто фон, а полноценное действующее лицо. Чаще всего она изображена в состоянии воодушевления, возвышенной и утешительной.

Стремление Ван Гога к созданию «более возвышенной и утешительной природы» также проявляется в его желании объединить свои сады в диптихи и триптихи — религиозные формы искусства, тесно связанные с церковными интерьерами.
Ван Гог был знаком с подобными работами благодаря японской гравюре, где две или три ксилографии часто составляют единую сцену. У него самого было несколько таких гравюр, на некоторых из которых были изображены цветущие деревья.
Ассоциации с религией и утопической Японией придают идее Ван Гога представить свои работы в таком виде идеалистический оттенок.

Для Ван Гога природа была источником вдохновения. Именно так, источником. В дополнение к этому, природа была своеобразным проводником его душевного состояния.

В письме к Тео, написанном примерно 28 октября 1885 года, Ван Гог подробно объяснил, как он воспринимает окружающий мир и как старается передать с помощью цвета множество разнообразных настроений. По его словам, он изучал природу и ландшафт, чтобы не совершать ошибок. Однако он не был обязан слепо следовать натуре, когда дело касалось цвета. Ван Гог использовал разные оттенки, ведь цвет сам по себе способен что-то выражать. Его нельзя игнорировать, он должен быть частью картины. То, что выглядит красиво, по-настоящему красиво, тоже заслуживает внимания.

Одним из значимых этапов в развитии творчества Ван Гога стало понимание того, что цвет, особенно в сочетании с изображением природы, способен стать мощным инструментом самовыражения. Эта уникальная особенность стала отличительной чертой стиля Ван Гога.

В Нюэнене Ван Гог открыл для себя, что цвет может быть мощным инструментом самовыражения. Позже, во Франции, вдохновлённый работами импрессионистов, таких как Моне и Писсарро, а также постимпрессионистов, включая Сера и Гогена, он разработал яркую палитру, которая отличалась от натуралистических подходов.
Какое-то время Ван Гог также пытался работать, опираясь исключительно на своё воображение. Однако он всегда считал, что для современного художника изучение природы является основой его творчества. Художники не могут полностью изучить природу, им всегда приходится «вкалывать изо всех сил».
Для Ван Гога природа оставалась главным источником вдохновения. Он говорил: «Величайшее, мощнейшее воображение также создавало вещи непосредственно из реальности, которые ошеломляли».

Каталог Ричарда Кендалла «Ван Гог и природа» произвёл на меня сильное впечатление, потому что он помог мне увидеть в художнике ранимого и тонко чувствующего человека. О Ван Гоге написаны миллионы страниц, но описание Кендалла о том, как Ван Гог относился к природе, оказалось более талантливым, понятным и подробным, чем многие из этих миллионов страниц.

В сентябре 1889 года, находясь в приюте для душевнобольных в Сен-Реми, Ван Гог начал задумываться о возвращении на север. Он написал своему брату Тео:
«Ты знаешь, что я приехал на юг и с головой ушел в работу по многим причинам. Я хотел увидеть природу в новом свете и верил, что созерцание природы под более ярким небом может дать нам более глубокое понимание японского способа чувствовать и рисовать. Я также желал наконец увидеть это яркое солнце, потому что чувствовал, что без его знания невозможно понять картины Делакруа с точки зрения исполнения и техники. Кроме того, я чувствовал, что на севере цвета призмы скрыты за туманом. Всё это, в какой-то степени, остаётся правдой.»

****

Читайте также:

Хоакин Соролья: мастер солнечного света

Спокойствие, умиротворение и душевное тепло — глазами художников и словами поэтов

Дети глазами художников

Короткая заметка 💡 Про правило трех в искусстве

Короткая заметка 💡 Маргарита Алигер о красоте

Короткая заметка 💡 Что писатели говорят об искусстве?

Короткая заметка 💡 Валерий Брюсов про творчество

****

Смотрите также:

****

Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘

🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации