30 апр 07:00
8 минут

Что может рассказать Франц Кафка о творческом кризисе?

Вы когда-нибудь испытывали чувство, что запланированное дело не идёт, и вы не знаете, стоит ли продолжать? Вас одолевают сомнения, не зря ли вы тратите время и силы. Кажется, что ваша работа не имеет никакой ценности, никому не нужна и не найдёт отклика. Ваши навыки и знания не кажутся достаточными, чтобы справиться с задачей. В результате — ни картина не написана, ни статья не опубликована, ни цели не достигнуты.

Эти переживания очень ярко описаны в личном дневнике писателя Франца Кафки. Позвольте представить вам несколько цитат, которые особенно запали мне в душу (перевод на русский язык — мой):

Так проходит моё дождливое и спокойное воскресенье. Я сижу в своей спальне в умиротворении, но вместо того чтобы взяться за написание чего-то, во что я мог бы вложить все свои силы позавчера, я уже довольно долго смотрю на свои пальцы.


С одной стороны, нам постоянно не хватает времени: кажется, что дел так много, что мы не успеваем их сделать. С другой стороны, в нас расцветает прокрастинация, и мы тратим драгоценные минуты на пустые занятия. Этот парадокс часто испытывают талантливые люди, которые понимают, что им нужно реализовать свои способности, но не знают, с чего начать.

Я больше не в силах писать. Я подошёл к тому рубежу, перед которым, возможно, снова надолго замолчу. А затем, вероятно, начну новую историю, которая опять останется незавершённой. Такая судьба словно преследует меня.


Быть художником — значит остро ощущать жизнь и испытывать страх перед тем, что внушает трепет. Когда одно за другим происходят печальные события, погружая мир в бездну отчаяния, а информационное пространство заполняют ужасные новости, можно, как когда-то Кафка, оказаться во власти внутреннего мрака. И тогда тревога может достичь невыносимых пределов.

И снова я с трудом написал две страницы. Сначала я думал, что печаль из-за поражений в Австрии и тревога за будущее (тревога, которая кажется мне нелепой и неразумной) помешают мне писать. Но это не так. Это лишь апатия, которая всегда возвращается, и которую мне приходится преодолевать. Когда я не пишу, у меня всегда есть время для грусти.


Сомнения — постоянный спутник художника, как Луна — Земли. Часто возникают вопросы: «Хватит ли мне сил, чтобы начать творческий проект? Достаточно ли у меня квалификации, чтобы довести его до логического завершения? Смогу ли я правильно выстроить график работы?» Эти и многие другие сомнения атакуют каждый творческий план и каждую цель. Чтобы сохранить ценность идеи, нужно приложить усилия.

Я снова хочу поделиться своими мыслями, но сколько же сомнений у меня возникало по поводу того, что я пишу!
На самом деле, я не самый способный и образованный человек. Если бы меня не заставляли ходить в школу — без каких-либо усилий с моей стороны и едва ли осознавая это давление, — я бы, наверное, ограничился тем, чтобы сидеть в углу и выпрыгивать из него только тогда, когда мне предлагают еду. А после того как я её проглочу, снова возвращался бы в свой угол.


Кафка выражал свои творческие муки и сомнения в следующих образах:

Когда я пишу что-то не так, у меня возникает ощущение, будто я стою перед двумя отверстиями в земле и жду, что из правого появится что-то важное. Но пока это отверстие закрыто едва различимой крышкой, из левого одно существо за другим пытается привлечь моё внимание. И в конце концов, оно побеждает, несмотря на все мои попытки помешать ему. В конце концов, я даже закрываю нужное отверстие, но это не помогает.
Этот человек не хочет покидать это место и отказывается от этого любой ценой. У него нет ничего, кроме этих мимолетных видений, и хотя они не могут удовлетворить его, он продолжает бороться, даже когда чувствует слабость. Пойманный в ловушку их восстания, он мог бы поднять их и развеять по ветру, если бы смог таким же образом освободить других. Но постоянное наблюдение за одним человеком становится невыносимым, и он продолжает надеяться, что после того, как ложные представления будут исчерпаны, наконец появится истина.

После прочтения дневника у меня сложилось впечатление, что Франц Кафка был человеком с тонкой душевной организацией. Он был очень чувствительным и глубоко переживал о своём творчестве. который глубоко переживал за своё творчество.

Кафка часто сомневался и порой находился в состоянии растерянности. В одни моменты он был охвачен отчаянием, а в другие — словно феникс, возрождался из пепла творческого забвения. Это удивительное преображение!

Мне кажется, что пример Кафки может быть очень важен для каждого творческого человека, который сталкивается с трудностями на своём пути.

Я чувствую себя потерянным и не на своём месте. Однако, когда я получаю даже самое незначительное письмо, во мне просыпается удивительная уверенность.
Я провёл два часа, бродя по улицам, без веса, без костей и без тела. В это время я размышлял о том, что пережил сегодня днём, когда писал.
[…]
Я точно буду продолжать писать, несмотря ни на что. Это моя борьба за самосохранение.


Как показывает пример Франца Кафки, творческий кризис — это прежде всего ощущение неуверенности в себе. Негативное влияние также оказывают слабая дисциплина и отсутствие чёткого направления.

Чем дольше откладываешь начало творческого проекта, тем больше вероятность, что ты никогда его не начнёшь из-за постоянных сомнений и мыслей, которые одолевают тебя. Если слишком много думать, то можно так и не приступить к работе.

Творческий кризис возникает в нашем сознании, и его опасность заключается в том, что он происходит там же, где рождаются идеи — в нашей голове. И кризис, и идеи — всё это находится в нашем сознании.


В завершение хотелось бы поделиться ещё одной мыслью.

С одной стороны, творческий кризис может вызывать стресс. Мы никогда не узнаем, сколько прекрасных идей так и не было воплощено в жизнь из-за неуверенности и сомнений, которые мешали их авторам начать работу. Возможно, это огромное количество нереализованных возможностей.

С другой стороны, без кризисов творческий процесс невозможен. Момент озарения часто приходит после долгих и, на первый взгляд, бесперспективных размышлений. Идеи не появляются сами собой, а успехи не всегда гарантированы и случаются не так часто, как хотелось бы. Однако, несмотря на это, творческий процесс — это замечательная история, которая стоит того, чтобы приложить усилия и попытаться её реализовать.

****

Читайте также:

Включите свет, добавьте резкость: Впечатления о выставках Александра Савинова и художников Саратовской школы

Впечатления о выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в музее-заповеднике «Царицыно»

Когда изобразительное искусство может утратить смысл?

Художник говорит! 📣 Цитаты о любви и искусстве ❤️

****

Смотрите также:

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации