15 янв 07:54
3 минуты

Обнуление экономики искусства

У всех на слуху генеративный искусственный интеллект — тип искусственного интеллекта, который может создавать новый контент и идеи, включая истории, изображения, видео и музыку. В эту технологию направляются большие медийные и финансовые потоки. При всем при этом меня как у художника-человека эта технология заставляется серьезно задуматься. И вот почему.


Экономика искусства основывается на ценности конечного продукта — произведения искусства. Как создается ценность произведения искусства? Через дефицит. Через авторский подход, эксклюзивность, уникальность. Через высокий порог входа.

В каждом конкретном случае источником ценности могут быть, например, личность автора или контекст, в котором создано произведение. Главное, что произведение искусства чего-то стоит. В противном случае никакой экономики не получилось бы.

Чтобы произведение искусства приобрело ценность, необходимы усилия, ресурсы, знания навыки. Иными словами, шедевр не создается по щелчку пальцев.

Тот конечный продукт, которые предстает перед зрителем, — квинтэссенция таланта, опыта, трудолюбия. Произведение многолетней практики и отточенного мастерства. Результат кропотливой работы, пусть даже со стороны труд кажется сравнительно «легким».

Художники разных специальностей и направлений во всем мире трудятся годами, чтобы создать свой бренд, заработать хорошую репутацию и, наконец, обратить свое творчество в то, что имеет ценность.

У успеха художника много факторов, но, пожалуй, одни из ключевых — качество работы и ограниченность предложения.

Чем больше творческого контента, тем, как правило, ниже его ценность. Это показывает практика. И вот здесь берут начало мои опасения относительно способности генеративного ИИ создавать новую стоимость.


Если генеративный ИИ будет создавать контент с качеством, сопоставимым с качеством работ команды художников-профессионалов, то упадут не только спрос на человеческий труд, но и обрушиться стоимость контента.

С помощью генеративного ИИ будут созданы несчетные объемы творческого контента. Рынок перенасытиться. И, в конечном итоге, все на таком рынке приобретет нулевую (или даже отрицательную) стоимость. А когда ценность продукта нулевая, такой продукт и связанные с ним услуги (включая ИИ услуги по созданию контента) будут не нужны. По крайней мере в каких-то больших масштабах.

Высококачественное произведение искусства за несколько кликов мыши, без требований к наличию у создателя опыта и образования — залог разрушения того мира, в котором художники привыкли работать. Кто выиграет от такой смены условий? Потери могут оказаться огромными, но будет ли сопоставимая польза?

Девальвация конечного продукта — произведения искусства — вещь, которая в условиях развития генеративного ИИ кажется неизбежной. Сможет ли ее преодолеть ценность автора, человеческого вклада и личности художника? Покажет время.

****

Смотрите также:

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации