logo Лаборатория Перископа

"Рельсовая Поднебесная", предисловие

Предисловие ‎

Про‏ ‎современный ‎Китай ‎написаны ‎тысячи ‎книг‏ ‎– ‎а‏ ‎может,‏ ‎и ‎десятки ‎тысяч.‏ ‎Среди ‎них‏ ‎есть ‎достаточно ‎много ‎путевых‏ ‎заметок.‏ ‎Путешественники ‎любят‏ ‎и ‎охотно‏ ‎посещают ‎Китай ‎с ‎тех ‎самых‏ ‎пор,‏ ‎как ‎он‏ ‎открылся ‎внешнему‏ ‎миру ‎после ‎смерти ‎Мао. ‎

Чтобы‏ ‎увидеть‏ ‎больше‏ ‎за ‎единицу‏ ‎времени, ‎люди‏ ‎перемещаются ‎быстро‏ ‎–‏ ‎в ‎основном‏ ‎на ‎самолётах. ‎Бесспорно, ‎самолёт ‎–‏ ‎штука ‎удобная:‏ ‎сел‏ ‎в ‎одном ‎месте‏ ‎– ‎через‏ ‎два-три ‎часа ‎очутился ‎в‏ ‎совершенно‏ ‎другом. ‎Он‏ ‎сильно ‎экономит‏ ‎время, ‎в ‎этом ‎авиации ‎не‏ ‎откажешь.‏ ‎Однако ‎такой‏ ‎метод ‎–‏ ‎быстро ‎прыгать ‎«кузнечиком» ‎– ‎имеет‏ ‎и‏ ‎свой‏ ‎недостаток, ‎не‏ ‎вполне ‎очевидный‏ ‎с ‎первого‏ ‎взгляда.‏ ‎Такое ‎перемещение‏ ‎не ‎позволяет ‎ощутить ‎страну ‎в‏ ‎её ‎реальном‏ ‎масштабе,‏ ‎увидеть ‎смену ‎климатических‏ ‎поясов ‎и‏ ‎постепенное ‎изменение ‎пейзажа, ‎цепочку‏ ‎городов‏ ‎и ‎великие‏ ‎реки ‎на‏ ‎пути. ‎То ‎есть ‎получается ‎не‏ ‎целостное,‏ ‎а ‎фрагментарное‏ ‎восприятие. ‎Тут‏ ‎кусочек, ‎там ‎кусочек...

Но ‎как ‎лучше‏ ‎путешествовать‏ ‎по‏ ‎стране, ‎если‏ ‎мы ‎хотим‏ ‎понять ‎её‏ ‎истинный‏ ‎масштаб, ‎своими‏ ‎глазами ‎увидеть ‎разноликость ‎регионов, ‎иметь‏ ‎возможность ‎общаться‏ ‎с‏ ‎попутчиками ‎или ‎пробовать‏ ‎разную ‎еду?‏ ‎Что ‎выбрать ‎– ‎поезд‏ ‎или‏ ‎автомобиль? ‎Разумеется,‏ ‎оба ‎способа‏ ‎по-своему ‎интересны, ‎но ‎мой ‎выбор‏ ‎–‏ ‎поезд. ‎Во‏ ‎время ‎поездки‏ ‎по ‎железной ‎дороге ‎путешественник ‎не‏ ‎прикован‏ ‎к‏ ‎рулю ‎и‏ ‎не ‎должен‏ ‎следить ‎за‏ ‎дорожной‏ ‎ситуацией; ‎он‏ ‎может ‎спокойно ‎фотографировать ‎и ‎общаться‏ ‎с ‎попутчиками‏ ‎(в‏ ‎меру ‎своих ‎сил‏ ‎и ‎знаний),‏ ‎а ‎самое ‎главное ‎–‏ ‎познавать‏ ‎реальную ‎жизнь‏ ‎с ‎её‏ ‎обыденной, ‎непарадной ‎стороны. ‎Именно ‎путешествие‏ ‎на‏ ‎поезде ‎даёт‏ ‎возможность ‎увидеть‏ ‎обычную ‎жизнь ‎обычных ‎людей, ‎а‏ ‎не‏ ‎рекламные,‏ ‎«экспортные» ‎образы‏ ‎с ‎растиражированной‏ ‎туристической ‎картинки.

Эта‏ ‎книга‏ ‎в ‎немалой‏ ‎степени ‎посвящена ‎рельсовым ‎магистралям ‎Китая.‏ ‎Китайские ‎железные‏ ‎дороги‏ ‎– ‎это ‎настоящий‏ ‎феномен, ‎который‏ ‎во ‎всей ‎полноте ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎практически‏ ‎не ‎исследован.‏ ‎Большая ‎часть ‎страны ‎покрыта ‎сетью‏ ‎высокоскоростных‏ ‎магистралей ‎(ВСМ),‏ ‎по ‎которым‏ ‎экспрессы ‎мчатся ‎с ‎«почти ‎самолётными»‏ ‎скоростями,‏ ‎300‏ ‎км/ч. ‎Но‏ ‎в ‎тени‏ ‎ультрасовременной ‎паутины‏ ‎ВСМ‏ ‎курсируют ‎тысячи‏ ‎«простых» ‎поездов, ‎в ‎которых ‎течёт‏ ‎неспешная, ‎устоявшаяся‏ ‎дорожная‏ ‎жизнь, ‎сформированы ‎традиции‏ ‎и ‎по-своему‏ ‎налажен ‎«поездной» ‎быт. ‎Так‏ ‎вот,‏ ‎здесь ‎и‏ ‎рассматриваются ‎оба‏ ‎этих ‎рельсовых ‎мира ‎Поднебесной. ‎Они‏ ‎показаны‏ ‎изнутри ‎–‏ ‎глазами ‎пассажира,‏ ‎но ‎пассажира ‎внимательного ‎и ‎вдумчивого.‏ ‎Каковы‏ ‎особенности‏ ‎каждого ‎из‏ ‎этих ‎двух‏ ‎миров? ‎Чем‏ ‎они‏ ‎похожи ‎на‏ ‎нашу ‎железнодорожную ‎реальность ‎и ‎чем‏ ‎от ‎неё‏ ‎отличаются?‏ ‎Анализу ‎этой ‎темы‏ ‎посвящены ‎все‏ ‎«поездные» ‎главы ‎книги.

Ещё ‎эта‏ ‎книга‏ ‎- ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎не ‎надо ‎бояться ‎путешествовать ‎по‏ ‎Китаю.‏ ‎Не ‎стоит‏ ‎пугаться ‎мира‏ ‎иероглифов, ‎которые ‎и ‎правда ‎ввергают‏ ‎непривычного‏ ‎человека‏ ‎поначалу ‎в‏ ‎шок. ‎Вы‏ ‎вполне ‎можете‏ ‎поладить‏ ‎с ‎этой‏ ‎великой ‎восточной ‎цивилизацией, ‎если ‎будете‏ ‎с ‎ней‏ ‎общаться‏ ‎уважительно ‎и ‎с‏ ‎вниманием. ‎Как‏ ‎и ‎где ‎поесть ‎без‏ ‎знания‏ ‎языка ‎и‏ ‎иероглифической ‎письменности?‏ ‎Как ‎вести ‎себя ‎на ‎транспорте‏ ‎и‏ ‎в ‎небольших‏ ‎городах? ‎Как‏ ‎купить ‎билет, ‎если ‎вы ‎находитесь‏ ‎на‏ ‎глухой‏ ‎станции ‎вдали‏ ‎от ‎туристических‏ ‎маршрутов ‎и‏ ‎кассир‏ ‎не ‎знает‏ ‎ни ‎слова ‎по-английски? ‎Что ‎следует‏ ‎помнить ‎и‏ ‎чего‏ ‎избегать ‎в ‎этой‏ ‎загадочной ‎для‏ ‎европейца ‎стране? ‎Ответы ‎на‏ ‎эти‏ ‎вопросы ‎можно‏ ‎найти ‎в‏ ‎соответствующих ‎главах ‎книги.

Передвигаясь ‎исключительно ‎на‏ ‎поездах,‏ ‎автор ‎посещал‏ ‎в ‎основном‏ ‎непарадные ‎места ‎и ‎далеко ‎не‏ ‎самые‏ ‎известные‏ ‎достопримечательности. ‎Будучи‏ ‎в ‎Порт-Артуре,‏ ‎Харбине, ‎Даляне‏ ‎и‏ ‎Шанхае, ‎он‏ ‎обращал ‎внимание ‎на ‎русское ‎наследие,‏ ‎которого ‎до‏ ‎сих‏ ‎пор ‎сохранилось ‎немало.‏ ‎Особняком ‎стоит‏ ‎город ‎Тяньцзинь, ‎где ‎представлен‏ ‎необычный‏ ‎пример ‎уже‏ ‎советского ‎наследия‏ ‎– ‎авианосный ‎крейсер ‎«Киев», ‎который‏ ‎был‏ ‎продан ‎туда‏ ‎в ‎тяжёлые‏ ‎времена ‎Девяностых ‎и ‎нашёл ‎своё‏ ‎пристанище‏ ‎в‏ ‎Поднебесной. ‎

Наконец,‏ ‎здесь ‎будет‏ ‎рассказано ‎и‏ ‎про‏ ‎идеологические ‎реалии‏ ‎Красного ‎Китая, ‎которые ‎в ‎период‏ ‎"рыночного ‎социализма"‏ ‎находятся‏ ‎в ‎тени ‎и‏ ‎редко ‎удостаиваются‏ ‎описания ‎в ‎традиционных ‎книгах‏ ‎«как‏ ‎я ‎проехал‏ ‎через ‎Китай».‏ ‎Чтобы ‎составить ‎своё ‎мнение ‎по‏ ‎этому‏ ‎вопросу, ‎автор‏ ‎посетил ‎Яньань,‏ ‎«столицу ‎Великого ‎Похода» ‎в ‎горах‏ ‎пров.‏ ‎Шэньси,‏ ‎и ‎осмотрел‏ ‎те ‎места,‏ ‎где ‎начинали‏ ‎своё‏ ‎восхождение ‎к‏ ‎вершинам ‎власти ‎легендарные ‎вожди ‎КНР.‏ ‎Именно ‎они‏ ‎в‏ ‎1949-м ‎году ‎основали‏ ‎великое ‎государство,‏ ‎через ‎некоторое ‎время ‎ставшее‏ ‎ядерной‏ ‎и ‎космической‏ ‎державой.

Словом, ‎я‏ ‎надеюсь, ‎что ‎эта ‎книга ‎сможет‏ ‎быть‏ ‎полезной ‎и‏ ‎откроет ‎для‏ ‎вас ‎какие-то ‎новые ‎грани ‎в‏ ‎понимании‏ ‎нашего‏ ‎великого ‎восточного‏ ‎соседа.

Некоторые ‎необходимые‏ ‎примечания. ‎

1. Цены‏ ‎в‏ ‎книге ‎приводятся‏ ‎на ‎момент ‎поездки, ‎т.е. ‎апрель‏ ‎2013 ‎г.,‏ ‎по‏ ‎курсу ‎юаней ‎к‏ ‎рублю ‎примерно‏ ‎1:5.

2. Особое ‎внимание ‎уделено ‎транспортным‏ ‎вопросам‏ ‎и ‎сущностям,‏ ‎согласно ‎направленности‏ ‎интересов ‎автора.

3. Разнообразные ‎подробности ‎"обычных" ‎достопримечательностей‏ ‎в‏ ‎основном ‎опущены:‏ ‎всё ‎или‏ ‎почти ‎всё ‎можно ‎найти ‎в‏ ‎Сети‏ ‎или‏ ‎Википедии. ‎Приоритет‏ ‎отдан ‎личным‏ ‎впечатлениям.

4. Транскрипция ‎китайских‏ ‎названий‏ ‎в ‎тексте‏ ‎приводится ‎русскими ‎буквами ‎или ‎пиньинем‏ ‎(латинизированным ‎вариантом‏ ‎путунхуа).‏ ‎Иероглифы ‎присутствуют ‎только‏ ‎в ‎приложениях‏ ‎в ‎конце ‎книги.


Вперёд, ‎к‏ ‎главе‏ ‎1

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачисленна на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048