С
logo
Среда обывателя

КАМЧАТСКОМУ СУДОСТРОЕНИЮ БЫТЬ?

Совершенно ‎недавно‏ ‎губернатор ‎Камчатского ‎края ‎Владимир ‎Солодов‏ ‎объявил ‎во‏ ‎всеуслышание,‏ ‎что ‎пришла ‎пора‏ ‎нашему ‎славному‏ ‎полуострову ‎обратить ‎внимание ‎на‏ ‎такую‏ ‎отрасль ‎народного‏ ‎хозяйства ‎как‏ ‎судостроение ‎и ‎судоремонт. ‎Флот ‎поизносился…‏ ‎новых‏ ‎судов ‎никто‏ ‎не ‎покупает‏ ‎и ‎не ‎строит, ‎и ‎сама‏ ‎рыбацкая‏ ‎отрасль‏ ‎полуострова ‎вроде‏ ‎как ‎находится‏ ‎в ‎забвении‏ ‎и‏ ‎стагнации, ‎не‏ ‎то, ‎что ‎в ‎далекие ‎социалистические‏ ‎времена, ‎когда‏ ‎каждый‏ ‎третий ‎работник ‎на‏ ‎Камчатке ‎был‏ ‎или ‎рыбаком ‎или ‎работал‏ ‎в‏ ‎сопутствующих ‎структурах.

Конечно,‏ ‎подобное ‎положение‏ ‎случилось ‎не ‎вдруг ‎и ‎не‏ ‎сейчас‏ ‎– ‎все‏ ‎последние ‎пост‏ ‎социалистические ‎годы ‎рыбная ‎отрасль ‎Камчатки‏ ‎уверено‏ ‎разваливалась‏ ‎и ‎катилась‏ ‎под ‎горку‏ ‎со ‎страшным‏ ‎скрипом‏ ‎и ‎грохотом.‏ ‎И ‎нынче ‎у ‎нас ‎на‏ ‎полуострове ‎осталось‏ ‎три‏ ‎относительно ‎крупных ‎рыболовных‏ ‎предприятия, ‎у‏ ‎которых ‎насчитывается ‎не ‎более‏ ‎пятидесяти‏ ‎судов ‎(втрое‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎было ‎в ‎социалистические ‎времена).

Однако, ‎что‏ ‎касается‏ ‎судостроения ‎и‏ ‎судоремонта… ‎то‏ ‎как-то ‎в ‎этом ‎плане ‎все‏ ‎не‏ ‎очень‏ ‎складывалось. ‎Построить‏ ‎на ‎петропавловских‏ ‎верфях ‎удавалось‏ ‎только‏ ‎катера ‎типа‏ ‎КЖ ‎и ‎МРС-80 ‎(в ‎корпусе‏ ‎КЖ)… ‎Все!

С‏ ‎ремонтом‏ ‎было ‎попроще: ‎в‏ ‎Петропавловске ‎работали‏ ‎где-то ‎пять-шесть ‎полноценных ‎судоремонтных‏ ‎заводов‏ ‎и ‎еще‏ ‎были ‎ремонтные‏ ‎мастерские ‎в ‎каждой ‎базе ‎флота…‏ ‎и‏ ‎еще ‎военные‏ ‎заводы ‎(на‏ ‎них ‎делали ‎самый ‎качественный ‎ремонт).‏ ‎Однако‏ ‎с‏ ‎приходом ‎рынка‏ ‎как-то ‎удивительно‏ ‎выяснилось, ‎что‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎непомерной ‎стоимостью ‎камчатской ‎электроэнергии, ‎стоимость‏ ‎ремонта ‎на‏ ‎полуострове‏ ‎оказалась ‎в ‎2-3‏ ‎раза ‎выше,‏ ‎чем ‎в ‎Приморье ‎или‏ ‎Китае‏ ‎(в ‎социалистические‏ ‎времена ‎никто‏ ‎на ‎это ‎не ‎обращал ‎внимания,‏ ‎как‏ ‎обком ‎сказал‏ ‎– ‎так‏ ‎и ‎будет)… ‎Естественно ‎камчатские ‎суда‏ ‎дружненько‏ ‎пошли‏ ‎ремонтироваться ‎или‏ ‎на ‎российский‏ ‎юг ‎(Приморье,‏ ‎Хабаровск,‏ ‎Сахалин) ‎или‏ ‎к ‎нашим ‎лунолицым ‎соседям. ‎Таким‏ ‎образом, ‎хилому‏ ‎камчатскому‏ ‎судостроению ‎и ‎судоремонту‏ ‎пришел ‎неминуемый‏ ‎кирдык, ‎который ‎мы ‎вынуждены‏ ‎наблюдать‏ ‎в ‎настоящее‏ ‎время.

Потому ‎и‏ ‎ждала ‎Камчатка ‎с ‎радостным ‎нетерпением‏ ‎прихода‏ ‎в ‎промышленность‏ ‎природного ‎газа.‏ ‎Все ‎надеялись ‎на ‎удешевление ‎неподъемного‏ ‎камчатского‏ ‎киловатта…‏ ‎Но ‎с‏ ‎газом ‎случился‏ ‎крутой ‎облом,‏ ‎и‏ ‎ожидаемого ‎всеми‏ ‎экономического ‎рывка ‎камчатской ‎промышленности, ‎увы,‏ ‎не ‎получилось.

Нынче‏ ‎все‏ ‎судоремонтные ‎заводы ‎на‏ ‎Камчатке ‎прекратили‏ ‎свое ‎существование ‎(теплится ‎кое-какая‏ ‎жизнь‏ ‎только ‎на‏ ‎СРЗ ‎колхоза‏ ‎имени ‎Ленина). ‎И ‎где ‎собирается‏ ‎строить‏ ‎наш ‎губернатор‏ ‎суда ‎совершенно‏ ‎непонятно. ‎Впрочем, ‎это ‎может ‎быть‏ ‎просто‏ ‎декларативный‏ ‎лозунг ‎типа:‏ ‎«Догоним ‎и‏ ‎перегоним ‎Америку!‏ ‎Кукуруза‏ ‎– ‎королева‏ ‎полей!» ‎и ‎прочая. ‎И ‎киловатт‏ ‎то ‎дешевый‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎пришел‏ ‎на ‎полуостров‏ ‎с ‎природным ‎газом.

Другое ‎дело‏ ‎российское‏ ‎МРХ, ‎у‏ ‎него ‎и‏ ‎деньги ‎есть ‎и ‎влияние ‎на‏ ‎власти,‏ ‎на ‎политику,‏ ‎на ‎народные‏ ‎массы. ‎Вот ‎они ‎и ‎затеяли‏ ‎монументальное‏ ‎строительство‏ ‎судов ‎на‏ ‎Северной ‎верви.‏ ‎Там ‎нынче‏ ‎готовится‏ ‎к ‎сдаче‏ ‎траулер-процессор ‎«Капитан ‎Соколов» ‎в ‎процессе‏ ‎строительства ‎стоят‏ ‎еще‏ ‎четыре ‎ярусолова ‎и‏ ‎два ‎траулера.‏ ‎Эти ‎суда ‎будут ‎рыбачить‏ ‎в‏ ‎холодных ‎северных‏ ‎морях. ‎Ну‏ ‎и ‎на ‎Дальнем ‎востоке… ‎наверное.‏ ‎

Я,‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎знаю, ‎как‏ ‎обстоят ‎дела ‎с ‎океанской ‎рыбой‏ ‎на‏ ‎Севере,‏ ‎но ‎у‏ ‎нас ‎в‏ ‎дальневосточных ‎морях‏ ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎очень ‎– ‎очень ‎нужно ‎постараться,‏ ‎чтобы ‎загрузить‏ ‎сырцом‏ ‎судно, ‎суточная ‎мощность‏ ‎которого ‎150‏ ‎тон.

Основная ‎путина ‎на ‎Дальнем‏ ‎востоке‏ ‎ОМЭ ‎(Охотоморская‏ ‎минтаевая ‎экспедиция).‏ ‎В ‎этом ‎году ‎70 ‎судам‏ ‎предлагалось‏ ‎выловить ‎750-800‏ ‎тысяч ‎тонн‏ ‎рыбы, ‎то ‎есть ‎примерно ‎по‏ ‎10‏ ‎000‏ ‎тонн ‎на‏ ‎судно… ‎

Есть‏ ‎еще ‎промысловые‏ ‎рыбы‏ ‎в ‎нашем‏ ‎регионе ‎– ‎это ‎сардина ‎иваси,‏ ‎скумбрия ‎и‏ ‎сайра.‏ ‎Их ‎объем ‎для‏ ‎вылова ‎примерно‏ ‎такой ‎же, ‎как ‎и‏ ‎по‏ ‎минтаю. ‎В‏ ‎общем, ‎получается,‏ ‎что ‎траулеры-процессоры ‎вполне ‎эффективно ‎могут‏ ‎работать‏ ‎круглый ‎год‏ ‎на ‎добыче‏ ‎и ‎переработке, ‎а ‎еще ‎и‏ ‎трудиться‏ ‎на‏ ‎приемке ‎сырца‏ ‎лосося. ‎Это‏ ‎так ‎планируется.‏ ‎Но‏ ‎как-то ‎со‏ ‎скумбрией ‎и ‎сайрой ‎получается ‎не‏ ‎очень… ‎Основной‏ ‎путиной‏ ‎все-таки ‎считается ‎минтаевая.

В‏ ‎шестидесятые ‎годы‏ ‎прошлого ‎века ‎один ‎БМРТ‏ ‎(большой‏ ‎морозильный ‎рыболовный‏ ‎траулер) ‎окупал‏ ‎себя ‎за ‎полтора-два ‎года ‎рыбалки.‏ ‎Потому‏ ‎в ‎те‏ ‎времена ‎и‏ ‎полезли ‎как ‎грибы ‎после ‎дождя‏ ‎конторы‏ ‎по‏ ‎добыче ‎рыбы.‏ ‎Сейчас ‎такое‏ ‎получится ‎вряд‏ ‎ли,‏ ‎и ‎новому‏ ‎судну ‎придется ‎долгие ‎годы ‎пахать‏ ‎морские ‎просторы,‏ ‎чтобы‏ ‎рассчитаться ‎с ‎кредитами.‏ ‎Вот ‎только‏ ‎Камчатка, ‎скорее ‎всего, ‎на‏ ‎этом‏ ‎рыбном ‎пире‏ ‎будет ‎стоять‏ ‎в ‎стороне.

Иван ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎из ‎архива‏ ‎автора.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Статистика

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048