ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ С КАМЧАТКИ
Утопия или реальность
![](/project/3007/post/41377/image/81281/imagesprojects73007vd9epr364bb4d07g.webp?1695459938861)
Было же что-то подобное: 103 года назад: английский писатель-фантаст Герберт Уэлс встречался в Московском кремле с Владимиром Лениным. Вот Ленин в красках и рассказал англичанину, как вскоре в Советском союзе все возродится, заколосится и засеется возделанное свободным трудом просвещенного населения.
В общем, со свободным трудом как-то у нас не срослось, но вернувшись больше чем на семьдесят лет в рабство, жители страны много чего возвели, построили и создали. Причем, много создали того, о чем мечтал сам английский писатель на страницах своих книг (хотя мечтателем Уэлс назвал почему-то Ленина, а не себя).
Так что этот мой материал можно считать из разряда писательских мечт…
Вообще-то это я так думаю… а некоторые наши экономисты, политологи, активисты и прочая реально лелеют мысли о неких глобальных проектах (если бы они еще и реализовывались), которые поднимут нашу экономику на совершенно новых научных принципах. То есть, опять где-то в кулуарах проецируется мысль о постройке приливной электростанции в Пенжинской губе на Камчатке. Да вот только столько электроэнергии (11 таких потребителей, как Москва), сколько будет вырабатывать ПЭС в этом медвежьем углу девать некуда. Никаких залежей ничего здесь нет и близко (и далеко тоже нет).
Между тем, уже не один год на разных административных и даже властных уровнях мусолится проект прокладки железной дороги на Чукотку и Камчатку. Вот только непонятно зачем?
В этих краях за времена современной России население уменьшилось больше, чем в два раза и продолжает уменьшатся все потому, что здесь некомфортная и бесперспективная жизнь. В Магаданской области в 1987 году проживало 550 000 человек, нынче – 134 000, на Камчатке из 450 000 осталось 290 000, на Чукотке было 100 000, осталось 47 000 человек. А по площади эти наши окраинные регионы заняли бы пол Европы. Таким образом, получается, что затеваться строить здесь что-то масштабное, мирового уровня не из чего да и не на чем. Однако при нынешнем развитии современных технологий это не совсем так.
В Мурманской области (тоже северный регион убыточный и депрессивный) начали строить плавсредства из бетона для возведения буровых вышек и заводов СПГ на плаву. То есть, на этом заводе отливают из бетона громадные понтоны и баржи (по форме это заводские блоки) потом они буксируются в нужные места, затапливаются (или нет) и из таких блоков монтируется потом завод (проект «Арктик СПГ-2» недавно был отбуксирован на место эксплуатации в Обскую губу высота 130 метров, длина – 400, вес 600 000 тонн).
![](/project/3007/post/41377/image/81283/imagesprojects73007arivkz364bb4ic88_original.webp?1695459983347)
И вот что я хотел написать по этому поводу. Конечно, если строить дамбу в Пенжинской губе для ПЭС, то строителей здесь ждут большие трудности с логистикой, технологическим обеспечением, отсутствием дорог, отсутствием населения, в общем, отсутствием всего, что нужно для стройки (ближайшие промышленные центры Магадан и Петропавловск-Камчатский находятся больше, чем в 1000 километрах). Однако, если возвести такой завод, как в Мурманске, в Приморье, на Сахалине или в Хабаровском крае, где есть и дороги, и население, и строительная техника… и прочие необходимые для большой стройки устройства и механизмы… И если все это богатство притащить большими блоками по морю в Пенжинскую губу и утопить, где положено, то весь процесс строительства не выглядит таким уж страшным и нереалезуемым.
В общем, хорошо бы подумать в этом направлении, тем более, что есть уже опыт и буксировки громадных бетонных конструкций по морю и строительство их и монтаж…
А из паужетской электроэнергии можно готовить жидкий водород – самое эффективное и экологичное топливо современности… Вот тут бы пригодилась и железная дорога на Камчатку и Чукотку. Правда очень серьезно нужно подумать о его безопасности.
Иван ТРОФИМОВ.
Фото из открытого доступа.