С
logo
0
читателей
Среда обывателя  Чаяния, желания, мечты, будни, печали и радости... То, что волнует обычных граждан в нашей повседневной жизни. Беседа с интересным человеком. Общие темы, их обсуждение. О всем и обо всех вчера, сегодня, завтра.
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться
Все проекты
О проекте
Писатель — это тот человек, с которым интересно вести беседу. Вот и будем беседовать на все разрешенные администрацией сайта темы. В основном, о жизни о ее перипетиях, о том, что волнует сейчас и потом… о детях, тещах, знакомых и коллегах и прочая. Объединимся мысленно, простые граждане без камней за пазухами, злобности и понтов. Будем приветливы хоть в сети, потому что в реальной жизни приветливости не добьешься… не только от постороннего, но и от близкого вряд ли. Нет… ну и, конечно, будем реально воспринимать окружающее… без излишних соплей и нытья.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Промо уровень 250₽ месяц Осталось 15 мест

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Оформить подписку
Бронза 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Среда обывателя

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Серебро 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Среда обывателя

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Золото 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Среда обывателя

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Платина 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Среда обывателя

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 4+ мин
С
logo
Среда обывателя

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НАЧНЕТСЯ С КАМЧАТКИ

Утопия ‎или‏ ‎реальность

Было ‎же ‎что-то ‎подобное: ‎103‏ ‎года ‎назад:‏ ‎английский‏ ‎писатель-фантаст ‎Герберт ‎Уэлс‏ ‎встречался ‎в‏ ‎Московском ‎кремле ‎с ‎Владимиром‏ ‎Лениным.‏ ‎Вот ‎Ленин‏ ‎в ‎красках‏ ‎и ‎рассказал ‎англичанину, ‎как ‎вскоре‏ ‎в‏ ‎Советском ‎союзе‏ ‎все ‎возродится,‏ ‎заколосится ‎и ‎засеется ‎возделанное ‎свободным‏ ‎трудом‏ ‎просвещенного‏ ‎населения.

В ‎общем,‏ ‎со ‎свободным‏ ‎трудом ‎как-то‏ ‎у‏ ‎нас ‎не‏ ‎срослось, ‎но ‎вернувшись ‎больше ‎чем‏ ‎на ‎семьдесят‏ ‎лет‏ ‎в ‎рабство, ‎жители‏ ‎страны ‎много‏ ‎чего ‎возвели, ‎построили ‎и‏ ‎создали.‏ ‎Причем, ‎много‏ ‎создали ‎того,‏ ‎о ‎чем ‎мечтал ‎сам ‎английский‏ ‎писатель‏ ‎на ‎страницах‏ ‎своих ‎книг‏ ‎(хотя ‎мечтателем ‎Уэлс ‎назвал ‎почему-то‏ ‎Ленина,‏ ‎а‏ ‎не ‎себя).

Так‏ ‎что ‎этот‏ ‎мой ‎материал‏ ‎можно‏ ‎считать ‎из‏ ‎разряда ‎писательских ‎мечт… ‎

Вообще-то ‎это‏ ‎я ‎так‏ ‎думаю…‏ ‎а ‎некоторые ‎наши‏ ‎экономисты, ‎политологи,‏ ‎активисты ‎и ‎прочая ‎реально‏ ‎лелеют‏ ‎мысли ‎о‏ ‎неких ‎глобальных‏ ‎проектах ‎(если ‎бы ‎они ‎еще‏ ‎и‏ ‎реализовывались), ‎которые‏ ‎поднимут ‎нашу‏ ‎экономику ‎на ‎совершенно ‎новых ‎научных‏ ‎принципах.‏ ‎То‏ ‎есть, ‎опять‏ ‎где-то ‎в‏ ‎кулуарах ‎проецируется‏ ‎мысль‏ ‎о ‎постройке‏ ‎приливной ‎электростанции ‎в ‎Пенжинской ‎губе‏ ‎на ‎Камчатке.‏ ‎Да‏ ‎вот ‎только ‎столько‏ ‎электроэнергии ‎(11‏ ‎таких ‎потребителей, ‎как ‎Москва),‏ ‎сколько‏ ‎будет ‎вырабатывать‏ ‎ПЭС ‎в‏ ‎этом ‎медвежьем ‎углу ‎девать ‎некуда.‏ ‎Никаких‏ ‎залежей ‎ничего‏ ‎здесь ‎нет‏ ‎и ‎близко ‎(и ‎далеко ‎тоже‏ ‎нет).

Между‏ ‎тем,‏ ‎уже ‎не‏ ‎один ‎год‏ ‎на ‎разных‏ ‎административных‏ ‎и ‎даже‏ ‎властных ‎уровнях ‎мусолится ‎проект ‎прокладки‏ ‎железной ‎дороги‏ ‎на‏ ‎Чукотку ‎и ‎Камчатку.‏ ‎Вот ‎только‏ ‎непонятно ‎зачем?

В ‎этих ‎краях‏ ‎за‏ ‎времена ‎современной‏ ‎России ‎население‏ ‎уменьшилось ‎больше, ‎чем ‎в ‎два‏ ‎раза‏ ‎и ‎продолжает‏ ‎уменьшатся ‎все‏ ‎потому, ‎что ‎здесь ‎некомфортная ‎и‏ ‎бесперспективная‏ ‎жизнь.‏ ‎В ‎Магаданской‏ ‎области ‎в‏ ‎1987 ‎году‏ ‎проживало‏ ‎550 ‎000‏ ‎человек, ‎нынче ‎– ‎134 ‎000,‏ ‎на ‎Камчатке‏ ‎из‏ ‎450 ‎000 ‎осталось‏ ‎290 ‎000,‏ ‎на ‎Чукотке ‎было ‎100‏ ‎000,‏ ‎осталось ‎47‏ ‎000 ‎человек.‏ ‎А ‎по ‎площади ‎эти ‎наши‏ ‎окраинные‏ ‎регионы ‎заняли‏ ‎бы ‎пол‏ ‎Европы. ‎Таким ‎образом, ‎получается, ‎что‏ ‎затеваться‏ ‎строить‏ ‎здесь ‎что-то‏ ‎масштабное, ‎мирового‏ ‎уровня ‎не‏ ‎из‏ ‎чего ‎да‏ ‎и ‎не ‎на ‎чем. ‎Однако‏ ‎при ‎нынешнем‏ ‎развитии‏ ‎современных ‎технологий ‎это‏ ‎не ‎совсем‏ ‎так.

В ‎Мурманской ‎области ‎(тоже‏ ‎северный‏ ‎регион ‎убыточный‏ ‎и ‎депрессивный)‏ ‎начали ‎строить ‎плавсредства ‎из ‎бетона‏ ‎для‏ ‎возведения ‎буровых‏ ‎вышек ‎и‏ ‎заводов ‎СПГ ‎на ‎плаву. ‎То‏ ‎есть,‏ ‎на‏ ‎этом ‎заводе‏ ‎отливают ‎из‏ ‎бетона ‎громадные‏ ‎понтоны‏ ‎и ‎баржи‏ ‎(по ‎форме ‎это ‎заводские ‎блоки)‏ ‎потом ‎они‏ ‎буксируются‏ ‎в ‎нужные ‎места,‏ ‎затапливаются ‎(или‏ ‎нет) ‎и ‎из ‎таких‏ ‎блоков‏ ‎монтируется ‎потом‏ ‎завод ‎(проект‏ ‎«Арктик ‎СПГ-2» ‎недавно ‎был ‎отбуксирован‏ ‎на‏ ‎место ‎эксплуатации‏ ‎в ‎Обскую‏ ‎губу ‎высота ‎130 ‎метров, ‎длина‏ ‎–‏ ‎400,‏ ‎вес ‎600‏ ‎000 ‎тонн).

И‏ ‎вот ‎что‏ ‎я‏ ‎хотел ‎написать‏ ‎по ‎этому ‎поводу. ‎Конечно, ‎если‏ ‎строить ‎дамбу‏ ‎в‏ ‎Пенжинской ‎губе ‎для‏ ‎ПЭС, ‎то‏ ‎строителей ‎здесь ‎ждут ‎большие‏ ‎трудности‏ ‎с ‎логистикой,‏ ‎технологическим ‎обеспечением,‏ ‎отсутствием ‎дорог, ‎отсутствием ‎населения, ‎в‏ ‎общем,‏ ‎отсутствием ‎всего,‏ ‎что ‎нужно‏ ‎для ‎стройки ‎(ближайшие ‎промышленные ‎центры‏ ‎Магадан‏ ‎и‏ ‎Петропавловск-Камчатский ‎находятся‏ ‎больше, ‎чем‏ ‎в ‎1000‏ ‎километрах).‏ ‎Однако, ‎если‏ ‎возвести ‎такой ‎завод, ‎как ‎в‏ ‎Мурманске, ‎в‏ ‎Приморье,‏ ‎на ‎Сахалине ‎или‏ ‎в ‎Хабаровском‏ ‎крае, ‎где ‎есть ‎и‏ ‎дороги,‏ ‎и ‎население,‏ ‎и ‎строительная‏ ‎техника… ‎и ‎прочие ‎необходимые ‎для‏ ‎большой‏ ‎стройки ‎устройства‏ ‎и ‎механизмы…‏ ‎И ‎если ‎все ‎это ‎богатство‏ ‎притащить‏ ‎большими‏ ‎блоками ‎по‏ ‎морю ‎в‏ ‎Пенжинскую ‎губу‏ ‎и‏ ‎утопить, ‎где‏ ‎положено, ‎то ‎весь ‎процесс ‎строительства‏ ‎не ‎выглядит‏ ‎таким‏ ‎уж ‎страшным ‎и‏ ‎нереалезуемым.

В ‎общем,‏ ‎хорошо ‎бы ‎подумать ‎в‏ ‎этом‏ ‎направлении, ‎тем‏ ‎более, ‎что‏ ‎есть ‎уже ‎опыт ‎и ‎буксировки‏ ‎громадных‏ ‎бетонных ‎конструкций‏ ‎по ‎морю‏ ‎и ‎строительство ‎их ‎и ‎монтаж…

А‏ ‎из‏ ‎паужетской‏ ‎электроэнергии ‎можно‏ ‎готовить ‎жидкий‏ ‎водород ‎–‏ ‎самое‏ ‎эффективное ‎и‏ ‎экологичное ‎топливо ‎современности… ‎Вот ‎тут‏ ‎бы ‎пригодилась‏ ‎и‏ ‎железная ‎дорога ‎на‏ ‎Камчатку ‎и‏ ‎Чукотку. ‎Правда ‎очень ‎серьезно‏ ‎нужно‏ ‎подумать ‎о‏ ‎его ‎безопасности.

Иван‏ ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎из ‎открытого ‎доступа.     ‎

Читать: 4+ мин
С
logo
Среда обывателя

САЛО – КАК ЭЛИКСИР ПРАВДЫ

По ‎истине,‏ ‎граждане ‎человеческая ‎душа ‎– ‎глубины‏ ‎неведомые, ‎и‏ ‎что‏ ‎у ‎каждого ‎творится‏ ‎в ‎его‏ ‎недрах ‎известно ‎одному ‎Богу,‏ ‎да‏ ‎и ‎то‏ ‎не ‎все…‏ ‎не ‎во ‎всех ‎закоулках ‎и‏ ‎других‏ ‎потайных ‎местах.

Вот‏ ‎и ‎у‏ ‎нас ‎на ‎Камчатке ‎недавно ‎в‏ ‎поселке‏ ‎Усть-Камчатск,‏ ‎что ‎на‏ ‎восточном ‎побережье‏ ‎полуострова ‎пришел‏ ‎некий‏ ‎местный ‎житель‏ ‎в ‎полицию ‎и ‎чистосердечно ‎признался,‏ ‎что ‎десять‏ ‎лет‏ ‎назад ‎он ‎украл‏ ‎у ‎соседа‏ ‎верхнюю ‎одежду ‎и ‎три‏ ‎килограмма‏ ‎сала… ‎В‏ ‎то ‎время‏ ‎преступника ‎не ‎нашли ‎и ‎дело‏ ‎прикрыли.

Сомнений‏ ‎в ‎том,‏ ‎что ‎преступление‏ ‎совершил ‎покаявшийся ‎гражданин ‎у ‎следствия‏ ‎не‏ ‎возникло,‏ ‎потому ‎что‏ ‎он ‎точно‏ ‎описал ‎и‏ ‎место‏ ‎преступления ‎и‏ ‎все ‎действия ‎свои ‎по ‎изыманию‏ ‎вещей ‎и‏ ‎продуктов…‏ ‎Гражданин ‎также ‎признался,‏ ‎что ‎вещи‏ ‎продал, ‎а ‎деньги ‎пропил…‏ ‎Сало‏ ‎же ‎он‏ ‎использовал ‎в‏ ‎пищу.

В ‎полицию ‎неудачливо ‎похитителя ‎личной‏ ‎собственности‏ ‎привело ‎искреннее‏ ‎раскаяние, ‎потому‏ ‎что ‎все ‎десять ‎лет, ‎которые‏ ‎он‏ ‎прожил‏ ‎после ‎кражи,‏ ‎он ‎чувствовал‏ ‎себя ‎морально‏ ‎все‏ ‎хуже ‎и‏ ‎хуже. ‎Он ‎стал ‎нервным, ‎плохо‏ ‎спал, ‎ему‏ ‎все‏ ‎время ‎казалось, ‎что‏ ‎за ‎ним‏ ‎следят, ‎а ‎соседи ‎знают‏ ‎о‏ ‎его ‎преступлении‏ ‎и ‎косо‏ ‎смотрят. ‎Его ‎грызла ‎совесть. ‎В‏ ‎общем,‏ ‎на ‎десятом‏ ‎году ‎после‏ ‎случившегося ‎гражданин ‎пошел ‎каяться ‎полицейским.

Районный‏ ‎суд‏ ‎приговорил‏ ‎совестливого ‎вора‏ ‎к ‎одному‏ ‎году ‎лишения‏ ‎свободы‏ ‎условно. ‎Материальный‏ ‎вред ‎пострадавшему ‎осужденный ‎возместил ‎в‏ ‎полной ‎мере.

Камчатка,‏ ‎конечно,‏ ‎морской ‎край, ‎и‏ ‎без ‎новостей‏ ‎из ‎морских ‎просторов ‎обычно‏ ‎не‏ ‎обходится. ‎Так‏ ‎и ‎на‏ ‎минувшей ‎неделе ‎Туристы ‎на ‎прогулочной‏ ‎яхте‏ ‎в ‎Авачинском‏ ‎заливе ‎наблюдали‏ ‎двух ‎косаток, ‎которые ‎загнали ‎нерпу‏ ‎с‏ ‎явным‏ ‎намерением ‎использовать‏ ‎ее ‎в‏ ‎пищу. ‎Ластоногое‏ ‎животное‏ ‎отчаянно ‎металось‏ ‎в ‎воде, ‎меняя ‎скорость ‎и‏ ‎направление ‎движения,‏ ‎но‏ ‎уйти ‎от ‎голодных‏ ‎хищниц ‎не‏ ‎получалось. ‎Вот-вот ‎должна ‎была‏ ‎разыграться‏ ‎кровавая ‎трагедия‏ ‎прямо ‎на‏ ‎глазах ‎у ‎туристов. ‎Однако ‎нерпа‏ ‎проявила‏ ‎чудеса ‎прыгучести‏ ‎и ‎умудрилась‏ ‎залезть ‎на ‎яхту, ‎что ‎ее‏ ‎и‏ ‎спасло‏ ‎от ‎хищников.‏ ‎Капитан ‎сразу‏ ‎увеличил ‎скорость‏ ‎хода,‏ ‎и ‎вскоре‏ ‎косатки ‎от ‎яхты ‎отстали… ‎хотя‏ ‎и ‎не‏ ‎сразу.

Как‏ ‎только ‎опасность ‎исчезла,‏ ‎нерпа ‎спрыгнула‏ ‎за ‎борт.

К ‎морским ‎новостям‏ ‎также‏ ‎можно ‎отнести‏ ‎завершение ‎первого‏ ‎рейса ‎нового ‎грузового ‎судна ‎«Анатолий‏ ‎Чернеев»,‏ ‎который ‎ходил‏ ‎на ‎восточное‏ ‎побережье. ‎Этот ‎теплоход ‎будет ‎работать‏ ‎на‏ ‎Камчатке‏ ‎по ‎обоим‏ ‎побережьям, ‎выполнять‏ ‎всякую ‎хозяйственную‏ ‎деятельность.‏ ‎

Еще ‎при‏ ‎социализме ‎каботажным ‎плаванием ‎занимались ‎два‏ ‎пассажирских ‎теплохода‏ ‎«Петропавловск»‏ ‎и ‎«Николаевск». ‎Потом‏ ‎Камчатское ‎морское‏ ‎пароходство ‎прекратила ‎эту ‎деятельность,‏ ‎а‏ ‎суда ‎списали.‏ ‎Потом ‎был‏ ‎«Анатолий ‎Крашенинников» ‎(утонул ‎в ‎2018‏ ‎году),‏ ‎следом ‎три‏ ‎судна ‎типа‏ ‎«Сосновка» ‎(нынче ‎не ‎эксплуатируются ‎из-за‏ ‎конструктивных‏ ‎недостатков),‏ ‎теплоход ‎«Василий‏ ‎Завойко» ‎сделал‏ ‎несколько ‎рейсов‏ ‎на‏ ‎Командоры, ‎а‏ ‎потом ‎куда-то ‎исчез. ‎По ‎слухам‏ ‎переоборудование ‎судна‏ ‎под‏ ‎грузопассажирское ‎из ‎грузового‏ ‎не ‎было‏ ‎согласовано ‎с ‎морским ‎Регистром.

Ну‏ ‎а‏ ‎нынче ‎проявился‏ ‎«Анатолий ‎Чернеев».‏ ‎У ‎него ‎с ‎регистрацией ‎вроде‏ ‎все‏ ‎в ‎порядке,‏ ‎и ‎судовладелец‏ ‎уже ‎просчитал ‎его ‎эффективность ‎работы‏ ‎по‏ ‎побережьям.‏ ‎

Пришел ‎этот‏ ‎теплоход ‎очень‏ ‎даже ‎вовремя,‏ ‎потому‏ ‎что ‎в‏ ‎поселке ‎Каменское ‎на ‎севере ‎Камчатки‏ ‎недквно ‎затонула‏ ‎у‏ ‎причала ‎самоходная ‎баржа‏ ‎типа ‎«Кижи»,‏ ‎которая ‎доставляла ‎груз ‎со‏ ‎стоявших‏ ‎на ‎рейде‏ ‎сухогрузов.

Иван ‎ТРОФИМОВ.

Фото‏ ‎из ‎открытого ‎доступа.

Читать: 3+ мин
С
logo
Среда обывателя

У КАМЧАТКИ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРСПЕКТИВА

Как-то ‎совершенно‏ ‎неожиданно ‎для ‎себя ‎я ‎предсказал‏ ‎события ‎в‏ ‎перспективе.‏ ‎То ‎есть, ‎только‏ ‎я ‎написал‏ ‎про ‎возможность ‎развития ‎нашего‏ ‎полуострова‏ ‎на ‎судостроении,‏ ‎как ‎вот‏ ‎те ‎на… ‎на ‎воду ‎спускается‏ ‎рыболовный‏ ‎сейнер, ‎построенный‏ ‎на ‎КАМЧАТСКОЙ‏ ‎(каплок ‎использован ‎потому, ‎что ‎ничего‏ ‎подобного‏ ‎здесь‏ ‎не ‎было‏ ‎более ‎30‏ ‎лет) ‎верфи.

1 сентября‏ ‎на‏ ‎бывшей ‎Судоремонтной‏ ‎верфи ‎имени ‎Ленина ‎в ‎единственном‏ ‎восстановленном ‎цеху‏ ‎был‏ ‎спущен ‎на ‎воду‏ ‎рыболовный ‎сейнер‏ ‎проекта ‎04130 ‎(прежде ‎МРС-150).‏ ‎Поднятие‏ ‎флага ‎на‏ ‎судне ‎намечено‏ ‎на ‎ноябрь ‎текущего ‎года.

Кораблик ‎получился‏ ‎немного‏ ‎больше ‎МРСа,‏ ‎поэтому ‎он‏ ‎не ‎попадает ‎под ‎его ‎эксплуатационные‏ ‎характеристики‏ ‎и‏  ‎отношение ‎к‏ ‎нему, ‎как‏ ‎к ‎большому‏ ‎судну.‏ ‎Однако ‎у‏ ‎сейнера ‎существуют ‎ограничение ‎МРС ‎и‏ ‎по ‎районам‏ ‎плавания‏ ‎и ‎по ‎сезону…‏ ‎(в ‎общем,‏ ‎не ‎дорос ‎он ‎еще‏ ‎до‏ ‎океанских ‎просторов,‏ ‎впрочем, ‎этого‏ ‎ему ‎и ‎не ‎надо. ‎

Судно‏ ‎строилось‏ ‎с ‎возможностью‏ ‎укрытия ‎в‏ ‎устьях ‎рек, ‎потому ‎что ‎на‏ ‎Камчатке‏ ‎очень‏ ‎мало ‎подходящих‏ ‎для ‎него‏ ‎бухт-убежищ ‎(на‏ ‎западном‏ ‎побережье ‎их‏ ‎нет ‎совсем). ‎Кроме ‎того, ‎корпус‏ ‎сейнера ‎устроен‏ ‎так,‏ ‎что ‎его ‎можно‏ ‎вполне ‎безопасно‏ ‎осушать ‎при ‎отливе ‎и‏ ‎осматривать‏ ‎днище ‎судна,‏ ‎проводя ‎кое-какие‏ ‎аварийные ‎работы ‎(доков ‎на ‎камчатском‏ ‎побережье‏ ‎нет ‎нигде‏ ‎кроме ‎Петропавловска).

С‏ ‎жильем ‎и ‎бытом ‎на ‎сейнере‏ ‎тоже‏ ‎все‏ ‎в ‎порядке,‏ ‎у ‎экипажа‏ ‎(всего ‎семь‏ ‎человек)‏ ‎имеются ‎каюты,‏ ‎есть ‎камбуз ‎и ‎кают-компания ‎(на‏ ‎МРСах ‎пищу‏ ‎принимали‏ ‎на ‎палубе). ‎В‏ ‎общем, ‎и‏ ‎на ‎палубе ‎есть ‎пространство‏ ‎для‏ ‎работы, ‎и‏ ‎бытовые ‎условия‏ ‎соответствуют.

Объем ‎трюма ‎у ‎судна ‎–‏ ‎100‏ ‎тонн. ‎Такой‏ ‎большой ‎тоннаж‏ ‎задуман ‎с ‎перспективой ‎установки ‎в‏ ‎нем‏ ‎больших‏ ‎пластиковых ‎емкостей‏ ‎для ‎рыбы‏ ‎(со ‎льдом‏ ‎или‏ ‎без) ‎для‏ ‎ее ‎транспортировки ‎на ‎береговую ‎или‏ ‎плавучую ‎базы‏ ‎обработки.

Таких‏ ‎судов ‎запланировано ‎построить‏ ‎пять ‎штук,‏ ‎и ‎затеялся ‎с ‎этим‏ ‎строительством‏ ‎городской ‎колхоз‏ ‎имени ‎Ленина.‏ ‎Причем, ‎во ‎Владивостоке ‎или ‎в‏ ‎Китае‏ ‎смастерить ‎такой‏ ‎сейнер ‎стоило‏ ‎бы ‎намного ‎дешевле, ‎но ‎руководители‏ ‎колхоза‏ ‎принципиально‏ ‎захотели, ‎чтобы‏ ‎судно ‎от‏ ‎киля ‎до‏ ‎клотика‏ ‎было ‎построено‏ ‎в ‎Петропавловске. ‎И ‎именно ‎для‏ ‎постройки ‎сейнера‏ ‎был‏ ‎восстановлен ‎один ‎из‏ ‎цехов ‎верфи,‏ ‎которая ‎не ‎эксплуатировалась ‎уже‏ ‎больше‏ ‎двадцати ‎лет.‏ ‎Понятно, ‎что‏ ‎ближайшие ‎несколько ‎лет ‎этот ‎цех‏ ‎будет‏ ‎работать, ‎потому‏ ‎что ‎уже‏ ‎заложены ‎остальные ‎четыре ‎сейнера, ‎и‏ ‎они‏ ‎находятся‏ ‎в ‎разной‏ ‎степени ‎готовности.

Колхоз‏ ‎имени ‎Ленина‏ ‎–‏ ‎единственное ‎на‏ ‎Камчатке ‎рыболовное ‎предприятие, ‎которое ‎занимается‏ ‎постройкой ‎новых‏ ‎судов.‏ ‎Причем, ‎заказы ‎колхоза‏ ‎позволили ‎запустить‏ ‎процесс ‎производства ‎и ‎в‏ ‎Калининграде,‏ ‎где ‎уже‏ ‎тоже ‎достаточно‏ ‎давно ‎не ‎спускались ‎на ‎воду‏ ‎суда.‏ ‎Три ‎средних‏ ‎траулера-сейнера ‎пришли‏ ‎с ‎Балтики ‎в ‎Петропавловск ‎(последний‏ ‎в‏ ‎2021‏ ‎году). ‎Это‏ ‎океанские ‎суда‏ ‎с ‎неограниченным‏ ‎районом‏ ‎плавания. ‎Сейчас‏ ‎они ‎успешно ‎добывают ‎рыбу ‎в‏ ‎дальневосточных ‎морях.‏ ‎

Иван‏ ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎из ‎открытого‏ ‎доступа. ‎

Читать: 5+ мин
С
logo
Среда обывателя

КАМЧАТСКОМУ СУДОСТРОЕНИЮ БЫТЬ?

Совершенно ‎недавно‏ ‎губернатор ‎Камчатского ‎края ‎Владимир ‎Солодов‏ ‎объявил ‎во‏ ‎всеуслышание,‏ ‎что ‎пришла ‎пора‏ ‎нашему ‎славному‏ ‎полуострову ‎обратить ‎внимание ‎на‏ ‎такую‏ ‎отрасль ‎народного‏ ‎хозяйства ‎как‏ ‎судостроение ‎и ‎судоремонт. ‎Флот ‎поизносился…‏ ‎новых‏ ‎судов ‎никто‏ ‎не ‎покупает‏ ‎и ‎не ‎строит, ‎и ‎сама‏ ‎рыбацкая‏ ‎отрасль‏ ‎полуострова ‎вроде‏ ‎как ‎находится‏ ‎в ‎забвении‏ ‎и‏ ‎стагнации, ‎не‏ ‎то, ‎что ‎в ‎далекие ‎социалистические‏ ‎времена, ‎когда‏ ‎каждый‏ ‎третий ‎работник ‎на‏ ‎Камчатке ‎был‏ ‎или ‎рыбаком ‎или ‎работал‏ ‎в‏ ‎сопутствующих ‎структурах.

Конечно,‏ ‎подобное ‎положение‏ ‎случилось ‎не ‎вдруг ‎и ‎не‏ ‎сейчас‏ ‎– ‎все‏ ‎последние ‎пост‏ ‎социалистические ‎годы ‎рыбная ‎отрасль ‎Камчатки‏ ‎уверено‏ ‎разваливалась‏ ‎и ‎катилась‏ ‎под ‎горку‏ ‎со ‎страшным‏ ‎скрипом‏ ‎и ‎грохотом.‏ ‎И ‎нынче ‎у ‎нас ‎на‏ ‎полуострове ‎осталось‏ ‎три‏ ‎относительно ‎крупных ‎рыболовных‏ ‎предприятия, ‎у‏ ‎которых ‎насчитывается ‎не ‎более‏ ‎пятидесяти‏ ‎судов ‎(втрое‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎было ‎в ‎социалистические ‎времена).

Однако, ‎что‏ ‎касается‏ ‎судостроения ‎и‏ ‎судоремонта… ‎то‏ ‎как-то ‎в ‎этом ‎плане ‎все‏ ‎не‏ ‎очень‏ ‎складывалось. ‎Построить‏ ‎на ‎петропавловских‏ ‎верфях ‎удавалось‏ ‎только‏ ‎катера ‎типа‏ ‎КЖ ‎и ‎МРС-80 ‎(в ‎корпусе‏ ‎КЖ)… ‎Все!

С‏ ‎ремонтом‏ ‎было ‎попроще: ‎в‏ ‎Петропавловске ‎работали‏ ‎где-то ‎пять-шесть ‎полноценных ‎судоремонтных‏ ‎заводов‏ ‎и ‎еще‏ ‎были ‎ремонтные‏ ‎мастерские ‎в ‎каждой ‎базе ‎флота…‏ ‎и‏ ‎еще ‎военные‏ ‎заводы ‎(на‏ ‎них ‎делали ‎самый ‎качественный ‎ремонт).‏ ‎Однако‏ ‎с‏ ‎приходом ‎рынка‏ ‎как-то ‎удивительно‏ ‎выяснилось, ‎что‏ ‎в‏ ‎связи ‎с‏ ‎непомерной ‎стоимостью ‎камчатской ‎электроэнергии, ‎стоимость‏ ‎ремонта ‎на‏ ‎полуострове‏ ‎оказалась ‎в ‎2-3‏ ‎раза ‎выше,‏ ‎чем ‎в ‎Приморье ‎или‏ ‎Китае‏ ‎(в ‎социалистические‏ ‎времена ‎никто‏ ‎на ‎это ‎не ‎обращал ‎внимания,‏ ‎как‏ ‎обком ‎сказал‏ ‎– ‎так‏ ‎и ‎будет)… ‎Естественно ‎камчатские ‎суда‏ ‎дружненько‏ ‎пошли‏ ‎ремонтироваться ‎или‏ ‎на ‎российский‏ ‎юг ‎(Приморье,‏ ‎Хабаровск,‏ ‎Сахалин) ‎или‏ ‎к ‎нашим ‎лунолицым ‎соседям. ‎Таким‏ ‎образом, ‎хилому‏ ‎камчатскому‏ ‎судостроению ‎и ‎судоремонту‏ ‎пришел ‎неминуемый‏ ‎кирдык, ‎который ‎мы ‎вынуждены‏ ‎наблюдать‏ ‎в ‎настоящее‏ ‎время.

Потому ‎и‏ ‎ждала ‎Камчатка ‎с ‎радостным ‎нетерпением‏ ‎прихода‏ ‎в ‎промышленность‏ ‎природного ‎газа.‏ ‎Все ‎надеялись ‎на ‎удешевление ‎неподъемного‏ ‎камчатского‏ ‎киловатта…‏ ‎Но ‎с‏ ‎газом ‎случился‏ ‎крутой ‎облом,‏ ‎и‏ ‎ожидаемого ‎всеми‏ ‎экономического ‎рывка ‎камчатской ‎промышленности, ‎увы,‏ ‎не ‎получилось.

Нынче‏ ‎все‏ ‎судоремонтные ‎заводы ‎на‏ ‎Камчатке ‎прекратили‏ ‎свое ‎существование ‎(теплится ‎кое-какая‏ ‎жизнь‏ ‎только ‎на‏ ‎СРЗ ‎колхоза‏ ‎имени ‎Ленина). ‎И ‎где ‎собирается‏ ‎строить‏ ‎наш ‎губернатор‏ ‎суда ‎совершенно‏ ‎непонятно. ‎Впрочем, ‎это ‎может ‎быть‏ ‎просто‏ ‎декларативный‏ ‎лозунг ‎типа:‏ ‎«Догоним ‎и‏ ‎перегоним ‎Америку!‏ ‎Кукуруза‏ ‎– ‎королева‏ ‎полей!» ‎и ‎прочая. ‎И ‎киловатт‏ ‎то ‎дешевый‏ ‎так‏ ‎и ‎не ‎пришел‏ ‎на ‎полуостров‏ ‎с ‎природным ‎газом.

Другое ‎дело‏ ‎российское‏ ‎МРХ, ‎у‏ ‎него ‎и‏ ‎деньги ‎есть ‎и ‎влияние ‎на‏ ‎власти,‏ ‎на ‎политику,‏ ‎на ‎народные‏ ‎массы. ‎Вот ‎они ‎и ‎затеяли‏ ‎монументальное‏ ‎строительство‏ ‎судов ‎на‏ ‎Северной ‎верви.‏ ‎Там ‎нынче‏ ‎готовится‏ ‎к ‎сдаче‏ ‎траулер-процессор ‎«Капитан ‎Соколов» ‎в ‎процессе‏ ‎строительства ‎стоят‏ ‎еще‏ ‎четыре ‎ярусолова ‎и‏ ‎два ‎траулера.‏ ‎Эти ‎суда ‎будут ‎рыбачить‏ ‎в‏ ‎холодных ‎северных‏ ‎морях. ‎Ну‏ ‎и ‎на ‎Дальнем ‎востоке… ‎наверное.‏ ‎

Я,‏ ‎конечно, ‎не‏ ‎знаю, ‎как‏ ‎обстоят ‎дела ‎с ‎океанской ‎рыбой‏ ‎на‏ ‎Севере,‏ ‎но ‎у‏ ‎нас ‎в‏ ‎дальневосточных ‎морях‏ ‎в‏ ‎настоящее ‎время‏ ‎очень ‎– ‎очень ‎нужно ‎постараться,‏ ‎чтобы ‎загрузить‏ ‎сырцом‏ ‎судно, ‎суточная ‎мощность‏ ‎которого ‎150‏ ‎тон.

Основная ‎путина ‎на ‎Дальнем‏ ‎востоке‏ ‎ОМЭ ‎(Охотоморская‏ ‎минтаевая ‎экспедиция).‏ ‎В ‎этом ‎году ‎70 ‎судам‏ ‎предлагалось‏ ‎выловить ‎750-800‏ ‎тысяч ‎тонн‏ ‎рыбы, ‎то ‎есть ‎примерно ‎по‏ ‎10‏ ‎000‏ ‎тонн ‎на‏ ‎судно… ‎

Есть‏ ‎еще ‎промысловые‏ ‎рыбы‏ ‎в ‎нашем‏ ‎регионе ‎– ‎это ‎сардина ‎иваси,‏ ‎скумбрия ‎и‏ ‎сайра.‏ ‎Их ‎объем ‎для‏ ‎вылова ‎примерно‏ ‎такой ‎же, ‎как ‎и‏ ‎по‏ ‎минтаю. ‎В‏ ‎общем, ‎получается,‏ ‎что ‎траулеры-процессоры ‎вполне ‎эффективно ‎могут‏ ‎работать‏ ‎круглый ‎год‏ ‎на ‎добыче‏ ‎и ‎переработке, ‎а ‎еще ‎и‏ ‎трудиться‏ ‎на‏ ‎приемке ‎сырца‏ ‎лосося. ‎Это‏ ‎так ‎планируется.‏ ‎Но‏ ‎как-то ‎со‏ ‎скумбрией ‎и ‎сайрой ‎получается ‎не‏ ‎очень… ‎Основной‏ ‎путиной‏ ‎все-таки ‎считается ‎минтаевая.

В‏ ‎шестидесятые ‎годы‏ ‎прошлого ‎века ‎один ‎БМРТ‏ ‎(большой‏ ‎морозильный ‎рыболовный‏ ‎траулер) ‎окупал‏ ‎себя ‎за ‎полтора-два ‎года ‎рыбалки.‏ ‎Потому‏ ‎в ‎те‏ ‎времена ‎и‏ ‎полезли ‎как ‎грибы ‎после ‎дождя‏ ‎конторы‏ ‎по‏ ‎добыче ‎рыбы.‏ ‎Сейчас ‎такое‏ ‎получится ‎вряд‏ ‎ли,‏ ‎и ‎новому‏ ‎судну ‎придется ‎долгие ‎годы ‎пахать‏ ‎морские ‎просторы,‏ ‎чтобы‏ ‎рассчитаться ‎с ‎кредитами.‏ ‎Вот ‎только‏ ‎Камчатка, ‎скорее ‎всего, ‎на‏ ‎этом‏ ‎рыбном ‎пире‏ ‎будет ‎стоять‏ ‎в ‎стороне.

Иван ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎из ‎архива‏ ‎автора.

Читать: 2+ мин
С
logo
Среда обывателя

НА КАМЧАТКУ ПРИДЕТ САХАЛИНСКИЙ ГАЗ?

Никак ‎не‏ ‎закончится ‎на ‎Камчатке ‎многолетняя ‎газовая‏ ‎эпопея, ‎которая‏ ‎должна‏ ‎была ‎присоединить ‎полуостров‏ ‎к ‎цивилизованному‏ ‎потреблению ‎природных ‎ресурсов, ‎связанных‏ ‎с‏ ‎использованием ‎газового‏ ‎топлива ‎в‏ ‎обыденной ‎человеческой ‎жизни. ‎То ‎есть,‏ ‎перевести‏ ‎ТЭЦ, ‎котельные‏ ‎и ‎все‏ ‎остальные ‎производители ‎электро ‎и ‎тепловой‏ ‎энергии‏ ‎с‏ ‎мазута, ‎угля,‏ ‎торфа, ‎дров‏ ‎и ‎прочих‏ ‎горючих‏ ‎веществ ‎на‏ ‎чистый ‎и ‎безопасный ‎природный ‎газ.

Напомню‏ ‎читателям, ‎что‏ ‎сначала‏ ‎на ‎полуострове ‎нашли‏ ‎залежи ‎природного‏ ‎газа. ‎Потом ‎построили ‎к‏ ‎этому‏ ‎месторождению ‎газопровод.‏ ‎Потом ‎газ‏ ‎неожиданно ‎закончился ‎после ‎пяти ‎лет‏ ‎эксплуатации.‏ ‎Почти ‎пятьсот‏ ‎километров ‎труб‏ ‎нынче ‎ржавеют ‎в ‎тундре, ‎как‏ ‎укор‏ ‎человеческому‏ ‎головотяпству… ‎Оказалось,‏ ‎что ‎больше‏ ‎залежей ‎газа‏ ‎на‏ ‎Камчатке ‎нет.

Однако‏ ‎тут ‎нарисовался ‎со ‎своим ‎ямальским‏ ‎проектом ‎Новатэк,‏ ‎который‏ ‎решил ‎построить ‎недалеко‏ ‎от ‎Петропавловска‏ ‎в ‎бухте ‎Бечевинская ‎перегрузочный‏ ‎комплекс,‏ ‎где ‎ледовые‏ ‎газовозы, ‎перевозящие‏ ‎голубое ‎топливо ‎по ‎Северному ‎морскому‏ ‎пути‏ ‎будут ‎выгружаться,‏ ‎а ‎уже‏ ‎простые ‎танкеры ‎загружаться ‎этим ‎же‏ ‎газом‏ ‎и‏ ‎идти ‎дальше‏ ‎в ‎Азию‏ ‎или ‎в‏ ‎Америку.‏ ‎С ‎барского‏ ‎плеча ‎Новатэка ‎должно ‎было ‎и‏ ‎перепасть ‎Камчатке‏ ‎на‏ ‎бедность. ‎Таким ‎макаром‏ ‎нашим ‎властям‏ ‎хотелось ‎хоть ‎как-то ‎приобщить‏ ‎полуостров‏ ‎к ‎хорошему‏ ‎(то ‎есть‏ ‎к ‎пользованию ‎голубым ‎топливом).

Однако, ‎Новатэк‏ ‎по‏ ‎этом ‎поводу‏ ‎сначала ‎вроде‏ ‎бы ‎и ‎повелся ‎на ‎предложение‏ ‎власти,‏ ‎но‏ ‎недавно ‎заявил,‏ ‎что ‎в‏ ‎его ‎ямальском‏ ‎проекте‏ ‎для ‎Камчатки‏ ‎газа ‎нет… ‎увы!

Казалось ‎бы, ‎ситуация‏ ‎патовая, ‎и‏ ‎придется‏ ‎нашему ‎полуострову ‎возвращаться‏ ‎во ‎тьму‏ ‎социализма, ‎когда ‎ТЭЦ ‎топили‏ ‎мазутом‏ ‎и ‎углем,‏ ‎и ‎суда‏ ‎с ‎этим ‎топливом ‎ходили ‎сюда‏ ‎регулярно‏ ‎по ‎расписанию…‏ ‎и ‎киловатт-час‏ ‎стоил ‎немыслимых ‎денег ‎(правда, ‎правительство‏ ‎этот‏ ‎киловатт‏ ‎в ‎тихушку‏ ‎компенсировало, ‎чтобы‏ ‎не ‎тревожить‏ ‎народ).

В‏ ‎общем, ‎остался‏ ‎наш ‎полуостров ‎у ‎разбитого ‎корыта,‏ ‎как ‎старуха‏ ‎в‏ ‎знаменитой ‎сказке ‎великого‏ ‎русского ‎поэта.‏ ‎

Однако ‎спасительный ‎выход ‎все‏ ‎же‏ ‎нашелся. ‎Правительство‏ ‎недавно ‎решило‏ ‎поставлять ‎газ ‎с ‎проекта ‎«Сахалин-2»‏ ‎двумя‏ ‎специальными ‎танкерами,‏ ‎как ‎предполагалось‏ ‎работать ‎с ‎Новатэком. ‎Вот ‎только‏ ‎расстояние,‏ ‎конечно,‏ ‎немного ‎побольше‏ ‎от ‎Петропавловска‏ ‎до ‎Сахалина,‏ ‎чем‏ ‎до ‎Бечевинки…‏ ‎раз ‎в ‎десять.

Сколько ‎будет ‎стоить‏ ‎газ ‎для‏ ‎Камчатки‏ ‎будет ‎известно ‎только‏ ‎в ‎2025‏ ‎году… ‎И ‎танкерами ‎даже‏ ‎двумя‏ ‎газ ‎на‏ ‎полуостров ‎не‏ ‎навозишься… ‎Может ‎только ‎баллонами ‎будет‏ ‎торговаться‏ ‎голубое ‎топливо…‏ ‎на ‎развес…‏ ‎

Однако ‎наше ‎правительство ‎намерено ‎закончить‏ ‎камчатскую‏ ‎газовую‏ ‎эпопею ‎всего‏ ‎за ‎два‏ ‎года… ‎И‏ ‎загорится‏ ‎тогда ‎в‏ ‎камчатских ‎домах ‎голубой ‎огонек ‎-‏ ‎привет ‎с‏ ‎Сахалина,‏ ‎тем ‎более ‎что‏ ‎пока ‎еще‏ ‎газа ‎нет ‎и ‎близко,‏ ‎а‏ ‎газовые ‎трубы‏ ‎к ‎новым‏ ‎домам ‎уже ‎стали ‎подводить. ‎

Иван‏ ‎ТРОФИМОВ.

Фото‏ ‎из ‎открытого‏ ‎доступа.

Читать: 4+ мин
С
logo
Среда обывателя

ЗЛЫЕ КОСАТКИ ЖИВУТ В АТЛАНТИКЕ

Наверное, ‎многие‏ ‎граждане ‎согласятся, ‎что ‎в ‎нашей‏ ‎прекрасной ‎стране‏ ‎довольно‏ ‎мало ‎мест, ‎где‏ ‎человек ‎напрямую‏ ‎в ‎своей ‎обыденной ‎жизни‏ ‎может‏ ‎столкнуться ‎с‏ ‎дикими ‎животными…‏ ‎А, ‎уж, ‎с ‎дикими ‎морскими‏ ‎животными‏ ‎увидеться ‎в‏ ‎природе ‎можно‏ ‎только ‎в ‎совсем ‎редких ‎случаях‏ ‎…‏ ‎Тем‏ ‎более ‎подойти‏ ‎к ‎ним‏ ‎и ‎даже‏ ‎вступить‏ ‎с ‎ними,‏ ‎как ‎бы, ‎в ‎контакт..

Однако ‎камчатским‏ ‎рыбакам ‎совсем‏ ‎недавно‏ ‎довелось ‎пообщаться ‎с‏ ‎владычицей ‎морей‏ ‎большущей ‎косаткой, ‎которая ‎по‏ ‎своему‏ ‎недосмотру ‎залетела‏ ‎в ‎рыбацкий‏ ‎ставной ‎невод ‎у ‎западного ‎побережья‏ ‎Камчатки‏ ‎и ‎запуталась‏ ‎в ‎нем,‏  ‎сообщает ‎ИА ‎«Кам ‎24».

Касатка, ‎видимо,‏ ‎шла‏ ‎курсом‏ ‎на ‎север‏ ‎Камчатки ‎по‏ ‎своим ‎делам‏ ‎и‏ ‎не ‎заметила‏ ‎морской ‎невод, ‎выставленный ‎на ‎вылов‏ ‎лосося. ‎

Дело‏ ‎в‏ ‎том, ‎что ‎сейчас‏ ‎на ‎полуострове‏ ‎проходит ‎лососевая ‎путина, ‎и‏ ‎неводов‏ ‎вдоль ‎побережья‏ ‎понатыкано ‎столько,‏ ‎что ‎плавание ‎вдоль ‎берега ‎для‏ ‎судов‏ ‎представляет ‎определенную‏ ‎опасность. ‎Получилось,‏ ‎что ‎опасность ‎эти ‎невода ‎представляют‏ ‎не‏ ‎только‏ ‎для ‎судов,‏ ‎кит ‎тоже‏ ‎вляпался ‎в‏ ‎рыбную‏ ‎ловушку, ‎хотя‏ ‎у ‎него ‎средств ‎для ‎обнаружения‏ ‎подобных ‎опасностей‏ ‎не‏ ‎меньше, ‎чем ‎у‏ ‎рыболовных ‎судов.

В‏ ‎общем ‎– ‎влетел ‎кит‏ ‎в‏ ‎рыбацкие ‎сети‏ ‎и ‎запутался‏ ‎так, ‎что ‎самостоятельно ‎выбраться ‎из‏ ‎них‏ ‎не ‎мог.‏ ‎А ‎нужно‏ ‎сказать, ‎что ‎у ‎косаток ‎с‏ ‎рыбаками‏ ‎в‏ ‎Охотском ‎море‏ ‎отношения ‎довольно‏ ‎напряженные, ‎потому‏ ‎что‏ ‎эти ‎морские‏ ‎хищники ‎научились ‎доставать ‎синекорого ‎палтуса‏ ‎из ‎рыбацких‏ ‎донных‏ ‎сетей, ‎когда ‎суда‏ ‎занимались ‎их‏ ‎выборкой. ‎В ‎общем, ‎киты‏ ‎в‏ ‎это ‎время‏ ‎подплывают ‎к‏ ‎судну ‎и ‎бесцеремонно ‎вытряхивают ‎из‏ ‎сетей‏ ‎весь ‎улов.‏ ‎Палтус ‎–‏ ‎рыба ‎маленькая, ‎косатка ‎– ‎зверюга‏ ‎большая.‏ ‎Она‏ ‎не ‎может‏ ‎аккуратно ‎вытащить‏ ‎рыбку ‎из‏ ‎сети‏ ‎и ‎аккуратно‏ ‎ее ‎съесть. ‎Рыба ‎злобно ‎вытряхивается‏ ‎из ‎орудия‏ ‎лова,‏ ‎сеть ‎разрывается ‎в‏ ‎клочья, ‎и‏ ‎рыбаки ‎вытаскивают ‎на ‎борт‏ ‎одни‏ ‎подборы. ‎Два-три‏ ‎дня ‎такой‏ ‎рыбалки, ‎и ‎суда ‎снимаются ‎из‏ ‎района‏ ‎лова ‎и‏ ‎идут ‎в‏ ‎порт ‎за ‎новыми ‎сетями. ‎Так‏ ‎что‏ ‎две-три‏ ‎косатки ‎могут‏ ‎перекрыть ‎промысел‏ ‎десятку ‎судов.

Однако‏ ‎на‏ ‎сей ‎раз‏ ‎рыбаки ‎не ‎стали ‎вымещать ‎на‏ ‎животном ‎злобу‏ ‎других‏ ‎рыбаков ‎(палтус ‎ловят‏ ‎с ‎рыболовных‏ ‎океанских ‎траулеров, ‎а ‎лосось‏ ‎с‏ ‎небольших ‎катеров).‏ ‎Косатку ‎подтащили‏ ‎к ‎катеру ‎и ‎освободили ‎с‏ ‎помощью‏ ‎подручных ‎средств‏ ‎от ‎сети.‏ ‎Кит ‎благодарно ‎махнул ‎хвостом ‎и‏ ‎поплыл‏ ‎дальше‏ ‎по ‎своим‏ ‎китовым ‎делам.

А‏ ‎вот ‎несколькими‏ ‎днями‏ ‎раньше ‎на‏ ‎севере ‎Камчатки ‎члены ‎национального ‎родового‏ ‎общества ‎«Сокол»‏ ‎помогли‏ ‎пяти ‎белухам ‎не‏ ‎погибнуть ‎на‏ ‎берегу. ‎

Рыбаки ‎ловили ‎себе‏ ‎лосось‏ ‎в ‎устье‏ ‎реки ‎Тигиль,‏ ‎когда ‎увидели ‎на ‎берегу ‎какое-то‏ ‎белое‏ ‎пятно. ‎Они‏ ‎подошли ‎на‏ ‎своем ‎плавсредстве ‎поближе ‎и ‎обнаружили,‏ ‎что‏ ‎на‏ ‎берегу ‎лежат‏ ‎на ‎песке‏ ‎четыре ‎взрослые‏ ‎белухи‏ ‎и ‎один‏ ‎детеныш. ‎Видимо, ‎киты ‎увлеклись ‎погоней‏ ‎за ‎лососем‏ ‎и‏ ‎прозевали ‎отлив ‎–‏ ‎жадность ‎обуяла.

В‏ ‎общем, ‎оказались ‎животные ‎в‏ ‎положении‏ ‎– ‎хуже‏ ‎не ‎придумаешь,‏ ‎и ‎настырные ‎чайки ‎уже ‎кружились‏ ‎над‏ ‎ними, ‎выжидая‏ ‎и ‎высматривая,‏ ‎как ‎же ‎поживиться ‎эдаким ‎морским‏ ‎подарком.‏ ‎Чайки‏ ‎пикировали ‎на‏ ‎китов, ‎стараясь‏ ‎больше ‎клевать‏ ‎самого‏ ‎незащищенного ‎–‏ ‎детеныша.

У ‎китов ‎из ‎глаз ‎текли‏ ‎слезы, ‎а‏ ‎китенок‏ ‎отчаянно ‎кричал, ‎когда‏ ‎его ‎клевали‏ ‎наглые ‎птицы.

Конечно, ‎люди ‎видели‏ ‎и‏ ‎белужьи ‎слезы,‏ ‎слышали ‎жалобные‏ ‎крики ‎детеныша. ‎Они ‎собрали ‎у‏ ‎себя‏ ‎на ‎лодках‏ ‎все ‎водоносные‏ ‎средства ‎(ведра, ‎тазики) ‎и ‎стали‏ ‎таскать‏ ‎воду‏ ‎из ‎речки‏ ‎и ‎поливать‏ ‎спины ‎китов.‏ ‎Таким‏ ‎образом, ‎они‏ ‎поливали ‎китов ‎и ‎отгоняли ‎чаек‏ ‎более ‎двух‏ ‎часов‏ ‎пока ‎ни ‎начался‏ ‎прилив.

Киты ‎вполне‏ ‎благополучно ‎снялись ‎с ‎мели‏ ‎и‏ ‎уплыли ‎в‏ ‎море. ‎Никто‏ ‎не ‎пострадал.

Это ‎на ‎Западе ‎косатки‏ ‎нападают‏ ‎на ‎плавсредства‏ ‎людей… ‎на‏ ‎Камчатке ‎человек ‎и ‎киты ‎живут‏ ‎в‏ ‎гармонии.

Иван‏ ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎из‏ ‎общего ‎доступа.‏  ‎

Читать: 4+ мин
С
logo
Среда обывателя

КАМЧАТСКОЕ ВРЕМЯ

В ‎этом‏ ‎материале ‎речь ‎пойдет ‎не ‎о‏ ‎том, ‎почему‏ ‎у‏ ‎нас ‎в ‎Петропавловске‏ ‎астрономический ‎полдень‏ ‎наступает ‎примерно ‎в ‎13.30,‏ ‎и‏ ‎потому ‎летом‏ ‎в ‎десять‏ ‎вечера ‎еще ‎светло. ‎Об ‎этом‏ ‎я‏ ‎много ‎раз‏ ‎писал, ‎но‏ ‎обычный ‎народ ‎ничего ‎в ‎моей‏ ‎писанине‏ ‎не‏ ‎понимает… ‎кроме‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎в ‎курсе.

В‏ ‎общем,‏ ‎разговор ‎о‏ ‎том, ‎что, ‎наконец, ‎наступило ‎то‏ ‎время, ‎когда‏ ‎наша‏ ‎не ‎особо ‎приветливая‏ ‎северная ‎природа‏ ‎начинает ‎делиться ‎с ‎нами‏ ‎–‏ ‎аборигенами ‎своими‏ ‎дарами. ‎И‏ ‎первое ‎радостное ‎известие ‎пришло ‎прямо‏ ‎в‏ ‎начале ‎августа,‏ ‎то ‎есть,‏ ‎начался ‎активный ‎подход ‎горбуши ‎к‏ ‎берегам‏ ‎полуострова,‏ ‎и ‎цена‏ ‎на ‎эту‏ ‎любимую ‎всеми‏ ‎малоимущими‏ ‎гражданами ‎рыбу‏ ‎упала ‎до ‎50 ‎рублей ‎за‏ ‎килограмм. ‎Вот‏ ‎тут‏ ‎уже ‎любому ‎можно‏ ‎наесться ‎от‏ ‎пуза ‎и ‎даже, ‎если‏ ‎есть‏ ‎сноровка ‎и‏ ‎опыт, ‎заготовить‏ ‎десяток ‎– ‎два ‎килограмма ‎на‏ ‎зиму.‏ ‎Заморозить, ‎там…‏ ‎или ‎засолить…‏ ‎

Еще ‎лет ‎двадцать-тридцать ‎назад ‎практиковалась‏ ‎выдача‏ ‎малочисленным‏ ‎народам ‎рыбы‏ ‎бесплатно ‎или‏ ‎по ‎небольшой‏ ‎цене‏ ‎непосредственно ‎на‏ ‎заготовку. ‎Да ‎и ‎просто ‎время‏ ‎от ‎времени‏ ‎в‏ ‎Петропавловске ‎прямо ‎с‏ ‎грузовиков ‎раздавали‏ ‎рыбу ‎всем ‎желающим. ‎А‏ ‎в‏ ‎тундре ‎ее‏ ‎выбрасывали ‎десятками‏ ‎тонн. ‎Нынче ‎такое ‎не ‎практикуется,‏ ‎рыбу‏ ‎хоронят ‎в‏ ‎земле ‎довольно‏ ‎редко, ‎но ‎по ‎низкой ‎цене‏ ‎в‏ ‎городе‏ ‎ее ‎порой‏ ‎все-таки  ‎продают.‏ ‎

Ну, ‎вот‏ ‎и‏ ‎к ‎нам‏ ‎пришло ‎счастье. ‎

Но ‎почему-то ‎горбуша‏ ‎считается ‎самым‏ ‎низкосортным‏ ‎лососем. ‎Однако ‎у‏ ‎нее ‎мясо‏ ‎гораздо ‎нежнее ‎и ‎вкуснее,‏ ‎чем‏ ‎у ‎той‏ ‎же ‎кеты…‏ ‎да ‎и ‎кижуч ‎ничуть ‎не‏ ‎лучше.‏ ‎Тем ‎более,‏ ‎если ‎цена‏ ‎на ‎кижуча ‎и ‎нерку ‎выше‏ ‎пятисот‏ ‎рублей‏ ‎за ‎килограмм,‏ ‎кета ‎–‏ ‎триста, ‎а‏ ‎чавыча,‏ ‎как ‎была‏ ‎по ‎1 ‎600 ‎рублей, ‎так‏ ‎и ‎осталась,‏ ‎хотя‏ ‎уже ‎ее ‎продают‏ ‎мороженную, ‎свежая‏ ‎отошла ‎еще ‎в ‎июле.‏ ‎Так‏ ‎что ‎горбуша‏ ‎вполне ‎себе‏ ‎активно ‎готовится ‎и ‎очень ‎вкусно‏ ‎есться…‏ ‎

На ‎рынках‏ ‎появилась ‎жимолость,‏ ‎но ‎цена ‎на ‎нее ‎больно‏ ‎высокая‏ ‎(750‏ ‎рублей ‎за‏ ‎пивной ‎стакан).‏ ‎А ‎в‏ ‎тех‏ ‎местах, ‎где‏ ‎мы ‎ее ‎обычно ‎собирали, ‎эту‏ ‎ягодку ‎уже‏ ‎успешно‏ ‎вытоптали, ‎так ‎что‏ ‎остались ‎мы‏ ‎на ‎зиму ‎без ‎жимолости.‏ ‎

А‏ ‎еще ‎на‏ ‎Халактырском ‎пляже‏ ‎зацвел ‎крестовник ‎– ‎очень ‎полезное‏ ‎северное‏ ‎растение, ‎которое‏ ‎хорошо ‎помогает‏ ‎при ‎всяких ‎воспалениях ‎внешних ‎и‏ ‎внутренних,‏ ‎снимает‏ ‎опухоли, ‎заживляет‏ ‎раны. ‎Про‏ ‎него ‎моей‏ ‎жене‏ ‎как-то ‎рассказала‏ ‎одна ‎корячка, ‎сказала, ‎что ‎в‏ ‎тундре ‎только‏ ‎крестовником‏ ‎и ‎спасаются ‎от‏ ‎всяких ‎болячек.

Однако‏ ‎крестовника ‎у ‎океана ‎с‏ ‎каждым‏ ‎годом ‎становится‏ ‎все ‎меньше‏ ‎и ‎меньше. ‎И ‎если ‎двадцать‏ ‎лет‏ ‎назад ‎его‏ ‎было ‎много‏ ‎по ‎всему ‎берегу, ‎и ‎он‏ ‎вырастал‏ ‎чуть‏ ‎ли ‎ни‏ ‎в ‎человеческий‏ ‎рост. ‎То‏ ‎теперь‏ ‎крестовник ‎нужно‏ ‎искать ‎в ‎высокой ‎траве, ‎которая‏ ‎его ‎забивает‏ ‎повсеместно.‏ ‎А ‎раньше ‎встречались‏ ‎чуть ‎ли‏ ‎ни ‎заросли ‎по ‎двадцать-тридцать‏ ‎метров‏ ‎шириной. ‎Я‏ ‎его ‎собираю‏ ‎каждый ‎год ‎и ‎морожу ‎в‏ ‎холодильнике…‏ ‎Завариваю ‎и‏ ‎пью ‎всю‏ ‎зиму. ‎

Потихоньку ‎подбирается ‎к ‎нам‏ ‎грибной‏ ‎сезон,‏ ‎и ‎если‏ ‎случится ‎в‏ ‎этом ‎году‏ ‎такое‏ ‎же ‎грибное‏ ‎изобилие, ‎как ‎в ‎прошлом, ‎то‏ ‎это ‎будет‏ ‎маленьким‏ ‎счастьем. ‎Ну ‎а‏ ‎дальше ‎Халактырский‏ ‎пляж ‎подарит ‎нам ‎бруснику‏ ‎и‏ ‎шикшу… ‎это‏ ‎будет ‎где-то‏ ‎в ‎конце ‎августа. ‎Все-таки ‎хорошо,‏ ‎когда‏ ‎в ‎морозилке‏ ‎у ‎тебя‏ ‎что-то ‎лежит ‎из ‎камчатского ‎леса.‏ ‎Зимой‏ ‎любая‏ ‎ягодка ‎будет‏ ‎радостью ‎к‏ ‎столу, ‎хоть‏ ‎в‏ ‎компоте, ‎хоть‏ ‎в ‎пирогах. ‎Будем ‎есть ‎и‏ ‎вспоминать ‎теплые‏ ‎деньки.‏ ‎

Иван ‎ТРОФИМОВ.

Фото ‎автора.

Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048