Волк Ларсен и Вавилонская Башня

Сегодня мы продолжим разговор, который начали в прошлом тексте. Один из комментаторов верно отметил, что те ценности, что я «приватизировал» в пользу русских – вообще характерны для традиционных обществ.

Я соглашусь с уважаемым комментатором.

Однако, откуда же у урбанизированной нации 21 века ценности традиционного общества?

Этот вопрос мы пока отложим.

А поговорим вот о чем.

Но добавлю, что конфликт между философией провидения философией, которая исходит из того, что во всем есть смысл) и философией произвола (которая говорит о том, что прав тот, кто побеждает) идет не между Россией и Западом. Это старинный внутризападный конфликт. И именно отсюда наша российская симпатия к некоторым европейским писателям и философам. Они как бы выбирают нашу сторону.

Я ничего даже не стану сейчас говорить о ставшей легендой тройке – Честертон, Толкин, Льюис.

Я о том, что не так очевидно.

Давайте посмотрим на Джека Лондона.

Вот классический монолог философии произвола из «Морского Волка»:

Video preview
1x

Перед нами классический конфликт, который разрешается не в пользу произвола.

Классический роман Мелвилла «Моби Дик» — это тоже история противостояния провидения и произвола, которая так же разрешается в пользу провидения.

Мелвилл дает капитану Ахаву произнести точно такой же монолог человека произвола.

«Все, что мы видим, это лишь маски, но сквозь каждую маску, во всех делах и событиях можно разглядеть истинную суть. Так вот, ты видишь в Белом Ките только бессловесную тварь, я же вижу в нем жестокую силу, воодушевленную неистощимой злобой. И эту злобную силу, эту непостижимую злобу я ненавижу больше всего на свете; и мне безразлично, кто он такой, этот Белый Кит, орудие ли он чьего-либо неведомого замысла или сам он источник зла, но я обрушу на него всю свою ненависть, потому что он для меня как стена, а я перед ним как заключенный, и мне не вырваться на свободу, пока я не разрушу стену своей тюрьмы».

Тюрьма – это мир судьбы и Бога. Мир замысла и смысла.

Кит - это Бог, который ограничивает произвол Ахава. Ахав жаждет убить Бога, чтобы утвердить свою волю, остаться в мире одиноким, но и единственным. И провидение и тут побеждает, а Ахав гибнет.

Этот сюжет, разумеется, не мог возникнуть просто так на пустом месте. И Лондон и Мелвилл наблюдали этот нарастающий конфликт и описывали то, что видели.

В их историях провидение побеждало, а произвол погибал.

Они видели смысл в том, что есть некая стена, некие законы, противостояние которым обрекает человека на одержимость, безумие и гибель.

У Волка Ларсена про очереди отключаются все чувств. Он умирает парализованный в полной темноте и тишине. В полном небытии. Воплотив в своей смерти сове отрицание смысла.

Ахав – запутывается в леере гарпуна и обречен вечно носится по волнам за тем, кого преследовал.

Их смерть является памятником и завершением их преступления – отрицания смысла.

И тут мы вернемся к традиции.

Сосенно традиция – это самый древний первичный дописьменный способ передачи жизненно важной информации – стратегий поведения направленных на выживание от одного поколения к другому.

И традиция наиболее актуальна в условиях, когда общность рушится вниз – из цивилизации в архаику.

Крушение идеологии коммунизма – идеологии письменной, идеологии модерна и идеологии преодоления человека – особенно усилило наше стремление к традициям, в которых мы увидели не только стратегии выживания (восстановление больших семей, дачное земледелие, вооруженные группы аналогичные ватагам и дружинам – «братва» и пр.) но и средство восстановит когнитивную завершённость вызванную признанием ошибочности прошлого мировоззрения.

Сам смысл крушения идеологии преодоления человека вернула нас в состояние, когда человек осмысляется заново.

Мы заново узнаем себя и признаем, что не всемогущи. Мы отступились от произвола.

С нашими уважаемыми «партнерами» все было ровно наоборот.

Крах СССР вызвал у них иллюзию окончательной победы. Они загарпунили Белого Кита и увидели, как из него хлещет черная кровь и качается на волнах его белая туша.

Они добились победы в окончательном противостоянии, а следовательно, добились права самим судить о свой праведности.

Из этого торжества и родилась исключительная нация.

Нация не преодоления, а нация торжества. Нация карнавала, из котрого нет возврата в труд или пост.

Потому что некуда.

Праздник отныне вечен.

Если бог убит, а исключительна нация убила этого бога – поразила эту маску, за которой скрывалось его лицо, то самое время строить вавилонскую башню.

Что мы и наблюдавшем в виде игнорирования судьбы в виде транс-философии, игнорирования истории и создания культа прогресса со жрецами Маском, Джобсом и пр. который должен заменить собой настоящий прогресс, который рождается в труде.


Продолжение завтра.

Бесплатный
3 комментария
avatar