Предательство как подвиг
Один из постоянных гостей «Логова» задал мне вопрос, прежде чем ответить на который мне пришлось изрядно подумать.
«В каких случаях предательство Родины – оправдано? Есть ли такие случаи?»
В нашей стране, которая буквально только что избавилась от огромного числа людей, которые проповедовали предательство России как единственную праведную форму жизни такие вопросы ответы на такие вопросы кажутся очевидными.
И первым делом на память приходит то, что сказал Сергей Бодров младший:
- Во время войны нельзя говорить плохо о своих. Никогда. Даже если они неправы. Даже если твоя страна неправа во время войны, ты не должен говорить о ней плохо. Это очень старый, простой и примитивный принцип, но это так. Когда война не угрожает, когда война кончилась - тогда да, можно говорить: вот это было не так, и это было не так. Давайте постараемся, чтобы в будущем такого не было..
Просто, понятно, неуязвимо.
И очень по-русски.
По-русски, потому что нам, нашему народу, слава Богу, никогда не приходилось делать выбор между Правдой и своими страной и народом.
Это не потому, что мы – праведны и в том исключительны. Может быть просто нас пока что Господь уберег.
Но не всем так повезло. И когда народу не везет в такой степени – должен появиться кто-то кем народ будет жив. Кто-то кто оправдает его, встав у него – у своего народа - на пути.
Софи Шолль была очень интересной девочкой.
Она состояла в гитлерюгенде и ей это очень нравилось. Ей нравилось ходить строем, маршировать, нравились знамена и римские салюты.
Но ей было обидно, что ее одноклассники евреи лишены этой радости. Евреев не принимали в гитлерюгенд. Поэтому она создала с ними свой гитлерюгенд – с евреями и кипами.
Это не шутка. Так и было.
А однажды она приволокла на собрание гитлерюгенда томик запрещенного уже Гейне и попыталась устроить чтение его стихов.
Она просто хотела как лучше. Она стремилась делиться с людьми тем, что она ценила сама.
Потом она подросла она влюбилась. Ее возлюбленным стал молодой парень по имени Фриц. Он был офицером Вермахта.
Именно от него Софи узнала, что происходит на выстоянном фронте. Что именно там делает немецкая армия.
В университете Мюнхена она познакомилась еще с одним бывшим солдатом Вермахта – русским иммигрантом Александром Шморелем – будущим святым великомучеником Александром Мюнхенским. Он тоже был на Востоке и знал, что там происходит. Она была лютеранка. Он был православным.
Вместе они создали студенческую подпольную организацию «Белая Роза». Они хотели бороться с нацизмом. Они полагали, что так они выполняют волю Бога.
На суде она сказала:
«Я по-прежнему считаю, что сделала лучшее, что могла сделать для своего народа. Поэтому мне не приходится сожалеть о содеянном, и я отвечаю за все последствия моих действий».
В тот же день ее, ее брата и всех сообщников, включая Александра Шмореля гильотинировали.
Последнее что она сказала перед гильотиной:
«Солнце еще светит»
Софи отдала свою жизнь, чтобы у немецкого народа было будущее, в котором есть место не только позору, но и гордости.
Что делает выбор Софи верным?
Его делает верным Третий Рейх.
Не может существовать святого Георгия без дракона. И уж тем более если на месте дракона будет пусть нелепый и некрасивый, но человек.
Для того чтобы подвиг был подвигом - враг должен быть подлинным. И враг должен быть злом.
Преступления Рейха как государственной системы были реальны. Более того Рейх изначально создавался именно как инструмент преступления – порабощения человечества, геноцида и развращения и растления немецкого народа.
Когда либералы и неонацисты камлают о равной преступности режимов СССР и Нацистской Германии или даже о том, что режим СССР был хуже, чем режим Третьего Рейха, они старательно избегают одного важного нюанса. Точнее говоря, они просто не принимают его во внимание, поскольку говорят и думают на принципиально ином понятийном языке нежели Софи и Александр.
Оценивая режимы, они принимают во внимание все что угодно (а точнее делают вид что принимают), кроме, наверное, самого важного – производимого этими режимами человека.
И СССР, и Третий Рейх стремились к преодолению человека старого. И у СССР, и у Третьего Рейха существовал некий идеал человека, которого только предстоит создать.
СССР хотел изменить человека, изменив его бытие, убрав из этого бытия экономическое принуждение, эксплуатацию человека человеком и таким образом преодолеть отчуждение между людьми. СССР полагал что сможет победить преступность отняв у нее ее основу – социальную природу. СССР полагал, что, изменив земную жизнь человека, выведя его из царства необходимостью в царство свободы, он сможет преобразить и самого человека, который по природе благ – его нужно только освободить.
Рейх создавал нового человека освобождая его от химеры совести. Он создавал господина и завоевателя.
То есть убийцу, грабителя и рабовладельца.
Если СССР был утопическим проектом, который в итоге потерпел крах именно в силу утопичности, отказа от признания реальности, а преступления СССР были совокупностью эксцессов, перегибов и злоупотреблений помноженных на гигантскую силу государства, то Третий Рейх был преступлением перед человечеством и как реализация и как замысел.
Для Софи и Александра это было надругательством над человеческим предназначением, которое во всех христианских конфессиях (и как ни странно в коммунизме) одно: - развитие своей человечности – способности к состраданию, любви, творчеству, познанию.
Рейх был античеловеческим проектом. Он - предательство как в отношении всего человечества, как в отношении человека как смысла, так и в отношении германского народа, которому согласно проекту нацизма предстояло стать чудовищем именуемым сверхчеловечеством.
Софи и Александр были правы в том, чтобы восстать против Рейха настолько насколько они были людьми.
И при этом они остались настолько немцами – насколько немцы – люди.
Данный пост открыт по принципиальным соображениям.
0 комментариев