Возможно, истина – это песня
Прежде всего хотелось бы сказать, что я невероятно уважаю г-на Роберта Сапольски. Я с огромным удовольствием слушаю его лекции. И у меня нет никаких проблем с его атеистическими убеждениями. Впрочем, как и с атеистическими убеждениями большинства известных мне людей именующих себя атеистами.
И речь сейчас пойдет не о моих претензиях к атеизму, а о некоторых выводах, которые г-н Сапольски делает из атеизма, но которые почему-то большинству из известных мне атеистов даже не приходят в голову.
А должны бы.
Итак:
Вкратце изложу утверждения Роберта Сапольски.
1. Свободы воли не существует, так как все решения принимаются мозгом в определённой последовательности, каждая из которых объяснима, имеет причину и последствия, встроена в причинно-следственную цепочку и следовательно - предопределена.
2. Свободы воли не существует, так как разум лишь объясняет нам решения, которые уже приняты на эмоциональном уровне.
Из интереснейших (я повторюсь: интереснейших) рассуждений атеиста Сапольски следует несколько не менее интересных и печально-забавных выводов.
Во-первых, атеизм ув. Роберта Сапольски – совершенно точно совпадает с воззрениями на свободу воли у протестантов. Например, у Мартина Лютера, который полагал, что свобода – есть слово, не обозначающее никакого предмета, так как Бог без нашего участия спасает нас или губит, все предопределяет и действуем мы исключительно в рамках необходимости определенной не нами.
Бог находится не в борьбе, а на производстве. А возможно и на бумажной канцелярской работе составляя один за другим акты о приемке.
При этом крайний детерминизм, а то о чем мы сейчас говорим это оно и есть, обругивается и православием и католичеством именно этими бранными словами – осужден как ересь еще в девятом веке. То есть до разделения православной и католической церквей.
Православно-католическое отношение к свободе воли изложено у Макария Египетского в трактате «О свободе ума»:
«Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле, благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому, присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником доброго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели, или к пороку. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое.»
Удивительно, но христианство, постоянно упрекаемое в рабском мышлении, предполагает в человеке значительно больше свободы и ответственности нежели нейробиология.
Но второе еще более интересно.
Роберт Сапольски утверждает, что свобода воли отсутствует, так как решения принимаются вне ratio одним лишь psycho.
Иными словами он отрицает принадлежность нам эмоций и нашей власти над ними. Мы не можем выбирать, что чувствовать.
Но христианство исходит из противоположного утверждения.
Оно вменяет отказаться не только от блуда, но и от похоти.
«²⁷ Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». ²⁸ А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. ²⁹ Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя..» Матфея 5:27-29
Оно вменяет созидательно выбирать любовь к ближнему как к самому себе и всю жизнь упражняться в этой любви.
Христианство обязывает человека бдить над собой неустанно. Именно над тем, что ув. Роберт считает запредельным пространством диких земель, где не место человеку его воле. Именно там христианин и ведет свою главную деятельность.
Определяя себя, он изменяет свои чувства. Изменяя их – он изменяет решения.
Он свободен до тех пор, пока борется. И превращается в несвободную вещь, как только сдается.
Мы свободны только до тех пор, пока преображаем себя.
Если мы посмотрим на Библию, мы внезапно как бы заново увидим, что Бог там никогда не обращается к разуму. Библия не описывает разум. Она его не трогает.
Если посмотреть на все самое важно, на самые важные решения, которые принимаются героями Заветов, если посмотреть на внутренние диалоги, на диалоги с Богом – они никогда не происходят у человека между ушей. Они всегда происходят за ребрами.
«²¹ и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…» Бытие 8:21
«⁴¹ И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего». Бытие 27:41
«¹ Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро». Псалтирь 13:1
Удивительным образом Роберт доказывает одно мое старое предположение: окончательную истину невозможно сформулировать. Ее нельзя понять. Ее невозможно объяснить.
Истину можно только пережить, потому что в Истине обязательна эмоциональная часть.
Истина не может быть бесчувственной.
В истине обязательно есть поэзия.
Возможно истина – это вообще песня.
8 комментариев
1. Рационально,
2. Материально,
4. Причинно-следственными методами, истолковываемыми в жестко ограниченных смыслах,
5. Субъект-объектным подходом, где психика человека=объект, а не квантовый феномен.
И истолкования причинно-следственных смыслов задается субъектом (исследователем), а не объектом (психикой испытуемых)
т.е., приходим к материальному рациональному анализу, в ходе которого, конечно же, вылупляется старое древнее убеждение, что
- общество=джунгли, где побеждает сильнейший коварнейший хищник.
- чтобы стать победителем, надо ускорить/преодолеть человека.
-церковь-мешает.
да и фрейдизм в сущности тоже базируется на его выводах - триада оно+супер-эго+эго - это ведь рептильная зона зверя+моральные догмы сверх-эго и потребитель. Ничего сверх этого - ничего бесстрастного, недетерминированного, высшего и квантового, никаких высших ценностей и одна только ветхозаветная механика. Только материальное, рациональное, кадаврическое нутро, нуждающееся в кнуте, жестком контроле и тюрьме.
Сам подход ограничивает шансы на исследование и в перспективе новые работы по поиску ответов дадут все новые подтверждения того, что души в теле нет, что вечность нематериальна и значит не существует, и что церковь ограничивает, мешает, ожесточает мышление.
Ну. а как же?! С древних лет для них во всем виновата религия, церковь и ...))
Постскриптум:
Для квантовых феноменов не подходят принципы механической науки. Искажения гарантированы.