logo
Логово Вепря
logo Логово Вепря

История, этика, идеология, глубина, вечность. Часть 1

Этика. Рассуждение ‎об‏ ‎истории ‎не ‎о ‎как ‎науке,‏ ‎а ‎как‏ ‎о‏ ‎преподаваемом ‎предмете ‎невозможно‏ ‎в ‎отрыве‏ ‎от ‎вопросов ‎идеологии. ‎

Само‏ ‎слово‏ ‎«преподавание» ‎подразумевает,‏ ‎что ‎вы‏ ‎даете ‎человеку ‎нечто, ‎от ‎чего‏ ‎он‏ ‎не ‎вправе‏ ‎отказаться. ‎Отсюда‏ ‎вопрос ‎этики ‎– ‎можем ‎ли‏ ‎мы‏ ‎прибегать‏ ‎к ‎некоторому‏ ‎диктату? ‎Но‏ ‎второй ‎вопрос‏ ‎возможно‏ ‎еще ‎более‏ ‎важен ‎– ‎обладаем ‎ли ‎мы‏ ‎сами ‎тем,‏ ‎что‏ ‎намерены ‎передать? ‎

История‏ ‎в ‎еще‏ ‎большей ‎мере ‎чем ‎литература‏ ‎подвержена‏ ‎идеологическому ‎влияние,‏ ‎так ‎как‏ ‎является ‎инструментом ‎обоснования ‎политики ‎и‏ ‎создания‏ ‎репутации ‎международных‏ ‎и ‎общественных‏ ‎субъектов ‎таких ‎как ‎страны, ‎классы,‏ ‎социальные‏ ‎группы.‏ ‎

Национальная ‎история‏ ‎является ‎обобщенной‏ ‎репутацией, ‎биографией‏ ‎крупной‏ ‎социальной ‎группы.‏ ‎От ‎ее ‎трактовки ‎зависит ‎самооценка,‏ ‎которую ‎получает‏ ‎ученик.‏ ‎Заниженная ‎или ‎же‏ ‎завышенная ‎групповая‏ ‎репутация ‎превращает ‎ученика ‎в‏ ‎объект‏ ‎для ‎политических‏ ‎манипуляций ‎различных‏ ‎сил.  ‎

В ‎связи ‎с ‎этим‏ ‎представляется,‏ ‎что ‎преподавание‏ ‎истории ‎должно‏ ‎исходить ‎из ‎того, ‎что ‎полученные‏ ‎учеником‏ ‎знания‏ ‎должны ‎позволять‏ ‎ему ‎адекватно‏ ‎и ‎безопасно‏ ‎действовать‏ ‎не ‎в‏ ‎прошлом, ‎а ‎именно ‎в ‎настоящем‏ ‎и ‎таким‏ ‎образом‏ ‎исторические ‎учебники, ‎курсы‏ ‎и ‎методики‏ ‎преподавания ‎истории ‎должны ‎исходить‏ ‎из‏ ‎современного ‎контекста,‏ ‎так ‎чтобы‏ ‎вооружить ‎учащегося ‎знаниями ‎против ‎спекуляций‏ ‎и‏ ‎манипуляций, ‎сформировать‏ ‎его ‎отношение‏ ‎к ‎истории ‎его ‎нации ‎таким‏ ‎образом,‏ ‎чтобы‏ ‎его ‎невозможно‏ ‎было ‎увлечь‏ ‎ни ‎в‏ ‎«секты‏ ‎покаяний» ‎ни‏ ‎в ‎шовинистические ‎марши. ‎

Иными ‎словами,‏ ‎защита ‎нашего‏ ‎потомства‏ ‎– ‎это ‎наша‏ ‎обязанность ‎перед‏ ‎ним ‎и ‎друг ‎перед‏ ‎другом.‏ ‎Эта ‎защита‏ ‎может ‎быть‏ ‎осуществлена ‎передачей ‎этому ‎потомству ‎знаний.‏ ‎Наше‏ ‎право ‎на‏ ‎преподавание ‎чего‏ ‎либо, ‎то ‎есть ‎передачу ‎без‏ ‎права‏ ‎ученика‏ ‎на ‎отказ‏ ‎обосновывается ‎только‏ ‎одним ‎–‏ ‎честностью‏ ‎осмысления ‎наминавшего‏ ‎собственного ‎опыта ‎и ‎честностью ‎осмысления‏ ‎нами ‎собственной‏ ‎истории.‏  ‎

Однако, ‎честность ‎–‏ ‎невозможна ‎без‏ ‎спора ‎и ‎дискуссии. ‎Честность‏ ‎невозможна‏ ‎без ‎разномыслия‏ ‎по ‎апостолу‏ ‎Павлу. ‎

«¹⁹ Ибо ‎надлежит ‎быть ‎и‏ ‎разномыслиям‏ ‎между ‎вами,‏ ‎дабы ‎открылись‏ ‎между ‎вами ‎искусные». ‎1 ‎Коринфянам‏ ‎11:19

Отсюда‏ ‎возникает‏ ‎вопрос ‎о‏ ‎целесообразности ‎и‏ ‎сущности ‎концепции‏ ‎единого‏ ‎учебника. ‎

Вероятно,‏ ‎стоит ‎взять ‎на ‎вооружение ‎старый‏ ‎советский ‎конкурсный‏ ‎принцип,‏ ‎по ‎которому ‎принимался‏ ‎на ‎вооружение‏ ‎тот ‎или ‎иной ‎вид‏ ‎оружия,‏ ‎когда ‎объявлялся‏ ‎конкурс ‎по‏ ‎определённый ‎характеристикам ‎и ‎свои ‎изделия‏ ‎предоставляли‏ ‎несколько ‎конструкторских‏ ‎бюро, ‎после‏ ‎чего ‎наилучшие ‎решения ‎при ‎условии‏ ‎их‏ ‎совместимости‏ ‎объединялись. ‎При‏ ‎этом ‎проекты‏ ‎не ‎приняты‏ ‎на‏ ‎вооружение, ‎но‏ ‎заслуживающие ‎внимание ‎– ‎продолжали ‎существовать,‏ ‎выпускаться ‎малыми‏ ‎сериями‏ ‎для ‎отдельных ‎подразделений‏ ‎и ‎совершенствоваться.‏  ‎

Идеология. Согласно ‎Конституции ‎нашей ‎страны,‏ ‎п.‏ ‎2 ‎ст.‏ ‎13 ‎«никакая‏ ‎идеология ‎не ‎может ‎устанавливаться ‎в‏ ‎качестве‏ ‎государственной ‎или‏ ‎обязательной». ‎

Что‏ ‎это ‎означает? ‎Значит ‎ли ‎это‏ ‎что‏ ‎учебники‏ ‎должны ‎быть‏ ‎безидеологичны? ‎То‏ ‎есть ‎лишены‏ ‎каких-либо‏ ‎воспитательных ‎функций?

По‏ ‎нашему ‎мнению, ‎это ‎совершенно ‎не‏ ‎так. ‎

Государство‏ ‎не‏ ‎имеет ‎права ‎наказывать‏ ‎людей ‎за‏ ‎идеологию ‎отличную ‎от ‎государственной.‏ ‎Государство‏ ‎не ‎имеет‏ ‎права ‎принуждать‏ ‎кого-либо ‎исповедовать ‎какую-либо ‎идеологи ‎или‏ ‎отказываться‏ ‎от ‎какой-либо‏ ‎идеологии. ‎

Однако‏ ‎идеологию ‎имеет ‎право ‎иметь ‎партии,‏ ‎которые‏ ‎составляют‏ ‎парламент. ‎Идеологию‏ ‎имеет ‎право‏ ‎иметь ‎президент,‏ ‎которого‏ ‎избирает ‎народ.‏ ‎И ‎парламент, ‎и ‎президент ‎и‏ ‎формируемое ‎ими‏ ‎правительство‏ ‎могут ‎и ‎обязаны‏ ‎формулировать ‎требования‏ ‎к ‎учебникам. ‎В ‎том‏ ‎числе‏ ‎и ‎идеологические.‏    ‎

Государство ‎не‏ ‎имеет ‎права ‎принуждать ‎к ‎идеям‏ ‎и‏ ‎идеалам. ‎Но‏ ‎оно ‎имеет‏ ‎право ‎и ‎обязанность ‎доносить ‎их‏ ‎до‏ ‎общества.‏ ‎Государство ‎имеет‏ ‎воспитательную ‎функцию‏ ‎и ‎обязано‏ ‎ее‏ ‎осуществлять. ‎В‏ ‎том ‎числе ‎и ‎через ‎систему‏ ‎образования. ‎В‏ ‎той‏ ‎мере ‎в ‎какой‏ ‎оно ‎на‏ ‎это ‎уполномочено ‎демократическими ‎механизмами‏ ‎и‏ ‎принципами. ‎

Заидеологизированность‏ ‎советского ‎образования‏ ‎вызвала ‎в ‎нашем ‎обществе ‎эффект‏ ‎маятника.‏ ‎На ‎какое-то‏ ‎время ‎учебники‏ ‎истории ‎не ‎просто ‎утратили ‎марксистскую‏ ‎составляющую,‏ ‎превратившись‏ ‎из ‎обоснования‏ ‎некой ‎пусть‏ ‎и ‎оспариваемой‏ ‎тории‏ ‎в ‎набор‏ ‎фактов, ‎но ‎и ‎приобрели ‎противоположную‏ ‎– ‎антисоветскую‏ ‎окраску.‏ ‎

В ‎результате ‎мы‏ ‎не ‎только‏ ‎потеряли ‎не ‎только ‎теоретическое‏ ‎обоснование‏ ‎исторических ‎процессов,‏ ‎но ‎и‏ ‎приобрели ‎очень ‎враждебный ‎взгляд ‎на‏ ‎собственную‏ ‎историю. ‎

Продолжение‏ ‎следует.  ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
6 комментариев

Комментарий удален. Восстановить?
10
avatar
Уровень внутри проекта
10
Уровень на sponsr.ru
28
Андрей Пантелеев 2 года назад
"Государство ‎не‏ ‎имеет‏ ‎права‏ ‎принуждать ‎к ‎идеям ‎и ‎идеалам. ‎Но ‎оно ‎имеет ‎право‏ ‎и‏ ‎обязанность‏ ‎доносить ‎их ‎до‏ ‎общества."
Собственно, само это утверждение - это тоже идеология.
Наша либерда как раз против этой концепции. Они сформулировали государство как бюро услуг. Было бы смешно, если парикмахерской вменили в обязанность доносить до общества какие причёски эстетически приемлемы, а какие - нет. Вот их логика.
Вашу же позицию они рассматривают как тоталитарную. Я бы даже сказал фашистскую.
Поскольку требование от искусства не просто реализма, а соцреализма - это по их мнению моветон и Гитлер.
Комментарий удален. Восстановить?
A
avatar
Уровень внутри проекта
A
Уровень на sponsr.ru
128
roman_nosikov 2 года назад
С либеральной точки зрения воспитание - тоже услуга. И мы когда голосуем - уполномочиваем кого-то ее оказывать. )
Показать еще 4 ответа

Статистика

59 подписчиков

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048