Свой среди чужих. Эсминец «Стюарт»
Американский корабль «Стюарт» относился к длинной, в полторы сотни кораблей, серии эсминцев типа «Клемсон». Уже начало его службы оказалось довольно бурным. «Стюарт» ходил в Японию на помощь пострадавшим от землетрясения, охранял судоходство на Янцзы от бунтовщиков, короче говоря, для мирного времени его биография оказалась бурной.

Курьезный момент состоит в том, что он все время с кем-то сталкивался — то британца ненароком протаранит, то с китайским торговым судном бортами не разойдется.
1941-й год и начало войны застали его в южных морях.

«Стюарту» довелось поучаствовать в бестолковом сражении за Индонезию. Наспех сколоченное соединение из американских, британских, австралийских и голландских крейсеров и эсминцев пыталось помешать высадке японских войск на островах. Сметанное на живую нитку соединение нормально воевать не могло: не говоря о языковом барьере, никакого слаживания никто не проходил.
Началось все уже нехорошо: японцы повредили крейсер «Марблхед», и «Стюарт» сопровождал его, ковыляющего в сторону Явы.

В феврале 1942-го года во время ночного боя с японскими эсминцами в проливе Бадунг у берегов Бали (того самого) «Стюарту» влепили снаряд в корму. Рулевое отделение затопило, торпедные аппараты были повреждены, так что эсминец поставили в плавучий док на базе Сурабая на ремонт.
Беспомощный корабль бомбили, и минимум один раз попали. К тому же, из-за небрежности при постановке в док эсминец завалился набок и дополнительно пострадал. Эсминец было решено уничтожить, поскольку японцы подступали, а эвакуировать «Стюарт» возможности не было.
Сказано — сделано. Старый эсминец был подорван, весной 1942-го его вычеркнули из списков флота. Казалось бы, история корабля закончилась. Его имя присвоили новому кораблю.
В действительности она только началась.
В 1943 году американские летчики обнаружили в глубоком тылу японцев странный корабль. Характерный силуэт, детали конструкции — все говорило о том, что это союзный эсминец. Американцы прозвали неведомый корабль «Летучим Голландцем». Между тем, никакой сверхъестественной подоплеки в появлении на японских тылах американского эсминца не было. К 1943-му году японцы, испытывавшие нужду во всем, обратили внимание на «резерв»: затопленные на небольшой глубине корабли союзников. Лейтенант Фукуи Сидзуо возглавил работы. «Стюарт» был поднят со дна морского, насколько возможно восстановлен и переделан в патрульный корабль. Штатное вооружение заменили на два трофейных голландских легких орудия, силовая установка не могла работать так же хорошо, как до затопления, но корабль держался на воде и мог использовать пушки и глубинные бомбы. С точки зрения японцев — вполне достаточно. Корабль «разжаловали» в патрульные катера. Он сопровождал конвои и вел траление; как-то в него влепили торпеду, но повезло — та не взорвалась.

Летом 1944-го у Филиппин японские конвои подверглись серии атак. Несколько кораблей было повреждено. Два судна, в том числе наш эсминец, отправились ловить субмарины. Вскоре американская подлодка действительно проявила себя: она атаковала японцев торпедами, но промахнулась. В ответ противолодочник CD-22 сбросил полтора десятка глубинных бомб. Одна из них поразила подлодку: на поверхности расплылось нефтяное пятно, и это было все, что осталось от субмарины.

Погибшая подлодка «Хардер» была одной из самых титулованных в американском флоте, и прежде, чем погибла, успела утопить за время войны два десятка японских судов.

По окончании войны «Стюарт» был найден американскими оккупационными властями. В этот момент он был загажен крысами, облупился и находился в жалком состоянии, так что японцев заставили его почистить и покрасить.
Старое название ему, конечно, не вернули. Официальное наименование теперь состояло только из шифра, а неофициальное можно перевести как «Вернувшийся пленный». Новая служба экс-«Стюарта» была недолгой: машины были изношены до состояния нестояния. Так что в 1946-м году его использовали в качестве корабля-мишени для авиации.