Художник Ярошенко

Автопортрет
Автопортрет


Николай Ярошенко сыграл в русской живописи просто колоссальную роль. Он был одним из ключевых людей в движении передвижников. И кроме того — автором серии великолепных «социальных» портретов, человеком, в огромной степени создавшим весь визуальный стиль поздней Российской империи. Вы со стопроцентной вероятностью видели «Студента», которым обожают иллюстрировать «Преступление и наказание», «Курсистку», «Кочегара». Но у Ярошенко вообще масса примечательных картин.

Он вообще не то чтоб должен был стать художником. Он родился в 1846 году. Папа его был военный, и хотел, чтобы сын тоже им стал. Так что в 9 лет Николай поступил в кадетский корпус. Папа не поощрял занятия рисованием, но считал, что ничего страшного от них не случится.

В родной Полтаве Ярошенко познакомился с Иваном Зайцевым, который в кадетском корпусе преподавал рисование (фотография была еще экзотикой, и способность что-то зарисовать была для будущего офицера очень полезным качеством). Зайцев сам личность очень примечательная. Крепостной, который сумел выйти в люди исключительно благодаря собственному таланту и упорству. Он был глубоко второстепенным художником сам, но в становлении Ярошенко сыграл ключевую роль.

Автопортрет Зайцева
Автопортрет Зайцева

Зайцев был первым преподавателем живописи у Ярошенко. Военную карьеру он не оставил, и вскоре перевелся в Первый кадетский корпус в Петербурге. Выпустившись оттуда, он продолжил военное обучение, и служил артиллеристом как таковым всего два года, а там уж, после училищ и Михайловской академии, перешел в военпром и работал на руководящих должностях на Санкт-Петербургском патронном заводе, пока не вышел в отставку. Служил он совершенно незаметно, и судя по всему, был офицером добросовестным, но службой не горел, никак в этом качестве не запомнился ни в хорошем, ни, слава Богу, в дурном ключе. Его страсть и дело жизни начинались за пределами службы.

Автопортрет Ярошенко в мундире
Автопортрет Ярошенко в мундире

Все это время он продолжал рисовать и одновременно с кадетским корпусом, артиллерийским училищем и академией постоянно набивал руку как художник. Он занимался в вечерних классах рисовальной школы Общества поощрения художников. Там он был почти незаметным, и называли его буквально «артиллерийский офицер». Но. Учителем его там был Крамской. Кроме того, он работал в мастерской Адриана Волкова. Фамилию вы могли не слышать, но с высокой долей вероятности видели картину «Последний выстрел Пушкина», вот, это Волков.

Автопортрет Волкова...
Автопортрет Волкова...
...и "Последний выстрел Пушкина"
...и "Последний выстрел Пушкина"

В 1875 году Ярошенко уже считал себя готовым дебютировать как художник. Человек уже был не юный, и имел основательную подготовку. А еще он уже хорошо понимал, что именно хочет писать.

Он не был каким-то радикалом, революционером, но в его работах самый очевидный и частый мотив — социальный. Тут на него, конечно, повлиял Крамской. Крамской к тому моменту имел за спиной «Бунт Четырнадцати» 11 лет назад, когда группа художников, рассорившихся с Академией, ушла в свободное плавание в качестве «Артели художников». Три года назад было создано «Товарищество передвижных художественных выставок». Ярошенко общался с людьми, которые с академической живописью имели отношения сложные, хотя их мастерство никто не мог оспорить.

Так что первая картина Ярошенко — это социальная драма в живописи «Невский проспект ночью».

"Невский проспект ночью"
"Невский проспект ночью"

До нас она в нормальном виде не дошла, «спасибо» нацистам, пропала в Великую Отечественную. Но, в общем, две сжавшиеся продрогшие женщины в углу — это они на панели. Картина не стала прям шумной, кто-то из критиков даже острил про «врачебно-полицейский» жанр живописи, но была замечена.

Вскоре Ярошенко женился на Марии Невротиной, бестужевке, сходных с его собственными социально-прогрессистских убеждений.

Молодые поехали на Кавказ, и здесь Ярошенко написал несколько отличных пейзажей.

…но все-таки лучшим, что написал Ярошенко, стали его портреты. Моментом триумфа у него была шестая передвижная выставка 1878 года. И туда с двух ног зашел «Кочегар»:

Мощный, выразительный рабочий с внимательным взглядом сделал автора знаменитым. Его по-всякому интерпретировали, вплоть до оборота «картина жаления», но вообще, до сих пор промышленный рабочий (а не крестьянин) в русскую живопись обычно не проникал, а тут прямо залетел, и как ни крути и как ни интерпретируй, вышло ударно.

Ну, а дальше пошло-поехало. Начнем с пары самых известных кроме «Кочегара» картин — «Студент» и «Курсистка».

«Курсистка» в двух вариантах, более темный сейчас в Калуге, более светлый в Киеве. Был еще предположительно третий вариант, но его раскритиковал Крамской, и Ярошенко его истребил; Крамской, как утверждают, счел, что в первоначальной версии курсистка вызывает скорее жалость, а она тут должна быть именно полной внутреннего огня и твердости современной девушкой. В тот момент это была картина очень смелая, прямо сенсационная. Бестужевские женские курсы открылись только недавно, девушка, получающая нормальное образование, была чем-то не совсем обычным. Наиболее жесткие критики ее вообще честили, дескать, злобная и безобразная, «с могильным холодом в сердце», о как. Но публика была в восторге.

Кстати, у «Курсистки» есть вполне четкий прототип: Анна Черткова.

Девушка была толстовка, вегетарианка, в общем, активистка. Мясоедов ее тоже писал и, как видите, предпочел сделать более мягкой:

Черткова в версии Мясоедова
Черткова в версии Мясоедова

Вообще, эту семью художники любили, мужа ее писал Крамской, например.


«Студентом» регулярно, как я уже сказал, иллюстрируют «Преступление и наказание», и тут цепляла почти угрожающая недосказанность. Смотрит он очень внимательно и не очень добро, юноша бедный, но с тем же самым внутренним огнем и неясно, что у него там за пазухой, где рука. И тут многие хотели бы дорисовать бомбу или топор.

На той же линии - гарибальдист
На той же линии - гарибальдист


...и "Молодой человек"
...и "Молодой человек"



Все это было в пределах дозволенного, но еще у Ярошенко было несколько картин уже прямо щекотливо-политических:

Заключенный
Заключенный
Голова заключенного
Голова заключенного
Даровая квартира
Даровая квартира
"Всюду жизнь" вы, конечно, тоже видели
"Всюду жизнь" вы, конечно, тоже видели

«Голова заключенного» по мне так просто шедевральна, и хотя это этюд, по-моему, она имеет самостоятельную художественную ценность как нормальная картина.


А дальше был процесс Веры Засулич, террористки, стрелявшей в высокопоставленного чиновника. Ярошенко начал картину «У Литовского замка», на которой девушка стоит перед тюрьмой, где держали Веру Засулич:



А вот набросок к еще одной картине…

…и сама картина «Террористка»:

Если честно, у меня эта мрачная баба не вызывает особого сочувствия. Но «У Литовского замка» вызвала небольшую бурю. По совпадению, ее выставили прямо в день убийства Александра II. Ярошенко пришлось провести некоторое время под домашним арестом, а дознание вел лично министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов. «У Литовского замка» сгинула, но вот «Террористка» по эскизам сохранилась.


Вот, кстати, еще один автопортрет, и тут Ярошенко тоже пожестче, чем был:

Еще один автопортрет
Еще один автопортрет


Но — не только острым прославился Ярошенко. Вот, например: «Проводил» и «В теплых краях». Отец провожает больную чахоткой девушку, а дальше она на излечении. Кстати, больная девушка списана опять с Чертковой.


А вот просто серия разнообразных российских типов.

Крестьянская девушка
Крестьянская девушка
Хор
Хор
Голова крестьянина
Голова крестьянина
Крестьянин в лесу
Крестьянин в лесу
Крестьянин
Крестьянин
Старик
Старик
На качелях
На качелях
Цыганка
Цыганка
Старый еврей
Старый еврей
Бурлак
Бурлак
Горец
Горец
Бакинец
Бакинец
Старый служивый
Старый служивый


Ну ладно, "Бедуин" - это уже не про наши края
Ну ладно, "Бедуин" - это уже не про наши края


Ну, и россыпью:


«Причины неизвестны»: нормально картина не сохранилась, изображена покончившая с собой девушка.


"Похороны первенца". В общем, не самые веселые мотивы были у художника...
"Похороны первенца". В общем, не самые веселые мотивы были у художника...
Старое и молодое
Старое и молодое
Слепые
Слепые



В монастыре Киево-Печерской лавры
В монастыре Киево-Печерской лавры


Выгнали
Выгнали


Ну, и наконец, портреты у Ярошенко были не только социальные, а и вполне себе живых людей:


Художник Ге
Художник Ге
Глеб Успенский
Глеб Успенский


Актриса Пелагея Стрепетова
Актриса Пелагея Стрепетова




Философ Владимир Соловьев
Философ Владимир Соловьев
"Дама с кошкой" (портрет жены брата, Елизаветы Ярошенко)
"Дама с кошкой" (портрет жены брата, Елизаветы Ярошенко)
Генерал Обручев
Генерал Обручев
Крамской
Крамской
Портрет неизвестной
Портрет неизвестной
Менделеев
Менделеев


Последние годы Ярошенко были сильно омрачены расколом среди передвижников. Многие из них сами вошли в состав академии, которой прежде противостояли, уже не как бунтари, а как мэтры. Ярошенко страшно бился за независимый характер передвижников, и рассматривал уход назад в академию как предательство. Из-за этого он насмерть расплевался с Куинджи, отношения с которым прежде были великолепными. Это был человек, переживший свое время.

Последняя картина отдавала какой-то мелкой местью. Она была написана на неожиданную для Ярошенко религиозную тему, а в роли фарисеев и Иуды в черновом варианте выступали… покинувшие товарищество передвижников художники и Куинджи. Ярошенко не собирался использовать лица художников в финальной версии картины. Но подробности уже не будут известны: сама картина, как и часть других, погибла в 41-м вместе с эскизами. Так что у нас тут сохранившийся эскиз, где никого не угадаешь.

А скончался Ярошенко неожиданно, в 52 года, в 1898 году во время работы. Инфаркт. Остается сожалеть, что этот человек под конец жизни был лишен душевного покоя. Но вот в историю русской живописи он себя вписал намертво.

Бесплатный
1 комментарий
avatar