logo
«Мысли вслух» об инвестициях, экономике и иногда о политике  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Меня зовут Денис. Я уже 12 лет работаю в индустрии private equity. Торгую на фондовом рынке 16 лет. Был управляющим директором и членом Совета директоров крупного холдинга. Участвовал в сделках и в управлении компаниями в качестве представителя акционера и на уровне Совета директоров из fashion retail, производства автокомпонентов, производства и ритейла мебели, растениеводства, молочного животноводства, производства сыра, нефтегазового и энергетического строительства и многих других. То есть, я понимаю, как работает бизнес, как его анализировать, как понять (и посчитать) перспективы его роста, понимаю, какой бизнес может стоить дешево, а какой должен стоить дешево.
Здесь вы найдете а)«разборы» российских публичных компаний, анализ их отчетности, рынка/отрасли компаний, прогнозы показателей, финансовые модели и оценку доходности инвестиций в их акции — моя задача не просто показать цифры, но и объяснить, как это делается, б)макроэкономические разборы, в первую очередь по экономике США (так уж получилось, что весь мир подвязан на долларовую систему, поэтому и проблемы с развитием исходят оттуда).
Подписывайтесь, будет интересно.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
У проекта в настоящий момент нет открытых подписок
Фильтры
Обновления проекта
Поделиться
Метки
акции 36 финансовое моделирование 30 оценка компании 28 разбор компании 14 россия 12 Стратегия 11 сша 11 мировой финансовый кризис 7 оценка 7 просто о сложном 7 макроэкономика 6 мировая экономика 6 банк 4 инфляция 4 золото 3 Сбер 3 финансовая модель 3 Х5 3 банковский кризис 2 ВИЭ 2 ВТБ 2 импорт 2 китай 2 НорНикель 2 Полюс Золото 2 продуктовая розница 2 розничный бизнес 2 сырьевой суперцикл 2 финансовые показатели 2 экспорт 2 энергетика 2 Angry Bonds 1 Bank of China 1 booking 1 Carmoney 1 China Hongqiao Group 1 CITIC 1 Fesco 1 First Pacific 1 FixPrice 1 hyatt 1 Tesla 1 VK 1 WH Group 1 алюминий 1 Анализ 1 Астра 1 аудио 1 банки 1 ветряная энергетика 1 внешняя политика 1 внутренний спрос 1 газ 1 германия 1 гособлигации 1 ДВМП 1 демография 1 денежная масса 1 дипломатия 1 доходы населения 1 идеология 1 Имидж страны 1 интеграция 1 киберпанк 1 конкурентоспособность 1 малый бизнес 1 Мега-QE 1 Международная идеология 1 международная конкуренция 1 металлургия 1 Мосбиржа 1 недвижимость 1 Новатэк 1 обновление 1 озон 1 отрицательная ставка 1 отчетность 1 пенсия 1 планирование 1 Подкаст 1 политика 1 портфель 1 производство 1 пространственное развитие 1 резервы 1 Русагро 1 русский язык 1 сегежа 1 сельское хозяйство 1 Совкомфлот 1 солнечная энергетика 1 спг 1 сталь 1 структура активов 1 техи 1 Тинькофф 1 удобрения 1 флот 1 Фосагро 1 фрс 1 цели 1 экономика 1 элиты 1 Яндекс 1 Больше тегов
Читать: 20+ мин
logo «Мысли вслух» об инвестициях, экономике и иногда о политике

Пособие по захвату мира. Развитие производства, ориентированного на внутренний рынок, доходов населения, внутреннего спроса и потребления.

Как ‎всегда‏ ‎- ‎курсивом ‎мой ‎комментарий ‎в‏ ‎свободной ‎форме.‏ ‎В‏ ‎самом ‎начале ‎оговорюсь,‏ ‎что ‎речь‏ ‎идет ‎не ‎только ‎о‏ ‎производстве,‏ ‎но ‎и‏ ‎о ‎сфере‏ ‎услуг. ‎На ‎производстве ‎я ‎фокусируюсь‏ ‎только‏ ‎потому, ‎что‏ ‎его ‎проще‏ ‎описывать, ‎а ‎"предприятие" ‎- ‎это‏ ‎и‏ ‎производственное‏ ‎предприятие ‎и‏ ‎предприятие ‎сферы‏ ‎услуг. ‎Термин‏ ‎такой.

Рост‏ ‎доходов ‎населения,‏ ‎ВВП ‎(связанного ‎с ‎производством, ‎в‏ ‎т.ч. ‎ориентированным‏ ‎на‏ ‎внутренний ‎спрос) ‎на‏ ‎душу ‎населения‏ ‎и ‎в ‎номинальном ‎выражении,‏ ‎развитие‏ ‎производства ‎и‏ ‎внутреннего ‎спроса,‏ ‎повышение ‎эффективности ‎экономики ‎(производительности ‎труда)‏ ‎взаимосвязаны.‏ ‎Целевые ‎уровни‏ ‎и ‎декомпозиция‏ ‎целей ‎для ‎их ‎достижения ‎должны‏ ‎быть‏ ‎отражены‏ ‎в ‎Стратегии.

Здесь‏ ‎мы ‎наверное‏ ‎в ‎первый‏ ‎раз‏ ‎после ‎введения (рекомендую‏ ‎прочитать, ‎если ‎не ‎читали) ‎коснулись‏ ‎вопроса ‎постановки‏ ‎целей‏ ‎Стратегии. ‎Я ‎считаю,‏ ‎что ‎задача‏ ‎Стратегии ‎именно ‎в ‎том,‏ ‎чтобы‏ ‎поставить ‎цели,‏ ‎декомпозировать ‎их‏ ‎на ‎цели ‎меньшего ‎порядка ‎и‏ ‎далее‏ ‎довести ‎до‏ ‎конкретных ‎задач,‏ ‎которые ‎и ‎должны ‎быть ‎поставлены‏ ‎отдельным‏ ‎государственным‏ ‎органам. ‎

Давайте‏ ‎на ‎примере.‏ ‎Допустим, ‎мы‏ ‎хотим‏ ‎иметь ‎ВВП‏ ‎на ‎душу ‎населения ‎100000 ‎долларов‏ ‎в ‎текущих‏ ‎ценах.‏ ‎Ниже ‎уровнем ‎-‏ ‎нам ‎нужно‏ ‎придумать, ‎какая ‎структура ‎ВВП‏ ‎у‏ ‎нас ‎должна‏ ‎быть, ‎какую‏ ‎мы ‎считаем ‎здоровой ‎и ‎правильной.‏ ‎Дальше‏ ‎мы ‎видим,‏ ‎например, ‎отрасль‏ ‎производства ‎автомобилей ‎и ‎понимаем, ‎что‏ ‎нам‏ ‎нужно‏ ‎выпускать ‎к‏ ‎какому-нибудь ‎2050‏ ‎году ‎5‏ ‎млн‏ ‎(абстрактная ‎цифра)‏ ‎автомобилей. ‎Дальше ‎раскладываем ‎на ‎цели‏ ‎меньшего ‎порядка‏ ‎-‏ ‎количество ‎автосборочных ‎предприятий‏ ‎и ‎классы‏ ‎автомобилей, ‎которые ‎они ‎будут‏ ‎выпускать.‏ ‎Нужно ‎понять,‏ ‎где ‎они‏ ‎будут ‎расположены ‎(мы ‎еще ‎о‏ ‎пространственном‏ ‎развитии ‎и‏ ‎экономическом ‎неравенстве‏ ‎регионов ‎поговорим), ‎какие ‎трудовые ‎ресурсы‏ ‎для‏ ‎них‏ ‎нужны ‎(т.е.‏ ‎какие ‎нужно‏ ‎подготовить), ‎какое‏ ‎производство‏ ‎автокомпонентов ‎нужно‏ ‎построить ‎(это ‎отдельные ‎кусты ‎задач),‏ ‎каких ‎технологий‏ ‎не‏ ‎хватает, ‎как ‎нужно‏ ‎будет ‎изменить‏ ‎спрос ‎ну ‎и ‎т.д.‏ ‎То‏ ‎есть, ‎верхнеуровневая‏ ‎задача ‎превращается‏ ‎в ‎куст ‎задач, ‎которые ‎также‏ ‎выходят,‏ ‎скажем ‎так,‏ ‎в ‎соседние‏ ‎области. ‎Например, ‎подготовка ‎кадров ‎становится‏ ‎задачей‏ ‎министерства‏ ‎образования ‎и‏ ‎науки ‎(открытие‏ ‎ВУЗов ‎и‏ ‎СУЗов),‏ ‎как ‎и‏ ‎вопрос ‎технологий ‎(гранты, ‎субсидии, ‎госзадания‏ ‎НИИ, ‎субсидии‏ ‎существующим‏ ‎автопроизводителям ‎и ‎пр.).‏ ‎Я ‎думаю‏ ‎логика ‎понятна. ‎Дальше ‎мы‏ ‎поговорим‏ ‎про ‎"проекты",‏ ‎так ‎что‏ ‎практическая ‎конкретика ‎будет ‎чуть ‎позже.

Подчеркнем,‏ ‎что,‏ ‎хоть ‎в‏ ‎данном ‎пункте‏ ‎и ‎рассматривается ‎развитие ‎экономики ‎РФ‏ ‎за‏ ‎счет‏ ‎ориентированных ‎на‏ ‎внутренний ‎спрос‏ ‎предприятий, ‎а‏ ‎также‏ ‎повышение ‎благосостояния‏ ‎граждан ‎за ‎счет ‎роста ‎эффективности‏ ‎производства ‎и‏ ‎повышения‏ ‎производительности ‎труда, ‎нельзя‏ ‎упускать ‎из‏ ‎внимания ‎тот ‎факт, ‎что‏ ‎повышение‏ ‎производительности ‎труда‏ ‎может ‎достигаться‏ ‎и ‎за ‎счет ‎развития ‎внутреннего‏ ‎производства‏ ‎и ‎спроса,‏ ‎и ‎за‏ ‎счет ‎развития ‎экспорта ‎(см. ‎предыдущий‏ ‎раздел).

Короче‏ ‎говоря,‏ ‎источника ‎роста‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎всего‏ ‎два‏ ‎- ‎внутреннее‏ ‎производство ‎и ‎спрос ‎и ‎экспорт.‏ ‎Они, ‎конечно,‏ ‎взаимосвязаны,‏ ‎потому ‎что ‎при‏ ‎росте ‎экспорта‏ ‎растут ‎доходы, ‎а ‎дополнительным‏ ‎доходам‏ ‎логично ‎было‏ ‎бы ‎предложить‏ ‎продукцию ‎не ‎импорта, ‎а ‎уже‏ ‎внутреннего‏ ‎производства.

Необходимо ‎отметить,‏ ‎что ‎для‏ ‎повышения ‎благосостояния ‎граждан ‎(измеряемым ‎по‏ ‎уровню‏ ‎потребления,‏ ‎т.е. ‎располагаемым‏ ‎доходам ‎граждан‏ ‎за ‎вычетом‏ ‎накоплений‏ ‎и, ‎что‏ ‎не ‎менее ‎важно, ‎уровню ‎социального‏ ‎обеспечения, ‎т.е.‏ ‎потребления‏ ‎определенных ‎видов ‎услуг‏ ‎(медицинских, ‎образовательных‏ ‎и ‎иных) ‎и ‎пенсионного‏ ‎обеспечения‏ ‎за ‎счет‏ ‎государственных ‎расходов)‏ ‎важнейшим ‎является ‎повышение ‎производительности ‎труда.

Под‏ ‎производительностью‏ ‎труда ‎подразумевается‏ ‎создаваемая ‎на‏ ‎одного ‎работающего ‎гражданина ‎добавленная ‎стоимость‏ ‎в‏ ‎экономике‏ ‎(или ‎добавленная‏ ‎стоимость, ‎созданная‏ ‎предприятием ‎в‏ ‎расчете‏ ‎на ‎одного‏ ‎работника ‎на ‎отдельном ‎предприятии), ‎т.е.‏ ‎производство ‎товаров‏ ‎и‏ ‎услуг ‎в ‎расчете‏ ‎на ‎одного‏ ‎работающего ‎гражданина.

Под ‎понятием ‎добавленной‏ ‎стоимости,‏ ‎созданной ‎на‏ ‎предприятии ‎понимается‏ ‎рыночная ‎стоимость ‎продукции, ‎произведенная ‎предприятием,‏ ‎за‏ ‎вычетом ‎понесенных‏ ‎затрат ‎вне‏ ‎предприятия ‎(т.е. ‎стоимости ‎приобретенных ‎у‏ ‎поставщиков‏ ‎сырья,‏ ‎материалов, ‎услуг)‏ ‎и ‎равно‏ ‎оплате ‎труда‏ ‎работников‏ ‎и ‎прибыли‏ ‎предприятия.

При ‎этом, ‎доходы ‎населения ‎и‏ ‎производительность ‎труда‏ ‎опосредованно‏ ‎связаны ‎через ‎рынок‏ ‎труда. ‎При‏ ‎повышении ‎производительности ‎труда, ‎спрос‏ ‎на‏ ‎более ‎квалифицированные‏ ‎кадры ‎растет‏ ‎и, ‎через ‎рост ‎спроса, ‎растет‏ ‎и‏ ‎оплата ‎их‏ ‎труда ‎(благодаря‏ ‎повышению ‎конкуренции ‎предприятий ‎за ‎квалифицированные‏ ‎кадры).

При‏ ‎этом,‏ ‎если ‎рассматривать‏ ‎отдельное ‎предприятие,‏ ‎более ‎высокая‏ ‎оплата‏ ‎труда ‎работников‏ ‎по ‎сравнению ‎с ‎другими ‎предприятиями‏ ‎может ‎быть‏ ‎достигнута,‏ ‎если:

а) ‎производительность ‎труда‏ ‎(добавленная ‎стоимость‏ ‎на ‎одного ‎работника) ‎превышает‏ ‎среднюю‏ ‎по ‎отрасли‏ ‎(т.е. ‎предприятие‏ ‎более ‎эффективно ‎(имеет ‎более ‎высокое‏ ‎соотношение‏ ‎прибыли ‎к‏ ‎выручке, ‎рентабельности‏ ‎активов) ‎за ‎счет ‎использования ‎новых‏ ‎технологий,‏ ‎более‏ ‎высокой ‎степени‏ ‎автоматизации ‎и‏ ‎пр.)

б) ‎возврат‏ ‎на‏ ‎капитал ‎(соотношение‏ ‎операционной ‎прибыли ‎предприятия ‎к ‎вложенным‏ ‎в ‎предприятие‏ ‎собственным‏ ‎средствам ‎участников/акционеров ‎и‏ ‎заемных ‎(чаще‏ ‎всего ‎банковских) ‎средств) ‎и‏ ‎возврат‏ ‎на ‎акционерный‏ ‎капитал ‎(соотношение‏ ‎чистой ‎прибыли ‎предприятия ‎к ‎вложенным‏ ‎собственным‏ ‎средствам ‎участников/акционеров)‏ ‎превышают ‎средний‏ ‎по ‎отрасли.

Я ‎здесь ‎скажу ‎по-простому.‏ ‎Если‏ ‎компания‏ ‎эффективная ‎и‏ ‎зарабатывает ‎много‏ ‎денег, ‎а‏ ‎акционеры‏ ‎получают ‎на‏ ‎вложенные ‎собственные ‎средства ‎более ‎высокую‏ ‎доходность, ‎то‏ ‎компания‏ ‎в ‎борьбе ‎за‏ ‎кадры ‎может‏ ‎себе ‎позволить ‎и ‎зарплаты‏ ‎выше‏ ‎рынка ‎платить,‏ ‎примеров ‎тому‏ ‎сотни.

Необходимо ‎подчеркнуть ‎различие ‎этих ‎двух‏ ‎показателей.‏ ‎В ‎первом‏ ‎случае ‎речь‏ ‎идет ‎о ‎соотношении ‎выручки ‎(т.е.‏ ‎совокупной‏ ‎стоимости‏ ‎проданной ‎продукции)‏ ‎и ‎расходов‏ ‎на ‎производство‏ ‎данной‏ ‎продукции ‎безотносительно‏ ‎стоимости ‎средств ‎производства ‎(т.е. ‎оборудования,‏ ‎зданий ‎и‏ ‎сооружений,‏ ‎инфраструктуры ‎и ‎пр.)‏ ‎и ‎структуры‏ ‎и ‎размера ‎вложенного ‎капитала‏ ‎(т.е.‏ ‎объема ‎и‏ ‎структуры ‎вложенных‏ ‎средств ‎(соотношения ‎собственных ‎и ‎заемных‏ ‎средств)).

Во‏ ‎втором ‎случае‏ ‎речь ‎идет‏ ‎об ‎окупаемости ‎инвестиций, ‎т.е. ‎вложенных‏ ‎в‏ ‎создание‏ ‎и ‎функционирование‏ ‎предприятия ‎собственных‏ ‎и ‎заемных‏ ‎средств.

Очевидно,‏ ‎что ‎повышение‏ ‎относительной ‎эффективности ‎предприятия ‎и ‎автоматизация‏ ‎«любой ‎ценой»‏ ‎может‏ ‎привести ‎к ‎тому,‏ ‎что ‎при‏ ‎определенных ‎условиях, ‎дорогие ‎(с‏ ‎т.з.‏ ‎объема ‎капитальных‏ ‎затрат) ‎роботизированные‏ ‎производства ‎при ‎в ‎несколько ‎раз‏ ‎больших‏ ‎затратах ‎на‏ ‎создание ‎производства,‏ ‎будут ‎проигрывать ‎менее ‎автоматизированному, ‎созданному‏ ‎несколько‏ ‎десятилетий‏ ‎назад.

В ‎этом‏ ‎случае, ‎для‏ ‎сохранения/повышения ‎экономической‏ ‎эффективности‏ ‎данного ‎нового‏ ‎предприятия ‎может ‎потребоваться ‎снижение ‎оплаты‏ ‎труда ‎относительно‏ ‎менее‏ ‎автоматизированного. ‎Поэтому, ‎обобщая,‏ ‎более ‎высокая‏ ‎оплата ‎труда ‎работников ‎может‏ ‎достигаться‏ ‎при ‎условиях‏ ‎более ‎высокой‏ ‎относительной ‎эффективности ‎(прибыльности) ‎предприятия ‎при‏ ‎сохранении‏ ‎доходности ‎участников/акционеров‏ ‎выше ‎определенного‏ ‎уровня.

Тут ‎много ‎примеров, ‎когда ‎автоматизированные‏ ‎производства‏ ‎стоят‏ ‎дорого, ‎поэтому‏ ‎даже ‎несмотря‏ ‎на ‎то,‏ ‎что‏ ‎маржинальность ‎у‏ ‎них ‎высокая ‎доходность ‎на ‎капитал‏ ‎там ‎ниже,‏ ‎чем‏ ‎если ‎бы ‎бочку‏ ‎варил ‎не‏ ‎робот, ‎а ‎Михалываныч ‎со‏ ‎сварочным‏ ‎аппаратом ‎наперевес.‏ ‎Ситуация ‎меняется‏ ‎тогда, ‎когда ‎труд ‎в ‎экономике‏ ‎становится‏ ‎дорогим. ‎Точнее‏ ‎даже ‎соотношение‏ ‎стоимости ‎труда ‎и ‎стоимости ‎железок‏ ‎растет.‏ ‎Поэтому‏ ‎рано ‎или‏ ‎поздно ‎компаниям‏ ‎приходится ‎повышать‏ ‎свою‏ ‎эффективность ‎и‏ ‎перевооружаться. ‎Главный ‎фактор ‎тут ‎-‏ ‎конкуренция ‎за‏ ‎кадры.

Важно‏ ‎еще ‎то, ‎что‏ ‎предприятие ‎созданное‏ ‎несколько ‎десятилетий ‎назад ‎уже‏ ‎работает‏ ‎и ‎все‏ ‎возможные ‎инвестиционные‏ ‎кредиты, ‎которые ‎привлекались ‎на ‎его‏ ‎создание‏ ‎уже ‎погашены.‏ ‎Поэтому ‎это‏ ‎производство ‎и ‎прибыльнее, ‎и ‎стабильнее‏ ‎из-за‏ ‎низкой‏ ‎долговой ‎нагрузки.

При‏ ‎этом, ‎оплата‏ ‎труда ‎более‏ ‎квалифицированных‏ ‎работников ‎при‏ ‎повышении ‎производительности ‎труда ‎в ‎экономике‏ ‎может ‎не‏ ‎расти,‏ ‎когда ‎предложение ‎квалифицированных‏ ‎кадров ‎превышает‏ ‎спрос ‎на ‎них ‎(напр.‏ ‎в‏ ‎1990-х ‎годах‏ ‎после ‎развала‏ ‎СССР), ‎что, ‎в ‎итоге, ‎может‏ ‎вести‏ ‎к ‎эмиграции‏ ‎квалифицированных ‎кадров‏ ‎за ‎рубеж ‎или ‎снижению ‎их‏ ‎доходов.

Тут‏ ‎я‏ ‎пример ‎привожу,‏ ‎когда ‎огромное‏ ‎количество ‎инженеров‏ ‎и‏ ‎ученых ‎оказалось‏ ‎никому ‎не ‎нужно.

Причем, ‎на ‎текущий‏ ‎момент ‎в‏ ‎отдельных‏ ‎отраслях ‎наблюдается ‎значительных‏ ‎дефицит ‎квалифицированных‏ ‎кадров, ‎что, ‎зачастую, ‎ведет‏ ‎к‏ ‎найму ‎предприятиями‏ ‎кадров ‎с‏ ‎недостаточной ‎квалификацией ‎и ‎их ‎обучение‏ ‎непосредственно‏ ‎на ‎предприятиях‏ ‎при ‎отсутствии‏ ‎возможности ‎проведения ‎внешнего ‎обучения ‎(недостаточности‏ ‎уровня‏ ‎подготовки‏ ‎в ‎существующих‏ ‎учебных ‎заведениях).

Это‏ ‎я ‎свой‏ ‎личный‏ ‎пример ‎привожу.‏ ‎Когда ‎я ‎занимался ‎двумя ‎большими‏ ‎активами, ‎производством‏ ‎автокомпонентов‏ ‎и ‎сельхозкой, ‎нам‏ ‎приходилось ‎действительно‏ ‎брать ‎людей ‎почти ‎с‏ ‎нуля‏ ‎и ‎учить‏ ‎их. ‎что‏ ‎инженеров ‎- ‎выпускников ‎ВУЗов, ‎что‏ ‎рабочих‏ ‎- ‎выпускников‏ ‎техникумов ‎и‏ ‎колледжей.

Необходимо ‎отметить, ‎что ‎одним ‎из‏ ‎последствий‏ ‎повышения‏ ‎производительности ‎труда‏ ‎в ‎экономике‏ ‎также ‎является‏ ‎высвобождение‏ ‎трудовых ‎ресурсов‏ ‎с ‎недостаточной ‎квалификацией.

В ‎нашем ‎примере‏ ‎- ‎если‏ ‎сварщик‏ ‎Михалываныч ‎хочет ‎слишком‏ ‎много ‎денег,‏ ‎а ‎сварочный ‎робот ‎подешевел,‏ ‎то‏ ‎Михалываныч ‎теряет‏ ‎работу.

Это ‎ведет‏ ‎к ‎необходимости ‎переобучения/переподготовки ‎высвобожденных ‎кадров‏ ‎(которое‏ ‎зачастую ‎не‏ ‎осуществляется ‎ими‏ ‎ввиду ‎неосведомленности ‎о ‎существующих ‎программах‏ ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎бесплатных) ‎или‏ ‎ввиду ‎низкой‏ ‎мотивированности), ‎что‏ ‎занимает‏ ‎определенное ‎время‏ ‎или ‎ведет ‎к ‎снижению ‎доходов‏ ‎высвобожденных ‎кадров‏ ‎ввиду‏ ‎их ‎последующего ‎трудоустройства‏ ‎на ‎менее‏ ‎эффективных ‎производствах.

Короче ‎говоря, ‎если‏ ‎Михалываныч‏ ‎не ‎захочет‏ ‎переобучаться ‎на‏ ‎оператора ‎сварочного ‎робота, ‎то ‎придется‏ ‎ему‏ ‎снижать ‎расценки.‏ ‎Про ‎неосведомленность‏ ‎я ‎пример ‎приведу. ‎Вы ‎знали,‏ ‎что‏ ‎есть‏ ‎такой ‎сайт у‏ ‎правительства ‎Москвы‏ ‎и ‎что‏ ‎там‏ ‎бесплатно ‎учат даже‏ ‎на ‎прогеров?

Важно ‎отметить, ‎что ‎рост‏ ‎доходов ‎населения‏ ‎приводит,‏ ‎соответственно, ‎к ‎росту‏ ‎потребления.

Исходя ‎из‏ ‎этого, ‎в ‎рамках ‎Стратегии‏ ‎необходимо‏ ‎установить ‎цели‏ ‎по ‎развитию‏ ‎отраслей, ‎производящих ‎потребительские ‎товары ‎и‏ ‎услуги‏ ‎и ‎обеспечить‏ ‎их ‎развитие‏ ‎для ‎соответствия ‎потребления ‎и ‎производства‏ ‎внутри‏ ‎страны,‏ ‎что ‎позволит‏ ‎минимизировать ‎импорт‏ ‎соответствующей ‎продукции‏ ‎и‏ ‎услуг.

То, ‎о‏ ‎чем ‎мы ‎говорили ‎в ‎начале.

В‏ ‎частности, ‎необходимо‏ ‎предусмотреть‏ ‎цели ‎не ‎только‏ ‎в ‎натуральном‏ ‎исчислении ‎по ‎номинальному ‎объему‏ ‎производства‏ ‎(т.е. ‎количеству),‏ ‎но ‎и‏ ‎в ‎денежном ‎по ‎реальному ‎(т.е.‏ ‎в‏ ‎денежном ‎выражении)‏ ‎и, ‎таким‏ ‎образом, ‎предусмотреть ‎рост ‎реальных, ‎а‏ ‎не‏ ‎номинальных‏ ‎доходов ‎населения.

В‏ ‎частности, ‎инструментами‏ ‎для ‎этого‏ ‎могут‏ ‎являться ‎повышение‏ ‎уровня ‎МРОТ ‎или ‎установления ‎минимальной‏ ‎почасовой ‎оплаты‏ ‎труда‏ ‎(что ‎позволит ‎поднять‏ ‎нижнюю ‎границу‏ ‎доходов ‎работающего ‎населения) ‎и‏ ‎фискальное‏ ‎(позитивное ‎и‏ ‎негативное), ‎т.е.‏ ‎налоговое ‎стимулирование ‎повышения ‎оплаты ‎труда‏ ‎выше‏ ‎среднего ‎уровня‏ ‎по ‎отрасли.

С‏ ‎учетом ‎сказанного ‎выше, ‎можно ‎сделать‏ ‎вывод,‏ ‎что‏ ‎размер ‎экономики‏ ‎(ВВП) ‎очевидно‏ ‎зависит ‎от‏ ‎величины‏ ‎ВВП ‎на‏ ‎душу ‎населения, ‎который, ‎в ‎свою‏ ‎очередь, ‎зависит‏ ‎от‏ ‎эффективности ‎экономики/уровня ‎производительности‏ ‎труда ‎в‏ ‎экономике ‎и ‎наличия ‎и‏ ‎квалификации‏ ‎трудовых ‎ресурсов,‏ ‎а ‎точнее‏ ‎достаточности ‎их ‎квалификации ‎для ‎текущего‏ ‎уровня‏ ‎производительности ‎труда.‏ ‎При ‎этом,‏ ‎оплата ‎труда ‎работников ‎зависит ‎как‏ ‎от‏ ‎величины‏ ‎ВВП ‎на‏ ‎душу ‎населения,‏ ‎так ‎и‏ ‎от‏ ‎баланса ‎спроса‏ ‎и ‎предложения ‎(с ‎учетом ‎квалификации)‏ ‎на ‎рынке‏ ‎труда.

Безусловно,‏ ‎важнейшей ‎целью ‎(как‏ ‎было ‎обозначено‏ ‎выше) ‎Стратегии ‎должно ‎являться‏ ‎повышение‏ ‎благосостояния ‎граждан.‏ ‎При ‎этом,‏ ‎целесообразно ‎принимать ‎во ‎внимание ‎не‏ ‎только‏ ‎удельные ‎показатели‏ ‎эффективности ‎экономики‏ ‎(напр. ‎ВВП ‎на ‎душу ‎населения),‏ ‎но‏ ‎и‏ ‎сам ‎размер‏ ‎экономики ‎страны.

Больший‏ ‎размер ‎экономики‏ ‎(объем‏ ‎ВВП) ‎позволяет,‏ ‎с ‎одной ‎стороны, ‎обеспечить ‎большую‏ ‎значимость ‎страны‏ ‎в‏ ‎мире ‎и, ‎с‏ ‎другой ‎стороны,‏ ‎создать ‎условия ‎для ‎создания‏ ‎предприятий,‏ ‎которые ‎в‏ ‎меньшей ‎по‏ ‎размеру ‎экономике ‎были ‎бы ‎неэффективны/убыточны‏ ‎за‏ ‎счет ‎недостаточности‏ ‎спроса.

Безусловно, ‎можно‏ ‎оценивать ‎потенциальный ‎спрос ‎не ‎на‏ ‎локальном,‏ ‎а‏ ‎на ‎глобальном‏ ‎рынке, ‎но‏ ‎важно ‎понимать,‏ ‎что‏ ‎в ‎условиях‏ ‎международной ‎конкуренции, ‎при ‎создании ‎новых‏ ‎производств ‎целесообразно‏ ‎изначально‏ ‎ориентироваться ‎именно ‎на‏ ‎внутренний ‎рынок,‏ ‎поскольку ‎на ‎внешних ‎рынках‏ ‎новым‏ ‎предприятиям ‎придется‏ ‎конкурировать ‎с‏ ‎уже ‎устоявшимися ‎крупными ‎международными ‎игроками.

То‏ ‎есть,‏ ‎в ‎некоторых‏ ‎случаях, ‎развитие‏ ‎новых ‎предприятий ‎целесообразно ‎начинать ‎с‏ ‎внутреннего‏ ‎рынка‏ ‎и, ‎уже‏ ‎по ‎достижении‏ ‎определенного ‎объема‏ ‎производства,‏ ‎выходить ‎на‏ ‎рынки ‎внешние.

При ‎этом, ‎увеличение ‎объема‏ ‎экономики ‎также‏ ‎делает‏ ‎более ‎целесообразным ‎и‏ ‎востребованным ‎научные‏ ‎разработки, ‎поскольку ‎позволяет ‎начать‏ ‎их‏ ‎использование ‎внутри‏ ‎страны, ‎а‏ ‎не ‎осуществлять ‎экспорт ‎технологий ‎(т.е.‏ ‎продажу‏ ‎патентов ‎или‏ ‎предоставление ‎права‏ ‎их ‎пользования ‎зарубежным ‎предприятиям) ‎и,‏ ‎таким‏ ‎образом,‏ ‎повышать ‎эффективность‏ ‎экономики ‎за‏ ‎счет ‎их‏ ‎внедрения.

Важно,‏ ‎что ‎рост‏ ‎спроса ‎(в ‎т.ч. ‎за ‎счет‏ ‎роста ‎доходов‏ ‎населения‏ ‎и ‎потребительского ‎кредитования)‏ ‎влечет ‎за‏ ‎собой ‎рост ‎экономики ‎(т.е.‏ ‎рост‏ ‎добавленной ‎стоимости,‏ ‎производимой ‎в‏ ‎экономике), ‎а ‎рост ‎экономики ‎опосредованно‏ ‎влечет‏ ‎за ‎собой‏ ‎рост ‎доходов‏ ‎населения.

Необходимо ‎подчеркнуть, ‎что ‎помимо ‎роста‏ ‎удельных‏ ‎экономических‏ ‎показателей, ‎увеличение‏ ‎объема ‎экономики‏ ‎зависит ‎от‏ ‎численности‏ ‎населения ‎страны,‏ ‎поэтому ‎в ‎рамках ‎Стратегии ‎целесообразно‏ ‎установить ‎цели‏ ‎по‏ ‎росту ‎населения ‎до‏ ‎определенных ‎уровней,‏ ‎что ‎позволит ‎расширить ‎рынки‏ ‎сбыта‏ ‎как, ‎прямо,‏ ‎потребительской ‎продукции‏ ‎внутри ‎страны, ‎так ‎и, ‎косвенно,‏ ‎промышленной‏ ‎продукции. ‎

Как‏ ‎я ‎уже‏ ‎говорил, ‎с ‎демографией я ‎забежал ‎вперед.

А‏ ‎дальше‏ ‎-‏ ‎самое ‎интересное,‏ ‎можно ‎сказать,‏ ‎мое ‎ноу-хау‏ ‎:)

Напомним,‏ ‎что ‎создание‏ ‎нового ‎предприятия ‎или ‎модернизация ‎существующего‏ ‎предприятия ‎–‏ ‎это‏ ‎комплексный ‎проект.

В ‎данном‏ ‎случае, ‎под‏ ‎проектом ‎подразумевается ‎совокупность ‎действий,‏ ‎включающая‏ ‎в ‎себя:

-определение‏ ‎необходимых ‎технологий‏ ‎(не ‎столько ‎определение ‎«уровня» ‎используемых‏ ‎технологий,‏ ‎сколько ‎технологические‏ ‎решения/технологические ‎процессы‏ ‎на ‎создаваемом ‎предприятии)

-поставщиков ‎оборудования, ‎сырья‏ ‎и‏ ‎материалов

-проведение‏ ‎работ ‎по‏ ‎проектированию, ‎строительству‏ ‎и ‎монтажу

-определение‏ ‎источников‏ ‎финансирования ‎(т.е.‏ ‎достижение ‎с ‎банками ‎договоренностей ‎по‏ ‎условиям ‎финансирования‏ ‎проекта)

-обеспечение‏ ‎руководящими ‎кадрами ‎и‏ ‎подготовка ‎кадров

-достижение‏ ‎договоренностей ‎о ‎сбыте ‎продукции

-определение‏ ‎необходимых‏ ‎мер ‎господдержки‏ ‎и ‎пр.

Для‏ ‎ускорения ‎описанных ‎выше ‎процессов ‎повышения‏ ‎эффективности‏ ‎и ‎увеличения‏ ‎объема ‎экономики‏ ‎государству ‎целесообразно:

а) ‎создавать ‎(подготавливать) ‎новые‏ ‎проекты (с‏ ‎привлечением‏ ‎компетентных ‎организаций‏ ‎и ‎отраслевых‏ ‎компетенций ‎и‏ ‎с‏ ‎максимальным ‎использованием‏ ‎поставок ‎российской ‎продукции ‎и ‎услуг‏ ‎при ‎их‏ ‎реализации)‏ ‎и ‎привлекать ‎частных‏ ‎инвесторов ‎для‏ ‎их ‎реализации ‎внутри ‎страны‏ ‎и‏ ‎аналогичным ‎образом‏ ‎способствовать ‎созданию‏ ‎предприятий, ‎производящих ‎необходимые ‎для ‎реализации‏ ‎этих‏ ‎проектов ‎товары/услуги‏ ‎(в ‎случае‏ ‎отсутствия)

б) ‎стимулировать ‎реализацию ‎новых ‎проектов‏ ‎(создание‏ ‎предприятий)‏ ‎частными ‎инвесторами‏ ‎и ‎модернизацию‏ ‎существующих ‎предприятий‏ ‎(путем‏ ‎определения ‎мер‏ ‎поддержки ‎– ‎субсидирования, ‎льготного ‎финансирования,‏ ‎налоговых ‎льгот,‏ ‎подготовки‏ ‎кадров ‎(в ‎т.ч.‏ ‎изменение/корректировка ‎существующих‏ ‎образовательных ‎программ), ‎привлечение ‎квалифицированных‏ ‎зарубежных‏ ‎кадров ‎и‏ ‎пр.)

в) ‎осуществлять‏ ‎привлечение ‎иностранных ‎инвесторов ‎в ‎случаях,‏ ‎когда‏ ‎внутри ‎страны‏ ‎недостаточно ‎компетенций/опыта‏ ‎для ‎их ‎реализации ‎(напр. ‎в‏ ‎области‏ ‎проектирования)‏ ‎или ‎необходимые‏ ‎технологии ‎(в‏ ‎т.ч. ‎оборудование‏ ‎и‏ ‎организация ‎предприятия)‏ ‎являются ‎проприетарными ‎(т.е. ‎принадлежат ‎использующей‏ ‎их ‎иностранной‏ ‎компании‏ ‎и ‎не ‎продаются‏ ‎на ‎открытом‏ ‎рынке).

С ‎точки ‎зрения ‎мер‏ ‎поддержки‏ ‎необходимо ‎обратить‏ ‎особое ‎внимание‏ ‎на ‎обеспечение ‎соблюдения/обхода ‎формальных ‎норм‏ ‎ВТО‏ ‎(пока ‎оно‏ ‎еще ‎существует),‏ ‎чтобы ‎избежать ‎возможных ‎штрафных ‎санкций.

Необходимо‏ ‎также‏ ‎в‏ ‎рамках ‎реализации‏ ‎Стратегии ‎обратить‏ ‎внимание ‎на‏ ‎ситуацию‏ ‎с ‎оплатой‏ ‎труда ‎в ‎моногородах/на ‎градообразующих ‎предприятиях,‏ ‎занимающих, ‎по‏ ‎сути,‏ ‎монопольное ‎положение ‎на‏ ‎рынке ‎труда‏ ‎в ‎этих ‎населенных ‎пунктах.‏ ‎Целесообразно‏ ‎осуществлять ‎в‏ ‎них ‎регулирование‏ ‎рынка ‎труда, ‎осуществлять ‎обучение ‎и‏ ‎поддержку‏ ‎перемещения ‎избыточных‏ ‎трудовых ‎ресурсов в‏ ‎другие ‎города/регионы, ‎осуществлять ‎фискальное ‎(в‏ ‎т.ч.‏ ‎негативное)‏ ‎стимулирование ‎повышения‏ ‎оплаты ‎труда‏ ‎работников ‎предприятий,‏ ‎занимающих‏ ‎монопольное ‎положение‏ ‎на ‎рынке ‎труда.

Тут ‎вообще ‎смысл‏ ‎в ‎том,‏ ‎что‏ ‎моногород ‎надо ‎сделать‏ ‎минимально ‎изолированным‏ ‎и ‎зависящим ‎от ‎одного‏ ‎предприятия.‏ ‎Раз ‎уж‏ ‎государство ‎занимается‏ ‎тем, ‎что ‎создает ‎проекты, ‎то‏ ‎оно‏ ‎может ‎и‏ ‎условием ‎поставить‏ ‎размещение ‎каких-либо ‎из ‎них ‎в‏ ‎моногородах,‏ ‎чтобы‏ ‎там ‎появлялась‏ ‎конкуренция ‎за‏ ‎кадры. ‎Ну‏ ‎и‏ ‎про ‎мобильность‏ ‎кадров ‎тоже ‎важный ‎момент ‎-‏ ‎надо ‎этого‏ ‎достигать‏ ‎всеми ‎средствами ‎как‏ ‎раз ‎для‏ ‎того, ‎чтобы ‎там ‎не‏ ‎было‏ ‎изолированного ‎рынка‏ ‎труда.

При ‎этом,‏ ‎необходимо ‎также ‎отметить, ‎что ‎на‏ ‎рост‏ ‎эффективности ‎предприятий‏ ‎влияет ‎и‏ ‎повышение ‎объемов ‎производства ‎при ‎сохранении‏ ‎их‏ ‎мощностных‏ ‎характеристик. ‎Это‏ ‎достигается ‎за‏ ‎счет ‎сохранения‏ ‎постоянных‏ ‎издержек ‎на‏ ‎предприятиях ‎при ‎повышении ‎загрузки ‎предприятия‏ ‎(в ‎случае,‏ ‎если‏ ‎предприятие ‎не ‎загружено‏ ‎на ‎полную‏ ‎мощность), ‎т.е. ‎при ‎более‏ ‎эффективном‏ ‎использовании ‎существующих‏ ‎мощностей.

При ‎этом,‏ ‎даже ‎при ‎росте ‎загрузки ‎мощностей‏ ‎и‏ ‎увеличении ‎объемов‏ ‎производства ‎в‏ ‎масштабе ‎страны ‎необходим ‎платежеспособный ‎спрос,‏ ‎который‏ ‎позволить‏ ‎обеспечить ‎потребление‏ ‎произведенной ‎данными‏ ‎предприятиями ‎продукциями‏ ‎(физическими‏ ‎лицами ‎или‏ ‎другими ‎предприятиями).

То ‎есть, ‎потребление ‎дополнительных‏ ‎объемов ‎производства‏ ‎возможно‏ ‎при ‎увеличении ‎доходов‏ ‎населения, ‎либо‏ ‎при ‎использовании ‎ими ‎более‏ ‎доступных‏ ‎кредитных ‎средств,‏ ‎либо ‎при‏ ‎направлении ‎ими ‎части ‎накоплений ‎на‏ ‎увеличение‏ ‎потребления.

При ‎этом,‏ ‎разумно ‎предположить,‏ ‎что, ‎если ‎не ‎принимать ‎во‏ ‎внимание‏ ‎увеличение‏ ‎объемов ‎производства‏ ‎внутри ‎страны‏ ‎за ‎счет‏ ‎развития‏ ‎экспорта, ‎указанный‏ ‎выше ‎процесс ‎может ‎выглядеть ‎как‏ ‎итерационные ‎(то‏ ‎есть‏ ‎повторяющиеся) ‎процессы ‎а)‏ ‎увеличение ‎объемов‏ ‎производства-повышение ‎эффективности ‎(прибыльности) ‎предприятий-повышение‏ ‎оплаты‏ ‎труда ‎либо‏ ‎б) ‎повышение‏ ‎оплаты ‎труда-увеличение ‎объемов ‎производства-повышение ‎(или‏ ‎сохранение)‏ ‎эффективности ‎(прибыльности)‏ ‎предприятий.

Причем ‎в‏ ‎первом ‎случае ‎рост ‎потребления ‎дополнительной‏ ‎произведенной‏ ‎продукции‏ ‎до ‎момента‏ ‎повышения ‎оплаты‏ ‎труда ‎может‏ ‎происходить‏ ‎(если ‎принимать‏ ‎условие, ‎что ‎структура ‎потребления ‎не‏ ‎меняется ‎и‏ ‎все‏ ‎отрасли ‎развиваются ‎равномерно)‏ ‎либо ‎за‏ ‎счет ‎расходования ‎накоплений ‎населения,‏ ‎либо‏ ‎за ‎счет‏ ‎увеличения ‎использования‏ ‎ими ‎кредитных ‎средств. ‎Во ‎втором‏ ‎случае‏ ‎происходит ‎то‏ ‎же ‎самое,‏ ‎только ‎со ‎стороны ‎предприятия, ‎которое‏ ‎либо‏ ‎использует‏ ‎внутренние ‎резервы‏ ‎(собственные ‎средства)‏ ‎для ‎повышения‏ ‎оплаты‏ ‎труда, ‎либо‏ ‎использует ‎для ‎этого ‎кредитные ‎средства.

В‏ ‎заключение ‎добавлю‏ ‎про‏ ‎сферу ‎услуг. ‎В‏ ‎самом ‎начале‏ ‎я ‎привел ‎пример ‎с‏ ‎автокомпонентами.‏ ‎Но ‎в‏ ‎ВВП ‎есть‏ ‎и ‎другие ‎составляющие, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎сфера ‎услуг.‏ ‎И ‎тут‏ ‎получается ‎такой ‎же ‎итерационный ‎процесс‏ ‎при‏ ‎планировании.‏ ‎Мы ‎планируем‏ ‎создать ‎производства,‏ ‎мы ‎понимаем,‏ ‎как‏ ‎мы ‎хотим‏ ‎их ‎распределить ‎по ‎территории ‎России,‏ ‎мы ‎понимаем,‏ ‎какие‏ ‎трудовые ‎ресурсы ‎для‏ ‎них ‎нужны.‏ ‎Тут ‎оговорюсь, ‎что ‎выше‏ ‎головы‏ ‎не ‎перепрыгнуть,‏ ‎поэтому ‎планировать‏ ‎надо ‎начинать ‎как ‎раз-таки ‎от‏ ‎запланированной‏ ‎численности ‎населения.‏ ‎Так ‎вот,‏ ‎в ‎итоге ‎мы ‎понимаем, ‎как‏ ‎сильно‏ ‎какой-нибудь‏ ‎город ‎должен‏ ‎прирасти ‎по‏ ‎численности. ‎Опять‏ ‎же,‏ ‎мы ‎понимаем,‏ ‎потому ‎что ‎мы ‎структуру ‎ВВП‏ ‎запланировали, ‎какие‏ ‎там‏ ‎должны ‎быть ‎сопутствующие‏ ‎производства ‎(та‏ ‎же ‎пищевка, ‎например, ‎молочные‏ ‎продукты,‏ ‎а ‎с‏ ‎ними ‎и‏ ‎производство ‎молока, ‎то ‎есть ‎молочные‏ ‎фермы)‏ ‎и ‎услуги‏ ‎(ритейл, ‎бытовые‏ ‎услуги, ‎ЖКХ ‎и ‎пр.). ‎Ну‏ ‎это,‏ ‎конечно,‏ ‎от ‎размера‏ ‎города ‎зависит.‏ ‎Более ‎того,‏ ‎тут‏ ‎еще ‎и‏ ‎вопрос ‎жилья ‎есть, ‎школ, ‎детских‏ ‎садов, ‎поликлиник,‏ ‎больниц‏ ‎и ‎пр., ‎но‏ ‎если ‎жилье‏ ‎на ‎себя ‎должен ‎взять‏ ‎бизнес,‏ ‎то ‎остальное‏ ‎- ‎услуги‏ ‎со ‎стороны ‎государства. ‎Собственно ‎говоря,‏ ‎по‏ ‎негосударственным ‎услугам‏ ‎можно ‎понадеяться‏ ‎на ‎рынок, ‎а ‎можно ‎игрокам‏ ‎на‏ ‎рынке‏ ‎указать ‎на‏ ‎то, ‎какая‏ ‎возможность ‎у‏ ‎них‏ ‎есть. ‎Мы‏ ‎с ‎вами ‎еще ‎до ‎пространственного‏ ‎развития ‎дойдем‏ ‎и‏ ‎поговорим ‎об ‎этом‏ ‎чуть ‎подробнее,‏ ‎но ‎пока ‎что, ‎думаю,‏ ‎в‏ ‎целом ‎понятно,‏ ‎к ‎чему‏ ‎я ‎клоню.

Хотел ‎бы ‎в ‎конце‏ ‎напомнить,‏ ‎что ‎если‏ ‎вам ‎нравится‏ ‎то, ‎что ‎я ‎делаю ‎и‏ ‎пишу‏ ‎и‏ ‎вы ‎хотите‏ ‎меня ‎поддержать,‏ ‎можете ‎оформить‏ ‎подписку. Заодно‏ ‎сможете ‎почитать‏ ‎мои ‎экономические ‎разборы ‎и ‎анализ‏ ‎российских ‎публичных‏ ‎компаний.‏ ‎Если ‎же ‎вам‏ ‎хочется ‎задать‏ ‎какой-то ‎вопрос, ‎что-то ‎уточнить,‏ ‎прокомментировать‏ ‎или ‎предложить‏ ‎какую-то ‎тему‏ ‎или ‎компанию ‎для ‎разбора ‎-‏ ‎для‏ ‎этого ‎есть‏ ‎золотая ‎подписка,‏ ‎для ‎которой ‎открыты ‎комментарии.

Обновления проекта

Метки

акции 36 финансовое моделирование 30 оценка компании 28 разбор компании 14 россия 12 Стратегия 11 сша 11 мировой финансовый кризис 7 оценка 7 просто о сложном 7 макроэкономика 6 мировая экономика 6 банк 4 инфляция 4 золото 3 Сбер 3 финансовая модель 3 Х5 3 банковский кризис 2 ВИЭ 2 ВТБ 2 импорт 2 китай 2 НорНикель 2 Полюс Золото 2 продуктовая розница 2 розничный бизнес 2 сырьевой суперцикл 2 финансовые показатели 2 экспорт 2 энергетика 2 Angry Bonds 1 Bank of China 1 booking 1 Carmoney 1 China Hongqiao Group 1 CITIC 1 Fesco 1 First Pacific 1 FixPrice 1 hyatt 1 Tesla 1 VK 1 WH Group 1 алюминий 1 Анализ 1 Астра 1 аудио 1 банки 1 ветряная энергетика 1 внешняя политика 1 внутренний спрос 1 газ 1 германия 1 гособлигации 1 ДВМП 1 демография 1 денежная масса 1 дипломатия 1 доходы населения 1 идеология 1 Имидж страны 1 интеграция 1 киберпанк 1 конкурентоспособность 1 малый бизнес 1 Мега-QE 1 Международная идеология 1 международная конкуренция 1 металлургия 1 Мосбиржа 1 недвижимость 1 Новатэк 1 обновление 1 озон 1 отрицательная ставка 1 отчетность 1 пенсия 1 планирование 1 Подкаст 1 политика 1 портфель 1 производство 1 пространственное развитие 1 резервы 1 Русагро 1 русский язык 1 сегежа 1 сельское хозяйство 1 Совкомфлот 1 солнечная энергетика 1 спг 1 сталь 1 структура активов 1 техи 1 Тинькофф 1 удобрения 1 флот 1 Фосагро 1 фрс 1 цели 1 экономика 1 элиты 1 Яндекс 1 Больше тегов

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048