logo
Мистер Нет
logo Мистер Нет

«Смута» в стане врага

4 апреля ‎в‏ ‎свет ‎вышла ‎«Смута» ‎— ‎одна‏ ‎из ‎самых‏ ‎ожидаемых‏ ‎игр ‎в ‎России,‏ ‎посвящённая ‎историческим‏ ‎событиям ‎времён ‎Смутного ‎времени.‏ ‎Многие‏ ‎уже ‎успели‏ ‎в ‎неё‏ ‎поиграть, ‎и ‎интернет ‎пестрит ‎противоречивыми‏ ‎отзывами:‏ ‎есть ‎те‏ ‎кому ‎игра‏ ‎понравилась ‎в ‎принципе, ‎те, ‎кто‏ ‎в‏ ‎целом‏ ‎похвалил ‎её,‏ ‎но ‎отметил‏ ‎ряд ‎объективно‏ ‎присутствующих‏ ‎недостатков ‎(таких‏ ‎непредвзятых ‎критиков, ‎к ‎слову, ‎было‏ ‎очень ‎мало)‏ ‎и‏ ‎те, ‎кто ‎просто‏ ‎хаял ‎игру‏ ‎за ‎то, ‎что ‎она‏ ‎российская,‏ ‎высасывая ‎из‏ ‎пальца ‎совершенно‏ ‎надуманные ‎проблемы, ‎не ‎забывая ‎обвинить‏ ‎студию‏ ‎Cyberia ‎Nova‏ ‎в ‎«распиле»‏ ‎бюджетных ‎средств.

На ‎мой ‎субъективный ‎взгляд,‏ ‎игра‏ ‎получилась‏ ‎нормальной, ‎в‏ ‎чём-то ‎даже‏ ‎хорошей, ‎но‏ ‎не‏ ‎замечательной ‎и‏ ‎не ‎плохой. ‎Её ‎достоинства ‎и‏ ‎недостатки ‎в‏ ‎целом‏ ‎сопоставимы ‎со ‎схожими‏ ‎игровыми ‎проектами‏ ‎других ‎стран, ‎но ‎в‏ ‎чём‏ ‎состоит ‎главное‏ ‎положительное ‎качество‏ ‎игры ‎— ‎она ‎является ‎своего‏ ‎рода‏ ‎интерактивным ‎музеем,‏ ‎повествующим ‎о‏ ‎событиях ‎тех ‎лет. ‎Такой ‎учебник‏ ‎истории,‏ ‎в‏ ‎котором ‎можно‏ ‎самому, ‎в‏ ‎качестве ‎игрового‏ ‎персонажа,‏ ‎принять ‎участие,‏ ‎а ‎также ‎узнать ‎много ‎новых‏ ‎и ‎интересных‏ ‎фактов‏ ‎и ‎сведений ‎о‏ ‎той ‎эпохе,‏ ‎когда ‎без ‎преувеличения ‎решалась‏ ‎судьба‏ ‎России.

Ещё ‎одним‏ ‎безусловным ‎достоинством‏ ‎«Смуты» ‎является ‎графика. ‎Художники ‎постарались‏ ‎передать‏ ‎эпоху ‎максимально‏ ‎аутентично, ‎изображая‏ ‎персонажей ‎и ‎здания ‎так, ‎как‏ ‎они‏ ‎и‏ ‎выглядели ‎тогда.‏ ‎Язык ‎диалогов‏ ‎также ‎давал‏ ‎понять,‏ ‎что ‎мы‏ ‎находимся ‎в ‎начале ‎XVII ‎века,‏ ‎хотя ‎некоторые‏ ‎реплики‏ ‎пестрели ‎отсылками ‎к‏ ‎современности. ‎Так,‏ ‎диалоги ‎главного ‎героя ‎с‏ ‎немецкими‏ ‎наёмниками ‎являлись‏ ‎своего ‎рода‏ ‎«антиповесткой» ‎и ‎высмеивали ‎западные ‎тренды‏ ‎по‏ ‎пиханию ‎в‏ ‎культуру ‎всевозможных‏ ‎меньшинств. ‎Имя ‎же ‎главного ‎героя‏ ‎—‏ ‎Юрий‏ ‎Милославский ‎—‏ ‎отсылает ‎не‏ ‎только ‎к‏ ‎первоисточнику‏ ‎в ‎виде‏ ‎романа ‎Михаила ‎Загоскина ‎«Юрий ‎Милославский,‏ ‎или ‎русские‏ ‎в‏ ‎1612 ‎году», ‎но‏ ‎и ‎к‏ ‎Жоржу ‎Милославскому ‎из ‎фильма‏ ‎«Иван‏ ‎Васильевич ‎меняет‏ ‎профессию», ‎учитывая,‏ ‎что ‎имена ‎Юрий ‎и ‎Георгий‏ ‎исторически‏ ‎были ‎одним‏ ‎и ‎тем‏ ‎же.

Сюжет ‎у ‎игры ‎довольно ‎противоречив,‏ ‎многие‏ ‎его‏ ‎аспекты ‎можно‏ ‎назвать ‎достоинствами‏ ‎и ‎недостатками‏ ‎одновременно,‏ ‎в ‎частности,‏ ‎линию ‎главного ‎героя, ‎который ‎по‏ ‎ходу ‎игры‏ ‎кому‏ ‎только ‎ни ‎служит.‏ ‎Ряд ‎обозревателей‏ ‎назвали ‎его ‎слишком ‎наивным‏ ‎и‏ ‎даже ‎глупым,‏ ‎но ‎на‏ ‎мой ‎взгляд, ‎в ‎его ‎поведении‏ ‎отражается‏ ‎природа ‎того‏ ‎времени, ‎когда‏ ‎люди ‎en ‎masse ‎не ‎могли‏ ‎понять,‏ ‎кто‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎является‏ ‎властью ‎и‏ ‎кто‏ ‎победит, ‎стараясь‏ ‎не ‎попасть ‎в ‎немилость ‎к‏ ‎очередному ‎триумфатору.‏ ‎И‏ ‎так ‎продолжалось ‎более‏ ‎10 ‎лет,‏ ‎пока ‎не ‎было ‎сформировано‏ ‎Второе‏ ‎ополчение, ‎возглавляемое‏ ‎Кузьмой ‎Мининым‏ ‎и ‎Дмитрием ‎Пожарским ‎и ‎взявшее‏ ‎на‏ ‎себя ‎задачу‏ ‎освободить ‎нашу‏ ‎страну ‎от ‎иноземных ‎захватчиков, ‎—‏ ‎к‏ ‎которому‏ ‎в ‎итоге‏ ‎и ‎примыкает‏ ‎главный ‎герой.

К‏ ‎объективным‏ ‎недостаткам ‎можно‏ ‎отнести ‎боевую ‎систему: ‎в ‎«Смуте»‏ ‎она ‎если‏ ‎и‏ ‎не ‎отсутствует, ‎то‏ ‎реализована ‎в‏ ‎ряде ‎моментов ‎весьма ‎коряво.‏ ‎Особенно‏ ‎это ‎ощущается‏ ‎при ‎регистрации‏ ‎попаданий ‎по ‎врагу, ‎которая ‎работает‏ ‎непонятно‏ ‎как. ‎В‏ ‎этом ‎плане‏ ‎игра ‎напоминает ‎Diablo, ‎где ‎данная‏ ‎механика‏ ‎тоже‏ ‎функционирует ‎через‏ ‎пень ‎колоду,‏ ‎и ‎если‏ ‎врагов‏ ‎много, ‎то‏ ‎шанс, ‎что ‎главного ‎героя ‎убьют,‏ ‎повышается ‎примерно‏ ‎до‏ ‎100%. ‎В ‎«Смуте»‏ ‎этот ‎момент‏ ‎особенно ‎сильно ‎ощущается ‎в‏ ‎битве‏ ‎с ‎дикими‏ ‎зверями, ‎например,‏ ‎со ‎стаей ‎волков: ‎если ‎нарвался‏ ‎на‏ ‎них ‎—‏ ‎считай, ‎не‏ ‎жилец.

Механика ‎stealth ‎action, ‎или ‎скрытого‏ ‎прохождения,‏ ‎в‏ ‎целом ‎проработана‏ ‎неплохо, ‎но‏ ‎её ‎портит‏ ‎возможность‏ ‎застрять ‎в‏ ‎текстурах ‎укрытия ‎и ‎попросту ‎оттуда‏ ‎не ‎выбраться.‏ ‎Главным‏ ‎врагом ‎здесь ‎становятся‏ ‎не ‎игровые‏ ‎противники, ‎а ‎декорации, ‎с‏ ‎которыми‏ ‎особо ‎не‏ ‎повоюешь. ‎Тем‏ ‎не ‎менее, ‎справедливости ‎ради ‎стоит‏ ‎отметить,‏ ‎что ‎«забагованные»‏ ‎текстуры ‎присущи‏ ‎довольно ‎многим ‎играм, ‎в ‎том‏ ‎числе‏ ‎относящим‏ ‎себя ‎к‏ ‎ААА-проектам, ‎и‏ ‎поэтому ‎«Смуту»‏ ‎за‏ ‎этот ‎недостаток,‏ ‎безусловно, ‎можно ‎и ‎нужно ‎критиковать,‏ ‎но ‎делать‏ ‎это‏ ‎надо, ‎не ‎скатываясь‏ ‎в ‎риторику‏ ‎«только ‎в ‎российских ‎играх‏ ‎такое‏ ‎бывает». ‎Не‏ ‎только.

Как ‎итог:‏ ‎«Смута» ‎— ‎игра ‎среднего ‎уровня‏ ‎как‏ ‎для ‎российского,‏ ‎так ‎и‏ ‎для ‎мирового ‎геймдева ‎с ‎хорошей‏ ‎проработкой‏ ‎игровой‏ ‎вселенной, ‎но‏ ‎с ‎откровенными‏ ‎косяками ‎по‏ ‎части‏ ‎экшена ‎и‏ ‎несколько ‎однотипными ‎побочными ‎квестами. ‎В‏ ‎принципе, ‎такую‏ ‎характеристику‏ ‎можно ‎дать ‎великому‏ ‎множеству ‎современных‏ ‎игр, ‎к ‎которым, ‎однако,‏ ‎не‏ ‎приковано ‎так‏ ‎много ‎внимания‏ ‎и ‎которые ‎не ‎вызывают ‎столь‏ ‎большую‏ ‎и ‎одновременно‏ ‎беспочвенную ‎волну‏ ‎откровенной ‎ненависти. ‎С ‎чем ‎же‏ ‎это‏ ‎связано?

Ни‏ ‎для ‎кого‏ ‎не ‎секрет,‏ ‎что ‎современная‏ ‎игровая‏ ‎индустрия ‎сильно‏ ‎политизирована, ‎и ‎этот ‎процесс ‎начали‏ ‎далеко ‎не‏ ‎мы.‏ ‎Достаточно ‎вспомнить ‎высокопоставленных‏ ‎отставников ‎из‏ ‎ЦРУ ‎и ‎Пентагона, ‎работающих‏ ‎в‏ ‎руководстве ‎Activision‏ ‎Blizzard, ‎с‏ ‎лёгкой ‎руки ‎которых ‎серия ‎Call‏ ‎of‏ ‎Duty ‎стала‏ ‎пропагандистской. ‎Можно‏ ‎упомянуть ‎пример ‎Польши, ‎чьи ‎МИД‏ ‎и‏ ‎Минкульт‏ ‎оказывали ‎сильную‏ ‎поддержку ‎студии‏ ‎CD ‎Projekt‏ ‎RED‏ ‎в ‎пиаре‏ ‎«Ведьмака» ‎и ‎«Киберпанк ‎2077». ‎Французское‏ ‎правительство ‎помогало‏ ‎компании‏ ‎Ubisoft ‎в ‎разработке‏ ‎новых ‎игровых‏ ‎движков ‎и ‎защищало ‎её‏ ‎от‏ ‎поглощения ‎со‏ ‎стороны ‎Electronic‏ ‎Arts. ‎Там, ‎где ‎крупный ‎бизнес‏ ‎(а‏ ‎тем ‎более‏ ‎такой, ‎который‏ ‎можно ‎использовать ‎в ‎пропагандистских ‎целях),‏ ‎частные‏ ‎интересы‏ ‎заканчиваются ‎и‏ ‎начинаются ‎государственные.

В‏ ‎России ‎к‏ ‎осознанию‏ ‎важности ‎игровой‏ ‎индустрии ‎для ‎современной ‎государственной ‎политики‏ ‎пришли ‎не‏ ‎сразу,‏ ‎но ‎всё-таки ‎пришли.‏ ‎Удивляться ‎тому,‏ ‎что ‎«Смута» ‎сделана ‎на‏ ‎грант‏ ‎Института ‎развития‏ ‎Интернета ‎(ИРИ),‏ ‎являющегося ‎госучреждением, ‎и ‎тем ‎более‏ ‎ставить‏ ‎это ‎игре‏ ‎в ‎упрёк‏ ‎совершенно ‎бессмысленно. ‎Другая ‎известная ‎отечественная‏ ‎игра,‏ ‎Atomic‏ ‎Heart, ‎хотя‏ ‎и ‎(официально)‏ ‎не ‎получала‏ ‎денег‏ ‎от ‎государства‏ ‎на ‎разработку, ‎активно ‎продвигалась ‎на‏ ‎международную ‎аудиторию‏ ‎усилиями‏ ‎Россотрудничества. ‎Поэтому ‎в‏ ‎смычке ‎игровой‏ ‎индустрии ‎с ‎госструктурами ‎нет‏ ‎ничего‏ ‎необычного ‎или‏ ‎характерного ‎только‏ ‎для ‎нашей ‎страны: ‎тенденция ‎наблюдается‏ ‎по‏ ‎всему ‎миру.

Хейтерские‏ ‎— ‎не‏ ‎критические, ‎а ‎именно ‎ненавистнические, ‎—‏ ‎комментарии‏ ‎в‏ ‎отношении ‎«Смуты»‏ ‎вызваны ‎двумя‏ ‎факторами: ‎нежеланием‏ ‎зарубежных‏ ‎конкурентов ‎видеть‏ ‎сильную ‎игровую ‎индустрию ‎в ‎нашей‏ ‎стране ‎и‏ ‎модой‏ ‎в ‎игрожурской ‎тусовочке‏ ‎хаять ‎всё‏ ‎русское. ‎Однако ‎хотелось ‎бы‏ ‎надеяться,‏ ‎что ‎невзирая‏ ‎на ‎все‏ ‎эти ‎выпады ‎и ‎вопли, ‎наш‏ ‎игрострой‏ ‎продолжит ‎своё‏ ‎поступательное ‎шествие,‏ ‎тем ‎более ‎что ‎для ‎него‏ ‎уже‏ ‎положено‏ ‎неплохое ‎начало,‏ ‎устроившее ‎сперва‏ ‎своеобразный ‎ядерный‏ ‎взрыв,‏ ‎а ‎затем‏ ‎и ‎смуту ‎в ‎стане ‎врага.

P.‏ ‎S. ‎Материал‏ ‎открыт‏ ‎по ‎принципиальным ‎соображениям.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
1 комментарий

Комментарий удален. Восстановить?
9
avatar
Уровень внутри проекта
9
Уровень на sponsr.ru
9
Fisk1987 19 дней назад
Объективная и в тоже время, полезная рецензия.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048