logo
Мистер Нет
logo Мистер Нет

Баланс как лекарство от ненависти: рецензия на Marvel's Spider-Man 2

Я ‎довольно‏ ‎редко ‎пишу ‎подобные ‎тексты. ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎если‏ ‎некий ‎современный ‎культурный‏ ‎продукт, ‎будь‏ ‎то ‎книга, ‎фильм ‎или‏ ‎видеоигра,‏ ‎оставляют ‎меня‏ ‎под ‎глубоким‏ ‎впечатлением, ‎считаю ‎целесообразным ‎выразить ‎о‏ ‎ней‏ ‎свои ‎мысли.‏ ‎Причём ‎в‏ ‎моём ‎понимании, ‎рецензия ‎- ‎это‏ ‎не‏ ‎столько‏ ‎обзор ‎такого‏ ‎продукта, ‎сколько‏ ‎размышления ‎о‏ ‎его‏ ‎главном ‎посыле,‏ ‎эдаком ‎"нерве", ‎с ‎обоснованием ‎позиции‏ ‎рецензента ‎с‏ ‎опорой‏ ‎на ‎сюжет.

Сегодняшняя ‎рецензия‏ ‎посвящена ‎игре‏ ‎Marvel's ‎Spider-Man ‎2, ‎вышедшей‏ ‎на‏ ‎прошлой ‎неделе‏ ‎и ‎разработанной‏ ‎студией ‎Insomniac ‎Games. ‎Для ‎людей,‏ ‎незнакомых‏ ‎с ‎ней,‏ ‎вкратце ‎расскажу‏ ‎сюжет. ‎Главный ‎герой, ‎Питер ‎Паркер‏ ‎(он‏ ‎же‏ ‎Человек-паук) ‎после‏ ‎нескольких ‎лет‏ ‎разлуки ‎встречает‏ ‎своего‏ ‎лучшего ‎друга‏ ‎Гарри ‎Осборна, ‎который ‎рассказывает ‎ему‏ ‎о ‎том,‏ ‎как‏ ‎лечился ‎от ‎генетической‏ ‎болезни, ‎от‏ ‎которой ‎ранее ‎умерла ‎его‏ ‎мать.‏ ‎В ‎честь‏ ‎воссоединения, ‎Гарри,‏ ‎Питер ‎и ‎его ‎девушка ‎Мэри‏ ‎Джейн‏ ‎идут ‎в‏ ‎парк ‎аттракционов‏ ‎предаваться ‎воспоминаниям, ‎и ‎парк ‎атакуют‏ ‎люди‏ ‎Крейвена-охотника:‏ ‎один ‎из‏ ‎разыскиваемых ‎им‏ ‎суперзлодеев ‎"в‏ ‎отставке"‏ ‎работает ‎в‏ ‎этом ‎самом ‎парке. ‎Нападение ‎едва‏ ‎не ‎заканчивается‏ ‎трагедией‏ ‎для ‎мирных ‎людей,‏ ‎но ‎всё‏ ‎обходится ‎благодаря ‎Питеру, ‎а‏ ‎также‏ ‎Гарри, ‎который,‏ ‎как ‎выяснилось,‏ ‎тоже ‎стал ‎обладателем ‎сверхспособностей, ‎вызванных‏ ‎чем-то‏ ‎наподобие ‎экзоскелета‏ ‎под ‎названием‏ ‎"симбиот", ‎с ‎помощью ‎которого ‎он‏ ‎и‏ ‎вылечился.

Позднее,‏ ‎Питер ‎и‏ ‎Гарри ‎совместными‏ ‎усилиями ‎борются‏ ‎с‏ ‎подчинёнными ‎Крейвена,‏ ‎однако ‎во ‎время ‎атаки ‎на‏ ‎одно ‎из‏ ‎его‏ ‎главных ‎убежищ ‎Паркер‏ ‎получает ‎от‏ ‎него ‎смертельное ‎ножевое ‎ранение.‏ ‎Осборн,‏ ‎стоя ‎возле‏ ‎умирающего ‎друга,‏ ‎каким-то ‎образом ‎передаёт ‎ему ‎симбиота,‏ ‎и‏ ‎тот ‎залечивает‏ ‎раны ‎Питера.‏ ‎Понимая, ‎что ‎именно ‎симбиот ‎поддерживал‏ ‎жизнь‏ ‎Гарри,‏ ‎Питер ‎хочет‏ ‎вернуть ‎его‏ ‎другу, ‎но‏ ‎как‏ ‎это ‎сделать,‏ ‎он ‎не ‎знает. ‎Подсказку ‎может‏ ‎дать ‎доктор‏ ‎Курт‏ ‎Коннорс, ‎который ‎и‏ ‎лечил ‎Гарри,‏ ‎но ‎из-за ‎манипуляций ‎Крейвена‏ ‎он‏ ‎превратился ‎в‏ ‎Ящера, ‎на‏ ‎которого ‎тот ‎устроил ‎охоту. ‎С‏ ‎помощью‏ ‎Майлза ‎Моралеса‏ ‎(второй ‎Человек-паук)‏ ‎Питеру ‎удаётся ‎вернуть ‎Коннорсу ‎человеческий‏ ‎облик,‏ ‎но‏ ‎за ‎это‏ ‎время ‎с‏ ‎ним ‎происходит‏ ‎что-то‏ ‎странное. ‎Паркер‏ ‎становится ‎более ‎несдержанным, ‎жестоким, ‎агрессивным‏ ‎и ‎эгоистичным.‏ ‎Коннорс‏ ‎предполагает, ‎что ‎такие‏ ‎метаморфозы ‎характера‏ ‎стали ‎следствием ‎воздействия ‎симбиота,‏ ‎который,‏ ‎будучи ‎пришельцем‏ ‎из ‎космоса,‏ ‎до ‎конца ‎ещё ‎не ‎изучен.

В‏ ‎конечном‏ ‎итоге, ‎Питеру‏ ‎удаётся ‎избавиться‏ ‎от ‎симбиота, ‎но ‎учёный ‎предупреждает‏ ‎его,‏ ‎что‏ ‎пришельца ‎надо‏ ‎бы ‎уничтожить,‏ ‎с ‎чем‏ ‎не‏ ‎соглашается ‎Гарри,‏ ‎чьё ‎состояние ‎к ‎тому ‎времени‏ ‎существенно ‎ухудшилось.‏ ‎Он‏ ‎разбивает ‎контейнер ‎с‏ ‎симбиотом ‎и‏ ‎под ‎его ‎воздействием ‎превращается‏ ‎в‏ ‎суперзлодея ‎Венома,‏ ‎после ‎чего‏ ‎убивает ‎Крейвена ‎и ‎ввергает ‎в‏ ‎хаос‏ ‎весь ‎Нью-Йорк.‏ ‎В ‎конечном‏ ‎итоге, ‎обоим ‎"паукам" ‎сообща ‎удаётся‏ ‎победить‏ ‎Венома‏ ‎и ‎отделить‏ ‎Гарри ‎от‏ ‎симбиота, ‎однако‏ ‎Осборн‏ ‎впадает ‎в‏ ‎кому, ‎чем ‎недоволен ‎его ‎отец,‏ ‎бывший ‎мэр‏ ‎Нью-Йорка‏ ‎и ‎влиятельный ‎бизнесмен‏ ‎Норман ‎Осборн.

Если‏ ‎вкратце, ‎это ‎основные ‎сюжетные‏ ‎моменты.‏ ‎Их ‎понимание‏ ‎потребуется ‎для‏ ‎дальнейшего ‎анализа, ‎как ‎и ‎некоторых‏ ‎из‏ ‎тех, ‎которые‏ ‎я ‎не‏ ‎упомянул ‎выше. ‎Однако ‎прежде ‎чем‏ ‎я‏ ‎перейду‏ ‎к ‎аналитической‏ ‎части, ‎я‏ ‎бы ‎хотел‏ ‎озвучить‏ ‎тезис, ‎который‏ ‎прозвучит ‎в ‎некотором ‎роде ‎новаторским‏ ‎и ‎который‏ ‎я‏ ‎и ‎буду ‎аргументировать‏ ‎на ‎протяжении‏ ‎всего ‎текста, ‎опираясь ‎на‏ ‎игровые‏ ‎события. ‎Тезис‏ ‎заключается ‎в‏ ‎том, ‎что ‎симбиот ‎- ‎неотъемлемый,‏ ‎но‏ ‎не ‎самый‏ ‎главный ‎фактор‏ ‎метаморфоз ‎характера ‎Питера ‎Паркера ‎и‏ ‎превращения‏ ‎Гарри‏ ‎Осборна ‎в‏ ‎Венома. ‎Главным‏ ‎же ‎фактором‏ ‎является‏ ‎такая ‎сильная‏ ‎эмоция, ‎как ‎ненависть.

Ещё ‎до ‎релиза‏ ‎разработчики ‎говорили‏ ‎о‏ ‎том, ‎что ‎одной‏ ‎из ‎центральных‏ ‎идей ‎игры ‎будет ‎наличие‏ ‎"тёмной‏ ‎стороны" ‎у‏ ‎каждого ‎из‏ ‎основных ‎персонажей. ‎Сегодня ‎можно ‎констатировать,‏ ‎что‏ ‎именно ‎ненависть,‏ ‎и ‎прежде‏ ‎всего ‎ненависть ‎к ‎себе ‎за‏ ‎какие-то‏ ‎решения‏ ‎прошлого ‎или‏ ‎настоящего, ‎является‏ ‎основой ‎этой‏ ‎самой‏ ‎"тёмной ‎стороны".‏ ‎Питер, ‎как ‎показано ‎в ‎игре,‏ ‎ненавидел ‎себя‏ ‎за‏ ‎смерть ‎тёти ‎Мэй,‏ ‎самого ‎близкого‏ ‎для ‎него ‎человека. ‎Также‏ ‎он‏ ‎испытывал ‎ненависть‏ ‎к ‎Крейвену,‏ ‎для ‎которого ‎Курт ‎Коннорс ‎в‏ ‎облике‏ ‎Ящера ‎был‏ ‎всего ‎лишь‏ ‎объектом ‎охоты, ‎в ‎то ‎время‏ ‎как‏ ‎для‏ ‎него ‎-‏ ‎единственной ‎(как‏ ‎он ‎считал)‏ ‎надеждой‏ ‎спасти ‎Гарри.‏ ‎Сам ‎Осборн ‎во ‎второй ‎половине‏ ‎игры ‎тоже‏ ‎ненавидел‏ ‎себя ‎за ‎беспомощность,‏ ‎а ‎Питера‏ ‎- ‎за ‎то, ‎что‏ ‎отказался‏ ‎вернуть ‎ему‏ ‎симбиота. ‎

Аналогичное‏ ‎чувство ‎было ‎присуще ‎и ‎"второму‏ ‎пауку"‏ ‎Майлзу, ‎считавшему‏ ‎себя ‎недостойным‏ ‎своих ‎родителей ‎(главным ‎образом ‎покойного‏ ‎отца)‏ ‎и‏ ‎ревновавшему ‎ставшего‏ ‎временным ‎напарником‏ ‎по ‎супергеройскому‏ ‎ремеслу‏ ‎Гарри ‎к‏ ‎своему ‎наставнику, ‎и ‎Мэри ‎Джейн,‏ ‎корившей ‎себя‏ ‎за‏ ‎свой ‎образ ‎жизни.‏ ‎"Я ‎пишу‏ ‎то, ‎во ‎что ‎не‏ ‎верю,‏ ‎для ‎мужика,‏ ‎которого ‎презираю",‏ ‎имея ‎в ‎виду ‎скандального ‎журналиста‏ ‎Джону‏ ‎Джеймсона ‎-‏ ‎в ‎этой‏ ‎фразе ‎заключена ‎квинтэссенция ‎её ‎ненависти‏ ‎к‏ ‎самой‏ ‎себе.

Для ‎Питера‏ ‎и ‎Гарри‏ ‎(а ‎в‏ ‎одном‏ ‎игровом ‎моменте‏ ‎и ‎для ‎Мэри ‎Джейн) ‎симбиот‏ ‎служил ‎лишь‏ ‎вспомогательным‏ ‎инструментом ‎в ‎метаморфозе‏ ‎их ‎характера.‏ ‎Можно ‎констатировать, ‎что ‎его‏ ‎контроль‏ ‎над ‎разумом‏ ‎невозможен ‎в‏ ‎случае, ‎если ‎носитель ‎сам ‎не‏ ‎испытывает‏ ‎сильных ‎негативных‏ ‎эмоций. ‎Косвенным‏ ‎подтверждением ‎является ‎сам ‎Гарри ‎Осборн‏ ‎на‏ ‎начальном‏ ‎этапе ‎игры,‏ ‎когда ‎пришелец‏ ‎не ‎овладевал‏ ‎его‏ ‎сознанием. ‎Вместе‏ ‎с ‎тем, ‎сам ‎Гарри ‎использовал‏ ‎те ‎способности,‏ ‎что‏ ‎он ‎ему ‎давал,‏ ‎на ‎благо‏ ‎себе ‎и ‎другим, ‎а‏ ‎также‏ ‎силой ‎мысли‏ ‎передал ‎симбиота‏ ‎Питеру, ‎чтобы ‎тот ‎выжил ‎после‏ ‎раны,‏ ‎нанесённой ‎Крейвеном.‏ ‎Неоткуда ‎было‏ ‎на ‎том ‎этапе ‎взяться ‎ненависти.

Более‏ ‎прямым‏ ‎доказательством‏ ‎моего ‎тезиса‏ ‎является ‎роль‏ ‎в ‎этой‏ ‎истории‏ ‎такого ‎персонажа,‏ ‎как ‎Мартин ‎Ли, ‎он ‎же‏ ‎Мистер ‎Негатив.‏ ‎Его‏ ‎главная ‎способность ‎заключается‏ ‎в ‎проникновении‏ ‎в ‎подсознание ‎других ‎людей‏ ‎и‏ ‎обнаружении ‎самых‏ ‎негативных ‎его‏ ‎моментов. ‎Однако ‎если ‎раньше ‎он‏ ‎использовал‏ ‎эту ‎способность‏ ‎во ‎зло,‏ ‎то ‎здесь ‎- ‎наоборот: ‎Ли‏ ‎выступает‏ ‎эдаким‏ ‎психотерапевтом, ‎который,‏ ‎показав ‎обоим‏ ‎"паукам" ‎самые‏ ‎тёмные‏ ‎уголки ‎их‏ ‎подсознания, ‎помог ‎им ‎справиться ‎с‏ ‎чувством ‎ненависти,‏ ‎прежде‏ ‎всего ‎в ‎отношении‏ ‎самих ‎себя.‏ ‎В ‎конечном ‎итоге ‎именно‏ ‎Мартин‏ ‎даёт ‎Питеру‏ ‎Паркеру ‎способность‏ ‎Антивенома, ‎которая ‎позволяет ‎отделить ‎Гарри‏ ‎от‏ ‎симбиота, ‎не‏ ‎убив ‎носителя,‏ ‎в ‎то ‎время ‎как ‎доктор‏ ‎Коннорс‏ ‎не‏ ‎знал, ‎как‏ ‎это ‎сделать.‏ ‎Данный ‎факт‏ ‎является‏ ‎наглядной ‎иллюстрацией‏ ‎того, ‎что ‎природа ‎Венома ‎как‏ ‎явления ‎носит‏ ‎прежде‏ ‎всего ‎психоэмоциональный, ‎а‏ ‎уже ‎потом‏ ‎биологический ‎характер.

В ‎итоге ‎игра‏ ‎заканчивается‏ ‎тем, ‎что‏ ‎все ‎основные‏ ‎персонажи, ‎включая ‎самого ‎Мартина ‎Ли,‏ ‎ранее‏ ‎также ‎ведомого‏ ‎ненавистью ‎к‏ ‎отцу ‎Гарри ‎Норману ‎Осборну ‎за‏ ‎гибель‏ ‎родителей‏ ‎и ‎бесчеловечные‏ ‎опыты, ‎справились‏ ‎со ‎своими‏ ‎внутренними‏ ‎демонами ‎и‏ ‎преодолели ‎ненависть ‎к ‎себе ‎и‏ ‎к ‎другим.‏ ‎Кроме‏ ‎одного ‎- ‎самого‏ ‎Нормана. ‎На‏ ‎фоне ‎того, ‎что ‎его‏ ‎сын‏ ‎впал ‎в‏ ‎кому, ‎Осборн‏ ‎возненавидел ‎ещё ‎больше, ‎причём ‎не‏ ‎столько‏ ‎"пауков", ‎которых‏ ‎он ‎считал‏ ‎ответственными ‎за ‎это, ‎сколько... ‎самого‏ ‎себя.‏ ‎Он‏ ‎уже ‎потерял‏ ‎супругу ‎от‏ ‎этой ‎самой‏ ‎болезни,‏ ‎и ‎считал‏ ‎себя ‎виновным ‎в ‎этом, ‎вследствие‏ ‎чего ‎не‏ ‎мог‏ ‎себе ‎позволить ‎потерять‏ ‎ещё ‎и‏ ‎сына, ‎иначе ‎у ‎него‏ ‎просто‏ ‎не ‎будет‏ ‎смысла ‎жить.‏ ‎А ‎смысл ‎жизни ‎при ‎ненависти‏ ‎к‏ ‎себе ‎может‏ ‎быть ‎только‏ ‎один ‎- ‎месть. ‎И ‎похоже,‏ ‎именно‏ ‎она‏ ‎станет ‎двигателем‏ ‎следующей ‎игры‏ ‎серии, ‎где‏ ‎со‏ ‎значительной ‎долей‏ ‎вероятности ‎бывший ‎мэр ‎Нью-Йорка ‎предстанет‏ ‎в ‎образе‏ ‎нового‏ ‎злодея ‎- ‎Зелёного‏ ‎гоблина.

Вместе ‎с‏ ‎тем, ‎сама ‎игра ‎не‏ ‎только‏ ‎повествует ‎нам‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎её ‎герои ‎преодолевали ‎собственное‏ ‎чувство‏ ‎ненависти, ‎но‏ ‎и ‎даёт‏ ‎нам, ‎живым ‎людям, ‎совет, ‎как‏ ‎избежать‏ ‎такой‏ ‎эмоции. ‎Ведь‏ ‎по ‎факту,‏ ‎в ‎нашем‏ ‎мире‏ ‎нет ‎психотерапевтов,‏ ‎способных ‎провести ‎человеку ‎экскурсию ‎по‏ ‎его ‎собственному‏ ‎подсознанию‏ ‎и ‎залечить ‎эмоциональные‏ ‎раны, ‎находясь‏ ‎внутри ‎него. ‎Соответственно, ‎для‏ ‎профилактики‏ ‎ненависти ‎к‏ ‎себе ‎и‏ ‎другим ‎и ‎смежных ‎негативных ‎эмоций‏ ‎нужна‏ ‎некая ‎методика,‏ ‎и ‎именно‏ ‎её ‎в ‎одном ‎из ‎воспоминаний‏ ‎Питера‏ ‎озвучивает‏ ‎тётя ‎Мэй:

"Я‏ ‎хотела ‎успеть‏ ‎везде, ‎но‏ ‎не‏ ‎успевала ‎нигде.‏ ‎И ‎я ‎сдала ‎назад. ‎Баланс‏ ‎- ‎это‏ ‎путь.‏ ‎Не ‎конечная ‎цель".

Баланс‏ ‎- ‎это‏ ‎и ‎есть ‎то ‎самое‏ ‎лекарство‏ ‎от ‎ненависти,‏ ‎принимать ‎которое‏ ‎нужно ‎в ‎течение ‎всей ‎жизни.‏ ‎Когда‏ ‎люди ‎не‏ ‎могут ‎расставить‏ ‎приоритеты, ‎они ‎не ‎успевают ‎сделать‏ ‎многое‏ ‎из‏ ‎того, ‎что‏ ‎хотели ‎бы.‏ ‎Далее, ‎они‏ ‎начинают‏ ‎упрекать ‎себя‏ ‎за ‎это, ‎занижая ‎свою ‎самооценку‏ ‎и, ‎в‏ ‎средне-‏ ‎и ‎долгосрочной ‎перспективе,‏ ‎взращивая ‎презрение‏ ‎и ‎ненависть ‎к ‎самим‏ ‎себе.‏ ‎

Между ‎тем,‏ ‎умение ‎грамотно‏ ‎сбалансировать ‎работу ‎и ‎хобби, ‎служебное‏ ‎и‏ ‎личное, ‎а‏ ‎также ‎другие‏ ‎сферы ‎жизни ‎становится ‎залогом ‎того,‏ ‎что‏ ‎становится‏ ‎легче ‎жить.‏ ‎Не ‎пытаться‏ ‎успеть ‎везде,‏ ‎не‏ ‎распыляться, ‎а‏ ‎делать ‎то, ‎что ‎по-настоящему ‎дорого‏ ‎и ‎важно,‏ ‎-‏ ‎вот ‎рецепт ‎истинного‏ ‎счастья. ‎Именно‏ ‎такой ‎совет ‎устами ‎Мэй‏ ‎Паркер‏ ‎игра ‎даёт‏ ‎не ‎только‏ ‎главному ‎герою, ‎но ‎и ‎всем‏ ‎нам.

P.S.‏ ‎Материал ‎открыт.‏ ‎

UPD: ‎Забыл‏ ‎ещё ‎об ‎одном, ‎также ‎не‏ ‎менее‏ ‎важном‏ ‎посыле. ‎Фонд,‏ ‎который ‎учреждает‏ ‎Гарри ‎Осборн‏ ‎и‏ ‎куда ‎он‏ ‎приглашает ‎Питера, ‎имеет ‎лозунг ‎"Мы‏ ‎исцелим ‎мир!",‏ ‎и‏ ‎его ‎инициативы ‎действительно‏ ‎направлены ‎на‏ ‎благие ‎цели ‎(борьба ‎с‏ ‎голодом,‏ ‎устойчивое ‎развитие,‏ ‎энергетическая ‎безопасность).‏ ‎Однако ‎в ‎конечном ‎итоге, ‎уже‏ ‎будучи‏ ‎в ‎обличье‏ ‎Венома, ‎Гарри‏ ‎будет ‎понимать ‎этот ‎лозунг ‎иначе:‏ ‎"исцеление"‏ ‎через‏ ‎заражение ‎симбиотом.‏ ‎Данный ‎сюжетный‏ ‎ход ‎также‏ ‎в‏ ‎некотором ‎роде‏ ‎показателен: ‎прежде ‎чем ‎исцелять ‎мир,‏ ‎надо ‎сначала‏ ‎полностью‏ ‎исцелить ‎себя. ‎Не‏ ‎только ‎в‏ ‎физическом, ‎но ‎и ‎в‏ ‎психологическом‏ ‎плане. ‎

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048