Арест, о котором никто не говорил, сказал о многом
Вечером вторника в азербайджанских СМИ появились сообщения, что в отношении экс-главы администрации президента страны Рамиза Мехтиева возбуждено уголовное дело: бывшего политика обвиняют в покушении на насильственный захват власти, государственную измену и легализации доходов, полученных преступным путём. В качестве меры пресечения Мехитеву были назначены четыре месяца домашнего ареста, что связано с его преклонным возрастом (экс-чиновнику 87 лет).
Далее, ряд СМИ стал писать со ссылкой на свои источники, что Мехтиев пытался воспользоваться периодом напряжённости в отношениях Баку и Москвы и заручиться поддержкой России в своих планах по организации госпереворота и созданию Временного Государственного совета, возглавить который должен был бы он сам. Однако российское руководство передало все материалы по Мехтиеву азербайджанской стороне аккурат в ходе встречи Владимира Путина и Ильхама Алиева в Душанбе.
Это, что называется, официальная, сухая сторона дела. Вместе с тем, есть и та, о которой по понятным причинам никто не напишет. Официальные источники в силу секретности материалов, медийные — в силу ангажированности определённой повестке. Но поскольку я не привязан ни к тем, ни к другим, а опираюсь лишь на свой аналитический ум и понимание международной ситуации, то я представлю своё видение того, что представлял из себя заговор Мехтиева.
Для начала стоит отметить, что сам фигурант — довольно опытный политик. Пост главы администрации президента Азербайджана он занимал почти четверть века, с 1995 по 2019 год: сперва при Гейдаре Алиевиче, а затем и при Ильхаме Гейдаровиче. Позже Мехтиев пробыл три года в должности главы Национальной академии наук, пока не ушёл на пенсию. Столь долгое нахождение Мехтиева в высших эшелонах власти говорит нам о двух вещах. Во-первых, этот человек сформировал вокруг себя огромное количество связей, состоящих из людей, которые ему должны, и даже после его ухода из политики продолжают отрабатывать свой долг. А во-вторых, Мехтиев может быть каким угодно человеком, но он точно не тупой.
Последнее утверждение особенно важно в контексте сообщений о том, что Мехтиев искал поддержки в России. Здесь очень важно, какой предлог мы используем, ибо «искать поддержки у России» и «искать поддержки в России» — всё-таки сильно разное. Искал ли он её у государства в целом или у каких-то живущих внутри нашей страны акторов, среди которых могут быть и бизнесмены, и журналисты, и отдельные чиновники и депутаты?
Учитывая, что Мехтиев не тупой, верно, безусловно, второе. Экс-чиновник прекрасно отдавал себе отчёт в том, что глубинные российско-азербайджанские отношения, основанные на строительстве евразийской логистики, автономной от Запада (прежде всего МТК Север — Юг) и взаимодействии в обходе рестрикций США, Британии и ЕС (теневой флот, транзит газа из России в Иран, продажа российского и иранского газа в Европу под видом азербайджанского и т. п.), не станут жертвой эмоций. По крайней мере, в том случае, если их туда не направлять. А то, что их туда пытались направить, причём делали это отдельные силы и в Азербайджане, и в России, сегодня ни у кого не должно вызывать сомнения.
У любого масштабного заговора, нацеленного на организацию государственного переворота или комплекса провокаций, есть четыре составляющие: идеологическая (база, на которой основан заговор), финансовая (кто платит за него), силовая (кто реализует прямые действия) и информационная (кто создаёт нужный фон в СМИ, воздействуя на общество). У заговора Рамиза Мехтиева было несколько целей, и организация госпереворота в Баку — лишь одна из них. Остальные — усугубить негативный информационный фон в отношениях Азербайджана с Россией (а параллельно и с Ираном), попутно сделав так, чтобы ни Тегеран, ни особенно Москва не успели вовремя отреагировать на переворот и были бы вынуждены считаться с Временным Государственным советом во главе с Мехтиевым как с данностью.
Силовая составляющая заговора у Мехтиева имелась: это были подготовленные боевики, которые по наступлении «часа Х» должны были взять под свой контроль ключевые объекты. Идеологическую основу Мехтиеву продиктовали на Западе и в Израиле, а также среди сторонников небезызвестного Фетуллаха Гюлена: именно там более всех заинтересованы в разрыве любых отношений Азербайджана с Россией и Ираном в целях ухудшения экономического положения обеих стран. Поэтому, если Мехтиев и искал поддержки в (а не у) России, речь идёт именно об информационной и финансовой составляющей.
Потому что в самой России кто-то должен был убедить общество и (самое главное) высшее политическое руководство в том, что в свержении Алиева нет ничего страшного (информационная составляющая), а также выделить деньги на медийную кампанию и силовой сценарий (финансовая составляющая). И силы, что были готовы дать Мехтиеву средства и информационный фон, в нашей стране нашлись.
Это ряд бизнесменов и общественников азербайджанского происхождения, многие из которых были задержаны нашими правоохранительными органами (к вопросу о том, откуда высшее руководство России оказалось куда лучше осведомлено о деталях заговора, чем власти самого Азербайджана, и передало данную информацию официальному Баку).
Это журналисты, блогеры и окормляющие их медиамагнаты, в особенности армянского происхождения, проецирующие на Россию свою обиду за проигрыш Армении во второй Карабахской войне и неиронично считающие, что Москва не имеет право на сотрудничество с Баку и Анкарой.
Это псевдоконсервативные общественники и политики, которые рядятся в тогу патриотов и националистов, но на деле хотят сорвать укрепление отношений между Россией и исламским миром в угоду Западу.
И, наконец, это та часть силового блока, которая организовала провокацию с братьями Сафаровыми, избив как минимум одного из них до смерти, а потом передав их тела (граждан России, на минуточку) азербайджанской стороне безо всяких правовых на то оснований.
С кем именно из них Мехтиев имел контакты, доподлинно неизвестно, но насчёт первых можно констатировать, что точно имел. Реакция же тех представителей доморощенной медийки и примкнувших к ним беглохохлов, кто вовсю распространял откровенные вбросы, на арест экс-чиновника была абсолютно нулевой. По всей видимости, марионетка не получила от своего кукловода методички, как реагировать на арест кукловода в случае провала.
Таким образом, можно констатировать, что многоступенчатый заговор, в котором центральную роль играл бывший глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев и который был нацелен на развал региональной конфигурации Москва-Баку-Тегеран, провалился. И главная причина провала заключается в том, что руководство России отреагировало на всю ситуацию не так, как ожидали инициаторы, несмотря на то что они всячески старались спровоцировать его и лично Владимира Путина именно на такую реакцию (пассивное наблюдение или даже содействие мятежникам), поставив стратегически важные соображения выше сиюминутных эмоциональных хотелок.
P. S. Пост открыт по принципиальным соображениям. Знаю, что в этом месяце уже была открытая публикация (а обычно я делаю один открытый текст в месяц), но в данном случае я просто не могу закрыть к нему доступ. По моральным, скажем так, причинам.