Четыре мнимых и одна подлинная: рецензия на роман «Лемнер»
Совсем недавно вышел роман Александра Проханова «Лемнер», вокруг которого тут же разгорелось несколько скандалов. Во-первых, Московский дом книги отменил презентацию данного произведения по соображениям безопасности, а во-вторых, ряд наблюдателей, вещающих на широкую аудиторию (в частности, Борис Якеменко и Армен Гаспарян) обнаружили там несколько отрывков с карикатурно-негативным описанием президента России, и понесли это в массы в стиле «смотрите, вот что пишет ваш Проханов!».
Тема пригожинского мятежа, которая и является магистральной событийной линией романа (под Лемнером легко угадывается Пригожин, а под спецподразделением «Пушкин» — ЧВК «Вагнер»), будет будоражить наше общество ещё долгое время. Моя позиция всем известна: я считаю Евгения Пригожина предателем, потому что он укусил кормящую его руку государства, ударил в спину воюющей армии ради своих «непомерных амбиций и личного интереса». Однако самое занимательное обстоятельство состоит в том, что Александр Проханов придерживается абсолютно идентичной позиции.
Описывая приключения Лемнера и спецподразделения «Пушкин» в Африке и в зоне СВО, автор напоминает нам о героических страницах «Вагнера», но вместе с тем, анализируя мятеж, Проханов даёт понять, что он перечёркивает эти страницы. К слову, в романе на фоне мятежа многие сторонники покидают Лемнера, в том числе и его правая рука с позывным Вава, под которым в определённой степени подразумевается Дмитрий Уткин с позывным «Вагнер». В реальности же, как мы знаем, Уткин поддержал мятеж и позже погиб вместе с Пригожиным.
Ещё одной магистральной сюжетной линией являются три заговора, вожди которых всячески пытаются привлечь Лемнера на свою сторону. Это чиновники, враждующие между собой, но вместе с тем мечтающие занять кресло главы государства. Анатолий Ефремович Чулаки, гуру либерализма. Антон Ростиславович Светлов, выходец из силовых структур и эдакий квасной псевдопатриот. Иван Артакович Сюрлёнис, идеолог и творец смыслов, мечтающий начать историю России с чистого листа. И если у первого прототип очевиден (спойлер — это Чубайс), то вот насчёт двоих других могут быть разные версии, но я всё же склоняюсь к тому, что эти образы собирательные и отражают не столько личностей, сколько идеологические и концептуальные доктрины.
В итоге Лемнер сперва помогает Светлову разделаться с Чулаки и его сторонниками, но благодаря своей спутнице Лане Веретеновой понимает, что помыслы Антона Ростиславовича тоже далеко не чисты. Особенно это проявляется в моменте, когда Светлов всячески пытается сорвать встречу Лемнера и президента, спрашивая: «Вам мало того, что я говорю от имени президента?». Это, конечно же, не так: Светлов представляет лишь собственные интересы. Как следствие, Лемнер помогает уже Сюрлёнису покончить со Светловым, а позже избавляется и от самого идеолога и творца смыслов.
Аккурат после этого наступает переломный момент, когда Лемнер и начинает поход на Москву, делая на основании трёх враждующих между собой чиновников вывод о том, что всё государство прогнило, и только он может его спасти — дескать, в этом и есть то самое Величие, о котором говорила Лана. Однако он ошибается: Чулаки, Светлов и Сюрлёнис — это не всё государство, а сам Лемнер, в сущности, повторяет их ошибку. И вот здесь нужно сделать небольшое пояснение. Изначально может показаться, что главным героем романа является Лемнер, ведь именно его жизнь находится в центре повествования, он выступает своего рода «гирей» на весах в противостоянии враждующих лагерей, а его фамилия вынесена в заглавие книги.
Однако это совсем не так. Главной героиней романа «Лемнер» является Русская История — та, что, по словам Ланы, «никогда не ошибается». А это значит, что если человек избран ею для великих свершений, то должен действовать сообразно её воле, а если будет ей перечить, то она отвернётся от него. Чулаки, Светлова и Сюрлёниса, при всех их фундаментальных разногласиях, кое-что объединяет: они все готовы бросить Россию в топку своим амбициям и желаниям, хотят свергнуть всенародно избранного президента и не останавливаются ни перед чем, чтобы достичь своих целей. Они все пошли против Русской Истории, за что и были наказаны.
Трагедия Лемнера (и Пригожина как его прообраза тоже) заключается в том, что он также бросил вызов Русской Истории вместо того, чтобы принять скромную роль инструмента в её руках. Да, не такого важного, как президент России, министр иностранных дел или министр обороны, но всё же достаточно полезного и получающего за свою пользу причитающуюся ему награду. Однако вместо этого, в гордыне своей Лемнер захотел большего, из-за чего, победив даже не одного, а троих драконов, сам стал драконом. Такая вот отсылка к Евгению Шварцу.
В конечном итоге Лемнер погибает от рук Ланы, оказавшейся агентом спецподразделения «К» — эдакой личной разведкой президента. Вместе с тем, у Ланы есть ещё одна роль, которая проявляется довольно часто: она — путеводитель по той самой Русской Истории, едва ли не её материальное воплощение. И пока он следует её рекомендациям, он на коне, но стоит ослушаться, как он тут же попадает под каток.
В романе «Лемнер» нет того, в чём пытаются обвинить Проханова недобросовестные критики: ни апологетики пригожинского мятежа, ни негативного отношения к главе государства (те самые отрывки с карикатурным изображением президента — это слова не автора, а Сюрлёниса, одного из антагонистов). Если бы мне кто-то год назад сказал, что я буду писать рецензию на роман Александра Андреевича, защищая его от необоснованной критики, я бы ой как не поверил. Но мы находимся здесь…
Одним из центральных концептов романа «Лемнер» является термин «Россия мнимая» — некий идеал России, противопоставляемый тому, что есть Россия реальная. Этот термин из трёх лидеров заговоров использует только Чулаки, но можно констатировать, что и Светлов, и Сюрлёнис, а впоследствии и сам Лемнер борются за «Россию мнимую», имея свой вариант подобного идеала. При этом, важно понимать, что борьба за «Россию мнимую» неотделима от предательства России подлинной, реальной. Со всеми её достоинствами и проблемами, со всеми радостными, героическими и трагическими страницами истории.
Если ты служишь России подлинной, ты делаешь её жизнь лучше. Если же ты борешься за «Россию мнимую», какой бы она ни была — либерально-европейской, как у Чулаки, реакционно-ультрапатриотической, как у Светлова, или качественно новой, рвущей с прошлым, как у Сюрлёниса, — то ты просто предатель. И неважно, какими помыслами ты руководствуешься. Предатель ты просто потому, что отрёкся от России подлинной. Именно эту мысль, на мой взгляд, до нас и пытался донести Проханов, но кое-кто предпочёл прочесть его сами знаете каким местом.
Распускающие разного рода слухи псевдопатриотические блогеры пытаются поднять роман «Лемнер» на щит: дескать, вот как Проханов напоследок хлопнул дверью. Да, дверью-то он хлопнул, но не в отношении государства, как думают подобные деятели, а в отношении тех, кто корчил из себя патриота, на деле поддерживая всевозможные антигосударственные инициативы. В частности, есть там такой отрывок, на который мало кто обратил внимание:
«Низложат Президента Троевидова, провозгласят Президентом Анатолия Ефремовича Чулаки. Блистательный телеведущий Алфимов восславит нового Президента. Философ Клавдиев возвестит о долгожданном возвращении России на европейский путь. Писатель Войский опубликует написанный в стол роман „Кровавый Леонид“».
Троевидов — это Путин (причём зовут его Леонид Леонидович, что намекает прям открыто), Чулаки — это Чубайс, а вот остальные… Посудите сами: телеведущий Алфимов предстаёт перед нами самовлюблённым, говорящим с апломбом и очень высокомерно относящимся к гостям своего ток-шоу. Философ Клавдиев — с длинной бородой, завсегдатай всевозможных форумов, говорит максимально витиевато. Писатель Войский — то проклинает, то возвеличивает президента, но всегда обласкан чиновниками и медийкой. И все они мечутся: то открыто встают на сторону мятежного Лемнера, то потом спешат переобуться.
Я думаю, не нужно пояснять, кто скрывается за образами Алфимова, Клавдиева и Войского? Вы всех троих и так знаете. Так что если перед кем Проханов и хлопнул дверью, то точно не перед Государством Российским и не перед президентом Владимиром Путиным. А перед теми, кто и сейчас борется за «Россию мнимую», но под другими лозунгами, отвергая идею служения России подлинной.
P. S. Текст открыт по принципиальным соображениям.