11 мая 20:29
10 минут

Теория множественного интеллекта

У каждого человека в бессознательном (и у каждой трёхпоколенной семьи в семейном бессознательном) есть восемь влечений.

Проявляться они могут на уровне ощущения и восприятия, на уровне интеллекта — способности решать задачи в той или иной сфере, на уровне работы — и участия в общественном разделении труда, на уровне занятий в свободное время, на уровне просоциальности — отношений с другими людьми и на уровне интроектов — отношений с самим собой.

Влечения начинают работать в полную силу не одновременно, а достигают зрелости в первое десятилетие жизни, когда в норме ещё нет секса и работы за деньги. Уходят на покой влечения тоже не все сразу, а в разном темпе.

У каждого влечения есть свой внутренний темпоритм, когда оно меняет знак с одного на другое, и этого «шаг» влечения доступен внешнему наблюдателю по фактам биографии человека.

В нашей ментальности есть аккорды влечений, которые называются смыслами жизни, — ради служения, ради общества, ради семьи, ради свободы не зависеть ни от кого и ни от чего, кроме самого себя, и что у смыслов жизни тоже есть своя психодинамика, своя смена одного ведущего смысла на другой.

Наиболее сильное от рождения влечение определит выбор любимого дела на всю жизнь. Как это всё взаимосвязано? Существует ли наследственный механизм передачи судьбы?

Ответ на этот вопрос можно дать с помощью теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он выделяет:

— лингвистический (word smart) интеллект — способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим;

— логико-математический (number smart) интеллект — способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (учёный, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах;

— визуально — пространственный (picture smart) интеллект — талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, проводник на местности), а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи;

— телесно — кинестетический (body smart) интеллект — умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актёр), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург);

— музыкальный (music smart) интеллект — речь идёт о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и воспроизводит их. Он восприимчив к ритму и легко вычленяет ритм и предвосхищает, что будет, продолжая ритм в будущее;

— натуралистический (nature smart) интеллект — натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (фермер, зоотехник, лесник, ботаник, ветеринар), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определённым характеристикам живого и неживого мира (метеоролог, геолог, гидролог, эколог);

— межличностный (people smart) интеллект — умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т. е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, предвосхищать их дальнейшие чувства и действия;

— интраперсональный (self-smart) интеллект — чёткое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоосознания, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ);

— экзистенциальный (problem solving smart) интеллект — способность и склонность формулировать вопросы об абстрактных истинах: что есть гармония, красота, правда, справедливость, благо.

Интеллект — это способность решать задачи. Наш американский современник Говард Гарднер был первым, кто обратил внимание на то, что задачи люди выбирают для себя разные.

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера позволяет объяснить, почему существуют профессиональные династии. Если в роду у человека какой-то вид интеллекта является сильным, как доминантный ген (АА), то велика вероятность того, что дети унаследуют этот вид интеллекта (АА, Аа, аА). Наибольшая одарённость определяет выбор занятий, которым человек посвящает свою жизнь, будь то за деньги или в свободное от работы время.

Выражение «у них это в роду ведётся» сформулировано наблюдательными людьми, кто умеет видеть сильную функцию у прадеда, деда, отца, сына.

В постах Лиги психотерапии с заголовком «Какой бывает интеллект?» мы уже упоминали книгу Говарда Гарднера Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 512 с.

и перечисляли разные виды интеллекта:

вербально-лингвистический

логико-математический

натуралистический

визуально-пространственный

телесно-кинестетический

музыкально-ритмический

межличностный

внутриличностный

Простенький вопросик для сообразительных читателей.

Проверьте себя.

Слабость какого вида интеллекта подметил один классик у другого классика?

Памятник В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому в Москве
Памятник В.И. Немировичу-Данченко и К.С. Станиславскому в Москве

«У Станиславского всегда была живописная фигура. Очень высокого роста, отличного сложения, с энергичной походкой и пластичными движениями, как будто даже без малейшей заботы о пластичности. На самом деле эта видимая красивая непринужденность стоила ему огромной работы: как он рассказывал, он часами и годами вырабатывал свои движения перед зеркалом. В тридцать три года у него была совершенно седая голова, но толстые черные усы и густые черные брови. Это бросалось в глаза, в особенности при его большом росте.

Очень подкупало, что в нем не было ничего специфически актерского. Никакого налета театральности и интонаций, заимствованных у сцены, что всегда так отличало русского актера и так нравилось людям дурного вкуса.

А кроме того, Станиславский (Алексеев) был одним из директоров фабрики «Алексеевы и Ко». Там относились к артистической работе своего содиректора сочувственно до тех пор, пока он не был похож на бритого актера.

И Станиславский, и я много курили (впоследствии оба сумели бросить). В кабинете «Славянского базара» стало нестерпимо; мы в нем уже и завтракали, и кофе пили, и обедали. Тогда Константин Сергеевич предложил переехать к нему на дачу с тем, чтоб я там и заночевал.

Это была собственная дача семьи Алексеевых. От одного из центральных вокзалов минут сорок великолепными лесами вековых, пышных, гигантских елей и сосен, а потом версты три в пролетке. Дача называлась «Любимовка».

Дача стояла в отличной сосновой роще.

Кстати об этой сосновой роще.

Ставил Константин Сергеевич один из наших знаменитых спектаклей — «Синюю птицу» Метерлинка. На одной из первых генеральных репетиций, когда я был позван критиковать (так же, как я звал Станиславского на первые генеральные моих постановок), я набросился на художника: «У него нельзя даже отличить сосну от тополя», — сказал я. Станиславский хотел заступиться за художника: «А кто видел сосну? Чтоб ее увидать, надо ехать на юг Италии».

— Милый Константин Сергеевич. Да ваша дача, где вы проводили летние месяцы юности и детства, стоит в сосновой роще.

— Неужели? — Он был очень удивлен этим открытием.

И вот еще случай того же порядка.

Готовил он «Слепых» Метерлинка. Генеральная репетиция. Луна, поднявшись перед нами на горизонте, чуть приостановилась и медленно поплыла налево вдоль горизонта. Я возразил против такой своеобразной космографии. Но Константин Сергеевич далеко не сразу согласился с моими возражениями, так как по техническим причинам было очень трудно направить луну по ее естественной параболе.

Это очень замечательно для характеристики режиссера Станиславского. Он вообще не интересовался природой. Он создавал ее себе такою, какая была ему нужна в его сценическом воображении».

«Дорогой из „Славянского базара“ мы, конечно, не переставали говорить все о том же.

В Любимовке Константин Сергеевич уже вооружился Письменными принадлежностями. В первое же свидание он проявил одну из очень заметных черт настойчивости: дотошность, стремление договориться до конца, даже записать, запротоколить. Все, кто с ним работали, знали эту черту. Будь это электротехник или бутафор или даже актер. Он не доверял памяти ни своей, ни чужой.

— Запишите, — говорил он ему или ей, когда договаривались до чего-либо.

— Не надо, я и так запомню.

— Э‑э, нет, — вскидывался он, стараясь веселостью смягчить свою настойчивость, — не верю.

— Уверяю вас, у меня отличная память.

— Не верю, не верю. И вы не верьте своей памяти. Пишите, пишите.

Память для актера — качество огромного значения.

У разных сценических деятелей разные свойства памяти. У Станиславского всегда была изумительная память зрительная — на вещи, на бытовые подробности, на жест. Но на слова у него долгое время была очень плохая память. Было множество анекдотов, как он путал слова в жизни и на сцене. Замечательно, что в течение многих лет он даже думал, что это вовсе не является актерским недостатком.»

Из книги Вл. Ив. Немировича-Данченко «Рождение театра».

Хитренький вопрос для искушённой в сондиане публики :)
Плохая память и равнодушие к природе, это ноль в каком влечении по сондиане?
Какие сильные влечения, по-вашему, компенсировали бездействующее (то самое)?

Правильный ответ: d0 и k+!

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Публиковалось в интернете в Лиге психотерапии на Пикабу, где я админ

pikabu.ru/story/chto_takoe_sondiana_4554092, pikabu.ru/story/kakoy_byivaet_intellekt_4792533

Про сондиану (семейное бессознательное и восемь бессознательных влечений) на семистах страницах:

Бермант-Полякова О.В., Романова И. Е. Люди и судьбы. Сондиана в психологическом консультировании. Екатеринбург: Издательские решения, 2016.

ridero.ru/books/lyudi_i_sudby

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации