Дональд Трамп рушит очередной глобальный проект
Сразу необходимо сказать, что я не являюсь держателем какой-либо криптовалюты и непредвзят при рассмотрении данной темы.
В материале Дональд Трамп, прошлое и контуры будущего уже напоминал, что Дональд Трамп, в первую каденцию, разрушил одну из главных идей формирования глобального мира начала 2000-х годов. Тогда транснациональные корпорации хотели использовать мощь США в своих целях, зафиксировав экстерриториальность американского правосудия по торговым сделкам, а полученную прибыль оставлять в офшорах.
23 января 2025 года президентом США Дональдом Трампом был издан исполнительный указ об «Укреплении американского лидерства в сфере цифровых финансовых технологий».
В нем говорится, что США обеспечивают защиту и продвижение возможности доступа отдельных граждан и организаций частного сектора к открытым публичным блокчейн-сетям и их использования в законных целях без преследования, включая возможность разрабатывать и внедрять программное обеспечение, участвовать в майнинге и валидации, совершать сделки с другими лицами без незаконной цензуры и самостоятельно хранить цифровые активы.
По сути, речь идет о том, что гарантируется текущее положение вещей в отношении криптовалют в США.
Напомню, что на конференции «Bitcoin MENA 2024» в Абу-Даби ОАЭ Эрик Трамп заявил, что грядет финансовая революция не только в США, но и во всем мире. Это революция против современной финансовой системы, которая стала оружием, революция против правовой системы и политики, используемой, как оружие.
С его слов, криптовалюта уже позволила миллионам людей обойти учреждения, которые их преследовали и не прибегать к услугам банков, которые стали элементом политического влияния.
Кроме того, текущая финансовая система неэффективная и дорогая, традиционная банковская система не успевает за потребностями людей, работая 8 часов 5 дней в неделю. Поэтому криптовалюты изменят все в мире финансов, представляя децентрализованную систему с мгновенными транзакциями, без кассиров и комиссий.
Биткоин — это глобальный актив, средство сбережения, защита от инфляции и политической нестабильности, заявил сын президента США, обещая, что Биткоин достигнет отметки в $1 миллион.
Следующим пунктом обеспечивается содействие и защита суверенитета доллара США, в том числе посредством действий, направленных на развитие и рост законных и легитимных стейблкоинов, обеспеченных долларом, по всему миру.
Стейблкоин — это криптовалюта с фиксированной ценой, рыночная стоимость которой привязана к другому стабильному активу.
Также рабочая группа будет разрабатывать механизмы «по содействию, развитию и росту законных и легитимных стейблкоинов, обеспеченных долларом».
На конец января 2025 года — это USDT от компании Tether и USDC от компании Circle. Эти криптовалюты занимают первую и вторую строчки по капитализации среди стабильных токенов на крипторынке с показателями $139 млрд и $52 млрд соответственно.
Привязка к доллару обеспечивает определенную стабильность по сравнению с Биткоином, который швыряет то вверх, то вниз на волнах рынка. Это позволяет прогнозируемо производить оплату в USDT.
Уже в мае 2023 года компания Tether вошла в топ по величине инвестиций в государственный долг США и обогнала по этому показателю такие страны, как Таиланд, Филиппины, Израиль и Кувейт, нарастив долю казначейских обязательств США до 53 млрд долларов или 64% своих резервов. На июнь 2024 года, трежерис было уже на сумму более $97,6 млрд, Tether заняла 18-е место в рейтинге держателей государственных облигаций США, обогнав Германию, Объединенные Арабские Эмираты и Австралию.
Tether тесно сотрудничает с правительством США и превентивно блокирует USDT во всех кошельках, включенных в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами и средствами (OFAC).
Важность этого факта будет отражена в выводах.
Кроме того, 27 января стало известно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) отменила Рекомендации по бухгалтерскому учету (SAB) No. 121, которые с марта 2022 года требовали от банков учитывать криптоактивы клиентов как обязательства на балансе. Это означало, что банки были обязаны отражать все криптовалюты клиентов как долги банков перед ними, даже если эти активы фактически принадлежали клиентам, а не самим банкам. Такой подход увеличивал финансовую нагрузку на банки, делая хранение криптовалют менее выгодным. Решение об отмене SAB No. 121, последовало за отставкой Гэри Генслера и вступлением в должность исполняющего обязанности председателя SEC Марка Уйеды. Теперь, с отменой этих правил, банки смогут предлагать услуги по хранению криптовалют без лишних финансовых и операционных сложностей.
Теперь самый главный пункт из исполнительного указа Дональда Трампа — США принимают меры по защите американцев от рисков, связанных с цифровыми валютами центральных банков (CBCD), которые угрожают стабильности финансовой системы, конфиденциальности граждан и суверенитету Соединённых Штатов, в том числе путём запрета на создание, выпуск, обращение и использование CBCD на территории США. Ведомствам запрещаются любые действия по созданию CBDC на территории США или за рубежом.
CBCD (цифровая валюта центрального банка) — это одна из форм национальной валюты наряду с наличными и безналичными деньгами и эмитент этого только один — Центральный банк, а в случае с США — это Федеральная Резервная Система.
В то время, как криптовалюту может выпустить любой на крипторынке, рассчитывая на то, что она привлечет интерес, то с CBCD это невозможно.
Суть в том, что CBCD — это не эфемерное понятие, это проект Международного банка расчетов (BIS), расположенного в швейцарском Базеле. BIS был создан в 1930 году с участием 63 центральных банков мира, на долю которых в совокупности приходится около 95% мирового ВВП.
При нем существует «Инновационный центр BIS цифровой валюты центрального банка (CBDC)», где апробируются технологии работы цифровых валют стран мира, в том числе Индии и Китая. BIS указывает, что внедрением CBDC интересуются примерно 130 центробанков мира.
Именно с BIS взаимодействует ФРС США по вопросу CBDC, ещё в октябре 2020 года, совместно с ЕЦБ, Банком Англии, Банком Канады, Банком Японии, а также ЦБ Швеции и Швейцарии подготовили доклад, где были определены основные требования к CBDC. Поэтому-то концепт CBDC — это глобальный проект, где США являются лишь его составной частью.
На сайте ФРС есть ответ на вопрос: Почему Федеральная резервная система рассматривает возможность введения CBDC именно сейчас?
Федеральная резервная система отвечает за обеспечение денежно-кредитной и финансовой стабильности, а также безопасности и эффективности платёжной системы и изучает, как CBDC может улучшить и без того безопасную и эффективную систему внутренних платежей США.
Технологические достижения привели к появлению волны новых финансовых продуктов и услуг в частном секторе, включая цифровые кошельки, приложения для мобильных платежей и новые цифровые активы, такие как криптовалюты и стейблкоины. Федеральная резервная система и другие центральные банки по всему миру изучают потенциальные преимущества и риски выпуска CBDC.
Стоит обратить внимание на последнюю фразу. СBDC — это стандарт и не важно, как будет называться эта цифровая валюта, доллар или франк, все транзакции будут отслеживаться в одном центре.
Международный Валютный Фонд подробно рассказывает о преимуществах CBDC у себя на сайте. Поясняя, что это повлияет и на денежно-кредитную политику и макроэкономическую среду.
Однако дело в том, что в исполнительном указе Дональда Трампа ФРС США не упоминается ни в каком виде, ее представители не включены ни в одну рабочую группу.
Хотя в марте 2022 года Джо Байден подписал исполнительный указ «Обеспечение ответственного развития цифровых активов», где именно ФРС числится одним из ответственных за внедрение CBDC. В июле 2022 года была подписана «Рамочная программа международного взаимодействия в сфере цифровых активов», где предусматривалось взаимодействие с G7, G20, Всемирным банком, МВФ, ОЭСР для разработки CBDC.
Из этого можно было бы сделать вывод о том, что Дональд Трамп и стоящие за ним люди, в виде основателей PayPal, таких, как Дэвид Сакс, играют против ФРС США. Однако не все так просто. Пока можно сделать вывод о том, что они играют против CBDC, как глобального проекта. Без включения США в этот проект, полноценно глобальным его назвать не получится.
В прогнозе на 2025-й год я уже упоминал, что ФРС США 10 марта 2025 года собирается вводить стандарт обмена данными о платежах ISO 20020, разработанный BIS.
В этом стандарте уже прошита возможность работы ограниченного перечня криптовалют, в том числе и XRP от Ripple Labs. Многие критикуют XRP утверждая, что Ripple Labs имеет слишком большой контроль над криптовалютой. В отличие от Биткойна, которые более децентрализованы, реестр XRP Ripple управляется набором валидаторов, и Ripple Labs владеет значительной частью эмиссии. Это приводит некоторых к вопросу, действительно ли XRP соответствует определению криптовалюты, так как она более централизована, чем обычно.
Однако именно XRP предназначена для замены SWIFT в ISO 20020, предполагалось, что с помощью нее проводить транзакции будет быстрее.
В 2020 году Ripple отчитывалось, что, по меньшей мере, 38 из 100 крупнейших банков мира протестировали, интегрировали технологию трансграничных платежей или инвестировали в Ripple. Летом 2024 года было сообщение, что Ripple подтвердил активное сотрудничество с десятью правительствами для работы над CBDC.
В конце января с официального сайта SEC пропали все пресс-релизы, связанные с судебным разбирательством против Ripple, которые велись несколько лет.
Если XRP будет включена в перечень «национального запаса цифровых активов», который предусмотрен исполнительным указом Дональда Трампа, то говорить о том, что он полностью играет против ФРС, говорить будет нельзя или, как минимум, части ФРС.
Не стоит забывать про министра финансов США Скотта Бессента, который является геем, и с 2011 года работал на Джорджа Сороса в должности главного инвестиционного директора его фонда Soros Fund Management. Четыре года спустя он основал свой собственный фонд Key Square Capital Management и вернул Джорджу Соросу сумму, взятую на развитие этого бизнеса.
Таким образом, связи Дональда Трампа с частью старых элит на лицо.
Сенатор США Синтия Ламмис представила свой план создания стратегического резерва Биткоинов, пояснив аналогии с золотым запасом и стратегическим запасом нефти. Она предлагает: «Покупайте 200000 Биткоинов в год в течение пяти лет, храните эти Биткоины не менее 20 лет, с целью сократить вдвое государственный долг США за 20 лет.
Еще ее план подразумевал переоценку золотых резервов США. На данный момент Министерство финансов оценивает свое золото в 42,22 доллара за унцию, на общую сумму 11 миллиардов долларов. По рыночным ставкам это золото стоит более 650 миллиардов долларов. Если бы Министерство финансов заставило ФРС переоценить золото и передать разницу — около 640 миллиардов долларов — правительство могло бы направить эти деньги в Биткоин.
Все это вызовет бешенные скачки на рынке, но долг США превышает 36 триллионов долларов, чтобы погасить его, каждый Биткоин должен стоить 173 миллиона долларов.
Однако есть способ попроще, руководитель BlackRock Ларри Финк заявляет о том, что внедрение спотовых бумаг на криптовалюты — это «ступеньки на пути к токенизации».
Токенизация (не имеет единого официального определения) — это перевод процессов выпуска, учета и управления материальным и не материальным активом в цифровой вид. Действие фиксируется в виде криптовалютного токена (любого вида). Таким образом, делить на токены можно все, от мемкоина в интернете, унции золота, до вашей квартиры, а потом брать кредит под выделенные токены.
В октябре 2024 года подкомитет Комиссии по торговле товарными фьючерсами США направил рекомендации, разрешающие компаниям использовать токенизированные акции в качестве залога. Это открывает огромное поле для перекладывания реальных активов в цифровые.
По состоянию на 22 июня 2023 года рыночная стоимость токенизированных продуктов Казначейства США выросла более чем на 1 000%, достигнув 1,64 миллиарда долларов, а основными их держателями оказались BlackRock и Franklin Templeton.
Подведем итоги:
Дональд Трамп действительно ломает глобальный проект по внедрению CBDC, где транзакции во всем мире отслеживались бы в одном центре — это факт.
Однако, то, что он целиком и полностью играет против ФРС сказать нельзя, так как использует часть инструментов, подготовленных ФРС и в его правительстве есть люди, связанные со старыми элитами.
«Миллиардеры-цифровики», стоящие в первом ряду на инаугурации Дональда Трампа 20 января, таким образом, принесли присягу под его руководство. Они перебежали из одного лагеря в другой.
По факту, под лозунгами о криптовалютах, где ключевой элемент всегда был «крипто» — это шифрование, предлагается отнюдь не анонимность, как в случае с Биткоином, а цифровой контроль.
Так, в случае с USDT от компании Tether, блокируются кошельки пользователей по рекомендации правительства США. XRP от Ripple уже блокирует кошельки россиян с 30.12.2024, в соответствии с рекомендациями ЕС, естественно, Ripple будет делать это и по указанию США.
Ряд таких криптовалют будут внесены в список стратегического резерва США и оборот на уровне фондов BlackRock и Franklin Templeton им обеспечен, а остальным криптовалютам, со временем, останется удел «серой зоны».
Оригинальному Биткоину отведена роль «вечно растущего» золота, доступного не всем, так как он реально децентрализован и ограничен в эмиссии. Приведу аналогию — в быту, никто из нас золотом не рассчитывается, хотя теоретически это возможно.
В США выстраивается схема, при которой гиперинфляция доллара невозможна, так как избыток ликвидности будет поглощаться крипторынком. Просто представьте, сколько бы сейчас стоило золото, если бы не было крипторынка.
Доллар будет систематически дешеветь, людям проще и легче будет переходить на криптовалюты, хотя они уже пользуются пластиковыми карточками и перехода практически не заметят. Со временем, 36 триллионов долларов долга США превратятся не в такую уж пугающую сумму.
Вопрос заключается в том, на какое пространство «США Трампа» смогут распространить эти свои правила крипторынка, будет ли сопротивление со стороны BIS и МВФ, так как с выстраиваемой США финансовой структурой, привычная банковская система отомрет за ненадобностью?
Сейчас вполне очевидно, что Дональд Трамп воплощает в жизнь «Доктрину Монро 2.0», где все западное полушарие будет под контролем США. Уже сейчас США, при желании, на базе USMCA (соглашения о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой), могут добавить обязанность сторон торговать нефтью за USDT, но протолкнуть эту идею по всему миру будет не просто.
Кроме того, проблемы в физической экономике США некуда не делись и добавочная стоимость американских товаров резко не вырастет от этих маневров в сфере криптовалют. Таким образом, успех этой концепции «США Трампа» еще вовсе не обеспечен.
Все это касается нас напрямую.
Из-за внесенных поправок к закону о валютном регулировании и валютном контроле, с 1 августа 2023 года национальная денежная единица зарубежного государства, которая выпускается в цифровой форме и служит законным средством платежа, в России юридически признается и приравнивается по статусу к иностранной валюте в любой другой форме. Это формальное признание CBDC.
С того же дня в России начал действовать закон о цифровом рубле, которым закрепляется возможность расчетов этой формой нацвалюты в стране. Оратором платформы цифрового рубля выступает ЦБ России. Аналитическая записка ЦБ с рекомендацией о внедрении CBDC датируется еще апрелем 2019 года.
С 1 июля 2025 года все крупнейшие российские банки должны обеспечить своим клиентам возможность проводить операции с цифровыми рублями.
Таким образом, в России на законодательном уровне уже реализовано то, что в США запретил Дональд Трамп.
Если в 2025 году изменений в этой сфере на законодательном и кадровом уровне в России не будет — это означает, что договориться США и России будет весьма сложно, так как Россия движется по инерции и не отказывается от старого глобального проекта.