США vs Китай: Заявленный рубикон 2027 год
2027 год становится рубиконом в заявлениях американских чиновников и военных о вероятной попытке Китая захватить Тайвань. Первоначально, эту дату публично озвучил командующий Тихоокеанскими силами ВВС США генерал Кеннет Уилсбах в сентябре 2022 года. Затем, в феврале 2023 года, ту же дату озвучил директор ЦРУ Уильям Бернс, по его словам, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин приказал Народно-освободительной армии Китая и китайскому военному руководству быть готовыми к 2027 году, чтобы вторгнуться на Тайвань.
В ноябре 2023 года, в ходе встречи между президентом США Джо Байденом и Си Цзиньпинем, обсуждалась тема напряжённости в отношениях между Китаем и Тайванем. Тогда американские СМИ передали слова одного из китайских чиновников о том, что в США звучат заявления о планах Китая начать военные действия в 2027 году, но, по факту, таких планов нет, и с американской стороны не было инициативы для обсуждения этого вопроса.
Однако начальник военно-морских операций Пентагона адмирал Лиза Франчетти, в сентябрьском документе под названием «Операционный план боевого флота США», указала, что ВМФ США необходимо сосредоточиться на достижении двух стратегических целей. Во-первых, обеспечить готовность к возможной войне с Китаем к 2027 году и, во-вторых, обеспечить долгосрочное преимущество США на море.
При этом, в документе отмечается, что США не могут положиться на простое численное превосходства флота. США сталкиваются с реальными финансовыми и промышленными ограничениями, включая расходы на модернизацию системы стратегического ядерного сдерживания.
Комиссия конгресса США считает, что количество боевых кораблей ВМФ Китая вырастет до 395 к 2025 году и до 435 кораблей к 2030 году. В то же время, ВМФ США в 2025 году будут насчитывать 296 боевых кораблей в 2025 финансовом году, 294 к 2030 году и 350 боевых кораблей к 2045 году, что все равно будет меньше, чем у Китая уже сейчас.
В 2023 году министр ВМФ США Карлос Дель Торо (гражданская должность) заявил, что американское судостроение не в состоянии обогнать китайское. «У них 13 верфей, в некоторых случаях их верфи имеют большую мощность, а одна из них имеет производительность больше, чем все наши верфи вместе взятые. Это представляет реальную угрозу», — заявил он. Стоит отметить, что в США существует 7 верфей для постройки больших кораблей с большой осадкой для ВМС США, но Карлос Дель Торо делал акцент на нехватке рабочей силы в США в то время, как Китай таких проблем не имеет.
В документах конгресса указывается, что США рассматривают ВМФ Китая вызовом для своего статуса ведущей военной державы в западной части Тихого океана. У США есть поводы понервничать. В декабре 2022 года авианосная ударная группировка китайских кораблей во главе с авианосцем «Ляонин», впервые в истории, приблизилась к военной базе США на острове Гуам. На этой базе находятся американские стратегические бомбардировщики и атомные подводные лодки, в связи с чем остров считается важным узлом в цепи островов, предназначенной для сдерживания Китая. Единственный авианосец США, присутствовавший в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в этот момент участвовал в военно-морских учениях у берегов Аляски. В 2023 году аналогичный маневр повторила авианосная группировка во главе с авианосцем флота «Шаньдун», после завершения учений по блокированию Тайваня.
Комиссия конгресса отмечает, что модернизация ВМФ Китая ведется во всех направлениях, от судов и оружия, включая противокорабельные баллистические и крылатые ракеты, до беспилотных летательных аппаратов и средств разведки. По мнению комиссии, основная цель ВМФ Китая — вытеснение влияния США в Западной части Тихого океана и утверждение статуса Китая, как ведущей региональной державы и крупнейшей мировой державы, создание зоны блокирования для вмешательства сил США в конфликт из-за Тайваня или какой-либо другой проблемы. Вторичными целями являются контроль иностранной военной деятельности в своей 200-мильной морской исключительной экономической зоне, защита торговых морских путей, особенно тех, которые связывают Китай с Персидским заливом, так как оттуда идут танкеры с нефтью.
Однако институт исследований китайских ВМФ при военно-морском колледже США дает иную классификацию приоритетов действий Китая на море. На основании изучения публичных научных публикаций китайских военных и экспертов, ВМФ Китая стремится к достижению способности доминировать в прибрежной зоне Китая, наносить удары по базам США и морским коммуникациям в водах Индийского и Тихого океана, обеспечению сдерживания ВМФ США за пределами первой цепи островов и проводить сложные десантные операции против союзников США.
В декабре 2023 года в журнале, выпускаемом Китайской академией военных наук, была опубликована статья «Идея Мао Цзэдуна о строительстве и использовании военно-морских сил». В статье указывается, что ВМФ Китая должен быть способен осуществлять «интегрированные операции в ближнем море», что означает обеспечивать контроль прибрежной зоны Китая и морского пространства вокруг спорных островных территорий, куда входит Тайвань, острова Сенкаку, а также острова и рифы в Южно-Китайском море.
Второй задачей для ВМФ Китая названы «мобильные операции в дальнем море», что означает действия за пределами первой цепи островов — Тайваня, Окинавы и Филиппин, в целях контроля ключевых стратегических проходов, защиты морских коммуникаций и защиты зарубежных союзников. Третья цель китайского флота — это «стратегическое сдерживание и контрудар», в рамках которой флот подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами должен обеспечить стратегическое сдерживание противников Китая и ответный ядерный удар.
Четвертой целью ВМФ Китая в статье называны «десантные операции» — это подразумевает высадку крупного десанта на спорной территории в Восточно-Китайском или Южно-Китайском морях. Приоритетность данной цели выражается в том, что за последние 10 лет китайский флот крупных десантных кораблей и амфибий увеличился в 2 раза, примерно до 60 штук, также произошло масштабное увеличение подразделений морской пехоты.
Нужно отдать должное креативности адмирала Лизы Франчетти, которая решила численное превосходство ВМФ Китая компенсировать организационными методами. Она запланировала изменить приоритеты деятельности ВМФ США, «готовность, возможности и мощь» — именно в таком порядке проблемных вопросов будет действовать командование американского флота.
В связи с этим, акцент будет сделан на развитие «экосистемы» — создание многоуровневой сети взаимодействия различных родов войск. Так, например, целеуказание для ВМФ будет предоставляться Космическими силами, а ВМФ будет обеспечивать выполнение задач Корпуса Морской пехоты. Стоит напомнить, что в США Морская пехота — это отдельный род войск.
Для выполнения плана реализации приоритетных задач, поставленных начальником военно-морских операций Пентагона, был разработан «Проект 33», в рамках которого ВМФ США к 2027 году должны ликвидировать кадровый дефицит и добиться 95% набора личного состава. Акцентировать внимание на техническом обслуживании имеющихся в распоряжении вооружений и обеспечить 80% боеготовность кораблей, самолётов и подводных лодок, а также внедрить в деятельность ВМФ передовые технологии, такие как искусственный интеллект и беспилотные системы, для создания «гибридного флота будущего».
Одним из интересных нововведений «Проекта 33» является создание распределенных «Центров морских операций» (MOC), которые представляют собой отдельные штабы для оперативного руководства боевыми действиями на конкретных участках. Автономные MOC будут иметь полный доступ к информации об общей обстановке, а в их распоряжении будут все необходимые возможности для организации ведения боевых действий подчиненными подразделениями, а акцент будет сделан на применении оружия дальнего радиуса действия.
Однако Сэм Тангреди, профессор военно-морской и морской стратегии в Военно-морском колледже США, в журнале Военно-морского института США опубликовал статью, где указал, что в ходе изучения 28 крупнейших морских сражений, начиная с 500 года до нашей эры и заканчивая последними конфликтами, только в 3 случаях превосходящие технологии смогли взять верх над количеством противника.
Во время Второй мировой войны японские технологии изначально превосходили американские. Императорская Япония вступила в войну, обладая передовым истребителем «Зеро» и авиационными торпедами, которые могли наносить удары на мелководье. США и Япония начали войну с восемью авианосцами, но за время войны Япония построила 18 авианосцев и их эквивалентов, а США построили 144 таких судов и количество победило.
Характерную оценку происходящему в балансе военно-морских сил США и Китая дал 3 ноября 2022 года американский адмирал Чарльз Ричард, начальник стратегического командования США: «Когда я оцениваю наш уровень сдерживания против Китая, наш корабль медленно тонет. Медленно, но он тонет, поскольку они вводят новые возможности на поле боя быстрее, чем мы.» Адмирал отметил, что если текущий тренд будет сохраняться, то не важно насколько хороши оперативные планы, подготовлен личный состав и командиры, сил будет просто недостаточно и это уже в краткосрочной перспективе.
Таким образом, стратегический баланс сил в Тихоокеанском регионе смещается не в пользу США и это признают сами американцы, конечно, они пытаются привлечь своих союзников для противостояния с Китаем, но ресурсов все равно недостаточно. Именно поэтому, американские войска собираются покинуть базы в Ираке, а затем последуют другие страны Ближнего Востока. После этого наступит очередь Европы, ценность которой падает в мировой экономике на фоне промышленного роста в Азии. Именно в Азии США попытаются сохранить свой былой уровень доминирования в мире и времени на это у них осталось немного.
В июльском интервью агентству Bloomberg, тогда еще кандидат в президенты, Дональд Трамп, словами о том, что ему не хочется, чтобы США были «страховкой» для Тайваня, намекал, что не собирается воевать с Китаем. Однако антикитайский тренд в американских элитах сформировался еще при президенте Бараке Обаме, с тех пор армия готовится к войне с Китаем и США жизненно необходимы рынки сбыта в Азии, как говорят помощники самого 47-го президента.
Есть ли у Дональда Трампа шанс избежать конфликта с Китаем, в его президентство, которое заканчивается в 2028 году? На этот вопрос можно ответить утвердительно, в том случае, если начнется полноценный конфликт между Китаем и Индией. К сожалению, несмотря урегулирование пограничного инцидента в 2020 году, вероятность военного конфликта между этими странами сохраняется.