Дональд Трамп и Иран
На новом президентском сроке Дональду Трампу вновь придется решать вопрос взаимоотношений с Ираном. Сейчас предлагаю напомнить, как летом 2019 года Дональд Трам объяснял почему не начал с Ираном новой войны и его политику по Ближнему Востоку.
Для начала, напомню мысль, которую выразил Сноуден, в контексте возможной вербовки Трампа российской стороной: «Честно говоря, любой, кто слышал, как Трамп говорит, в течение трех минут, знает, что это дохлый номер. Не похоже, что такого человека, как он, хотели бы использовать в сложной роли „засланного казачка“, когда он даже не может вспомнить, что он собирался сказать, в конце предложения». Действительно у Трампа есть такая особенность, которая зачастую неизвестна нашим соотечественникам, из-за специфики перевода — Трамп очень часто повторяет слова в конце своего предложения, иногда даже трижды.
В медицине это называется речевые стереотипии, которые говорят о том, что человек делает это неосознанно, то есть говорит то, что действительно думает.
ВЕДУЩИЙ ЧАК ТОДД:
Позвольте мне начать прямо сейчас, что произошло прошлой ночью?
ДОНАЛЬД ТРАМП:
Ну, у нас была очень плохая ситуация, потому что накануне ночью они сбили беспилотник. И беспилотник является очень большим фактором. Тот факт, что на нем не было человека, человека из США или кого-либо еще это повлияло на меня. Я сказал: «Ну, знаете, у нас небольшая проблема.» И я думаю, что они сделали это нарочно, потому что они понимают, что их сильно ударят, если это будет самолет с человеком на борту. И я думаю, они знали, что там никого нет. Так что у нас был очень скромный, но симпатичный и довольно плотный распорядок атак.
ЧАК ТОДД:
Так ты никогда не отдавал окончательного приказа?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, нет, нет. Но у нас было кое-что запланированное, с моего одобрения. И они начали. Они пришли примерно за полчаса до этого, они сказали: «Итак, мы почти готовы начать."Я сказал: » Я хочу лучше определиться»
ЧАК ТОДД:
Самолеты в воздухе? Были ли самолеты в воздухе?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет-нет. — Мы были почти готовы.- Нет, но это было бы очень быстро. И все бы случилось так, что ты бы не смог это обратить. Поэтому они пришли и сказали: «сэр, мы готовы начать. Нам нужно решение.- Я сказал, что хочу кое-что узнать, прежде чем начнете. Сколько людей будет убито, в данном случае иранцев? „Я сказал: “ сколько людей будет убито?“ Сэр, я хотел бы вернуться к вам по этому вопросу», сказали эти генералы. Они сказали, вернувшись: «сэр, приблизительно 150.» И я подумал об этом секунду, и я сказал: «Знаете что? Они сбили беспилотник, самолет, как его ни назови. А мы ответим 150 мертвецами, что должно было произойти, через полчаса после того, как я скажу „Давай“? — И мне это не понравилось. Я не думал, что это так, я не думаю, что это пропорционально.
ЧАК ТОДД:
Так каким же должен быть ответ прямо сейчас?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Я думаю, что ответ должен быть… Ну, во-первых, как вы знаете, мы наложили очень массивные санкции. Сейчас мы увеличиваем санкции. Но ответ всегда будет очень сильным. Я накопил много опыта. У меня было много людей, которые не являются поклонниками Трампа, говорили: «я не могу поверить."Вы знаете, многие из них сказали: «Мы собираемся участвовать в третьей мировой войне в первую неделю (после избрания наверно имеется ввиду) .- Так не случилось. Мы отлично справляемся в Северной Корее. Мы отлично справляемся в разных местах. Мы нокаутировали халифат в Сирии. Мы нокаутировали его на 100%. Помнишь, я собирался сделать это?
ЧАК ТОДД:
Это не 100%. Не все говорят, что это 100%
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, нет, нет, халифат.
ЧАК ТОДД:
ОК.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, халифат, который как территория.
ЧАК ТОДД:
Справедливо.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
— это 100%. Ты никогда не нокаутируешь самих людей.
ЧАК ТОДД:
Думаешь, они пытались тебя спровоцировать?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, не думаю. И я думаю, что для них было очень важно, чтобы они не забывали о своей экономике --
ЧАК ТОДД:
Они не … Они… вы не думаете, что они хотели заставить вас ответить военным путем?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, их экономика разрушена.
ЧАК ТОДД:
Поставьте себя на их место, как вы думаете, какое сообщение они пытаются отправить вам с этим, с этим дроном?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Думаю, они хотят договориться. И я думаю, они хотят заключить сделку. И моя сделка-ядерная. Послушай, у них не будет ядерного оружия. Дело не в проливах. Знаете ли вы, что Китай получает 91% своей нефти по проливам? Нам даже не нужны проливы. У нас есть, мы сейчас, из-за… С тех пор, как я пришел, мы являемся производителем энергии номер один в мире. Это хорошо? На самом деле это ещё не всё. И если я получу одобрение для трубопроводов через экологический процесс, в Техасе, мы поднимемся еще на 25%. Но мы намного опережаем Россию, мы намного опережаем Саудовскую Аравию. И я думаю, что они хотят договориться. Я не думаю, что им нравится положение, в котором они находятся. Их экономика абсолютно сломана.
ЧАК ТОДД:
Поэтому вы отправили письмо аятолле через премьер-министра Абэ. И аятолла, казалось, сказал: «Я не с тобой разговариваю.»
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Я не посылал письма, нет. (далее в интервью он это повторяет неоднократно)
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
По словам премьер-министра Абэ, они пошли к нему, это по словам премьер-министра, и они сказали: «что нам делать с Трампом? Мы можем заключить сделку? Есть ли что-то, что можно сделать? — Так мне сказал премьер-министр Абэ. Итак, они пришли к премьер-министру Абэ. Затем он позвонил мне. Я сказал: „пошлите следующее сообщение: у вас не может быть ядерного оружия. А кроме этого, мы можем сесть и заключить сделку. Но у вас не может быть ядерного оружия“
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Позвольте мне кое-что объяснить. Во-первых, вы должны посмотреть на установки. Некоторые из самых важных объектов, нам даже не разрешили осмотреть, ясно? Во-вторых, срок (соглашения) был недостаточно долгим.
ЧАК ТОДД:
ОК.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Осталось немного лет. Через очень небольшое количество лет у них будет свободный проход к ядерному оружию. Мы не можем так поступить. Поэтому я хочу иметь возможность проверять все установки. У них не может быть баллистических ракет, которые соглашением даже не охвачены. И, как вы знаете, это соглашение даже не было одобрено Конгрессом. Многие этого не знают. Это было соглашение, которое Обама не смог провести через Конгресс. На самом деле, он не был уполномочен делать эту сделку.
ЧАК ТОДД:
Конгресс дал ему разрешение на это. Это дало ему возможность заключить сделку.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Он не был ратифицирован Конгрессом.
ЧАК ТОДД:
Это был не договор.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Это было очень, очень мало того, что должно было быть сделано. Ты это знаешь.
ЧАК ТОДД:
Но не думаете ли вы, о том, что иранцы еще не нарушили соглашение? Что они изо всех сил стараются не нарушать это соглашение?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Ну, видите ли, я думаю, что они нарушили соглашение, потому что я думаю, что именно в тех областях, которые нам не разрешено проверять, они что-то делают. И я думаю, что они делают это годами.
ЧАК ТОДД:
Европейцы не думают, что они нарушают соглашение.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Мне плевать на европейцев. Европейцы выходят (из сделки) и зарабатывают много денег. Европейцы в порядке. Но они уходят и зарабатывают много денег. Во Франции продают машины Ирану. Они делают другие вещи. И позвольте мне сказать вам, что мы очень добры к Европе. Мы заботимся о них. НАТО, мы тратим огромную сумму, непропорционально большую сумму. Что касается торговли, Европейский Союз взял, действительно, они действительно пользовались нами в течение длительного времени. Я не против, чтобы Европа оказалась посередине. Европа тоже хочет заключить сделку. Европа хотела бы, чтобы сделка была заключена.
ЧАК ТОДД:
Это будут отдельные сделки?
Хотите заключить отдельную сделку с Ираном? Или ты хочешь вовлечь всех в одну и ту же сделку? Взять русских, взять китайцев?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Мне все равно, какая сделка. Она может быть отдельной или тотальной.
ЧАК ТОДД:
Но это разговор один на один, ты и Аятолла?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Все это… все это… (возможно)--
ЧАК ТОДД:
Это переговоры один на один, вы и Аятолла, или вы и президент?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Для меня это не имеет значения. Вот что я хочу, все, что приведет тебя к результату. Они не могут иметь ядерное оружие. Дело не в проливах. Вы знаете, многие люди неправильно это освещали. Они никогда не упоминают. Они не могут иметь ядерное оружие. Они им воспользуются. И у них не будет ядерного оружия.
ЧАК ТОДД:
Вы отправили сообщение --
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
И дело не в нефти.
ЧАК ТОДД:
— прошлой ночью? Вы знаете, Reuters сообщает, что вы отправили сообщение иранцам, сказав: «Я не хочу войны. Я хочу поговорить.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Неправильно. Это неправильно. Я не посылал это сообщение. Я не посылал это сообщение. Я не знаю кто. --
ЧАК ТОДД:
ОК.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Не знаю, кто бы такое сказал.
ЧАК ТОДД:
Отправьте сообщение прямо сейчас аятолле.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Я имею в виду, это фальшивые новости.
ЧАК ТОДД:
Тогда пошлите сообщение прямо сейчас аятолле.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Не будет сильно отличаться от этого сообщения.
ЧАК ТОДД:
Так что это?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Я не ищу войны, а если и будет, то она будет уничтожающей, такой какой вы никогда раньше не видели. Но я не собираюсь этого делать. Но у вас не может быть ядерного оружия. Хочешь поговорить? Хорошо. В противном случае вы будете иметь плохую экономику для …--
ЧАК ТОДД:
Никаких предварительных условий?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет, насколько мне известно. Никаких предварительных условий.
ЧАК ТОДД:
И ты будешь говорить где угодно?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Именно. Слушайте, у вас не может быть ядерного оружия. И если вы хотите поговорить об этом, хорошо. В противном случае вы можете долго жить с разрушенной экономикой.
ЧАК ТОДД:
Чувствуете ли вы, что кто-то из ваших советников подталкивает вас к военным действиям против Ирана?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
У меня две группы людей. У меня есть голуби и ястребы.
ЧАК ТОДД:
Да, у тебя серьезные ястребы.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
У меня есть ястребы. Да, Джон Болтон-настоящий ястреб. Если бы это зависело от него, он бы взялся за весь мир за один присест, ясно? Но это не имеет значения, потому что я хочу (слышать) обе стороны. Вы знаете, некоторые люди говорили: ” Почему вы поставили (Болтона)… " вы знаете, я был против того, чтобы атаковать Ирак в течение многих лет. И прежде чем это случилось, я был против того, чтобы идти в Ирак. А некоторые люди говорили: «О, я не знаю."Я был категорически против и был частным лицом. Это никогда не имело смысла для меня. Я был против того, чтобы вступать на Ближний Восток. Чак, мы уже потратили 7 триллионов долларов на Ближнем Востоке.
ЧАК ТОДД:
Почему это наша проблема? Это прокси-война. Ирана и Саудовской Аравии, они сражаются не на жизнь, а на смерть.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Ты прав. Ты прав. И это еще одна вещь, которую я сделал…
ЧАК ТОДД:
Кандидат Трамп, кандидат Трамп сказал бы: «не наша борьба».- Почему мы в этом замешаны?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Из-за ядерного оружия. Это не имеет ничего общего с нефтью.
ЧАК ТОДД:
То есть, как только ты заставишь их сдать ядерное оружие, ты захочешь убраться с Ближнего Востока?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Это все, что меня волнует. Меня не волнует… ну, мы собираемся защитить Израиль. Но мне нечего там делать, абсолютно ничего… и мы собираемся защитить Саудовскую Аравию. Послушайте, Саудовская Аравия покупает для нас продукции на 400 миллиардов долларов. Это очень хорошо.
ЧАК ТОДД:
Ты говорил, что мы ничего не получаем взамен. --
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Теперь уже.
ЧАК ТОДД:
— за защиту Саудовской Аравии.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Вы знаете, что это --
ЧАК ТОДД:
Вы знаете, что они теперь платят за это
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
— Я говорил с наследным принцем сегодня утром. И у нас был отличный разговор. Я сказал: «Это очень дорогостоящая операция. Вы и другие страны, которые мы защищаем, должны заплатить. И он сказал: „Да.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Я разговаривал около часа… я не общался насчет этого (дела Хашогги). Я позвонил по одной причине. Там очень дорогая операция. В отличие от президента Обамы и в отличие от всех остальных, я скажу и всем другим. Ты должен заплатить за это. Мы не можем, мы, мы просто не хотим идти туда и защищать Ближний Восток и защищать Саудовскую Аравию и всех остальных и не получать за это компенсацию.
ЧАК ТОДД:
Так вот почему вы отвергаете решение Конгресса и позволяете продавать оружие в Саудовскую Аравию?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Экономическое развитие и все, что с этим связано.
ЧАК ТОДД:
Не обращайте внимания на гуманитарную катастрофу?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Миллион рабочих мест.
ЧАК ТОДД:
— это происходит в Йемене?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Миллион рабочих мест — нет, это закончится. Все закончится. Кстати, кто это провоцирует? Если посмотреть, Иран заходит в Йемен. Они начинают стрелять ракетами по Саудовской Аравии. Саудовская Аравия должна защитить себя, Чак. Но это, это миллион рабочих мест и, вероятно, больше. Они закупают огромное количество военной техники на 150 миллиардов долларов, которую, кстати, мы используем. Мы используем эту военную технику. И в отличие от других стран, у которых нет денег и мы должны все субсидировать. Саудовская Аравия большой покупатель продукции США. Это кое-что значит для меня. Это большой прирост рабочих мест.
ЧАК ТОДД:
Организация Объединенных Наций сказала, что они хотели бы, чтобы Соединенные Штаты приказали ФБР расследовать смерть Джамала Хашогги и, возможно, Сальман…
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Ну, я думаю, что это, я думаю, что это следует расследовать
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Иран убивает много, много людей в день. Другие страны Ближнего Востока, это враждебное место. Это порочное, враждебное место. Если вы смотрите на Саудовскую Аравию, на Иран, на другие страны, я не буду упоминать имена и указывать на то, что происходит. И я только говорю, что они тратят от 400 до 450 миллиардов долларов в течение определенного периода времени --
ЧАК ТОДД:
Так
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Все это деньги, все рабочие места, покупка оборудования --
ЧАК ТОДД:
Это цена. Пока они продолжают покупать?
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Нет-нет.
ЧАК ТОДД:
— ты пропустишь часть этого поведения? (имеется ввиду дело Хашогги).
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Но я не такой дурак, который говорит: «Мы не хотим иметь с ними дела. И кстати, если они не будут вести дела с нами, знаешь, что они сделают? Они будут иметь дело с русскими или с китайцами. Они купят… мы же делаем самое лучшее оборудование в мире, но они купят большое оборудование у России и у Китая.
ЧАК ТОДД:
Ладно.
ПРЕЗИДЕНТ ДОНАЛЬД ТРАМП:
Возьмите их деньги. Возьми их деньги, Чак. (так и сказал: Take their money.Take their money, Chuck.)