Агония Евросоюза

В начале сентября экс-​глава европейского центрального банка (ЕЦБ) и бывший премьер-​министр Италии Марио Драги представил план экономических преобразований в Евросоюзе «Будущее европейской конкурентоспособности», составленный по заказу главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Прежде всего необходимо сказать, что Марио Драги сейчас не состоит в какой либо партии, как экономист, он прославился во время европейского долгового кризиса, заявив в 2012 году, будучи главой ЕЦБ, о том, что будет спасать европейскую валюту, чего бы это ни стоило. Он действительно справился с этой задачей и приобрел весомый авторитет и доверие среди еврочиновников.

Лично вручая свой 400-​страничный доклад главе Еврокомиссии, Марио Драги рассказал, что экономическая ситуация в ЕС находится в плохом состоянии и вызывает беспокойство. Говоря о своих рекомендациях, бывший глава ЕЦБ заявил на пресс-​конференции: «Либо делайте это, либо вас ждёт медленная агония».

Такой экзистенциальный вызов отражен и в самом докладе, где говорится, что, если Европа не сможет повысить производительность, то ей придется распрощаться с лидерством в технологиях и статусом независимого игрока на международной арене. Европа не сможет финансировать текущую социальную модель, придется сократить некоторые, если не все, ее амбиции, а если Европа перестанет предоставлять основные ценности и гарантии населению или ей придется выбирать что-​то одно, то она потеряет смысл своего существования.

Однако одна из главных вещей, которая должна была поразить всех поклонников развития мира по западной модели — это то, что в представленном докладе Европа противопоставляется в конкурентной борьбе США и Китаю. Таким образом, Марио Драги, по факту, признает, что Запад уже не един, между США и Европой ведется экономическая конкуренция, в результате которой привычная всем Европа может исчезнуть.

Для примера, указывается, что с 2000 года реальный располагаемый доход, в расчете на душу населения, в США вырос почти в 2 раза больше, чем в ЕС. Разрыв в производительности между ЕС и США во многом объясняется ростом американского технологического сектора. Из 50 крупнейших технологических компаний мира, европейских только 4. Мировая доля доходов европейских стран от передовых технологий за последние 10 лет снизилась с 22% до 18%, в это же время, доля американских компаний выросла с 30% до 38%.

Европа теряет роль мирового финансового центра, это косвенно признается в докладе констатацией того, что европейские предприниматели предпочитают искать финансирование у американских венчурных инвестфондов. В период с 2008 по 2021 год около 30% основанных в Европе стартапов, которые в итоге были оценены более чем в $1 млрд, переместили свои штаб-​квартиры за границу, причем подавляющее большинство переехало в США.

В докладе описывается, что предыдущая глобальная парадигма мира уходит в прошлое. Период «геополитической стабильности под гегемонией США позволил ЕС отделить экономическую политику от соображений безопасности», использовать ресурсы, сэкономленные от снижения расходов на оборону, для поддержки социальной сферы.

Нужно отдать должное в смелости Марио Драги, который признал, что благополучие ЕС было обеспечено «гегемоний США», такие формулировки впервые официально озвучены для европейцев. Теперь у ЕС есть повод обеспокоиться обеспечением собственной безопасности, так как экономические и политические зависимости превратились в уязвимые места.

Далее говорится, что эпоха быстрого роста мировой торговли закончилась, компании ЕС столкнулись как с возросшей конкуренцией из-за рубежа, так и с ограниченным доступом к зарубежным рынкам, а около 40% доходов ЕС формировалось за счет внешней торговли.

Кроме того, указывается, что «Европа внезапно потеряла своего самого важного поставщика энергии — Россию.» До начала специальной военной операции на Украине российский газ составлял 45% всего импорта природного газа в ЕС. Сейчас электроэнергия в ЕС стоит почти в 3 раза дороже, чем в США, а цена на природный газ больше в 5 раз, в Китае природный газ дешевле на 30%. ЕС пришлось перенаправить огромные финансовые ресурсы на энергетические субсидии и строительство новой инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа, что делает европейскую продукцию менее конкурентоспособной.

Здесь стоит напомнить, что энергокризис развернулся в мире еще в 2021 году. В Европе он был усугублен ошибкой еврочиновников, решивших отказаться от долгосрочных контрактов на поставку газа из России в пользу спотового ценообразования на бирже, что привело к росту стоимости природного газа для европейцев более чем в 2 раза.

Еще одним фактором снижения конкурентоспособности ЕС названо сокращение населения. К 2040 году прогнозируется сокращение рабочей силы почти на 2 миллиона человек в год. Впервые за всю историю Европы ее экономическое развитие уже не может быть поддержано ростом населения.

Выход

Для того, чтобы спасти ЕС Марио Драги предлагает 170 пунктов реформ, но сосредоточился на трех основных направлениях. Во-​первых — это сокращение инновационного разрыва с США и Китаем, особенно в области передовых технологий.

Предлагается создать «Европейское агентство перспективных исследовательских проектов», стимулирование технологических проектов на ранней стадии с привлечением Европейского инвестиционного банка. Также рассматривается реформирование правил пенсионных накоплений для инвестирования их в новые проекты, в том числе научно-​исследовательские и опытно-​конструкторские работы. Облегчение системы слияния и поглощения компаний ЕС, что должно помочь в создании крупных европейских фирм, способных конкурировать на мировом рынке.

Второй приоритет — это декарбонизация. Однако сразу признается, что это станет преимуществом, если Европа будет следовать климатическому плану, но, если политику по данному направлению синхронизировать не получится, то существует риск того, что декарбонизация может противоречить конкурентоспособности и росту.

Кроме того, указывается, что, на данный момент, обостряется конкуренция с Китаем в сфере «чистых технологий» и электромобилей, так как уже сформирована соответствующая китайская промышленность, подпитываемая субсидиями, быстрыми инновациями, контролем над редкоземельными металлами. Затраты на производство солнечных панелей в Китае примерно на 65% ниже, чем в Европе, а производство аккумуляторных батарей дешевле на 35%.

Третий приоритет — это безопасность, так как растущие геополитические риски могут усилить неопределенность и ослабить инвестиции в ЕС. По мере того, как эпоха геополитической стабильности уходит, растет риск того, что ЕС окажется в ряде зависимостей от некоторых стран, потеряв геополитическую субъектность. На данный момент, ЕС имеет вторые по величине военные расходы, но это не отражается на мощи армий стран ЕС и способности защищаться. Изменения крайне необходимы, так как стратегическая доктрина США смещается от Европы к Тихоокеанскому региону и пример этому — союз стран AUKUS, который создан для противодействия Китаю.

В июне 2024 года Еврокомиссия подсчитала, что в течение следующего десятилетия потребуются дополнительные инвестиции в оборону в размере около 500 млрд евро, для восстановления утраченных возможностей из-за десятилетий недофинансирования и пополнения истощенных запасов, включая те, которые были направлены Украине.

Для спасения ЕС Марио Драги считает, что необходимы ежегодные инвестиции более чем 800 миллиардов евро или около 5% ВВП ЕС ежегодно. Однако частный сектор не сможет нести львиную долю инвестиций без поддержки государственного сектора, необходимо будет увеличивать «фискальное пространство», чтобы государственному сектору было легче предоставлять поддержку.

По сути, продвигается введение государственного капитализма в ЕС. Кроме того, Марио Драги предлагает еще осуществлять общее заимствование для ЕС, чего боятся богатые европейские страны. В добавок он считает, что нужно отменить практику единогласного принятия решений странами-​членами ЕС, в пользу простого большинства. Таким образом, на практике, ЕС превратится в конфедерацию, а не просто политико-​экономический союз государств.

Реализм

Не смотря на то, что доклад «Будущее европейской конкурентоспособности» был объявлен Урсулой фон дер Ляйен руководством к действию, немногие впечатлились вероятностью его реализации.

Профессор Свободного университета в Брюсселе и старший научный сотрудник аналитического центра «Брейгель» Гунтрам Вольфф заявил Bloomberg, что текущая производительность труда — это катастрофа для Европы. Хотя Европа еще не бедствует, мир переживает драматические изменения, связанные с изменением климата, демографией и переходом к новой экономике — все это явления, на которые Европа не успевает реагировать.

Излишняя забюрократизированность затрудняет принятие решений в ЕС. Средняя продолжительность принятия законопроектов составляет 19 месяцев — это от внесения предложения и до того, как новые законы будут реализованы в государствах-​членах. В то время, как другие конкуренты ЕС обладают более централизованным правительством, способным на быстрые директивные изменения.

В то же время, сам факт тяжелого положения для ЕС никто не отрицает. «Я действительно считаю, что мы в опасности», — заявил президент Франции Эммануэль Макрон на октябрьской конференции в Берлине. «В ближайшие 2-3 года, если мы будем следовать нашей классической модели, мы уйдем с рынка. Я не сомневаюсь» — посетовал он на экспортную модель экономики ЕС.

Однако рецептов президент Франции не дает, а в докладе Марио Драги присутствует множество заблуждений. Так, например, Европа перестает быть премиальным рынком, куда стремятся продавцы со всего мира, это стало ясно во время энергокризиса, когда танкеры с СПГ на ходу меняли маршруты с Европы на Азию, так как там платили больше за природный газ.

Европейские страны не готовы для больших инвестиций, они испытывают бюджетный дефицит и сокращают расходы так, чтобы они не задели социальные выплаты, в противном случае правящие элиты потеряют свои места, а представители правых партий уже дышат им в спину, что видно по той же Франции.

Декарбонизация потеряла для ЕС не только экономическую целесообразность ввиду того, что на первое место в мире, в этой области, вышел Китай, но и по тому, что люди уже не верят в саму идею «экологической повестки», это видно в резком падении популярности «партий зеленых» в Европе. Европейцы уже согласны топить углем, но меньше платить за электроэнергию.

Предложение унифицировать и увеличить оборонную промышленность в Европе выглядит еще более фантастичной. В период с июня 2022 года по июнь 2023 года 78% всех расходов стран ЕС на военные закупки приходилось на внешних поставщиков, 63% закупок пришлось на США. Из-за страха перед Россией европейские страны хотят получать оружие прямо сейчас, а не вкладываться в их производство и ожидать отдачи несколько лет.

Кроме того, пришлось бы перестраивать не только экономическую модель ЕС, но и социальную. Сейчас сфера услуг составляет 69% от общего ВВП ЕС, поэтому далеко не каждый европеец захочет и может работать у станка на заводе.

Как указывал в материале «Порядок основанный на правилах уже проиграл» западной цивилизацией утерян привлекательный, для остального мира, идеологический концепт. Находясь в хронической стадии кризиса, Европа в частности, не смогла показать успешный пример, отчасти поэтому мы видели практически равные результаты на референдуме о вступлении в ЕС Молдавии. Еще более характерным примером является Грузия, которая совершает публичный разворот с пути евроинтеграции. Конечно, вопрос безопасного соседства с Россией тоже сыграл свою роль в этом выборе, но это лишь подчеркивает текущую тупиковую позицию ЕС.

Самое главное, что в ЕС отсутствует консенсус по острым вопросам. Такие страны, как Венгрия и Словакия, отказываются поддерживать откровенно антироссийскую политику. Дальнейшее давление на эти страны грозит распадом ЕС, как только членство в союзе будет рассматриваться государствами, препятствием для увеличения уровня жизни и безопасности своих граждан.

В связи с этим можно сказать, что впереди объединенную Европу ожидают трудные времена. Еще после финансового кризиса 2008 года предлагалась модель «Европы двух скоростей», когда наиболее развитые страны ЕС продолжили бы интеграцию, а отстающие страны были бы исключены из этих процессов. Вероятно, примерно по этому сценарию и пойдет ЕС, но сам факт распада союза никто признавать не будет.

Все по тихому будут нарушать привычные правила и таких нарушений с каждым годом будет становиться все больше. Например сейчас Франция нарушает правила ЕС по заимствованию, предусмотренные для стран с задолженностью более 60% от ВВП, где дефицит бюджета должен быть не более 3%. Дефицит бюджета Франции в прошлом году составил 5,5%, а задолженность около 111% от ВВП. Кроме нее правила нарушает Италия, Испания, Польша, Венгрия, Румыния, Чехия.

В какой-​то момент мы уже не поймем — в ЕС живут по единым правилам или уже нет, но распад ЕС точно можно будет зафиксировать, когда его члены будут подавать заявки на вхождение в БРИКС.

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации