Сценарий нового этапа конфликта на Украине от CSIS
30 сентября CSIS (центр стратегических и международных исследований) опубликовал статью: «Война России на Украине: следующая глава».

Авторы пытаются рассмотреть варианты развития конфликта на Украине после 9 месяцев попыток президента США Дональда Трампа его завершить.
Первый раздел называется «Чего хочет Путин?»
Эксперты CSIS уверены, что цели высшего российского политического руководства не изменились: «В стратегическом плане Кремль по-прежнему полон решимости подчинить Украину и не допустить её сближения с Западом до тех пор, пока она не будет вновь включена в сферу влияния России».
В качестве аргументов к этому приводятся заявления президента России о необходимости устранения «первопричин конфликта», а это, по их мнению, означает смену режима на пророссийский и обеспечение нейтралитета Украины, в эту же копилку они кладут требования выборов на Украине. Кроме того, обращают внимание на карту за спиной начальника Генерального штаба Валерия Герасимова из интервью, опубликованных в конце августа, где Одесская и Харьковская область — это часть России.
Очевидно, что аналитики CSIS откровенно игнорируют, что в 2014 году Россия могла захватить всю Украину, но не ставила себе таких целей. В 2022 году, начав переговоры с Украиной в первый день СВО, Россия явно была намерена заключить договоренности с действующей властью, что подтвердилось в апреле 2022 года, в парафированных Россией и Украиной «Стамбульских договоренностях».
В тексте доклада также имеется следующий «опус»:
Путин рассматривает эту войну как последний этап вековой советско-российской борьбы с Западом, а, также, как необходимое условие для закрепления своего места в истории, как одного из величайших лидеров России. Таким образом, терпимость Путина к боли и риску невероятно высока, особенно в условиях минимального общественного давления внутри страны. Российский лидер, по-видимому, стремится не к незначительным территориальным приобретениям, а, скорее, к своему месту в истории.
С точки зрения россиян, Путин уже занял место в истории еще в 2014 году. CSIS откровенно игнорирует требования России, выдвинутые в декабре 2021 года в рамках проектов договоров о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО.
СВО на Украине является военно-техническим ответом на непринятие данных предложений.
21.12.2021 РГ: «Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии», — продолжил Путин. Цена же устным заверениям известна. Напряженность в Европе — вина Запада. «Мы не требуем для себя каких-то особых, эксклюзивных условий. Россия выступает за равную и неделимую безопасность на всем евразийском пространстве», — напомнил президент. «В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жестко реагировать», — предостерег он.
«Но то, что они сейчас делают на территории Украины и пытаются, планируют делать — это же не за тысячи километров от наших национальных границ, это у порога нашего дома. Они должны понять, что нам просто некуда дальше отступать», — заявил президент.
Все это и является основной мотивацией ВПР России к ведению СВО, а не эфемерное «желание остаться в истории».
Эксперты CSIS оценивают, что Россия способна вести войну на Украине, как минимум, ещё два-три года. В связи с этим, экономическая адаптация России к ранее введенным западным санкциям делает предложения США о снятии санкций в обмен на уступки по Украине малореализуемыми. Так как для России любая выгода от смягчения санкций будет, в лучшем случае, ограниченной, поскольку западные компании вряд ли вернутся в значительных количествах из-за будущих санкционных рисков, правовых и репутационных проблем, неблагоприятного инвестиционного климата, угрозы изъятия или национализации российских активов.
Однако, далее они делают ключевой вывод для всего доклада:
С другой стороны, усиление санкций может вынудить Кремль идти на всё более сложные компромиссы. Сокращение экспорта энергоносителей, который по-прежнему обеспечивает около 30% доходов федерального бюджета, в сочетании с ростом расходов на импорт товаров двойного назначения может усилить давление на российские финансы. Это, вероятно, затруднит военные действия, поскольку снижение доходов от продажи нефти, нехватка рабочей силы и ограниченный доступ к критически важным технологиям из Китая могут ещё больше сократить российский производственный сектор, угрожая стабильным поставкам оружия. Кроме того, правительство может быть вынуждено сократить выплаты и социальные льготы военнослужащим и их семьям, что затруднит набор в армию и потенциально спровоцирует новую волну частичной мобилизации и «утечки мозгов». Такая динамика может усилить социальную напряжённость, напоминающую поздний период советско-афганской войны (1979–1989), в то время как Украина, при поддержке западных партнёров, могла бы воспользоваться проблемами России для укрепления своих позиций на поле боя.
В недавней публикации «К чему готовит нас Минфин в 2028-м» я подробно разбирал структуру бюджета России и указывал, что даже полная потеря нефтегазовых доходов не заставит Россию отказаться от проведения СВО и согласиться на неприемлемые для нее условия завершения конфликта на Украине.
Тезис экспертов CSIS о том, что «нехватка рабочей силы и ограниченный доступ к критически важным технологиям из Китая могут ещё больше сократить российский производственный сектор» вообще ничем не подкреплен и является лишь допущением, которое не имеет под собой реальных оснований.
Однако именно это сочетание факторов, по мнению авторов, должно привести к развалу России по аналогии с развалом СССР, что поспособствует укреплению позиций Украины на поле боя, при поддержке «западных партнеров».
Далее рассмотрим сценарии, предложенные CSIS:
Сценарий № 1 «Российский прорыв и военный крах Украины».
В докладе говорится, что Россия с трудом добивается территориальных приобретений, при значительных потерях. Работа украинских БПЛА обеспечивает то, что любой прорыв, вероятно, будет быстро нейтрализован. В тексте также есть следующие слова: «Кроме того, линия фронта становится хорошо укреплённой, что ещё больше снижает вероятность российского прорыва».
Таким образом, тут лишь набор клише, а движение российской армии в Днепропетровской области опровергает последнее утверждение.
Однако производство Россией беспилотников и ракет выросло, а вооружённые силы Украины остаются истощенными, а Киев не решил свои проблемы с численностью личного состава.
Россия надеется, что в 2026 году её войска начнут иметь значительное преимущество над ослабленными силами Украины, что усилит темпы истощения украинских сил и приведёт к краху фронта или дипломатической капитуляции Киева. Хотя такой сценарий маловероятен, но он не невозможен.
Сценарий № 2 «Вечная война меньшей интенсивности».
Авторы считают, что, когда Путин поймет, что не может победить Украину, он не будет садиться за стол переговоров, а снизит интенсивность конфликта до наблюдавшегося в период с 2015 по 2021 год и таким образом будет блокировать включение Украины в НАТО и ЕС.
К сожалению, сценарий 2 представляется особенно правдоподобным, учитывая военные трудности России в достижении победы на поле боя. Для принятия Путиным этого курса, вероятно, потребуются дополнительные экономические трудности, возросшие трудности с набором войск, минимальный прогресс на поле боя и мощная, целеустремлённая поддержка Украины со стороны партнёров, будь то только со стороны Европы или как со стороны Европы, так и со стороны США. Однако этот сценарий также создаёт серьёзные проблемы для Украины в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Сценарий № 3 «Прекращение огня — Россия считает, что хочет прекратить боевые действия».
Эксперты CSIS считают, что для реализации этого варианта условия войны должны измениться — либо за счёт экономического и военного давления на Россию, либо за счёт того, что Украина перенесёт войну на российскую территорию в виде массированных ударов в глубине России и это для них представляется более вероятным.
Сценарий 3 также предполагает, что изменения в общественном мнении повлияют на решения Путина, несмотря на минимальное внутреннее сопротивление его 25-летнему правлению и появление нового экономически-патриотического класса, лояльного ему и зависящего от войны. Тем не менее, это, по всей видимости, самый очевидный путь для Украины к прекращению войны и обеспечению европейского будущего. Короче говоря, Украине, возможно, потребуется эскалация для деэскалации, сохраняя при этом линию обороны на фронте.
Сценарий № 4 «Мирное соглашение и серьезный кризис в России».
Тут просто процитирую:
Этот сценарий, при котором Россия и Украина достигают стабильного мира, позволяющего им пойти разными путями, наименее вероятен.
Такой исход потребовал бы серьёзного кризиса в России, сочетающего экономические потрясения с масштабными украинскими военными ударами. Впрочем, это вполне возможно. Ощущение безысходности и бессмысленности войны может проникнуть в российские военные и общество после ещё одного года огромных потерь и практически полного отсутствия прогресса. Украинские удары по России могут изменить общественное мнение. Экономика может испытать серьёзный шок — возможно, долговой кризис, вызывающий набег на банки.
Недовольные офицеры среднего звена могут решить действовать против Москвы, как это уже случалось в истории. Однако Путин умеет оставаться у власти и, вероятно, отреагирует, чтобы ослабить давление, реализовав либо сценарий 2, либо сценарий 3.
Кроме то, в этом же сценарии рассматривается вариант внезапной смены руководства после естественной кончины Путина.
Еще раз подчеркну, что самым реалистичным вариантом развития событий в CSIS считают Сценарий № 3, где посредством украинских ударов вглубь территории России, ее удастся заставить принять условия «прекращения огня», завершить конфликт, избежав наихудшего сценария для Украины.
Сознательно опускаю разбор допущений и «слепоты» экспертов к внутреннему состоянию самой Украины.
Я обращаю ваше внимание на основной сценарий, который выбран экспертами CSIS 30 сентября для нового этапа конфликта после неудач Трампа по его урегулированию.
Трамп ввел санкции против «Роснефти» и «Лукойла» 23 октября. 28 октября Politico пишет, что Зеленский хочет расширить удары по крупным нефтяным объектам в глубине территории России.
«Мы ударили по определённому количеству их НПЗ, у них возникла проблема. Когда они начали восстанавливаться и увидели очереди из автомобилей, они перераспределили объёмы на другие НПЗ», — сказал Зеленский во время встречи с небольшой группой журналистов, включая POLITICO, в Киеве. «Поэтому наша задача абсолютно ясна — продолжать работу по другим заводам, на которых они начали наращивать объёмы, особенно дизельного топлива. И нам просто нужно работать над этим каждый день», — добавил Зеленский.
Таким образом, мы уже находимся в этом сценарии развития событий, его цели расписаны вполне наглядно, а пик эскалации еще впереди.
О том, как прогнозируется развитие событий далее, — уже в других материалах.