Пособие для коррупционеров. Метод Fitcha. Как агентство деградировало Францию, но передумало.
Неожиданное и воистину удивительное открытие сделали мы с Соломоном, просеивая в поисках информационных самородков золотоносный песок французского медиапространства. На этот раз отличились американцы. Как говорится, порадовали, так порадовали.
Сразу предостерегу, что изложенное ниже предназначено для особой категории читателей, возведенных волею Соломона в сан Посвященных. Оно не оставит равнодушными истинных гурманов, тех духовных наследников доктора Фауста, кого, так же как и автора этих строк, хлебом не корми, дай заглянуть в суть вещей, разглядеть механизм событий и покумекать над движущими нашим миром силами.
В пятницу вечером произошло, не побоюсь этого слова, знаменательное событие, выходящее по своим выводам, а, может быть, и последствиям далеко за пределы Франции. При ближайшем рассмотрении я, с чистой совестью, могу назвать его сенсационным. Но это «при ближайшем рассмотрении», на которое еще надо сподобиться. Есть у меня подозрение, что наши СМИ на это, на первый взгляд, невзрачное, нехайповое, прошу прощения за новояз, событие свое высочайшее внимание не обратили, и потому, смею предположить, для широкой российской, да и мировой, публики оно могло пройти незамеченным. А зря.
Всю прошлую пятницу мы с Соломоном с нетерпением ждали новостей от агентства Fitch Ratings, которое наряду со Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service входит в «Большую тройку» мировых рейтинговых агентств.
Агентство Fitch Ratings это (если вкратце) оценивает кредитоспособность государств и, по мнению авторитетных французских экономистов, по всем признакам должно было в пятницу неизбежно деградировать их страну, снизить ее рейтинг кредитоспособности с уровня АА- («очень высокий уровень кредитоспособности»), как минимум, до уровня А+ («высокий уровень кредитоспособности»).
Почему «должно было», спросите вы? Да, по целому ряду причин, о которых мы с Соломоном, не жалея ни своих сил, ни читательского времени, живописали в прошлых работах. Напомним о них вкратце.
Франция переживает серьезнейший финансовый, политический, правительственный и социальный кризис. Государственный долг страны побил абсолютный рекорд и достиг 112% от ВВП (3 триллионов 228 миллиардов евро). Дефицит бюджета в 2024 году вырос вместо запланированных 4,4% до 6,1%, что кратно превышает установленный Евросоюзов предел в 3%.
В стране разгорелся нешуточный скандал, когда стало известно, что правительство и ее горячо нелюбимый президент скрыли от всех финансовую дыру в бюджете страны в 100 миллиардов евро. Комиссия по финансам нижней палаты парламента начала расследование причин образования недостачи и страсть как желает установить виновных в этом высших должностных лиц страны. Благо, что в результате бардака, прошу прощения, несогласованных действий право-центристких партий председателем парламентской комиссии по финансам на днях неожиданно даже для самого себя стал Эрик Коккерель, депутат от радикально левой партии бузотерского типа «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона. К слову, мы тут с Соломоном недавно вычитали, что Меланшон, согласно проведенным опросам общественного мнения, — наиболее нелюбимый во Франции политик. Оказалось, что боготворят его только соратники по партии, все остальные — тихо, но люто ненавидят. Что, впрочем, не помешало ему на прошлых президентских выборах едва не обогнать Марин Ле Пен. Лишь одного процента не хватило лидеру «Непокоренной Франции» для того, чтобы попасть во второй тур.
Но вернемся к нашему синопсису. Помимо аховой экономической в стране сложилась крайне нестабильная политическая ситуация. В результате проведенных досрочных парламентских выборов ни одна из трех главных на настоящий момент политических сил (левый «Новый народный фронт», крайне правое «Национальное объединение» и условно президентский блок) не набрала уверенного большинства в нижней палате парламента — Национальном Собрании. В результате, главой правительства президент назначил Мишеля Барнье, чья партия «Республиканцы» на выборах набрала лишь 5% голосов.
Разношерстный состав сформированного в результате политических компромиссов правительства делает его работу крайне нестабильной, сопряженной с постоянными внутриправительственными скандалами, перебранками вновь назначенных разнопартийных министров между собой и их нелепыми медийными ляпами, над которыми потешается вся страна.
В результате позднего назначения на должность у премьер-министра Мишеля Барнье на подготовку проекта бюджета вместо необходимых пяти-шести месяцев было всего две недели. Тяжелое финансовое положение страны, необходимость снижения дефицита бюджета до приемлемых 5% привели к тому, что в проекте бюджета с целью сэкономить 60 миллиардов евро, запланированы крайне непопулярные и крайне болезненные меры по сокращению расходов государства, увеличению налогов на самые крупные предприятия и обеспеченных граждан, снижения социальных и отмена компенсационных выплат для населения, перенос на полгода индексации пенсии пенсионерам.
Реализация этих мер на практике неминуемо приведет к снижению деловой активности, и, соответственно, к уменьшению доходной части бюджета, и падению уровня жизни в стране, что в свою очередь может повлечь социальные выступления, забастовки и акции протеста, которые также дополнительных доходов в бюджет не принесут. И все в стране дают себе в этом отчет.
Поэтому прохождение закона о бюджете в парламенте неминуемо столкнется с противодействием большинства политических сил, правый спектр которых категорически возражает против повышения налогов, левые силы с таким же возмущением воспринимают идею правительства снизить социальные расходы государства. Все это ставит под вопрос своевременное принятие бюджета и, собственно, само существование правительства. Для принятия бюджета правительству может понадобиться прибегнуть к статье 49.3 Конституции Франции, которая позволяет исполнительной власти «кинуть» законодательную и принять закон без участия Парламента. Но это неизбежно приведет к инициации процедуры объявления вотума недоверия правительству и вероятной его отставке.
В добавление ко всем бедам за последний год на фоне арабо-израильского конфликта в стране резко обострилось противостояние в обществе между пропалестинской мусульманской частью населения и поддерживающими ее радикально-левыми силами (партия «Непокоренная Франция» и студенты) с одной стороны, и произраильскими, антиэмигрантскими и антиисламскими силами («Национальное объединение», и все больше склоняющаяся к антиэмигрантской риторике — партия «Республиканцы») — с другой. Это противостояние грозит перенести ближневосточный конфликт на территорию Франции, что также не добавляет стране стабильности.
Конечно, читатель может предположить, что вставшие не с той ноги и лапы авторы сгущают краски. Сомневающимся я могу порекомендовать ознакомиться с анализом политико-экономической ситуации во Франции, подготовленным самим агентством FITCH (на английском языке).
Из опубликованной на сайте информации видно, что агентство осведомлено не хуже нас с Соломоном (а на самом деле гораздо лучше) как о всех последних перипетиях политической жизни (внеочередные выборы, троевластие, вылившееся в безвластие, в парламенте, импотентное правительство несексуального меньшинства), так и об экономической ситуации в этой стране: о гигантском размере госдолга, о таинственном исчезновении 100 миллиардов евро из бюджета, о дефиците последнего и планах экономии на 60 миллиардов евро, с одним уточнением. Цитирую FITCH: «По нашим прогнозам дефицит бюджета Франции станет вторым по величине в Еврозоне, и будет почти в три раза превышать средний дефицит стран, так же как и Франция входящих в рейтинговую группу „АА“». Сознаюсь, мы с Соломоном этого не знали.
Более того, в отличие от скромных авторов этих строк FITCH публично подверг сомнению заявления французского правительства о его способности снизить дефицит бюджета в 2025 году до 5%, и к 2029 году до 3%, и предсказал рост госдолга к 2028 году с сегодняшних 112% от ВВП до 118,5%.
Нетерпеливый читатель спросит меня, зачем я пишу банальные вещи: очевидно же, что рейтинговое агентство обязано быть осведомленным о состоянии дел во Франции, прежде чем принять решение об уровне ее кредитоспособности. Вопрос-то это не праздный, не только имиджевый, но и имеющий далеко идущие финансовые последствия для оцениваемой страны.
Судите сами, на основе присвоенного рейтинга определяются проценты, которые Франция будет выплачивать по своим займам. Чем выше рейтинг, тем выше кредитоспособность государства-должника (эмитента ценных бумаг), тем меньше риски у инвесторов потерять вложенные деньги, а чем меньше риски, тем меньше процентов они получат по облигациям. Чем выше рейтинг, тем меньше Франция будет тратить денег на обслуживание своего государственного долга (то есть меньше будет выплачивать процентов по долгу).
Уже сегодня, имея рейтинг «АА-» Франция выплачивает в год 50 миллиардов евро процентов по своему долгу. Очевидно, что рейтинг — не просто формальность, и снижение его до уровня А+ больно ударит по карману французов.
Но не в этот раз. Да, да, к потрясению местных экспертов-экономистов, приготовившихся к худшему, случилось чудо, комиссия FITCH, несмотря на все установленные факты отчаянного положения Франции, приняла решение не снижать суверенный ее рейтинг, и изменить только его прогноз на «негативный».
Вся Франция облегченно вздохнула: пронесло. Перекрестился и один из самых известных экономистов Марк Туатти, завсегдатай аналитических передач на многих информационных платформах, но для очистки совести решил ознакомиться не только с выводами агентства, но и с описательно-мотивировочной частью принятого им решения.
Думаю, что Марком двигали те же мысли, что и нас с Соломоном: где же мы просчитались? Какой фактор принял во внимание Fitch, и что ускользнуло от нашего с Соломоном внимания, когда все последнее время бессовестно деградировали Францию в глазах уважаемого читателя до мусорного уровня: «МВНС» («Минтая Выеденного Не Стоит»).
И обнаружил французский экономист страшно прелюбопытную вещь (даже не сразу поймешь, чего в ней больше: страшного или прелюбопытного). Оказывается, на самом деле, по данным агентства, Франция деградировала до уровня «А+», но FITCH побоялось официально изменить рейтинг страны.
Понятное дело, что в такие вещи, при всем уважении к Марку Туатти, на слово не поверишь, поэтом заглянули мы с напарником в опубликованные на сайте агентства Fitch документы. И лично убедились, что в тексте решения о сохранении за Францией рейтинга черным по белому написано, что по всем количественным характеристикам рейтинг Франции соответствует не «АА-», а «А+» и должен быть понижен!
Дело в том, что кредитный рейтинг стран рассчитывается агентством по, так называемой, Модели расчета суверенного рейтинга (МСР) — это сумма из оценок 18 объективных количественных показателей, которые характеризуют состояние экономики страны, как то: размер госдолга, ВВП на душу населения, доля ВВП страны в мировом ВВП, дефицит бюджета, уровень инфляции, годы без дефолта, и т. д. И по сумме восемнадцати показателей Модель присудила Франции оценку, эквивалентную рейтингу «А+».
Впрочем, дадим слово самому агентству (перевод фрагмента из мотивировочной части решения): «В соответствии с рейтинговыми критериями, Комитет Fitch по определению суверенного рейтинга решил не брать в качестве отправной точки результат расчета рейтинга, проведенный Моделью расчета суверенного рейтинга: поскольку его итоговый результат соответствуют уровню „А+“, но, с нашей точки зрения, это потенциально временное и непостоянное ухудшение. Поэтому при анализе ситуации (во Франции) комитет будет отталкиваться, как и раньше, от рейтинга „АА-“…» Как вам такая мотивация?
Как видно из дальнейшего текста Комитет Fitch по определению суверенного рейтинга подкорректировал результат (А+) расчета рейтинга, произведенный Моделью на основе объективных количественных экономических показателей, посредством наложения на него субъективного, так называемого, «качественного слоя» («Qualitative Overlay» в формулировке Fitch).
Если верить Fitch этот «качественный слой» никакая не коррупционная составляющая рейтинга, а просто возможность корректировки бездушных цифровых показателей, посредством учета прочих неизмеряемых цифрами аморфных факторов. Как то (цитирую) «качество бизнессреды в стране, гибкость экономики, привлекательность экономики для инвесторов, открытость иностранным потокам, и сопротивляемость шокам (в документе не указаны какие шоки: экономические, политические или элекрошоки имеются в виду — Баск).
Кому как, но нам с Соломоном вся эта писанная вилами на воде мотивация очень напоминает обычный, использую терминологию девяностых, «развод на деньги».
На какие деньги? На ОЧЕНЬ большие.
На следующий день после оставления рейтинга неизменным правительство Франции объявило о решении выпустить в 2025 году долговых обязательств на 300 миллиардов евро. Какое удачное совпадение!
По мнению Марка Туатти, в случае деградации рейтинга Франции до «А+», продать облигации на такую сумму было бы, ой, как не просто. Да и обслуживать такой долг, добавим мы с Соломоном, — ой, как накладно, куда накладнее, чем пролоббировать сохранение рейтинга «АА-».
Ай, да французы! Ай, да американцы! Остап Бендер, Лиса Алиса и наши жалкие доморощенные олигархи с их нищенскими «откатами» отечественным коррупционерам просто дети по сравнению с воротилами рейтингового бизнеса. Учитесь, пока Запад жив!
P. S. С учетом вскрывшихся обстоятельств сохранения агентством Fitch за Францией рейтинга «АА-» высочайшим решением Соломона состав «Большой тройки» мировых рейтинговых агентств изменен. В новый состав вошли следующие рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и молодое, но очень амбициозное агентство Solomon& Basque Mint-AI Ratings. Решение Суда Соломона окончательное и обжалованию не подлежит.