logo Историк Александр Свистунов

Военное дело Античности: генезис фаланги

Когда ‎появилась‏ ‎и ‎как ‎выглядела ‎фаланга

Примерно ‎в‏ ‎середине ‎VIII‏ ‎века‏ ‎до ‎н.э. ‎греческий‏ ‎мир, ‎в‏ ‎котором ‎до ‎этого ‎господствовала‏ ‎аристократия,‏ ‎хотя ‎и‏ ‎не ‎консолидированная‏ ‎и ‎не ‎объединенная, ‎начал ‎коренным‏ ‎образом‏ ‎меняться. ‎Отличительными‏ ‎чертами ‎этого‏ ‎изменения ‎были ‎общий ‎рост ‎населения‏ ‎и‏ ‎рост‏ ‎социального ‎и‏ ‎политического ‎влияния‏ ‎условных ‎крестьян‏ ‎«среднего‏ ‎класса». ‎Дворянство‏ ‎сохранило ‎свое ‎ведущее ‎положение, ‎но‏ ‎герой, ‎некогда‏ ‎буйный‏ ‎в ‎своей ‎индивидуальности‏ ‎и ‎склонный‏ ‎к ‎высокомерию, ‎стал ‎более‏ ‎вовлеченным‏ ‎в ‎общественные‏ ‎дела ‎и‏ ‎отныне ‎должен ‎был ‎принимать ‎во‏ ‎внимание‏ ‎запросы ‎общества‏ ‎и ‎вырабатывать‏ ‎у ‎себя ‎такую ‎черту ‎характера,‏ ‎как‏ ‎«софросюне»‏ ‎или ‎«благоразумие»‏ ‎как ‎некую‏ ‎квинтэссенцию ‎гражданской‏ ‎добродетели.

В‏ ‎это ‎время‏ ‎типичной ‎формой ‎политической ‎организации ‎греков‏ ‎становится ‎полис,‏ ‎город-государство‏ ‎— ‎община, ‎состоящая‏ ‎из ‎свободных‏ ‎граждан, ‎организующихся ‎и ‎знающих‏ ‎свои‏ ‎институты. ‎Большая‏ ‎часть ‎греков‏ ‎жила ‎в ‎полисах. ‎Исключения, ‎которые‏ ‎составляли‏ ‎сельские ‎поселения‏ ‎или ‎государства,‏ ‎вроде ‎Македонии, ‎где ‎все ‎еще‏ ‎господствовала‏ ‎монархия,‏ ‎в ‎основном‏ ‎можно ‎было‏ ‎найти ‎на‏ ‎севере‏ ‎или ‎в‏ ‎отсталых ‎районах ‎центральной ‎Греции. ‎В‏ ‎VII ‎веке‏ ‎в‏ ‎полисах ‎начала ‎формироваться‏ ‎тактика ‎фаланги,‏ ‎первые ‎зачатки ‎которых ‎были‏ ‎показаны‏ ‎уже ‎у‏ ‎Гомера, ‎и‏ ‎которая ‎затем ‎в ‎тех ‎или‏ ‎иных‏ ‎формах ‎сохранялась‏ ‎в ‎армиях‏ ‎эллинских ‎государств ‎до ‎II ‎века‏ ‎до‏ ‎н.э.‏ ‎Исследователи ‎расходятся‏ ‎во ‎мнениях‏ ‎относительно ‎точного‏ ‎происхождения‏ ‎фаланги, ‎скорости‏ ‎ее ‎генезиса ‎и ‎особенностей ‎этого‏ ‎процесса.

В ‎своем‏ ‎хрестоматийном‏ ‎виде ‎(VI-IV ‎века)‏ ‎фаланга ‎по‏ ‎существу ‎представляла ‎собой ‎регулярное‏ ‎и‏ ‎упорядоченное ‎построение‏ ‎воинов. ‎Античные‏ ‎военные ‎трактаты, ‎которые, ‎впрочем, ‎могут‏ ‎быть‏ ‎датированы ‎значительно‏ ‎более ‎поздними‏ ‎временами, ‎указывают ‎стандартную ‎глубину ‎строя‏ ‎фаланги‏ ‎в‏ ‎восемь ‎рядов.‏ ‎Строились ‎в‏ ‎этот ‎боевой‏ ‎порядок‏ ‎так ‎называемые‏ ‎«гоплиты»; ‎они ‎набирались ‎из ‎числа‏ ‎тех ‎граждан,‏ ‎которые‏ ‎могли ‎позволить ‎себе‏ ‎необходимое ‎вооружение.

Вооружение‏ ‎было ‎стандартизировано, ‎но ‎неоднородно:‏ ‎характерным‏ ‎элементом ‎был‏ ‎гоплон ‎—‏ ‎сильно ‎изогнутый ‎круглый ‎щит ‎с‏ ‎двумя‏ ‎ручками ‎внутри:‏ ‎одной ‎посередине‏ ‎(порпакс) ‎и ‎вспомогательной ‎рукоятью ‎(антилаба)‏ ‎ближе‏ ‎к‏ ‎краю. ‎Наличие‏ ‎этих ‎двух‏ ‎ручек ‎придавало‏ ‎щиту‏ ‎большую ‎устойчивость‏ ‎в ‎руке ‎воина. ‎С ‎другой‏ ‎стороны, ‎наплечный‏ ‎ремень,‏ ‎характерный ‎для ‎более‏ ‎ранних ‎моделей‏ ‎щитов, ‎который ‎позволял ‎владельцу‏ ‎носить‏ ‎щит ‎на‏ ‎спине ‎и,‏ ‎таким ‎образом, ‎защищать ‎себя ‎от‏ ‎атак‏ ‎сзади ‎при‏ ‎бегстве ‎или‏ ‎отступлении, ‎постепенно ‎исчез. ‎Теперь ‎при‏ ‎бегстве‏ ‎щит‏ ‎приходилось ‎выбрасывать,‏ ‎но ‎довольно‏ ‎быстро ‎подобная‏ ‎практика‏ ‎стала ‎считаться‏ ‎проявлением ‎бесчестья. ‎Гоплон ‎держали ‎в‏ ‎левой ‎руке,‏ ‎оставляя‏ ‎правую ‎свободной ‎для‏ ‎боя ‎копьем‏ ‎или ‎мечом. ‎В ‎качестве‏ ‎защитного‏ ‎вооружения ‎гоплиты‏ ‎также ‎были‏ ‎оснащены ‎шлемами, ‎нагрудниками ‎и ‎поножами.‏ ‎Типовой‏ ‎моделью ‎брони‏ ‎был ‎так‏ ‎называемый ‎«торакс», ‎который ‎состоял ‎из‏ ‎двух‏ ‎бронзовых‏ ‎пластин ‎для‏ ‎живота ‎и‏ ‎спины, ‎соединенных‏ ‎крючками.‏ ‎На ‎древнегреческом‏ ‎«торакс» ‎буквально ‎означало ‎«грудь», ‎«грудная‏ ‎клетка», ‎так‏ ‎что‏ ‎происхождение ‎наименования ‎доспеха‏ ‎понятно. ‎Важнейшим‏ ‎наступательным ‎оружием ‎оставались ‎копье‏ ‎и‏ ‎меч. ‎Дротики,‏ ‎легкие ‎метательные‏ ‎копья, ‎могли ‎иметь ‎дальность ‎поражения‏ ‎до‏ ‎25-35 ‎метров‏ ‎и ‎порой‏ ‎наносили ‎критические ‎ранения. ‎Для ‎стабилизации‏ ‎траектории‏ ‎полета‏ ‎и ‎увеличения‏ ‎дистанции ‎броска‏ ‎их ‎часто‏ ‎использовали‏ ‎вместе ‎с‏ ‎копьеметалкой, ‎которая ‎представляла ‎собой ‎небольшую‏ ‎дощечку, ‎выступавшую‏ ‎как‏ ‎дополнительный ‎рычаг ‎силы‏ ‎при ‎броске.

Поэт‏ ‎Алкей ‎Лесбосский, ‎живший ‎на‏ ‎рубеже‏ ‎VII ‎и‏ ‎VI ‎веков‏ ‎до ‎н.э., ‎хвастается ‎своим ‎снаряжением‏ ‎в‏ ‎так ‎называемой‏ ‎«оружейной ‎оде»:

Медью‏ ‎воинской ‎весь ‎блестит,

Весь ‎оружием ‎убран‏ ‎дом‏ ‎—

Арею‏ ‎в ‎честь.

Тут‏ ‎шеломы, ‎как‏ ‎жар, ‎горят.

И‏ ‎колышатся‏ ‎белые

На ‎них‏ ‎хвосты

Там ‎медные ‎поножи

На ‎гвоздях ‎поразвешены;

Кольчуги‏ ‎там.

Вот ‎и‏ ‎панцири‏ ‎из ‎холста;

Вот ‎и‏ ‎полые, ‎круглые

Лежат‏ ‎щиты.

Есть ‎булаты ‎халкидские,

Есть ‎и‏ ‎пояс,‏ ‎и ‎перевязь:

Готово‏ ‎все.

Ничего ‎не‏ ‎забыто ‎здесь;

Не ‎забудем ‎и ‎мы,‏ ‎друзья,‏ ‎—

За ‎что‏ ‎взялись.

Таким ‎образом,‏ ‎Алкей ‎представляет ‎арсенал, ‎несомненно, ‎состоятельного‏ ‎гражданина;‏ ‎на‏ ‎своем ‎родном‏ ‎острове ‎он,‏ ‎вероятно, ‎принадлежал‏ ‎к‏ ‎правящему ‎классу.‏ ‎В ‎оде ‎недвусмысленно ‎читается ‎гордость‏ ‎за ‎имущество,‏ ‎хранящееся‏ ‎в ‎богато ‎убранном‏ ‎арсенале. ‎Такое‏ ‎отношение ‎можно ‎интерпретировать ‎как‏ ‎признак‏ ‎того, ‎что‏ ‎менталитету ‎зажиточных‏ ‎граждан ‎полиса ‎была ‎присуща ‎сильная‏ ‎воинственная‏ ‎составляющая. ‎Однако‏ ‎в ‎отличие‏ ‎от ‎былых ‎времен, ‎знать ‎больше‏ ‎не‏ ‎имела‏ ‎монополии ‎на‏ ‎хорошее ‎снаряжение.‏ ‎Демографические ‎и‏ ‎экономические‏ ‎изменения ‎обеспечили‏ ‎свободным ‎фермерам ‎из ‎среднего ‎класса‏ ‎возможность ‎приобрести‏ ‎солидный‏ ‎базовый ‎набор ‎оружия.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎они ‎могли ‎сражаться ‎за‏ ‎растущую‏ ‎общину ‎полиса‏ ‎в ‎случае‏ ‎войны. ‎Сами ‎же ‎войны, ‎которые‏ ‎раньше‏ ‎имели ‎много‏ ‎черт ‎частных‏ ‎споров ‎между ‎знатными ‎кланами, ‎теперь‏ ‎все‏ ‎больше‏ ‎становились ‎делом‏ ‎государства. ‎Быть‏ ‎воином ‎теперь‏ ‎было‏ ‎неотъемлемой ‎частью‏ ‎того, ‎что ‎значило ‎быть ‎гражданином.‏ ‎Часто ‎право‏ ‎на‏ ‎участие ‎в ‎процессе‏ ‎принятия ‎политических‏ ‎решений ‎было ‎связано ‎со‏ ‎способностью‏ ‎вооружиться. ‎Естественные‏ ‎различия ‎сохранялись‏ ‎и ‎в ‎качестве ‎вооружения: ‎чем‏ ‎состоятельнее‏ ‎был ‎гражданин,‏ ‎тем ‎более‏ ‎качественное ‎оружие ‎он ‎мог ‎себе‏ ‎позволить.‏ ‎Простые‏ ‎воины ‎обычно‏ ‎передавали ‎свое‏ ‎оружие ‎по‏ ‎наследству,‏ ‎что ‎не‏ ‎представляло ‎каких-либо ‎сложностей ‎за ‎исключением,‏ ‎пожалуй, ‎торакса,‏ ‎который‏ ‎все ‎же ‎имел‏ ‎ограничения ‎по‏ ‎размеру.

Те, ‎кто ‎не ‎мог‏ ‎обеспечить‏ ‎себя ‎доспехами,‏ ‎не ‎могли‏ ‎получить ‎место ‎в ‎строю ‎фаланги.‏ ‎Менее‏ ‎зажиточные ‎люди,‏ ‎которые, ‎безусловно,‏ ‎могли ‎составить ‎большинство ‎в ‎полисе,‏ ‎либо‏ ‎вообще‏ ‎не ‎принимали‏ ‎участия ‎в‏ ‎войне, ‎либо‏ ‎сражались‏ ‎в ‎качестве‏ ‎легковооруженных ‎солдат, ‎которые ‎обходились ‎отдельными‏ ‎элементами ‎снаряжения‏ ‎и‏ ‎использовали ‎камни, ‎пращи‏ ‎или ‎луки‏ ‎и ‎стрелы. ‎Таким ‎образом,‏ ‎в‏ ‎целом ‎способность‏ ‎сражаться ‎в‏ ‎качестве ‎гоплита ‎была ‎признаком ‎довольно‏ ‎высокого‏ ‎социального ‎статуса.‏ ‎В ‎этом‏ ‎смысле ‎возможность ‎сражаться ‎в ‎рядах‏ ‎фаланги‏ ‎своего‏ ‎родного ‎города‏ ‎рассматривалась ‎как‏ ‎почетная ‎привилегия.

Численность‏ ‎и‏ ‎тактика

Размер ‎полисов‏ ‎сильно ‎различался: ‎в ‎то ‎время‏ ‎как ‎самый‏ ‎густонаселенный‏ ‎полис, ‎Афины, ‎в‏ ‎V ‎веке‏ ‎насчитывал ‎до ‎50 ‎000‏ ‎граждан‏ ‎мужского ‎пола,‏ ‎были ‎и‏ ‎такие, ‎где ‎их ‎едва ‎насчитывалось‏ ‎несколько‏ ‎сотен. ‎Когда‏ ‎Афины ‎были‏ ‎на ‎пике ‎своего ‎могущества ‎в‏ ‎начале‏ ‎Пелопоннесской‏ ‎войны ‎в‏ ‎431 ‎году‏ ‎до ‎н.э.,‏ ‎согласно‏ ‎Фукидиду, ‎они‏ ‎могли ‎выставить ‎в ‎поле ‎максимум‏ ‎13 ‎000‏ ‎гоплитов-граждан,‏ ‎тогда ‎как ‎размеры‏ ‎армий ‎меньших‏ ‎полисов ‎были ‎гораздо ‎скромнее.‏ ‎Получается,‏ ‎что ‎лишь‏ ‎меньшинство ‎принадлежало‏ ‎к ‎классу ‎гоплитов. ‎Афинскую ‎армию‏ ‎также‏ ‎могли ‎дополнять‏ ‎метеки ‎–‏ ‎лично ‎свободные ‎жители ‎города, ‎приехавшие‏ ‎из‏ ‎других‏ ‎мест ‎и‏ ‎не ‎имевшие‏ ‎гражданства. ‎Не‏ ‎обладай‏ ‎в ‎полной‏ ‎мере ‎правами, ‎присущими ‎коренному ‎афинянину‏ ‎или ‎любому‏ ‎другому‏ ‎гражданину ‎полисов ‎Аттики,‏ ‎метеки ‎могли‏ ‎быть ‎достаточно ‎богатыми, ‎чтобы‏ ‎позволить‏ ‎себе ‎хорошее‏ ‎военное ‎снаряжение.‏ ‎Большинство ‎греческих ‎армий ‎архаического ‎и‏ ‎классического‏ ‎периодов ‎состояло‏ ‎из ‎рекрутов‏ ‎из ‎нескольких ‎союзных ‎государств; ‎для‏ ‎многих‏ ‎сообществ‏ ‎было ‎жизненно‏ ‎необходимо ‎работать‏ ‎вместе ‎с‏ ‎другими,‏ ‎чтобы ‎иметь‏ ‎возможность ‎выставить ‎в ‎поле ‎достаточную‏ ‎военную ‎силу.

Таким‏ ‎образом,‏ ‎греческие ‎армии ‎были‏ ‎довольно ‎небольшими,‏ ‎если ‎судить ‎по ‎сегодняшним‏ ‎стандартам.‏ ‎Они ‎также‏ ‎существенно ‎уступали‏ ‎в ‎численности ‎армиям ‎персидских ‎царей,‏ ‎которые‏ ‎были ‎главными‏ ‎конкурентами ‎греков,‏ ‎особенно ‎в ‎V ‎веке. ‎Фаланга‏ ‎численностью‏ ‎в‏ ‎10 ‎000‏ ‎человек ‎была‏ ‎уже ‎очень‏ ‎внушительной‏ ‎силой: ‎при‏ ‎глубине ‎в ‎8 ‎шеренг ‎она‏ ‎теоретически ‎доходила‏ ‎бы‏ ‎до ‎1250 ‎человек‏ ‎в ‎одной‏ ‎шеренге. ‎Но ‎это ‎было‏ ‎скорее‏ ‎исключением, ‎на‏ ‎практике ‎армии‏ ‎обычно ‎были ‎намного ‎меньше, ‎да‏ ‎и‏ ‎сама ‎фаланга‏ ‎не ‎всегда‏ ‎строилась ‎в ‎восемь ‎рядов ‎–‏ ‎все‏ ‎зависело‏ ‎от ‎обстоятельств‏ ‎конкретного ‎сражения‏ ‎и ‎от‏ ‎местности,‏ ‎на ‎которой‏ ‎предстояло ‎сражаться.

В ‎бою ‎фаланга ‎должна‏ ‎были ‎наступать‏ ‎на‏ ‎противника, ‎сохраняя ‎монолитность‏ ‎строя. ‎Во‏ ‎избежание ‎преждевременного ‎распада ‎рядов,‏ ‎темп‏ ‎марша ‎задавал‏ ‎флейтист ‎–‏ ‎по ‎крайней ‎мере, ‎мы ‎доподлинно‏ ‎знаем,‏ ‎что ‎такая‏ ‎практика ‎существовала‏ ‎в ‎спартанской ‎армии. ‎Наступление ‎сопровождала‏ ‎боевая‏ ‎песня.‏ ‎Приближающаяся ‎фаланга‏ ‎могла ‎оказать‏ ‎значительное ‎психологическое‏ ‎воздействие‏ ‎на ‎людей,‏ ‎непривычных ‎к ‎подобному ‎зрелищу ‎и‏ ‎звуковому ‎сопровождению.‏ ‎При‏ ‎столкновении ‎с ‎вражескими‏ ‎порядками ‎решающее‏ ‎значение ‎играли ‎мощь ‎и‏ ‎динамика.‏ ‎Задние ‎шеренги‏ ‎физически ‎и‏ ‎психологически ‎усиливали ‎давление ‎на ‎противника,‏ ‎передние‏ ‎шеренги ‎непосредственно‏ ‎вступали ‎в‏ ‎бой. ‎Фактически ‎сражались ‎только ‎первые‏ ‎два‏ ‎ряда‏ ‎фаланги, ‎в‏ ‎то ‎время‏ ‎как ‎задние‏ ‎подпирали‏ ‎их ‎спины‏ ‎и ‎были ‎готовы ‎занять ‎места‏ ‎павших. ‎Задача‏ ‎состояла‏ ‎в ‎том, ‎чтобы‏ ‎попытаться ‎вытеснить‏ ‎противника ‎с ‎поля ‎боя‏ ‎или,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере, ‎сломать‏ ‎его ‎строй, ‎сохраняя ‎при ‎этом‏ ‎целостность‏ ‎собственного ‎построения‏ ‎как ‎можно‏ ‎дольше. ‎Сначала ‎гоплит ‎сражался ‎копьем,‏ ‎нанося‏ ‎колющие‏ ‎удары, ‎в‏ ‎качестве ‎резервного‏ ‎оружия ‎у‏ ‎него‏ ‎был ‎меч.‏ ‎Если ‎ни ‎одной ‎из ‎сторон‏ ‎не ‎удавалось‏ ‎подавить‏ ‎другую ‎слитным ‎натиском,‏ ‎ряды ‎неизбежно‏ ‎распадались ‎на ‎групповые ‎и‏ ‎одиночные‏ ‎схватки. ‎На‏ ‎этом ‎этапе‏ ‎сражения ‎решающее ‎значение ‎могло ‎играть‏ ‎численное‏ ‎превосходство ‎одной‏ ‎из ‎сторон.‏ ‎Бегство ‎и ‎преследование ‎составляли ‎заключительную‏ ‎фазу‏ ‎боя,‏ ‎когда ‎преследующий‏ ‎пехотинец ‎редко‏ ‎догонял ‎убегающего‏ ‎человека,‏ ‎который ‎бросал‏ ‎свой ‎щит, ‎мешавший ‎ему ‎бежать.

Однородность‏ ‎и ‎сплоченность‏ ‎войск‏ ‎оставляли ‎командирам ‎мало‏ ‎возможностей ‎влиять‏ ‎на ‎ход ‎сражения. ‎Как‏ ‎правило,‏ ‎командиры ‎становились‏ ‎на ‎правом‏ ‎фланге ‎и ‎должны ‎были ‎подавать‏ ‎там‏ ‎личный ‎пример.‏ ‎Безусловно, ‎они‏ ‎могли ‎заранее ‎сыграть ‎важную ‎роль‏ ‎в‏ ‎исходе‏ ‎битвы ‎за‏ ‎счет ‎хорошей‏ ‎организации ‎снабжения,‏ ‎мотивирующего‏ ‎поведения ‎и‏ ‎ободряющих ‎речей, ‎занятия ‎выгодных ‎позиций‏ ‎на ‎местности,‏ ‎обманных‏ ‎маневров, ‎выбора ‎поля‏ ‎боя ‎и‏ ‎определения ‎времени ‎боя. ‎Однако‏ ‎когда‏ ‎схватка ‎начиналась,‏ ‎их ‎тактический‏ ‎арсенал ‎оказывался ‎крайне ‎скудным. ‎Помимо‏ ‎физической‏ ‎подготовки ‎и‏ ‎отваги, ‎тактика‏ ‎фаланги ‎требовала ‎от ‎солдат ‎большой‏ ‎дисциплины,‏ ‎настойчивости‏ ‎и ‎готовности‏ ‎терпеть ‎ограничения,‏ ‎которые ‎налагал‏ ‎этот‏ ‎тип ‎боевого‏ ‎порядка. ‎Как ‎уже ‎упоминалось, ‎гоплиты‏ ‎архаического ‎и‏ ‎классического‏ ‎периодов ‎обычно ‎были‏ ‎солдатами-ополченцами, ‎и‏ ‎война ‎не ‎была ‎их‏ ‎основным‏ ‎занятием ‎в‏ ‎жизни. ‎Мы‏ ‎почти ‎ничего ‎не ‎знаем ‎о‏ ‎военной‏ ‎подготовке; ‎в‏ ‎большинстве ‎полисов,‏ ‎за ‎исключением ‎Спарты, ‎упражнения ‎такого‏ ‎рода,‏ ‎вероятно,‏ ‎были ‎добровольными,‏ ‎по ‎крайней‏ ‎мере, ‎в‏ ‎VI‏ ‎и ‎V‏ ‎веках. ‎Уже ‎невозможно ‎реконструировать, ‎каким‏ ‎образом ‎крестьяне,‏ ‎аристократы‏ ‎и ‎ремесленники ‎срослись‏ ‎в ‎мощную‏ ‎боевую ‎единицу. ‎Можно, ‎по‏ ‎крайней‏ ‎мере, ‎предположить,‏ ‎что ‎крестьяне,‏ ‎составлявшие ‎самую ‎многочисленную ‎группу ‎в‏ ‎этих‏ ‎армиях, ‎были‏ ‎физически ‎вполне‏ ‎способны ‎выдержать ‎суровые ‎бои ‎в‏ ‎составе‏ ‎фаланги.‏ ‎У ‎знати‏ ‎или ‎богатых‏ ‎горожан ‎было‏ ‎больше‏ ‎свободного ‎времени,‏ ‎чтобы ‎заниматься ‎спортом, ‎охотой ‎и‏ ‎боевыми ‎танцами;‏ ‎выходцы‏ ‎из ‎этих ‎кругов‏ ‎также ‎занимали‏ ‎руководящее ‎положение ‎в ‎армиях.

Помимо‏ ‎численности‏ ‎войск, ‎наиболее‏ ‎важными ‎факторами‏ ‎успешного ‎сражения ‎были ‎моральный ‎дух‏ ‎и‏ ‎боевая ‎готовность‏ ‎солдат: ‎при‏ ‎столкновении ‎лицом ‎к ‎лицу ‎все‏ ‎участники‏ ‎боя‏ ‎скорее ‎будут‏ ‎рефлекторно ‎уворачиваться‏ ‎от ‎угрозы,‏ ‎чем‏ ‎бросятся ‎на‏ ‎противника ‎или ‎сосредоточатся ‎на ‎том,‏ ‎чтобы ‎точно‏ ‎прицелиться.‏ ‎Сплоченность ‎фаланги ‎была‏ ‎средством ‎противодействия‏ ‎этой ‎модели ‎поведения, ‎пустившей‏ ‎глубокие‏ ‎корни ‎в‏ ‎нашем ‎подсознании.‏ ‎Монолитность ‎боевой ‎линии, ‎в ‎которой‏ ‎воин‏ ‎сражался ‎плечом‏ ‎к ‎плечу‏ ‎с ‎товарищами, ‎и ‎осознание ‎того,‏ ‎что‏ ‎если‏ ‎он ‎побежит‏ ‎из ‎строя,‏ ‎в ‎котором‏ ‎он‏ ‎должен ‎всегда‏ ‎прикрывать ‎своего ‎соседа ‎по ‎шеренге‏ ‎большим ‎щитом,‏ ‎то‏ ‎он ‎подвергнет ‎опасности‏ ‎не ‎только‏ ‎себя, ‎но ‎и ‎своих‏ ‎товарищей‏ ‎и, ‎таким‏ ‎образом, ‎позже‏ ‎столкнется ‎с ‎презрением ‎со ‎стороны‏ ‎общества,‏ ‎помогали ‎преодолеть‏ ‎страх. ‎Повышение‏ ‎мотивации ‎солдат-граждан ‎имело ‎решающее ‎значение.‏ ‎Ранним‏ ‎свидетельством‏ ‎попыток ‎поднять‏ ‎моральный ‎дух‏ ‎бойцов ‎являются‏ ‎поэмы‏ ‎жившего ‎в‏ ‎VII ‎веке ‎спартанского ‎элегика ‎Тиртея,‏ ‎который ‎в‏ ‎своих‏ ‎стихах ‎неоднократно ‎призывал‏ ‎сограждан ‎к‏ ‎решительным ‎действиям ‎по ‎случаю‏ ‎войны‏ ‎Спарты ‎против‏ ‎соседней ‎Мессении.‏ ‎В ‎частности, ‎он ‎восхвалял ‎перед‏ ‎своими‏ ‎слушателями ‎достойную‏ ‎смерть ‎после‏ ‎мужественного ‎боя, ‎противопоставляя ‎ее ‎бесславным‏ ‎попыткам‏ ‎спастись‏ ‎бегством: ‎«Юноши,‏ ‎бейтесь ‎же,‏ ‎стоя ‎рядами,‏ ‎не‏ ‎будьте ‎примером‏ ‎бегства ‎постыдного ‎иль ‎трусости ‎жалкой‏ ‎другим». ‎Тиртей‏ ‎обращается‏ ‎к ‎сообществу ‎своих‏ ‎сограждан ‎и‏ ‎товарищей-воинов, ‎чтобы ‎сражающийся ‎человек‏ ‎«широко‏ ‎шагнув ‎и‏ ‎ногами ‎упершися‏ ‎в ‎землю», ‎держал ‎строй ‎«губы‏ ‎зубами‏ ‎прижав». ‎Индивидуальная‏ ‎этика, ‎которая‏ ‎отличала ‎гомеровских ‎героев, ‎здесь ‎коллективизируется,‏ ‎и‏ ‎война‏ ‎служит ‎уже‏ ‎не ‎столько‏ ‎полем ‎чести‏ ‎для‏ ‎знати, ‎сколько‏ ‎испытанием ‎мужества ‎для ‎простолюдинов. ‎Конечно,‏ ‎стихи ‎Тиртея‏ ‎также‏ ‎являются ‎признаком ‎того,‏ ‎что ‎самоотверженная‏ ‎битва ‎в ‎те ‎времена‏ ‎не‏ ‎была ‎чем-то‏ ‎само ‎собой‏ ‎разумеющимся ‎для ‎полиса; ‎скорее, ‎создается‏ ‎впечатление,‏ ‎что ‎песни‏ ‎поэта ‎были‏ ‎крайне ‎необходимы ‎для ‎поддержания ‎боевого‏ ‎духа‏ ‎его‏ ‎земляков-спартанцев.

Преимущества ‎тактики‏ ‎фаланги ‎заключались,‏ ‎прежде ‎всего,‏ ‎в‏ ‎сплоченности ‎войск,‏ ‎достигавшей ‎оптимальной ‎эффективности ‎в ‎походе‏ ‎и ‎в‏ ‎бою.‏ ‎Даже ‎довольно ‎робкие‏ ‎люди ‎могли‏ ‎быть ‎интегрированы ‎в ‎это‏ ‎формирование‏ ‎таким ‎образом,‏ ‎чтобы ‎они‏ ‎могли ‎внести ‎свой ‎вклад ‎в‏ ‎победу.‏ ‎Однородное ‎тяжелое‏ ‎вооружение ‎обеспечивало‏ ‎превосходство ‎над ‎менее ‎оснащенными ‎негреческими‏ ‎армиями.‏ ‎Были,‏ ‎конечно, ‎и‏ ‎серьезные ‎минусы.‏ ‎Фаланге ‎нужна‏ ‎была‏ ‎ровная, ‎лишенная‏ ‎естественных ‎препятствий ‎местность, ‎чтобы ‎иметь‏ ‎возможность ‎полностью‏ ‎реализовать‏ ‎свой ‎потенциал. ‎Однако‏ ‎в ‎гористой‏ ‎Греции ‎такая ‎местность ‎встречалась‏ ‎не‏ ‎так ‎часто.‏ ‎Кроме ‎того,‏ ‎требовалась ‎высокая ‎дисциплина, ‎чтобы ‎иметь‏ ‎возможность‏ ‎держать ‎строй‏ ‎в ‎наступлении‏ ‎и ‎тем ‎более ‎в ‎бою.‏ ‎Подобный‏ ‎уровень‏ ‎дисциплины ‎зачастую‏ ‎было ‎непросто‏ ‎поддерживать ‎среди‏ ‎новобранцев‏ ‎из ‎свободных‏ ‎граждан, ‎которые ‎могли ‎вообще ‎не‏ ‎иметь ‎военного‏ ‎опыта.‏ ‎Есть ‎мнение, ‎что‏ ‎непосредственно ‎перед‏ ‎вступлением ‎в ‎бой ‎фаланга‏ ‎слегка‏ ‎сдвигалась ‎вправо,‏ ‎потому ‎что‏ ‎каждый ‎воин ‎в ‎строю ‎бессознательно‏ ‎искал‏ ‎защиты ‎за‏ ‎щитом ‎своего‏ ‎соседа ‎справа, ‎стремясь ‎так ‎прикрыть‏ ‎свой‏ ‎незащищенный‏ ‎бок. ‎При‏ ‎этом ‎плотно‏ ‎построенная ‎фаланга‏ ‎медленно‏ ‎реагировала ‎на‏ ‎новые ‎ситуации ‎и ‎вызовы ‎в‏ ‎ходе ‎боя‏ ‎из-за‏ ‎отсутствия ‎мобильности. ‎Самой‏ ‎большой ‎слабостью,‏ ‎конечно, ‎было ‎отсутствие ‎фланговой‏ ‎защиты;‏ ‎фаланга ‎могла‏ ‎быть ‎окружена‏ ‎и ‎относительно ‎легко ‎атакована ‎с‏ ‎боков‏ ‎более ‎быстрыми‏ ‎войсками ‎или‏ ‎превосходящими ‎силами.

Тот ‎факт, ‎что ‎фаланга‏ ‎оставалась‏ ‎основной‏ ‎тактикой ‎греческих‏ ‎армий ‎на‏ ‎протяжении ‎веков,‏ ‎несмотря‏ ‎на ‎ряд‏ ‎очевидных ‎слабостей, ‎безусловно, ‎объясняется ‎успехами,‏ ‎достигнутыми ‎с‏ ‎ее‏ ‎помощью, ‎особенно ‎против‏ ‎не-греческих ‎армий.‏ ‎Фаланга ‎не ‎встречала ‎серьезного‏ ‎противника‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎появления ‎на‏ ‎мировой ‎арене ‎римлян. ‎Кроме ‎того,‏ ‎эгалитарный‏ ‎(то ‎есть‏ ‎уравнивающий ‎всех)‏ ‎характер ‎фаланги ‎соответствовал ‎политической ‎организации‏ ‎и‏ ‎социальной‏ ‎структуре ‎полиса‏ ‎как ‎самоуправляющегося‏ ‎сообщества ‎свободных‏ ‎граждан.‏ ‎Таким ‎образом,‏ ‎граждане ‎нашли ‎подходящую ‎для ‎себя‏ ‎форму ‎ведения‏ ‎войны.

Однако‏ ‎это ‎ни ‎в‏ ‎коем ‎случае‏ ‎не ‎означало, ‎что ‎тяжеловооруженные‏ ‎пехотинцы‏ ‎были ‎единственным‏ ‎родом ‎войск,‏ ‎который ‎можно ‎было ‎встретить ‎в‏ ‎греческих‏ ‎армиях. ‎Легковооруженные‏ ‎воины ‎или‏ ‎кавалерия ‎часто ‎использовались ‎в ‎дополнение‏ ‎к‏ ‎фаланге.‏ ‎В ‎то‏ ‎время ‎как‏ ‎первые ‎пытались‏ ‎сокрушить‏ ‎противоборствующую ‎фалангу‏ ‎с ‎помощью ‎дальнобойного ‎оружия, ‎такого‏ ‎как ‎пращи,‏ ‎стрелы‏ ‎или ‎дротики, ‎вторые‏ ‎были ‎особенно‏ ‎эффективны ‎при ‎защите ‎с‏ ‎фланга‏ ‎и ‎в‏ ‎преследовании. ‎Поскольку‏ ‎коневодство ‎в ‎бесплодной ‎Греции ‎было‏ ‎чрезвычайно‏ ‎дорогим ‎делом,‏ ‎только ‎очень‏ ‎богатые ‎семьи ‎могли ‎выставить ‎на‏ ‎войну‏ ‎всадников.‏ ‎Лошади ‎были‏ ‎скорее ‎символом‏ ‎статуса, ‎чем‏ ‎оружием‏ ‎войны, ‎и‏ ‎особенно ‎престижным ‎было ‎участие ‎в‏ ‎гонках ‎на‏ ‎колесницах,‏ ‎например, ‎во ‎время‏ ‎Олимпийских ‎игр.‏ ‎В ‎общем, ‎кавалерия ‎была‏ ‎малочисленна.‏ ‎Только ‎в‏ ‎Фессалии ‎и‏ ‎Македонии, ‎где ‎были ‎обширные ‎плодородные‏ ‎равнины,‏ ‎кавалерия ‎могла‏ ‎достигать ‎значительной‏ ‎численности, ‎что ‎сделало ‎ее ‎важным‏ ‎фактором‏ ‎в‏ ‎битвах.

Боги ‎и‏ ‎трофеи

Конечно, ‎войну‏ ‎нельзя ‎было‏ ‎выиграть‏ ‎без ‎сотрудничества‏ ‎с ‎богами, ‎поэтому ‎было ‎критически‏ ‎важно ‎заручиться‏ ‎поддержкой‏ ‎высших ‎сил. ‎Выступлению‏ ‎армии ‎в‏ ‎поход ‎со ‎своей ‎территории‏ ‎предшествовали‏ ‎жертвы, ‎которые‏ ‎должны ‎были‏ ‎быть ‎благоприятными, ‎иначе ‎кампания ‎вообще‏ ‎могла‏ ‎не ‎состояться.‏ ‎Нередко ‎советовались‏ ‎с ‎оракулами ‎относительно ‎того, ‎будет‏ ‎ли‏ ‎война‏ ‎успешной, ‎а‏ ‎предзнаменования ‎сообщали‏ ‎о ‎предполагаемом‏ ‎исходе‏ ‎битвы ‎или‏ ‎войны ‎или ‎давали ‎подсказки ‎относительно‏ ‎того, ‎было‏ ‎ли‏ ‎правильным ‎конкретное ‎военное‏ ‎действие ‎или‏ ‎подошло ‎ли ‎подходящее ‎время‏ ‎для‏ ‎похода. ‎В‏ ‎греческих ‎армиях‏ ‎нередко ‎присутствовали ‎провидцы, ‎умело ‎толковавшие‏ ‎такие‏ ‎знаки, ‎а‏ ‎перед ‎битвой‏ ‎греки ‎часто ‎приносили ‎жертвы ‎или‏ ‎молились.‏ ‎Пеан,‏ ‎боевая ‎песня,‏ ‎которую ‎регулярно‏ ‎распевали ‎непосредственно‏ ‎перед‏ ‎началом ‎сражения,‏ ‎изначально ‎был ‎гимном, ‎обращенным ‎к‏ ‎божеству.

Одной ‎из‏ ‎немногих‏ ‎норм ‎в ‎обращении‏ ‎с ‎врагами‏ ‎было ‎то, ‎что ‎побежденная‏ ‎сторона‏ ‎должна ‎была‏ ‎просить ‎выдать‏ ‎тела ‎своих ‎павших ‎воинов, ‎тем‏ ‎самым‏ ‎признавая ‎свое‏ ‎поражение. ‎Кроме‏ ‎того, ‎победитель ‎мог ‎воздвигнуть ‎на‏ ‎поле‏ ‎боя‏ ‎так ‎называемый‏ ‎«тропей» ‎(tropaion),‏ ‎знак ‎победы,‏ ‎чтобы‏ ‎объявить ‎о‏ ‎своем ‎успехе. ‎Обычно ‎это ‎был‏ ‎деревянный ‎шест,‏ ‎на‏ ‎который ‎вешали ‎часть‏ ‎захваченного ‎оружия,‏ ‎а ‎также ‎снабжали ‎надписью,‏ ‎свидетельствующей‏ ‎о ‎победе.‏ ‎Именно ‎отсюда‏ ‎произошел ‎известный ‎нам ‎термин ‎«трофей».‏ ‎Богов‏ ‎же ‎благодарили,‏ ‎отдавая ‎некоторую‏ ‎часть ‎– ‎вероятно, ‎около ‎десятины‏ ‎–‏ ‎захваченного‏ ‎добра ‎их‏ ‎храмам.

Очень ‎типичной‏ ‎чертой ‎для‏ ‎греческой‏ ‎военной ‎системы‏ ‎архаического ‎и ‎классического ‎периодов ‎было‏ ‎неумение ‎штурмовать‏ ‎хорошо‏ ‎укрепленные ‎города. ‎Вплоть‏ ‎до ‎IV‏ ‎века ‎почти ‎не ‎было‏ ‎средств‏ ‎для ‎прямого‏ ‎штурма. ‎Длительные‏ ‎осады ‎обходились ‎ополченцам ‎дорого, ‎поскольку‏ ‎они‏ ‎не ‎были‏ ‎профессиональными ‎воинами‏ ‎и ‎должны ‎были ‎зарабатывать ‎на‏ ‎жизнь‏ ‎мирным‏ ‎ремеслом. ‎Особенно‏ ‎актуально ‎это‏ ‎было ‎для‏ ‎крестьян.‏ ‎Однако ‎зачастую‏ ‎единственным ‎способом ‎взять ‎крепость ‎была‏ ‎осада, ‎позволявшая‏ ‎заморить‏ ‎ее ‎защитников ‎голодом,‏ ‎если ‎только‏ ‎не ‎удавалось ‎подкупить ‎или‏ ‎склонить‏ ‎к ‎предательству‏ ‎кого-либо ‎из‏ ‎них. ‎Трудности, ‎с ‎которыми ‎неизбежно‏ ‎сталкивались‏ ‎осаждающие, ‎например,‏ ‎позволили ‎афинянам‏ ‎во ‎время ‎Пелопоннесской ‎войны ‎(431–404‏ ‎годы‏ ‎до‏ ‎н. ‎э.)‏ ‎отступить ‎за‏ ‎так ‎называемые‏ ‎«Длинные‏ ‎стены», ‎которые‏ ‎связывали ‎город ‎с ‎портом ‎Пирей,‏ ‎не ‎позволив,‏ ‎таким‏ ‎образом, ‎взять ‎город‏ ‎в ‎блокаду‏ ‎и ‎пополняя ‎запасы ‎по‏ ‎морю.‏ ‎Впрочем, ‎афинянам‏ ‎пришлось ‎заплатить‏ ‎высокую ‎цену ‎за ‎возможность ‎укрыться‏ ‎в‏ ‎городе, ‎поскольку‏ ‎из-за ‎большой‏ ‎скученности, ‎неизбежно ‎вылившейся ‎в ‎плохие‏ ‎гигиенические‏ ‎условия,‏ ‎430-429 ‎годах‏ ‎по ‎городу‏ ‎прокатилась ‎эпидемия‏ ‎заразы,‏ ‎которую ‎постфактум‏ ‎назвали ‎чумой ‎(в ‎действительности, ‎судя‏ ‎по ‎данным‏ ‎ДНК-исследований,‏ ‎это ‎был ‎брюшной‏ ‎тиф).

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048