Почему Россия почти всегда побеждала Турцию
Пётр Великий выбил у русских преклонение перед замшелой традицией
С конца 17 столетия по конец 19-го Россия вела с Турцией войны в следующих годах: 1695-1696, 1711, 1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1853-1856, 1877-1878. Всего девять. Из них только две закончились победами Турции – 1711 и 1853-1856 гг. Причём вторая – лишь благодаря тому, что на стороне Турции против России единым фронтом выступили Англия и Франция. Ещё одна война – 1735-1739 гг. – закончилась практически вничью.
В чём причина поступательной мощи России?
Приверженность Турции душеспасительной правоверной старине
Османская империя в 18 веке производила впечатление «колосса на глиняных ногах». В то время, когда европейские государства, в том числе Россия, развивались, Турция топталась на месте. Это внешнее впечатление не было обманчивым. Однако почему так происходило?
Ещё незадолго до того, в конце 17 века, Турция находилась на вершине своего могущества и своих военных успехов. Она на время завладела Западной Украиной, завоевав её у Польши, и чуть не взяла Вену у Австрии. И в первой половине 18 века Турция оставалась грозным соперником России, едва не погубив самого царя Петра Великого во время его Прутского похода.
Но в то время, когда Россия, по примеру Западной Европы, заводила у себя светское, в том числе техническое, образование, науку, мануфактуры, оружейное производство, рациональную организацию государственного аппарата, европейские военные уставы и научно обоснованную военную тактику, Турция продолжала воевать по средневековым привычкам.
А все попытки отдельных султанов провести реформы, направленные на повышение эффективности управления, на заимствование полезных европейских новшеств, наталкивались на ожесточённое сопротивление. Таких султанов часто свергала их гвардия – янычары. Этих султанов обвиняли в отступничестве от ислама и от замшелых дедовских обычаев.
Растущее отставание Турции от России
Неспособность Турции побеждать тем больше удивляла самих же русских, что турки продолжали оставаться храбрыми воинами. Александр Васильевич Суворов считал турка как индивидуального бойца выше солдата любой европейской армии и равного русскому воину, даже превосходящего его. Говорили, что один турок почти всегда побьёт одного русского, десять русских будут на равных биться с сотней турок, а сотня русских всегда обратит в бегство тысячу турок.
Это практически не было преувеличением. Почти во всех битвах конца 18 века, где русские блестяще громили турок, победа русских была одержана при неравенстве сил в 5-6 раз в пользу турок. Вся храбрость и самоотверженность турецких воинов сводилась на нет бестолковой тактикой их командиров, их высокомерным нежеланием учиться чему-либо у «гяуров». Да и на командные должности возводились не за заслуги, а по знатности или протекции.
Если бы Пётр I в своё время не выжег у русских калёным железом их приверженность бородатой старине с её долгополыми зипунами, не создал «Табель о рангах», давшей дорогу талантам, то и Россия в 18 веке практически ничем бы не отличалась от Турции и также погрязла бы в болоте традиционалистского застоя, оправдываемого «правой верой».