12 декабря 2022 в 15:20 МСК
Читать 7 мин

Любовь - Введение - Шаг 1.4 - Молодежные субкультуры в Японии

Что такое отаку? Как вы думаете, к какому типу людей относятся отаку?

На этом этапе давайте рассмотрим, что обсуждает Уильям М. Цуцуи в своей статье «Nerd Nation: Otaku and Youth Subculture in Contemporary Japan» в журнале Education about Asia 13.3 (2008), чтобы понять, как академики рассматривают и анализируют отаку, фанатов субкультуры хард-кор и их связь с молодежной культурой в Японии.

Молодежные культуры и отаку

Возможно, у некоторых из вас есть представление о том, что японская субкультура популярна только среди тех, кто, так называемые, «ботаники» или «отаку». Итак, что же такое «отаку»? Что такое «отаку-нес»? Уильям М. Цуцуи рассуждает следующим образом:

После Второй мировой войны в Японии появилось множество молодежных субкультур, многие из которых шокировали вежливые чувства и подрывали основные устои общества поведением, считающимся гедонистическим, эгоцентричным и девиантным. Среди субкультур, которые привлекают наибольшее внимание, как среди общественности, так и в научных кругах, - отаку, печально известные одержимые поклонники манги, аниме, видеоигр и других форм японской популярной культуры. Обычно их называют "ботаниками" или "гиками", в коллективном воображении японцев отаку - это социально неадаптированные молодые люди, физически непривлекательные (обычно щуплые или с лишним весом) и неестественно зацикленные на каком-то узком уголке массовой культуры. Оцука - комментатор, "социально неумелые одиночки. ... фанатично сведущие в одной заумной области, будь то фильмы о Годзилле или история борьбы сумо"; они "хронически застенчивы", "болезненно бледны" и "социально неполноценны, но часто блестяще технологически замкнуты"."(1) Отаку, по мнению журналиста Цудзуки Кёити, это "человек, который плохо выглядит, у которого нет девушки, который коллекционирует глупые вещи и ... который увлекается чем-то бесполезным" (2) Если говорить более ровными словами Оксфордского словаря английского языка, который добавил определение отаку в марте 2008 года,
Первоначально в Японии: человек, чрезвычайно осведомленный о мельчайших деталях определенного хобби (особенно одиночного или хобби меньшинства); ... тот, кто искусен в использовании компьютерных технологий и, по мнению некоторых, плохо взаимодействует с другими"(3).
С момента своего появления в 1970-х и 1980-х годах отаку стали крупным социальным явлением, вызывающим как страх, неодобрение и непонимание, так и всеобщее восхищение. Возникновение идентичности отаку в Японии вдохновило книги, фильмы и художественные движения, которые как прославляют, так и демонизируют субкультуры ярых фанатов. Во всем мире поклонники японской поп-культуры (прежде всего, аниме и манги) с гордостью принимают ярлык "отаку" и подражают действиям японских фанатиков. Между тем, широкое распространение культуры отаку вызвало недовольство японской общественности, способствуя давним опасениям по поводу вырождения и самопоглощения японской молодежи. Понимание мира отаку может дать представление о влиянии достатка, технологий и средств массовой информации на молодых японцев, о глобализации яркой молодежной культуры Японии и о различных социальных проблемах, с которыми сталкивается тысячелетняя Япония.

Новые направления отаку

Как молодежная культура, японская субкультура обладает значительной подрывной силой против социальных систем, особенно против системы образования. Один из корней японской субкультуры вы увидите в следующем посте.

Многие психологи и культурные критики утверждают, что корни поведения отаку лежат в высоко структурированных, даже деспотичных образовательных и социальных системах Японии. Они предположили, что информационный фетишизм отаку проистекает из жесткого распорядка японского школьного образования, в котором особое внимание уделяется заучиванию и запоминанию огромного количества разрозненных фактов. Социальная неловкость и склонность к затворничеству отаку, между тем, широко понимались как реакция против давления на конформизм, акцента на группу и тщательно разработанных норм приличия, характерных для японского общества. И хотя некоторые комментаторы настаивают на том, что отаку на самом деле удивительно общительны (особенно с собратьями по увлечению), другие ученые убедительно доказывают, что отаку склонны формировать безличные сети, а не дружеские сообщества…

С тех пор как японская субкультура отаку начала привлекать внимание общественности в 1980-х годах, она развивалась в различных новых направлениях. Хотя многие первые отаку были особенно зациклены на научной фантастике (будь то фильмы о Годзилле или телесериалы, такие как «Ультрамен»), воображаемые и визуально богатые сферы манги и аниме вскоре стали наиболее распространенным увлечением. К началу нового тысячелетия интересы отаку стали более откровенно сексуальными. В аниме, манге или в виде коллекционных пластиковых моделей появилось множество гару-гэ («игры для девочек», программы для моделирования свиданий) и женских фантастических персонажей. . . . Как предполагают многие аналитики, долгосрочный переход во вкусах отаку от научной фантастики и анимации к занятиям, рассматриваемым обществом как извращенные, порнографические и часто педофилические, был вызван распространением манги и аниме в 1990-х годах. По мере того, как японская публика принимала такие формы, как аниме, отаку были вынуждены переходить к более возмутительным и оскорбительным увлечениям, чтобы сохранить свою дистанцию от вежливого общества и противостоять его приличиям. Как заметил один из исследователей: «Сегодняшняя субкультура выбирает войны в видеоиграх вместо уличных беспорядков, девиантность вместо активизма. … эротические фантазии вместо сексуальной свободы, и пустое самосознание вместо экзистенциального гнева». (4)

Ваши мысли?

Как вы читали выше, японская субкультура возникает на фоне высокой конкуренции. Пожалуйста, подумайте о молодежной культуре, окружающей вас. Оказывает ли она какое-либо социальное влияние? Если да, то каким образом? Поделитесь своими мыслями с другими учащимися в области комментариев. Не стесняйтесь читать и отвечать на комментарии других людей.

Примечания

  1. The Incredibly Strange Mutant Creatures Who Rule the Universe of Alienated Japanese Zombie Computer Nerds (otaku to You) Статья, опубликованная в журнале Wired 1.01 (март-апрель 2003) Марком Шеллингом, упоминается в этом шаге в разделе "Молодежные культуры и отаку".
  2. I’m Alone, but Not Lonely: Japanese otaku-Kids Colonize the Realm of Information and Media "кто-то, кто плохо выглядит, у кого нет девушки, кто собирает глупые вещи, и ... кто увлекается чем-то бесполезным." цитирует Фолькер Грассмук в статье "‘I’m Alone, but Not Lonely’: Japanese otaku-Kids Colonize the Realm of Information and Media" (1990).
  3. Oxford Dictionary Online "Otaku" определение, взятое из этого шага, Accessed July 3, 2008.
  4. Little Boy: The Arts of Japan’s Exploding Subculture Александра Манро, "Introducing Little Boy" в книге "Little Boy: The Arts of Japan’s Exploding Subculture", ред. Murakami Takashi (New Haven: Yale University Press, 2005), 256, ссылается с этого шага.
Бесплатный
Комментарии
Здесь будут комментарии к публикации