В данном курсе рассматривается «японская субкультура», но прежде чем мы начнем, давайте сделаем обзор понятия «субкультура», рассмотрев некоторые описания ученых.
Определение субкультуры
Согласно Оксфордскому словарю английского языка (OED), субкультура означает «идентифицируемую подгруппу в обществе или группе людей, особенно ту, которая характеризуется убеждениями или интересами, расходящимися с убеждениями и интересами более широкой группы». Впервые этот термин появился в англоязычных документах в 1914 году. Первоначально «субкультура» обозначала определенную группу людей и их культуру. Например, в OED приводится следующий пример «субкультуры»:
"Эта субкультура, прозванная хип-хоп, связана с ... статусом и конкуренцией, особенно среди мужчин" (Time, 21. May, 1983).
Как отмечает Терри Иглтон в книге «Идея культуры», (1) понятие «культура» имеет аспект, противоположный «Культуре» с большой буквы К, которая, как предполагается, хранит универсальные и трансцендентные ценности для всех (Иглтон 40). Субкультура — это, если следовать аргументам Иглтона, «культура», ведущая нас к «идентичности и солидарности», а не к аутентичности или авторитетам.
В 1947 году Милтон М. Гордон в своем знаменитом эссе «Концепция субкультуры и ее применение"(2) дал следующее определение субкультуры:
Понятие, используемое здесь для обозначения подраздела национальной культуры, состоящего из комбинации факторных социальных ситуаций, таких как классовый статус, этническое происхождение, региональное и сельское или городское проживание, религиозная принадлежность, но образующего в своей комбинации функционирующее единство, оказывающее комплексное воздействие на участвующего индивида.
Позже Гордон объясняет, что каждая субкультурная группа имеет этнические, классовые и региональные различия, но каждая группа создала свой собственный «мир внутри мира». Субкультура, в этом смысле, может быть определена как «культура» внутри «культуры», что может быть связано с контркультурой.
Субкультура в Японии
Как эта теория применима к субкультуре в Японии после Второй мировой войны? Акио Миядзава в своей книге «Nippon Sengo Sabu Karucha Shi (4) [История субкультуры в Японии после Второй мировой войны] (2014) [рис.1], в которой он рассматривает свои личные воспоминания с 1960-х по 1990-е годы, отмечает, что в начале японская субкультура находилась под сильным влиянием американской контркультуры Западного побережья (глава 1). По словам Миядзавы, слово „субкультура“ впервые появилось в японских документах, когда статья Кэндзи Канесака, визуального художника и критика, была опубликована в журнале Bijutsu Techo [Art Notebook] [рис.2] в февральском номере 1968 года.
В своей статье «Wakudeki heno Izanai: Kyampu to Hippi Bunka (3) [Приглашение к индульгенции: лагерь и субкультура хиппи]», Канесака отмечает, что люди являются свидетелями большого перехода промышленного искусства от прямых линий к извилистым и кривым линиям, которые можно сравнить с модерном на рубеже веков. Видя, что традиционные правила искусства и традиционное чувство свободы, разнузданные цветовые сочетания теперь процветают в так называемой культуре хиппи, Канесака упоминает, что это культурное явление — «дурной вкус», и «это можно назвать субкультурой, которая еще не стала культурой» (3), с. 87. Интересно, что Канесака, похоже, считает, что субкультура — это еще не культура, как если бы субкультура была, другими словами, незрелым состоянием, которому еще предстоит стать культурой, хотя субкультура способна прорваться сквозь традиционное чувство ценности.
Сабукару и субкультура
Примерно с 1990-х годов «субкультура» часто сокращается до «сабукару», когда мы говорим о японских субкультурах. Одним из первых документов, в котором фигурирует «сабукару», является, насколько нам удалось выяснить, работа Эйдзи Оцука «Сэнго минсюсюги, но рихабиритаишион (5) [Реабилитация демократизации после Второй мировой войны] (2001). В контексте Оцуки сабукару означает своего рода хлам и эфемерность. Субкультуры в японском контексте не могут указывать на культуру этнических или региональных подгрупп, как указывает Гордон. Японские субкультуры могут скорее указывать на маргинальность, незрелость, эфемерность или уязвимость. Субкультуры в современном понимании обычно относятся к популярной культуре, включая анимацию, мангу, видеоигры и популярную музыку. Тем не менее, мы должны признать, что „субкультура“ имеет сложное значение.
Итак, как вы определяете «субкультуру»?
Источники
- Eagleton, Terry. The Idea of Culture. Oxford: Blackwell, 2000. p.45
- Gordon, Milton M. The Concept of Sub-Culture and Its Application, The Subcultures Reader. Ed. Ken Gelder. 2nd ed. London: Routledge, 2005. pp.46-49. ( Jenks, Chris. Subculture: The Fragmentation of the Social. London: Sage, 2005).
- Kanesaka, Kenji. Wakudeki heno Izanai: Kyampu to Hippi Bunka [An Invitation to Indulgence: Camp and Hippie Subculture]. Bijutsu Techo 194 (Feb. 1968): 81-96.
- Miyazawa Akio. Nippon Sengo Sabu Karucha Shi [A History of Subculture in Japan after WWII] . Tokyo: NHK Shuppan, 2014.
- Otsuka, Eiji. Sengo, Minshushugi no Rihabiritaishion [Rehabilitation of Democratization after WWII]. Tokyo: Kadokawa, 2001.