logo
Введение в японские субкультуры  Исследуйте японские субкультуры и узнайте об их истории с 1970-х годов
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Поделиться
Все проекты
О проекте
Субкультуры существуют уже давно: «гриндеры» в Америке 1950-х годов, «модники» и «рокеры» в Англии 1960-70-х годов, «гранж» 1980-90-х годов, и это лишь некоторые из них. Каждая субкультура находится внутри более широкой «родительской» культуры и часто может дать нам представление о культурных страхах и надеждах, особенно в молодежной среде.
Японская субкультура долгое время считалась эфемерной молодежной культурой по сравнению с подлинной традиционной культурой. Однако она содержит в себе подрывную силу, которая побуждает молодые поколения пересоздавать мир, в котором они живут. Мы в основном фокусируемся на значении незрелости и уязвимости молодежи, которые в конечном итоге дают разрешение молодым людям (другими словами, меньшинствам) оставаться такими, какие они есть.
В этом курсе вместе с тремя другими специалистами, профессором Ниидзима, профессором Такахаси и профессором Охвада, мы будем изучать комиксы для девочек, комиксы для мальчиков, вокалоид Хацуне Мику, косплей и идолов J-pop, уделяя особое внимание таким темам, как любовь, битва, технологии и фан-культура, в ходе которых вы узнаете о различных культурных творениях, лежащих в основе японских субкультур. Благодаря материалам для культурного анализа вы приобретете базовые знания об основных японских субкультурах, изучив узнаваемые черты каждой из них.
На этом курсе вы узнаете исторические корни молодежной культуры в Японии и поймете огромное влияние Второй мировой войны.
Наконец, этот курс позволит вам по-новому взглянуть на японскую молодежь, изучив, как можно увидеть в ней проработку «незрелости» и «уязвимости». Вы увидите, почему эти характеристики японской субкультуры привлекают «глобальное» внимание.
Какие темы будут освещаться?
  • Понимание японской молодежной культуры
  • Рассмотрение уязвимости и незрелости в японском социальном контексте
  • Любовные отношения и самопознание
  • Битвы и конкуренция в учебных заведениях
  • Машина и человек
  • Производные произведения и фан-культура
  • История субкультуры с 1970 года
Этот курс является вводным для всех, кто интересуется Японией и японской культурой.
К концу курса вы сможете…
  • Оценить значимые смыслы молодежной культуры
  • Интерпретировать субкультурные материалы вместе с социальным фоном
  • Сравнить контекст японской субкультуры с собственным культурным опытом учащихся
  • Исследовать причины сильного влияния и популярности японской культуры в глобальном контексте
Разработал курс университет Кейо — первое в Японии современное высшее учебное заведение, которое с 1858 года занимает лидирующие позиции в Японии благодаря своей неизменной приверженности образованию, научным исследованиям и медицине.
Этот проект является переводом англоязычного курса «An Introduction to Japanese Subcultures» на сайте http://www.futurelearn.com
Посты будут выходить каждые два дня, если будет спрос. Иногда по несколько штук.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Читатель 500₽ месяц 5 400₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Введение в японские субкультуры
Доступны сообщения

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.1 - Добро пожаловать в мир японской субкультуры

Японская ‎субкультура‏ ‎сегодня ‎является ‎глобальным ‎явлением, ‎но‏ ‎мы ‎хотели‏ ‎бы‏ ‎поместить ‎ее ‎в‏ ‎японский ‎исторический‏ ‎контекст, ‎что ‎прольет ‎новый‏ ‎свет‏ ‎на ‎значение‏ ‎молодежной ‎культуры‏ ‎для ‎японской ‎аудитории. ‎Ее ‎значение,‏ ‎безусловно,‏ ‎привлекательно ‎для‏ ‎аудитории ‎с‏ ‎другими ‎культурными ‎традициями.

Подумайте ‎о ‎своей‏ ‎молодежной‏ ‎культуре.‏ ‎Похожа ‎ли‏ ‎она ‎на‏ ‎японскую ‎молодежную‏ ‎культуру?‏ ‎Или ‎они‏ ‎имеют ‎разное ‎значение? ‎Почему ‎вам‏ ‎нравится ‎(или‏ ‎вы‏ ‎интересуетесь) ‎японской ‎субкультурой?‏ ‎Что ‎вас‏ ‎привлекает?

В ‎этом ‎курсе ‎мы‏ ‎сосредоточимся‏ ‎на ‎культурных‏ ‎явлениях, ‎начавшихся‏ ‎примерно ‎в ‎1970-х ‎годах. ‎Это‏ ‎примерно‏ ‎то ‎время,‏ ‎когда ‎визуальная‏ ‎культура, ‎такая ‎как ‎анимация ‎и‏ ‎манга,‏ ‎начала‏ ‎экспортироваться ‎за‏ ‎пределы ‎Японии.‏ ‎Мы ‎хотели‏ ‎бы‏ ‎перенести ‎японскую‏ ‎субкультуру ‎в ‎контекст ‎японской ‎исторической‏ ‎и ‎социальной‏ ‎ситуации‏ ‎с ‎того ‎времени‏ ‎до ‎настоящего.‏ ‎Мы ‎будем ‎исследовать ‎комиксы‏ ‎для‏ ‎девочек, ‎комиксы‏ ‎для ‎мальчиков,‏ ‎вокалоид, ‎косплей ‎и ‎J-pop ‎идолов.‏ ‎Однако‏ ‎мы ‎избежим‏ ‎типичного ‎исторического‏ ‎обзора ‎японской ‎субкультуры. ‎Вместо ‎этого‏ ‎мы‏ ‎рассмотрим‏ ‎четыре ‎темы,‏ ‎которые ‎лежат‏ ‎в ‎основе‏ ‎современной‏ ‎молодежной ‎культуры‏ ‎Японии: ‎любовь, ‎битвы, ‎технологии ‎и‏ ‎фан-культура. ‎В‏ ‎ходе‏ ‎нашего ‎путешествия ‎мы‏ ‎узнаем ‎новый‏ ‎взгляд ‎на ‎японскую ‎молодежь,‏ ‎изучим,‏ ‎как ‎можно‏ ‎увидеть ‎в‏ ‎ней ‎«незрелость» ‎и ‎«уязвимость», ‎а‏ ‎также‏ ‎получим ‎базовые‏ ‎знания ‎об‏ ‎основных ‎японских ‎субкультурах, ‎узнав ‎узнаваемые‏ ‎черты‏ ‎каждой‏ ‎из ‎них.

Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Любовные отношения в японской культуре - Шаг 1.9 - Отометическая манга

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 5+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.2 - Что такое субкультура?

В ‎данном‏ ‎курсе ‎рассматривается ‎«японская ‎субкультура», ‎но‏ ‎прежде ‎чем‏ ‎мы‏ ‎начнем, ‎давайте ‎сделаем‏ ‎обзор ‎понятия‏ ‎«субкультура», ‎рассмотрев ‎некоторые ‎описания‏ ‎ученых.

Определение‏ ‎субкультуры

Согласно ‎Оксфордскому‏ ‎словарю ‎английского‏ ‎языка ‎(OED), ‎субкультура ‎означает ‎«идентифицируемую‏ ‎подгруппу‏ ‎в ‎обществе‏ ‎или ‎группе‏ ‎людей, ‎особенно ‎ту, ‎которая ‎характеризуется‏ ‎убеждениями‏ ‎или‏ ‎интересами, ‎расходящимися‏ ‎с ‎убеждениями‏ ‎и ‎интересами‏ ‎более‏ ‎широкой ‎группы».‏ ‎Впервые ‎этот ‎термин ‎появился ‎в‏ ‎англоязычных ‎документах‏ ‎в‏ ‎1914 ‎году. ‎Первоначально‏ ‎«субкультура» ‎обозначала‏ ‎определенную ‎группу ‎людей ‎и‏ ‎их‏ ‎культуру. ‎Например,‏ ‎в ‎OED‏ ‎приводится ‎следующий ‎пример ‎«субкультуры»:

"Эта ‎субкультура,‏ ‎прозванная‏ ‎хип-хоп, ‎связана‏ ‎с ‎...‏ ‎статусом ‎и ‎конкуренцией, ‎особенно ‎среди‏ ‎мужчин"‏ ‎(Time,‏ ‎21. ‎May,‏ ‎1983).

Как ‎отмечает‏ ‎Терри ‎Иглтон‏ ‎в‏ ‎книге ‎«Идея‏ ‎культуры», ‎(1) ‎понятие ‎«культура» ‎имеет‏ ‎аспект, ‎противоположный‏ ‎«Культуре»‏ ‎с ‎большой ‎буквы‏ ‎К, ‎которая,‏ ‎как ‎предполагается, ‎хранит ‎универсальные‏ ‎и‏ ‎трансцендентные ‎ценности‏ ‎для ‎всех‏ ‎(Иглтон ‎40). ‎Субкультура ‎— ‎это,‏ ‎если‏ ‎следовать ‎аргументам‏ ‎Иглтона, ‎«культура»,‏ ‎ведущая ‎нас ‎к ‎«идентичности ‎и‏ ‎солидарности»,‏ ‎а‏ ‎не ‎к‏ ‎аутентичности ‎или‏ ‎авторитетам.

В ‎1947‏ ‎году‏ ‎Милтон ‎М.‏ ‎Гордон ‎в ‎своем ‎знаменитом ‎эссе‏ ‎«Концепция ‎субкультуры‏ ‎и‏ ‎ее ‎применение"(2) ‎дал‏ ‎следующее ‎определение‏ ‎субкультуры:

Понятие, ‎используемое ‎здесь ‎для‏ ‎обозначения‏ ‎подраздела ‎национальной‏ ‎культуры, ‎состоящего‏ ‎из ‎комбинации ‎факторных ‎социальных ‎ситуаций,‏ ‎таких‏ ‎как ‎классовый‏ ‎статус, ‎этническое‏ ‎происхождение, ‎региональное ‎и ‎сельское ‎или‏ ‎городское‏ ‎проживание,‏ ‎религиозная ‎принадлежность,‏ ‎но ‎образующего‏ ‎в ‎своей‏ ‎комбинации‏ ‎функционирующее ‎единство,‏ ‎оказывающее ‎комплексное ‎воздействие ‎на ‎участвующего‏ ‎индивида.

Позже ‎Гордон‏ ‎объясняет,‏ ‎что ‎каждая ‎субкультурная‏ ‎группа ‎имеет‏ ‎этнические, ‎классовые ‎и ‎региональные‏ ‎различия,‏ ‎но ‎каждая‏ ‎группа ‎создала‏ ‎свой ‎собственный ‎«мир ‎внутри ‎мира».‏ ‎Субкультура,‏ ‎в ‎этом‏ ‎смысле, ‎может‏ ‎быть ‎определена ‎как ‎«культура» ‎внутри‏ ‎«культуры»,‏ ‎что‏ ‎может ‎быть‏ ‎связано ‎с‏ ‎контркультурой.

Субкультура ‎в‏ ‎Японии

Как‏ ‎эта ‎теория‏ ‎применима ‎к ‎субкультуре ‎в ‎Японии‏ ‎после ‎Второй‏ ‎мировой‏ ‎войны? ‎Акио ‎Миядзава‏ ‎в ‎своей‏ ‎книге ‎«Nippon ‎Sengo ‎Sabu‏ ‎Karucha‏ ‎Shi ‎(4)‏ ‎[История ‎субкультуры‏ ‎в ‎Японии ‎после ‎Второй ‎мировой‏ ‎войны]‏ ‎(2014) ‎[рис.1],‏ ‎в ‎которой‏ ‎он ‎рассматривает ‎свои ‎личные ‎воспоминания‏ ‎с‏ ‎1960-х‏ ‎по ‎1990-е‏ ‎годы, ‎отмечает,‏ ‎что ‎в‏ ‎начале‏ ‎японская ‎субкультура‏ ‎находилась ‎под ‎сильным ‎влиянием ‎американской‏ ‎контркультуры ‎Западного‏ ‎побережья‏ ‎(глава ‎1). ‎По‏ ‎словам ‎Миядзавы,‏ ‎слово ‎„субкультура“ ‎впервые ‎появилось‏ ‎в‏ ‎японских ‎документах,‏ ‎когда ‎статья‏ ‎Кэндзи ‎Канесака, ‎визуального ‎художника ‎и‏ ‎критика,‏ ‎была ‎опубликована‏ ‎в ‎журнале‏ ‎Bijutsu ‎Techo ‎[Art ‎Notebook] ‎[рис.2]‏ ‎в‏ ‎февральском‏ ‎номере ‎1968‏ ‎года.

В ‎своей‏ ‎статье ‎«Wakudeki‏ ‎heno‏ ‎Izanai: ‎Kyampu‏ ‎to ‎Hippi ‎Bunka ‎(3) ‎[Приглашение‏ ‎к ‎индульгенции:‏ ‎лагерь‏ ‎и ‎субкультура ‎хиппи]»,‏ ‎Канесака ‎отмечает,‏ ‎что ‎люди ‎являются ‎свидетелями‏ ‎большого‏ ‎перехода ‎промышленного‏ ‎искусства ‎от‏ ‎прямых ‎линий ‎к ‎извилистым ‎и‏ ‎кривым‏ ‎линиям, ‎которые‏ ‎можно ‎сравнить‏ ‎с ‎модерном ‎на ‎рубеже ‎веков.‏ ‎Видя,‏ ‎что‏ ‎традиционные ‎правила‏ ‎искусства ‎и‏ ‎традиционное ‎чувство‏ ‎свободы,‏ ‎разнузданные ‎цветовые‏ ‎сочетания ‎теперь ‎процветают ‎в ‎так‏ ‎называемой ‎культуре‏ ‎хиппи,‏ ‎Канесака ‎упоминает, ‎что‏ ‎это ‎культурное‏ ‎явление ‎— ‎«дурной ‎вкус»,‏ ‎и‏ ‎«это ‎можно‏ ‎назвать ‎субкультурой,‏ ‎которая ‎еще ‎не ‎стала ‎культурой»‏ ‎(3),‏ ‎с. ‎87.‏ ‎Интересно, ‎что‏ ‎Канесака, ‎похоже, ‎считает, ‎что ‎субкультура‏ ‎—‏ ‎это‏ ‎еще ‎не‏ ‎культура, ‎как‏ ‎если ‎бы‏ ‎субкультура‏ ‎была, ‎другими‏ ‎словами, ‎незрелым ‎состоянием, ‎которому ‎еще‏ ‎предстоит ‎стать‏ ‎культурой,‏ ‎хотя ‎субкультура ‎способна‏ ‎прорваться ‎сквозь‏ ‎традиционное ‎чувство ‎ценности.

Сабукару ‎и‏ ‎субкультура

Примерно‏ ‎с ‎1990-х‏ ‎годов ‎«субкультура»‏ ‎часто ‎сокращается ‎до ‎«сабукару», ‎когда‏ ‎мы‏ ‎говорим ‎о‏ ‎японских ‎субкультурах.‏ ‎Одним ‎из ‎первых ‎документов, ‎в‏ ‎котором‏ ‎фигурирует‏ ‎«сабукару», ‎является,‏ ‎насколько ‎нам‏ ‎удалось ‎выяснить,‏ ‎работа‏ ‎Эйдзи ‎Оцука‏ ‎«Сэнго ‎минсюсюги, ‎но ‎рихабиритаишион ‎(5)‏ ‎[Реабилитация ‎демократизации‏ ‎после‏ ‎Второй ‎мировой ‎войны]‏ ‎(2001). ‎В‏ ‎контексте ‎Оцуки ‎сабукару ‎означает‏ ‎своего‏ ‎рода ‎хлам‏ ‎и ‎эфемерность.‏ ‎Субкультуры ‎в ‎японском ‎контексте ‎не‏ ‎могут‏ ‎указывать ‎на‏ ‎культуру ‎этнических‏ ‎или ‎региональных ‎подгрупп, ‎как ‎указывает‏ ‎Гордон.‏ ‎Японские‏ ‎субкультуры ‎могут‏ ‎скорее ‎указывать‏ ‎на ‎маргинальность,‏ ‎незрелость,‏ ‎эфемерность ‎или‏ ‎уязвимость. ‎Субкультуры ‎в ‎современном ‎понимании‏ ‎обычно ‎относятся‏ ‎к‏ ‎популярной ‎культуре, ‎включая‏ ‎анимацию, ‎мангу,‏ ‎видеоигры ‎и ‎популярную ‎музыку.‏ ‎Тем‏ ‎не ‎менее,‏ ‎мы ‎должны‏ ‎признать, ‎что ‎„субкультура“ ‎имеет ‎сложное‏ ‎значение.

Итак,‏ ‎как ‎вы‏ ‎определяете ‎«субкультуру»?

Источники

  1. Eagleton,‏ ‎Terry. ‎The ‎Idea ‎of ‎Culture.‏ ‎Oxford:‏ ‎Blackwell,‏ ‎2000. ‎p.45
  2. Gordon,‏ ‎Milton ‎M.‏ ‎The ‎Concept‏ ‎of‏ ‎Sub-Culture ‎and‏ ‎Its ‎Application, ‎The ‎Subcultures ‎Reader.‏ ‎Ed. ‎Ken‏ ‎Gelder.‏ ‎2nd ‎ed. ‎London:‏ ‎Routledge, ‎2005.‏ ‎pp.46-49. ‎( ‎Jenks, ‎Chris.‏ ‎Subculture:‏ ‎The ‎Fragmentation‏ ‎of ‎the‏ ‎Social. ‎London: ‎Sage, ‎2005).
  3. Kanesaka, ‎Kenji.‏ ‎Wakudeki‏ ‎heno ‎Izanai:‏ ‎Kyampu ‎to‏ ‎Hippi ‎Bunka ‎[An ‎Invitation ‎to‏ ‎Indulgence:‏ ‎Camp‏ ‎and ‎Hippie‏ ‎Subculture]. ‎Bijutsu‏ ‎Techo ‎194‏ ‎(Feb.‏ ‎1968): ‎81-96.
  4. Miyazawa‏ ‎Akio. ‎Nippon ‎Sengo ‎Sabu ‎Karucha‏ ‎Shi ‎[A‏ ‎History‏ ‎of ‎Subculture ‎in‏ ‎Japan ‎after‏ ‎WWII] ‎. ‎Tokyo: ‎NHK‏ ‎Shuppan,‏ ‎2014.
  5. Otsuka, ‎Eiji.‏ ‎Sengo, ‎Minshushugi‏ ‎no ‎Rihabiritaishion ‎[Rehabilitation ‎of ‎Democratization‏ ‎after‏ ‎WWII]. ‎Tokyo:‏ ‎Kadokawa, ‎2001.
Читать: 2+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.3 - Академический фон японских субкультур

Молодежная ‎культура‏ ‎и ‎субкультура ‎в ‎современной ‎Японии‏ ‎активно ‎изучаются‏ ‎и‏ ‎рассматриваются ‎с ‎момента‏ ‎окончания ‎Второй‏ ‎мировой ‎войны. ‎В ‎данном‏ ‎курсе‏ ‎мы ‎сосредоточимся‏ ‎на ‎этих‏ ‎культурных ‎явлениях ‎в ‎1970-е ‎годы‏ ‎и‏ ‎около ‎них.‏ ‎Это ‎время,‏ ‎когда ‎визуальная ‎культура, ‎такая ‎как‏ ‎анимация‏ ‎и‏ ‎манга, ‎начала‏ ‎экспортироваться ‎из‏ ‎Японии. ‎30‏ ‎апреля‏ ‎2001 ‎года‏ ‎журнал ‎«Тайм» ‎выпустил ‎специальный ‎выпуск‏ ‎под ‎названием‏ ‎«Как‏ ‎мир ‎видит ‎Японию».‏ ‎На ‎обложке‏ ‎с ‎юмором ‎и ‎иронией‏ ‎описываются‏ ‎стереотипные ‎образы‏ ‎Японии ‎и‏ ‎ее ‎жителей. ‎Самурай, ‎разговаривающий ‎по‏ ‎мобильному‏ ‎телефону, ‎майкоподобная‏ ‎женщина, ‎держащая‏ ‎дорогую ‎дизайнерскую ‎сумочку, ‎ребенок ‎с‏ ‎портативной‏ ‎видеоигрой.‏ ‎За ‎ними,‏ ‎на ‎заднем‏ ‎плане, ‎виднеется‏ ‎Фудзияма.

Деревья‏ ‎сакуры, ‎храм‏ ‎Золотого ‎павильона ‎сосуществуют ‎с ‎робо-питомцами,‏ ‎похожими ‎на‏ ‎Айбо,‏ ‎и ‎другими ‎технологическими‏ ‎достижениями ‎японской‏ ‎культуры. ‎В ‎области ‎литературы‏ ‎в‏ ‎1990-х ‎годах‏ ‎расцвело ‎новое‏ ‎течение ‎японской ‎литературы ‎и ‎андеграундной‏ ‎культуры,‏ ‎так ‎называемая‏ ‎«литература ‎слипстрима».‏ ‎Этот ‎жанр ‎привлек ‎внимание ‎таких‏ ‎критиков,‏ ‎как‏ ‎Ларри ‎МакКафри‏ ‎и ‎Синда‏ ‎Грегори, ‎которые‏ ‎в‏ ‎1995 ‎году‏ ‎придумали ‎термин ‎«авант-поп». ‎МакКэффри ‎также‏ ‎редактировал ‎журнал‏ ‎The‏ ‎Review ‎of ‎Contemporary‏ ‎Fiction ‎летом‏ ‎2002 ‎года ‎со ‎специальной‏ ‎темой‏ ‎«Новая ‎японская‏ ‎фантастика». ‎Литературные‏ ‎произведения, ‎включенные ‎в ‎этот ‎журнал,‏ ‎были‏ ‎произведениями ‎писателей-постмодернистов,‏ ‎большинство ‎из‏ ‎которых ‎разделяли ‎чувство ‎паралитературы.

Японские ‎исследования‏ ‎в‏ ‎Великобритании‏ ‎и ‎США‏ ‎с ‎1990-х‏ ‎годов ‎постепенно‏ ‎охватывают‏ ‎современные ‎субкультурные‏ ‎явления ‎Японии, ‎манга, ‎аниме, ‎готическую‏ ‎моду, ‎музыку‏ ‎J-Pop‏ ‎и ‎кавайную ‎культуру‏ ‎девочек. ‎Такие‏ ‎ученые, ‎как ‎Энн ‎Эллисон,‏ ‎Шэрон‏ ‎Кинселла, ‎Том‏ ‎Ламар, ‎Сьюзен‏ ‎Напьер ‎и ‎другие, ‎рассуждают ‎о‏ ‎японской‏ ‎субкультуре ‎в‏ ‎академическом ‎контексте,‏ ‎и ‎их ‎исследования ‎вдохновляют ‎на‏ ‎более‏ ‎оживленные‏ ‎дискуссии ‎о‏ ‎Японии. ‎Mechademia,‏ ‎ежегодный ‎журнал‏ ‎издательства‏ ‎Университета ‎Миннесоты,‏ ‎посвященный ‎исключительно ‎азиатской ‎популярной ‎культуре,‏ ‎опубликовал ‎свой‏ ‎первый‏ ‎номер ‎в ‎2006‏ ‎году. ‎Этот‏ ‎журнал ‎предлагает ‎интеллектуальное ‎пространство‏ ‎для‏ ‎ученых ‎и‏ ‎критиков, ‎где‏ ‎они ‎могут ‎продемонстрировать ‎свои ‎научные‏ ‎достижения.‏ ‎Почему ‎японская‏ ‎культура ‎привлекает‏ ‎внимание ‎всего ‎мира? ‎Почему ‎ВЫ‏ ‎интересуетесь‏ ‎японской‏ ‎субкультурой? ‎В‏ ‎чем ‎заключается‏ ‎эта ‎привлекательность?

Ваши‏ ‎мысли?

Как,‏ ‎по ‎вашему‏ ‎мнению, ‎мир ‎воспринимает ‎Японию ‎сегодня?‏ ‎Почему ‎японская‏ ‎субкультура‏ ‎привлекает ‎внимание ‎всего‏ ‎мира? ‎Почему‏ ‎ВЫ ‎интересуетесь ‎японской ‎субкультурой?‏ ‎Что‏ ‎привлекает ‎вас?

Читать: 7+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.4 - Молодежные субкультуры в Японии

Что ‎такое‏ ‎отаку? ‎Как ‎вы ‎думаете, ‎к‏ ‎какому ‎типу‏ ‎людей‏ ‎относятся ‎отаку?

На ‎этом‏ ‎этапе ‎давайте‏ ‎рассмотрим, ‎что ‎обсуждает ‎Уильям‏ ‎М.‏ ‎Цуцуи ‎в‏ ‎своей ‎статье‏ ‎«Nerd ‎Nation: ‎Otaku ‎and ‎Youth‏ ‎Subculture‏ ‎in ‎Contemporary‏ ‎Japan» ‎в‏ ‎журнале ‎Education ‎about ‎Asia ‎13.3‏ ‎(2008),‏ ‎чтобы‏ ‎понять, ‎как‏ ‎академики ‎рассматривают‏ ‎и ‎анализируют‏ ‎отаку,‏ ‎фанатов ‎субкультуры‏ ‎хард-кор ‎и ‎их ‎связь ‎с‏ ‎молодежной ‎культурой‏ ‎в‏ ‎Японии.

Молодежные ‎культуры ‎и‏ ‎отаку

Возможно, ‎у‏ ‎некоторых ‎из ‎вас ‎есть‏ ‎представление‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎японская‏ ‎субкультура ‎популярна ‎только ‎среди ‎тех,‏ ‎кто,‏ ‎так ‎называемые,‏ ‎«ботаники» ‎или‏ ‎«отаку». ‎Итак, ‎что ‎же ‎такое‏ ‎«отаку»?‏ ‎Что‏ ‎такое ‎«отаку-нес»?‏ ‎Уильям ‎М.‏ ‎Цуцуи ‎рассуждает‏ ‎следующим‏ ‎образом:

После ‎Второй‏ ‎мировой ‎войны ‎в ‎Японии ‎появилось‏ ‎множество ‎молодежных‏ ‎субкультур,‏ ‎многие ‎из ‎которых‏ ‎шокировали ‎вежливые‏ ‎чувства ‎и ‎подрывали ‎основные‏ ‎устои‏ ‎общества ‎поведением,‏ ‎считающимся ‎гедонистическим,‏ ‎эгоцентричным ‎и ‎девиантным. ‎Среди ‎субкультур,‏ ‎которые‏ ‎привлекают ‎наибольшее‏ ‎внимание, ‎как‏ ‎среди ‎общественности, ‎так ‎и ‎в‏ ‎научных‏ ‎кругах,‏ ‎- ‎отаку,‏ ‎печально ‎известные‏ ‎одержимые ‎поклонники‏ ‎манги,‏ ‎аниме, ‎видеоигр‏ ‎и ‎других ‎форм ‎японской ‎популярной‏ ‎культуры. ‎Обычно‏ ‎их‏ ‎называют ‎"ботаниками" ‎или‏ ‎"гиками", ‎в‏ ‎коллективном ‎воображении ‎японцев ‎отаку‏ ‎-‏ ‎это ‎социально‏ ‎неадаптированные ‎молодые‏ ‎люди, ‎физически ‎непривлекательные ‎(обычно ‎щуплые‏ ‎или‏ ‎с ‎лишним‏ ‎весом) ‎и‏ ‎неестественно ‎зацикленные ‎на ‎каком-то ‎узком‏ ‎уголке‏ ‎массовой‏ ‎культуры. ‎Оцука‏ ‎- ‎комментатор,‏ ‎"социально ‎неумелые‏ ‎одиночки.‏ ‎... ‎фанатично‏ ‎сведущие ‎в ‎одной ‎заумной ‎области,‏ ‎будь ‎то‏ ‎фильмы‏ ‎о ‎Годзилле ‎или‏ ‎история ‎борьбы‏ ‎сумо"; ‎они ‎"хронически ‎застенчивы",‏ ‎"болезненно‏ ‎бледны" ‎и‏ ‎"социально ‎неполноценны,‏ ‎но ‎часто ‎блестяще ‎технологически ‎замкнуты"."(1)‏ ‎Отаку,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎журналиста ‎Цудзуки‏ ‎Кёити, ‎это ‎"человек, ‎который ‎плохо‏ ‎выглядит,‏ ‎у‏ ‎которого ‎нет‏ ‎девушки, ‎который‏ ‎коллекционирует ‎глупые‏ ‎вещи‏ ‎и ‎...‏ ‎который ‎увлекается ‎чем-то ‎бесполезным" ‎(2)‏ ‎Если ‎говорить‏ ‎более‏ ‎ровными ‎словами ‎Оксфордского‏ ‎словаря ‎английского‏ ‎языка, ‎который ‎добавил ‎определение‏ ‎отаку‏ ‎в ‎марте‏ ‎2008 ‎года,
Первоначально‏ ‎в ‎Японии: ‎человек, ‎чрезвычайно ‎осведомленный‏ ‎о‏ ‎мельчайших ‎деталях‏ ‎определенного ‎хобби‏ ‎(особенно ‎одиночного ‎или ‎хобби ‎меньшинства);‏ ‎...‏ ‎тот,‏ ‎кто ‎искусен‏ ‎в ‎использовании‏ ‎компьютерных ‎технологий‏ ‎и,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎некоторых, ‎плохо ‎взаимодействует ‎с ‎другими"(3).
С‏ ‎момента ‎своего‏ ‎появления‏ ‎в ‎1970-х ‎и‏ ‎1980-х ‎годах‏ ‎отаку ‎стали ‎крупным ‎социальным‏ ‎явлением,‏ ‎вызывающим ‎как‏ ‎страх, ‎неодобрение‏ ‎и ‎непонимание, ‎так ‎и ‎всеобщее‏ ‎восхищение.‏ ‎Возникновение ‎идентичности‏ ‎отаку ‎в‏ ‎Японии ‎вдохновило ‎книги, ‎фильмы ‎и‏ ‎художественные‏ ‎движения,‏ ‎которые ‎как‏ ‎прославляют, ‎так‏ ‎и ‎демонизируют‏ ‎субкультуры‏ ‎ярых ‎фанатов.‏ ‎Во ‎всем ‎мире ‎поклонники ‎японской‏ ‎поп-культуры ‎(прежде‏ ‎всего,‏ ‎аниме ‎и ‎манги)‏ ‎с ‎гордостью‏ ‎принимают ‎ярлык ‎"отаку" ‎и‏ ‎подражают‏ ‎действиям ‎японских‏ ‎фанатиков. ‎Между‏ ‎тем, ‎широкое ‎распространение ‎культуры ‎отаку‏ ‎вызвало‏ ‎недовольство ‎японской‏ ‎общественности, ‎способствуя‏ ‎давним ‎опасениям ‎по ‎поводу ‎вырождения‏ ‎и‏ ‎самопоглощения‏ ‎японской ‎молодежи.‏ ‎Понимание ‎мира‏ ‎отаку ‎может‏ ‎дать‏ ‎представление ‎о‏ ‎влиянии ‎достатка, ‎технологий ‎и ‎средств‏ ‎массовой ‎информации‏ ‎на‏ ‎молодых ‎японцев, ‎о‏ ‎глобализации ‎яркой‏ ‎молодежной ‎культуры ‎Японии ‎и‏ ‎о‏ ‎различных ‎социальных‏ ‎проблемах, ‎с‏ ‎которыми ‎сталкивается ‎тысячелетняя ‎Япония.

Новые ‎направления‏ ‎отаку

Как‏ ‎молодежная ‎культура,‏ ‎японская ‎субкультура‏ ‎обладает ‎значительной ‎подрывной ‎силой ‎против‏ ‎социальных‏ ‎систем,‏ ‎особенно ‎против‏ ‎системы ‎образования.‏ ‎Один ‎из‏ ‎корней‏ ‎японской ‎субкультуры‏ ‎вы ‎увидите ‎в ‎следующем ‎посте.

Многие‏ ‎психологи ‎и‏ ‎культурные‏ ‎критики ‎утверждают, ‎что‏ ‎корни ‎поведения‏ ‎отаку ‎лежат ‎в ‎высоко‏ ‎структурированных,‏ ‎даже ‎деспотичных‏ ‎образовательных ‎и‏ ‎социальных ‎системах ‎Японии. ‎Они ‎предположили,‏ ‎что‏ ‎информационный ‎фетишизм‏ ‎отаку ‎проистекает‏ ‎из ‎жесткого ‎распорядка ‎японского ‎школьного‏ ‎образования,‏ ‎в‏ ‎котором ‎особое‏ ‎внимание ‎уделяется‏ ‎заучиванию ‎и‏ ‎запоминанию‏ ‎огромного ‎количества‏ ‎разрозненных ‎фактов. ‎Социальная ‎неловкость ‎и‏ ‎склонность ‎к‏ ‎затворничеству‏ ‎отаку, ‎между ‎тем,‏ ‎широко ‎понимались‏ ‎как ‎реакция ‎против ‎давления‏ ‎на‏ ‎конформизм, ‎акцента‏ ‎на ‎группу‏ ‎и ‎тщательно ‎разработанных ‎норм ‎приличия,‏ ‎характерных‏ ‎для ‎японского‏ ‎общества. ‎И‏ ‎хотя ‎некоторые ‎комментаторы ‎настаивают ‎на‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎отаку ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎удивительно ‎общительны‏ ‎(особенно‏ ‎с ‎собратьями‏ ‎по ‎увлечению), ‎другие ‎ученые ‎убедительно‏ ‎доказывают, ‎что‏ ‎отаку‏ ‎склонны ‎формировать ‎безличные‏ ‎сети, ‎а‏ ‎не ‎дружеские ‎сообщества…

С ‎тех‏ ‎пор‏ ‎как ‎японская‏ ‎субкультура ‎отаку‏ ‎начала ‎привлекать ‎внимание ‎общественности ‎в‏ ‎1980-х‏ ‎годах, ‎она‏ ‎развивалась ‎в‏ ‎различных ‎новых ‎направлениях. ‎Хотя ‎многие‏ ‎первые‏ ‎отаку‏ ‎были ‎особенно‏ ‎зациклены ‎на‏ ‎научной ‎фантастике‏ ‎(будь‏ ‎то ‎фильмы‏ ‎о ‎Годзилле ‎или ‎телесериалы, ‎такие‏ ‎как ‎«Ультрамен»),‏ ‎воображаемые‏ ‎и ‎визуально ‎богатые‏ ‎сферы ‎манги‏ ‎и ‎аниме ‎вскоре ‎стали‏ ‎наиболее‏ ‎распространенным ‎увлечением.‏ ‎К ‎началу‏ ‎нового ‎тысячелетия ‎интересы ‎отаку ‎стали‏ ‎более‏ ‎откровенно ‎сексуальными.‏ ‎В ‎аниме,‏ ‎манге ‎или ‎в ‎виде ‎коллекционных‏ ‎пластиковых‏ ‎моделей‏ ‎появилось ‎множество‏ ‎гару-гэ ‎(«игры‏ ‎для ‎девочек»,‏ ‎программы‏ ‎для ‎моделирования‏ ‎свиданий) ‎и ‎женских ‎фантастических ‎персонажей.‏ ‎. ‎.‏ ‎.‏ ‎Как ‎предполагают ‎многие‏ ‎аналитики, ‎долгосрочный‏ ‎переход ‎во ‎вкусах ‎отаку‏ ‎от‏ ‎научной ‎фантастики‏ ‎и ‎анимации‏ ‎к ‎занятиям, ‎рассматриваемым ‎обществом ‎как‏ ‎извращенные,‏ ‎порнографические ‎и‏ ‎часто ‎педофилические,‏ ‎был ‎вызван ‎распространением ‎манги ‎и‏ ‎аниме‏ ‎в‏ ‎1990-х ‎годах.‏ ‎По ‎мере‏ ‎того, ‎как‏ ‎японская‏ ‎публика ‎принимала‏ ‎такие ‎формы, ‎как ‎аниме, ‎отаку‏ ‎были ‎вынуждены‏ ‎переходить‏ ‎к ‎более ‎возмутительным‏ ‎и ‎оскорбительным‏ ‎увлечениям, ‎чтобы ‎сохранить ‎свою‏ ‎дистанцию‏ ‎от ‎вежливого‏ ‎общества ‎и‏ ‎противостоять ‎его ‎приличиям. ‎Как ‎заметил‏ ‎один‏ ‎из ‎исследователей:‏ ‎«Сегодняшняя ‎субкультура‏ ‎выбирает ‎войны ‎в ‎видеоиграх ‎вместо‏ ‎уличных‏ ‎беспорядков,‏ ‎девиантность ‎вместо‏ ‎активизма. ‎…‏ ‎эротические ‎фантазии‏ ‎вместо‏ ‎сексуальной ‎свободы,‏ ‎и ‎пустое ‎самосознание ‎вместо ‎экзистенциального‏ ‎гнева». ‎(4)

Ваши‏ ‎мысли?

Как‏ ‎вы ‎читали ‎выше,‏ ‎японская ‎субкультура‏ ‎возникает ‎на ‎фоне ‎высокой‏ ‎конкуренции.‏ ‎Пожалуйста, ‎подумайте‏ ‎о ‎молодежной‏ ‎культуре, ‎окружающей ‎вас. ‎Оказывает ‎ли‏ ‎она‏ ‎какое-либо ‎социальное‏ ‎влияние? ‎Если‏ ‎да, ‎то ‎каким ‎образом? ‎Поделитесь‏ ‎своими‏ ‎мыслями‏ ‎с ‎другими‏ ‎учащимися ‎в‏ ‎области ‎комментариев.‏ ‎Не‏ ‎стесняйтесь ‎читать‏ ‎и ‎отвечать ‎на ‎комментарии ‎других‏ ‎людей.

Примечания

  1. The ‎Incredibly‏ ‎Strange‏ ‎Mutant ‎Creatures ‎Who‏ ‎Rule ‎the‏ ‎Universe ‎of ‎Alienated ‎Japanese‏ ‎Zombie‏ ‎Computer ‎Nerds‏ ‎(otaku ‎to‏ ‎You) ‎Статья, ‎опубликованная ‎в ‎журнале‏ ‎Wired‏ ‎1.01 ‎(март-апрель‏ ‎2003) ‎Марком‏ ‎Шеллингом, ‎упоминается ‎в ‎этом ‎шаге‏ ‎в‏ ‎разделе‏ ‎"Молодежные ‎культуры‏ ‎и ‎отаку".
  2. I’m‏ ‎Alone, ‎but‏ ‎Not‏ ‎Lonely: ‎Japanese‏ ‎otaku-Kids ‎Colonize ‎the ‎Realm ‎of‏ ‎Information ‎and‏ ‎Media‏ ‎"кто-то, ‎кто ‎плохо‏ ‎выглядит, ‎у‏ ‎кого ‎нет ‎девушки, ‎кто‏ ‎собирает‏ ‎глупые ‎вещи,‏ ‎и ‎...‏ ‎кто ‎увлекается ‎чем-то ‎бесполезным." ‎цитирует‏ ‎Фолькер‏ ‎Грассмук ‎в‏ ‎статье ‎"‘I’m‏ ‎Alone, ‎but ‎Not ‎Lonely’: ‎Japanese‏ ‎otaku-Kids‏ ‎Colonize‏ ‎the ‎Realm‏ ‎of ‎Information‏ ‎and ‎Media"‏ ‎(1990).
  3. Oxford‏ ‎Dictionary ‎Online‏ ‎"Otaku" ‎определение, ‎взятое ‎из ‎этого‏ ‎шага, ‎Accessed‏ ‎July‏ ‎3, ‎2008.
  4. Little ‎Boy:‏ ‎The ‎Arts‏ ‎of ‎Japan’s ‎Exploding ‎Subculture‏ ‎Александра‏ ‎Манро, ‎"Introducing‏ ‎Little ‎Boy"‏ ‎в ‎книге ‎"Little ‎Boy: ‎The‏ ‎Arts‏ ‎of ‎Japan’s‏ ‎Exploding ‎Subculture",‏ ‎ред. ‎Murakami ‎Takashi ‎(New ‎Haven:‏ ‎Yale‏ ‎University‏ ‎Press, ‎2005),‏ ‎256, ‎ссылается‏ ‎с ‎этого‏ ‎шага.
Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.5 - Какая ваша любимая субкультура в Японии?

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Незрелость и взаимоотношения с другими людьми - Шаг 1.6 - Инфантильность и хрупкость

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.7 - Японская незрелость

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.8 - Незрелость вашей культуры

Доступно подписчикам уровня
«Читатель»
Подписаться за 500₽ в месяц

Обновления проекта

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048