logo Введение в японские субкультуры

Любовь - Введение - Шаг 1.4 - Молодежные субкультуры в Японии

Что ‎такое‏ ‎отаку? ‎Как ‎вы ‎думаете, ‎к‏ ‎какому ‎типу‏ ‎людей‏ ‎относятся ‎отаку?

На ‎этом‏ ‎этапе ‎давайте‏ ‎рассмотрим, ‎что ‎обсуждает ‎Уильям‏ ‎М.‏ ‎Цуцуи ‎в‏ ‎своей ‎статье‏ ‎«Nerd ‎Nation: ‎Otaku ‎and ‎Youth‏ ‎Subculture‏ ‎in ‎Contemporary‏ ‎Japan» ‎в‏ ‎журнале ‎Education ‎about ‎Asia ‎13.3‏ ‎(2008),‏ ‎чтобы‏ ‎понять, ‎как‏ ‎академики ‎рассматривают‏ ‎и ‎анализируют‏ ‎отаку,‏ ‎фанатов ‎субкультуры‏ ‎хард-кор ‎и ‎их ‎связь ‎с‏ ‎молодежной ‎культурой‏ ‎в‏ ‎Японии.

Молодежные ‎культуры ‎и‏ ‎отаку

Возможно, ‎у‏ ‎некоторых ‎из ‎вас ‎есть‏ ‎представление‏ ‎о ‎том,‏ ‎что ‎японская‏ ‎субкультура ‎популярна ‎только ‎среди ‎тех,‏ ‎кто,‏ ‎так ‎называемые,‏ ‎«ботаники» ‎или‏ ‎«отаку». ‎Итак, ‎что ‎же ‎такое‏ ‎«отаку»?‏ ‎Что‏ ‎такое ‎«отаку-нес»?‏ ‎Уильям ‎М.‏ ‎Цуцуи ‎рассуждает‏ ‎следующим‏ ‎образом:

После ‎Второй‏ ‎мировой ‎войны ‎в ‎Японии ‎появилось‏ ‎множество ‎молодежных‏ ‎субкультур,‏ ‎многие ‎из ‎которых‏ ‎шокировали ‎вежливые‏ ‎чувства ‎и ‎подрывали ‎основные‏ ‎устои‏ ‎общества ‎поведением,‏ ‎считающимся ‎гедонистическим,‏ ‎эгоцентричным ‎и ‎девиантным. ‎Среди ‎субкультур,‏ ‎которые‏ ‎привлекают ‎наибольшее‏ ‎внимание, ‎как‏ ‎среди ‎общественности, ‎так ‎и ‎в‏ ‎научных‏ ‎кругах,‏ ‎- ‎отаку,‏ ‎печально ‎известные‏ ‎одержимые ‎поклонники‏ ‎манги,‏ ‎аниме, ‎видеоигр‏ ‎и ‎других ‎форм ‎японской ‎популярной‏ ‎культуры. ‎Обычно‏ ‎их‏ ‎называют ‎"ботаниками" ‎или‏ ‎"гиками", ‎в‏ ‎коллективном ‎воображении ‎японцев ‎отаку‏ ‎-‏ ‎это ‎социально‏ ‎неадаптированные ‎молодые‏ ‎люди, ‎физически ‎непривлекательные ‎(обычно ‎щуплые‏ ‎или‏ ‎с ‎лишним‏ ‎весом) ‎и‏ ‎неестественно ‎зацикленные ‎на ‎каком-то ‎узком‏ ‎уголке‏ ‎массовой‏ ‎культуры. ‎Оцука‏ ‎- ‎комментатор,‏ ‎"социально ‎неумелые‏ ‎одиночки.‏ ‎... ‎фанатично‏ ‎сведущие ‎в ‎одной ‎заумной ‎области,‏ ‎будь ‎то‏ ‎фильмы‏ ‎о ‎Годзилле ‎или‏ ‎история ‎борьбы‏ ‎сумо"; ‎они ‎"хронически ‎застенчивы",‏ ‎"болезненно‏ ‎бледны" ‎и‏ ‎"социально ‎неполноценны,‏ ‎но ‎часто ‎блестяще ‎технологически ‎замкнуты"."(1)‏ ‎Отаку,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎журналиста ‎Цудзуки‏ ‎Кёити, ‎это ‎"человек, ‎который ‎плохо‏ ‎выглядит,‏ ‎у‏ ‎которого ‎нет‏ ‎девушки, ‎который‏ ‎коллекционирует ‎глупые‏ ‎вещи‏ ‎и ‎...‏ ‎который ‎увлекается ‎чем-то ‎бесполезным" ‎(2)‏ ‎Если ‎говорить‏ ‎более‏ ‎ровными ‎словами ‎Оксфордского‏ ‎словаря ‎английского‏ ‎языка, ‎который ‎добавил ‎определение‏ ‎отаку‏ ‎в ‎марте‏ ‎2008 ‎года,
Первоначально‏ ‎в ‎Японии: ‎человек, ‎чрезвычайно ‎осведомленный‏ ‎о‏ ‎мельчайших ‎деталях‏ ‎определенного ‎хобби‏ ‎(особенно ‎одиночного ‎или ‎хобби ‎меньшинства);‏ ‎...‏ ‎тот,‏ ‎кто ‎искусен‏ ‎в ‎использовании‏ ‎компьютерных ‎технологий‏ ‎и,‏ ‎по ‎мнению‏ ‎некоторых, ‎плохо ‎взаимодействует ‎с ‎другими"(3).
С‏ ‎момента ‎своего‏ ‎появления‏ ‎в ‎1970-х ‎и‏ ‎1980-х ‎годах‏ ‎отаку ‎стали ‎крупным ‎социальным‏ ‎явлением,‏ ‎вызывающим ‎как‏ ‎страх, ‎неодобрение‏ ‎и ‎непонимание, ‎так ‎и ‎всеобщее‏ ‎восхищение.‏ ‎Возникновение ‎идентичности‏ ‎отаку ‎в‏ ‎Японии ‎вдохновило ‎книги, ‎фильмы ‎и‏ ‎художественные‏ ‎движения,‏ ‎которые ‎как‏ ‎прославляют, ‎так‏ ‎и ‎демонизируют‏ ‎субкультуры‏ ‎ярых ‎фанатов.‏ ‎Во ‎всем ‎мире ‎поклонники ‎японской‏ ‎поп-культуры ‎(прежде‏ ‎всего,‏ ‎аниме ‎и ‎манги)‏ ‎с ‎гордостью‏ ‎принимают ‎ярлык ‎"отаку" ‎и‏ ‎подражают‏ ‎действиям ‎японских‏ ‎фанатиков. ‎Между‏ ‎тем, ‎широкое ‎распространение ‎культуры ‎отаку‏ ‎вызвало‏ ‎недовольство ‎японской‏ ‎общественности, ‎способствуя‏ ‎давним ‎опасениям ‎по ‎поводу ‎вырождения‏ ‎и‏ ‎самопоглощения‏ ‎японской ‎молодежи.‏ ‎Понимание ‎мира‏ ‎отаку ‎может‏ ‎дать‏ ‎представление ‎о‏ ‎влиянии ‎достатка, ‎технологий ‎и ‎средств‏ ‎массовой ‎информации‏ ‎на‏ ‎молодых ‎японцев, ‎о‏ ‎глобализации ‎яркой‏ ‎молодежной ‎культуры ‎Японии ‎и‏ ‎о‏ ‎различных ‎социальных‏ ‎проблемах, ‎с‏ ‎которыми ‎сталкивается ‎тысячелетняя ‎Япония.

Новые ‎направления‏ ‎отаку

Как‏ ‎молодежная ‎культура,‏ ‎японская ‎субкультура‏ ‎обладает ‎значительной ‎подрывной ‎силой ‎против‏ ‎социальных‏ ‎систем,‏ ‎особенно ‎против‏ ‎системы ‎образования.‏ ‎Один ‎из‏ ‎корней‏ ‎японской ‎субкультуры‏ ‎вы ‎увидите ‎в ‎следующем ‎посте.

Многие‏ ‎психологи ‎и‏ ‎культурные‏ ‎критики ‎утверждают, ‎что‏ ‎корни ‎поведения‏ ‎отаку ‎лежат ‎в ‎высоко‏ ‎структурированных,‏ ‎даже ‎деспотичных‏ ‎образовательных ‎и‏ ‎социальных ‎системах ‎Японии. ‎Они ‎предположили,‏ ‎что‏ ‎информационный ‎фетишизм‏ ‎отаку ‎проистекает‏ ‎из ‎жесткого ‎распорядка ‎японского ‎школьного‏ ‎образования,‏ ‎в‏ ‎котором ‎особое‏ ‎внимание ‎уделяется‏ ‎заучиванию ‎и‏ ‎запоминанию‏ ‎огромного ‎количества‏ ‎разрозненных ‎фактов. ‎Социальная ‎неловкость ‎и‏ ‎склонность ‎к‏ ‎затворничеству‏ ‎отаку, ‎между ‎тем,‏ ‎широко ‎понимались‏ ‎как ‎реакция ‎против ‎давления‏ ‎на‏ ‎конформизм, ‎акцента‏ ‎на ‎группу‏ ‎и ‎тщательно ‎разработанных ‎норм ‎приличия,‏ ‎характерных‏ ‎для ‎японского‏ ‎общества. ‎И‏ ‎хотя ‎некоторые ‎комментаторы ‎настаивают ‎на‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎отаку ‎на‏ ‎самом ‎деле‏ ‎удивительно ‎общительны‏ ‎(особенно‏ ‎с ‎собратьями‏ ‎по ‎увлечению), ‎другие ‎ученые ‎убедительно‏ ‎доказывают, ‎что‏ ‎отаку‏ ‎склонны ‎формировать ‎безличные‏ ‎сети, ‎а‏ ‎не ‎дружеские ‎сообщества…

С ‎тех‏ ‎пор‏ ‎как ‎японская‏ ‎субкультура ‎отаку‏ ‎начала ‎привлекать ‎внимание ‎общественности ‎в‏ ‎1980-х‏ ‎годах, ‎она‏ ‎развивалась ‎в‏ ‎различных ‎новых ‎направлениях. ‎Хотя ‎многие‏ ‎первые‏ ‎отаку‏ ‎были ‎особенно‏ ‎зациклены ‎на‏ ‎научной ‎фантастике‏ ‎(будь‏ ‎то ‎фильмы‏ ‎о ‎Годзилле ‎или ‎телесериалы, ‎такие‏ ‎как ‎«Ультрамен»),‏ ‎воображаемые‏ ‎и ‎визуально ‎богатые‏ ‎сферы ‎манги‏ ‎и ‎аниме ‎вскоре ‎стали‏ ‎наиболее‏ ‎распространенным ‎увлечением.‏ ‎К ‎началу‏ ‎нового ‎тысячелетия ‎интересы ‎отаку ‎стали‏ ‎более‏ ‎откровенно ‎сексуальными.‏ ‎В ‎аниме,‏ ‎манге ‎или ‎в ‎виде ‎коллекционных‏ ‎пластиковых‏ ‎моделей‏ ‎появилось ‎множество‏ ‎гару-гэ ‎(«игры‏ ‎для ‎девочек»,‏ ‎программы‏ ‎для ‎моделирования‏ ‎свиданий) ‎и ‎женских ‎фантастических ‎персонажей.‏ ‎. ‎.‏ ‎.‏ ‎Как ‎предполагают ‎многие‏ ‎аналитики, ‎долгосрочный‏ ‎переход ‎во ‎вкусах ‎отаку‏ ‎от‏ ‎научной ‎фантастики‏ ‎и ‎анимации‏ ‎к ‎занятиям, ‎рассматриваемым ‎обществом ‎как‏ ‎извращенные,‏ ‎порнографические ‎и‏ ‎часто ‎педофилические,‏ ‎был ‎вызван ‎распространением ‎манги ‎и‏ ‎аниме‏ ‎в‏ ‎1990-х ‎годах.‏ ‎По ‎мере‏ ‎того, ‎как‏ ‎японская‏ ‎публика ‎принимала‏ ‎такие ‎формы, ‎как ‎аниме, ‎отаку‏ ‎были ‎вынуждены‏ ‎переходить‏ ‎к ‎более ‎возмутительным‏ ‎и ‎оскорбительным‏ ‎увлечениям, ‎чтобы ‎сохранить ‎свою‏ ‎дистанцию‏ ‎от ‎вежливого‏ ‎общества ‎и‏ ‎противостоять ‎его ‎приличиям. ‎Как ‎заметил‏ ‎один‏ ‎из ‎исследователей:‏ ‎«Сегодняшняя ‎субкультура‏ ‎выбирает ‎войны ‎в ‎видеоиграх ‎вместо‏ ‎уличных‏ ‎беспорядков,‏ ‎девиантность ‎вместо‏ ‎активизма. ‎…‏ ‎эротические ‎фантазии‏ ‎вместо‏ ‎сексуальной ‎свободы,‏ ‎и ‎пустое ‎самосознание ‎вместо ‎экзистенциального‏ ‎гнева». ‎(4)

Ваши‏ ‎мысли?

Как‏ ‎вы ‎читали ‎выше,‏ ‎японская ‎субкультура‏ ‎возникает ‎на ‎фоне ‎высокой‏ ‎конкуренции.‏ ‎Пожалуйста, ‎подумайте‏ ‎о ‎молодежной‏ ‎культуре, ‎окружающей ‎вас. ‎Оказывает ‎ли‏ ‎она‏ ‎какое-либо ‎социальное‏ ‎влияние? ‎Если‏ ‎да, ‎то ‎каким ‎образом? ‎Поделитесь‏ ‎своими‏ ‎мыслями‏ ‎с ‎другими‏ ‎учащимися ‎в‏ ‎области ‎комментариев.‏ ‎Не‏ ‎стесняйтесь ‎читать‏ ‎и ‎отвечать ‎на ‎комментарии ‎других‏ ‎людей.

Примечания

  1. The ‎Incredibly‏ ‎Strange‏ ‎Mutant ‎Creatures ‎Who‏ ‎Rule ‎the‏ ‎Universe ‎of ‎Alienated ‎Japanese‏ ‎Zombie‏ ‎Computer ‎Nerds‏ ‎(otaku ‎to‏ ‎You) ‎Статья, ‎опубликованная ‎в ‎журнале‏ ‎Wired‏ ‎1.01 ‎(март-апрель‏ ‎2003) ‎Марком‏ ‎Шеллингом, ‎упоминается ‎в ‎этом ‎шаге‏ ‎в‏ ‎разделе‏ ‎"Молодежные ‎культуры‏ ‎и ‎отаку".
  2. I’m‏ ‎Alone, ‎but‏ ‎Not‏ ‎Lonely: ‎Japanese‏ ‎otaku-Kids ‎Colonize ‎the ‎Realm ‎of‏ ‎Information ‎and‏ ‎Media‏ ‎"кто-то, ‎кто ‎плохо‏ ‎выглядит, ‎у‏ ‎кого ‎нет ‎девушки, ‎кто‏ ‎собирает‏ ‎глупые ‎вещи,‏ ‎и ‎...‏ ‎кто ‎увлекается ‎чем-то ‎бесполезным." ‎цитирует‏ ‎Фолькер‏ ‎Грассмук ‎в‏ ‎статье ‎"‘I’m‏ ‎Alone, ‎but ‎Not ‎Lonely’: ‎Japanese‏ ‎otaku-Kids‏ ‎Colonize‏ ‎the ‎Realm‏ ‎of ‎Information‏ ‎and ‎Media"‏ ‎(1990).
  3. Oxford‏ ‎Dictionary ‎Online‏ ‎"Otaku" ‎определение, ‎взятое ‎из ‎этого‏ ‎шага, ‎Accessed‏ ‎July‏ ‎3, ‎2008.
  4. Little ‎Boy:‏ ‎The ‎Arts‏ ‎of ‎Japan’s ‎Exploding ‎Subculture‏ ‎Александра‏ ‎Манро, ‎"Introducing‏ ‎Little ‎Boy"‏ ‎в ‎книге ‎"Little ‎Boy: ‎The‏ ‎Arts‏ ‎of ‎Japan’s‏ ‎Exploding ‎Subculture",‏ ‎ред. ‎Murakami ‎Takashi ‎(New ‎Haven:‏ ‎Yale‏ ‎University‏ ‎Press, ‎2005),‏ ‎256, ‎ссылается‏ ‎с ‎этого‏ ‎шага.
Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048