• В этом канале, помимо теоретических рассуждений и рассказов о новых идеях, я буду регулярно публиковать практическую информацию. В том числе, реальные кейсы, связанные с придумыванием и реализацией того или иного проекта.

    Один из них связан с музеем современного искусства Эрарта, в котором я работал с момента его открытия в 2010 году до закрытия проекта Эрарта Сцена в 2018.

    Об Эрарта Сцене я обязательно расскажу позже, а пока речь идет о конкретной творческой задаче, которую мы должны были решать в 2011 году.


    Итак, в сентябре 2011 года музею предстояло отпраздновать свой первый год работы. Вспоминая о том, как мы устроили открытие музея, а тогда мы сделали бесплатный вход для всех желающих, и в пятиэтажном здании Эрарта, на 8000 квадратных метрах, было не протолкнуться от людей, мы хотели повторить нечто подобное. Но были определенные условия, которые надо было как-то выполнить.

    Итак, задача - сделать шумный праздник и дать возможность людям, в память об открытии, попасть в музей бесплатно. Это претендовало и на хорошую традицию, и имело смысл с точки зрения маркетинга. Так как музей был еще не очень известен в городе, подобная бесплатная для посетителей акция, давала нам возможность получить большую партию лояльной аудитории.

    Но кроме задачи, как водится, было и условие. Точнее казавшееся невыполнимым обременение. Владельцы музея хотели одновременно двух противоречащих друг другу вещей: сделать свободный вход, но при этом показать как можно меньше экспозиции музея. Требование понятное, ведь все эти люди, посмотрев бесплатно на коллекцию, решили бы, что на ближайшие несколько лет их программа по посещению Эрарты выполнена.

    И вот нам предстояло каким-то дзен-буддистким озарением, мысленным скачком и парадоксальным вывертом решить эту задачу.

    В этом канале, помимо теоретических рассуждений и рассказов о новых идеях, я буду регулярно публиковать практическую информацию. В том числе, реальные кейсы, связанные с придумыванием и реализацией того или иного проекта.

    Один из них связан с музеем современного искусства Эрарта, в котором я работал с момента его открытия в 2010 году до закрытия проекта Эрарта Сцена в 2018.

    Об Эрарта Сцене я обязательно расскажу позже, а пока речь идет о конкретной творческой задаче, которую мы должны были решать в 2011 году.


    Итак, в сентябре 2011 года музею предстояло отпраздновать свой первый год работы. Вспоминая о том, как мы устроили открытие музея, а тогда мы сделали бесплатный вход для всех желающих, и в пятиэтажном здании Эрарта, на 8000 квадратных метрах, было не протолкнуться от людей, мы хотели повторить нечто подобное. Но были определенные условия, которые надо было как-то выполнить.

    Итак, задача - сделать шумный праздник и дать возможность людям, в память об открытии, попасть в музей бесплатно. Это претендовало и на хорошую традицию, и имело смысл с точки зрения маркетинга. Так как музей был еще не очень известен в городе, подобная бесплатная для посетителей акция, давала нам возможность получить большую партию лояльной аудитории.

    Но кроме задачи, как водится, было и условие. Точнее казавшееся невыполнимым обременение. Владельцы музея хотели одновременно двух противоречащих друг другу вещей: сделать свободный вход, но при этом показать как можно меньше экспозиции музея. Требование понятное, ведь все эти люди, посмотрев бесплатно на коллекцию, решили бы, что на ближайшие несколько лет их программа по посещению Эрарты выполнена.

    И вот нам предстояло каким-то дзен-буддистким озарением, мысленным скачком и парадоксальным вывертом решить эту задачу.

    Бесплатный
  • Не стесняйтесь рассказывать о своем проекте. Более того, старайтесь это делать как можно чаще и как можно большему количеству людей. И выбирайте людей совершенно разного статуса, образования, интеллекта, эмоционального типа.

    Таким образом вы не только проверите заразительность и понятность своей идеи на разной целевой аудитории, но прежде всего поможете самому себе лучше взглянуть на свой новый проект.

    Понятно, что вы уже тысячу раз проговаривали все детали своего нового детища внутри себя. Но это не совсем то. Сознание наше, несмотря на иллюзию того, что вы пользуетесь внутри него традиционной речью, на самом деле с вами лукавит. И какие-то неочевидные вещи в вашей идее оно ловко пробрасывает и обходит стороной. Вполне вероятно, с вероятностью 99 процентов в вашем стартапе есть какие-то недодуманные места, определенные пробелы. Но вам подсознательно так хочется, чтобы проект вышел на стадию реализации, что вы убеждаете себя, что он идеален.

    Между тем, начиная кому-то рассказывать свою идею вы вынуждены излагать ее поступательно и последовательно. И если в ходе рассказа появляется "слабое место", так просто обойти его уже не получится. И как минимум, вы поймете для себя, что где-то есть "затык". А как максимум, тут же, по бразильской системе, найдете решение проблемного места. Либо ваш собеседник в диалоге натолкнет вас на это решение.


    С другой стороны в вашем распоряжении окажется источник интеллектуального и эмоционального фидбэка, притом в реальном времени. Вы тут же почувствуете, когда ваш визави теряет интерес к вашей истории (значит, здесь есть какая-то слабина) и ровно наоборот, вы увидите, когда загорятся его глаза. Именно то, о чем вы будете говорить в этот момент, является смысловым и эмоциональным узлом проекта.

    И наконец проговаривая сто раз одну и ту же историю, вы естественным образом разложите весь проект по смысловым полочкам, структурируете его в той последовательности, которая максимально понятна вашей аудитории. Грубо говоря, вы проведете полевое исследование и одновременно черновик вашей официальной презентации.

    Не стесняйтесь рассказывать о своем проекте. Более того, старайтесь это делать как можно чаще и как можно большему количеству людей. И выбирайте людей совершенно разного статуса, образования, интеллекта, эмоционального типа.

    Таким образом вы не только проверите заразительность и понятность своей идеи на разной целевой аудитории, но прежде всего поможете самому себе лучше взглянуть на свой новый проект.

    Понятно, что вы уже тысячу раз проговаривали все детали своего нового детища внутри себя. Но это не совсем то. Сознание наше, несмотря на иллюзию того, что вы пользуетесь внутри него традиционной речью, на самом деле с вами лукавит. И какие-то неочевидные вещи в вашей идее оно ловко пробрасывает и обходит стороной. Вполне вероятно, с вероятностью 99 процентов в вашем стартапе есть какие-то недодуманные места, определенные пробелы. Но вам подсознательно так хочется, чтобы проект вышел на стадию реализации, что вы убеждаете себя, что он идеален.

    Между тем, начиная кому-то рассказывать свою идею вы вынуждены излагать ее поступательно и последовательно. И если в ходе рассказа появляется "слабое место", так просто обойти его уже не получится. И как минимум, вы поймете для себя, что где-то есть "затык". А как максимум, тут же, по бразильской системе, найдете решение проблемного места. Либо ваш собеседник в диалоге натолкнет вас на это решение.


    С другой стороны в вашем распоряжении окажется источник интеллектуального и эмоционального фидбэка, притом в реальном времени. Вы тут же почувствуете, когда ваш визави теряет интерес к вашей истории (значит, здесь есть какая-то слабина) и ровно наоборот, вы увидите, когда загорятся его глаза. Именно то, о чем вы будете говорить в этот момент, является смысловым и эмоциональным узлом проекта.

    И наконец проговаривая сто раз одну и ту же историю, вы естественным образом разложите весь проект по смысловым полочкам, структурируете его в той последовательности, которая максимально понятна вашей аудитории. Грубо говоря, вы проведете полевое исследование и одновременно черновик вашей официальной презентации.

    Бесплатный
  • А вот короткий совсем пост про то, как весело придумывать какие-то вещи, исходя из текущего контекста.

    Итак, дана проблема: уход с российского рынка известных брендов одежды

    А также даны благоприятные условия: судя по всему, власти и соответсвующие надзорные органы будут сквозь пальцы смотреть на нарушение авторских прав зарубежных компаний.

    Ну, и задача: придумать решение проблемы, с учетом благоприятных условий, но при этом найти изящный и желательно юмористический, то есть эмоционально подключающий ход.

    Подобный процесс придумывания возможен, и это самый приятный сценарий, как некая необязательная игра - разминка для мозга.

    Вот и в этом случае мы покрутили немного ситуацию, стали фантазировать, чтобы такого мы могли предложить миру, и вспомнили знаменитую картину Рене Магритта, а также посвященный ей текст философа Мишеля Фуко, "Это не трубка".


    А вот короткий совсем пост про то, как весело придумывать какие-то вещи, исходя из текущего контекста.

    Итак, дана проблема: уход с российского рынка известных брендов одежды

    А также даны благоприятные условия: судя по всему, власти и соответсвующие надзорные органы будут сквозь пальцы смотреть на нарушение авторских прав зарубежных компаний.

    Ну, и задача: придумать решение проблемы, с учетом благоприятных условий, но при этом найти изящный и желательно юмористический, то есть эмоционально подключающий ход.

    Подобный процесс придумывания возможен, и это самый приятный сценарий, как некая необязательная игра - разминка для мозга.

    Вот и в этом случае мы покрутили немного ситуацию, стали фантазировать, чтобы такого мы могли предложить миру, и вспомнили знаменитую картину Рене Магритта, а также посвященный ей текст философа Мишеля Фуко, "Это не трубка".


    Бесплатный
  • Когда мы сталкиваемся с миром создания новых идей и новых проектов, то первая проблема, которая встает перед нами - осознание того, что практически невозможно придумать ничего нового.


    И если до изобретения и широкого внедрения в массы интернета, вы еще могли себе позволить пребывать в иллюзии собственной оригинальности, то сейчас нажатием пары клавиш в поисковике, вы скорее всего обнаружите, что ваша суперкрутая идея уже кем-то придумана. И хуже того, реализована.

    Это нормально и это объяснимо. Мало того, что в нашем многомиллиардном мире много людей одновременно стараются придумать что-то особенное, так они еще, как правило, находятся в одном контексте. Плывут в одном потоке, а следовательно знают о том, что уже изобретено и ощущают примерно сходные запросы у аудитории.

    Эти плагиат-ситуации делятся на три типа:

    Тип первый. Вы что-то уже когда-тол прочитали, возможно, не очень внимательно. И оно проскочило мимо вашего сознания, но накрепко осело в подсознательной части мозга. Спустя какое-то время, мозг играет с вами злую шутку, вытаскивает на белый свет чужую идею, но умалчивает об источнике ее происхождения. Вы радостно выдаете идею за свою, выдаете прежде всего самому себе. Хорошо если вы после этого догадаетесь погуглить аналоги, увидеть нечто похожее, а в идеале, еще и вспомнить, откуда вы сами взяли эту тему. Хуже, если вы сразу ринулись эту свою идею воплощать в жизнь, а обвинение в плагиате прилетело вам уже гораздо позже.

    Тип второй. Идеи из ноосферы. Частый случай относительно научных открытий. Когда, например, радио изобретали одновременно в России и Италии. Общий пейзаж науки и техники естественным образом толкает изобретателей со схожим образом мысли в одном и том же направлении. Они делают, независимо друг от друга, одинаковые шаги. И в какой-то момент выясняется, что изобрели одно и то же. И тут, как правил, выигрывает тот, кто раньше начал воплощать сою идею в жизнь, либо тот, кто сделал это более круто. Часто такие авторы-двойники находят в себе силы договориться друг с другом и действовать согласованно. В финансовом плане они, возможно, проигрывают, но в общем смысле это работает только на благо человечества. В этом варианте, кстати, Гугл-ресерч только вредит и лучше действовать без оглядки. И еще очень важное следствие из текущих предпосылок - нельзя подобную идею откладывать в долгий ящик с намерением вернуться к ней позже. Если вы интуитивно чувствуете, что "вот оно", то, не медля ни секунды, приступайте к его реализации. Пусть криво и косо, но показывайте ее миру.

    Когда мы сталкиваемся с миром создания новых идей и новых проектов, то первая проблема, которая встает перед нами - осознание того, что практически невозможно придумать ничего нового.


    И если до изобретения и широкого внедрения в массы интернета, вы еще могли себе позволить пребывать в иллюзии собственной оригинальности, то сейчас нажатием пары клавиш в поисковике, вы скорее всего обнаружите, что ваша суперкрутая идея уже кем-то придумана. И хуже того, реализована.

    Это нормально и это объяснимо. Мало того, что в нашем многомиллиардном мире много людей одновременно стараются придумать что-то особенное, так они еще, как правило, находятся в одном контексте. Плывут в одном потоке, а следовательно знают о том, что уже изобретено и ощущают примерно сходные запросы у аудитории.

    Эти плагиат-ситуации делятся на три типа:

    Тип первый. Вы что-то уже когда-тол прочитали, возможно, не очень внимательно. И оно проскочило мимо вашего сознания, но накрепко осело в подсознательной части мозга. Спустя какое-то время, мозг играет с вами злую шутку, вытаскивает на белый свет чужую идею, но умалчивает об источнике ее происхождения. Вы радостно выдаете идею за свою, выдаете прежде всего самому себе. Хорошо если вы после этого догадаетесь погуглить аналоги, увидеть нечто похожее, а в идеале, еще и вспомнить, откуда вы сами взяли эту тему. Хуже, если вы сразу ринулись эту свою идею воплощать в жизнь, а обвинение в плагиате прилетело вам уже гораздо позже.

    Тип второй. Идеи из ноосферы. Частый случай относительно научных открытий. Когда, например, радио изобретали одновременно в России и Италии. Общий пейзаж науки и техники естественным образом толкает изобретателей со схожим образом мысли в одном и том же направлении. Они делают, независимо друг от друга, одинаковые шаги. И в какой-то момент выясняется, что изобрели одно и то же. И тут, как правил, выигрывает тот, кто раньше начал воплощать сою идею в жизнь, либо тот, кто сделал это более круто. Часто такие авторы-двойники находят в себе силы договориться друг с другом и действовать согласованно. В финансовом плане они, возможно, проигрывают, но в общем смысле это работает только на благо человечества. В этом варианте, кстати, Гугл-ресерч только вредит и лучше действовать без оглядки. И еще очень важное следствие из текущих предпосылок - нельзя подобную идею откладывать в долгий ящик с намерением вернуться к ней позже. Если вы интуитивно чувствуете, что "вот оно", то, не медля ни секунды, приступайте к его реализации. Пусть криво и косо, но показывайте ее миру.

    Бесплатный
  • Много лет я занимался созданием проектов в привычной физической реальности, не помышляя о том, чтобы перейти в онлайн. Да, честно говоря, на заре моей деятельности и онлайна никакого толком не было. Зачаточные социальные медиа в лице Живого журнала, сайты разной степени нелепости, вот пожалуй и все.

    И в привычном офлайн-формате традиционно считалось, что свои гениальные идеи надо беречь. Не отдавать их никому, тщательно оберегать от воровства и пытаться реализовывать самостоятельно. Другое дело, что никто не объяснял нам следующие вещи:

    а) как реализовать идею собственными силами, особенно, если она требует серьезных вложений и привлечения большого количества разных ресурсов.

    б) как пытаться найти эти ресурсы и вложения, при этом не рассказывая потенциальным партнерам свою идею.

    в) что делать, если все-таки озвученная где-то идея вдруг заимствуемая кем-то нехорошим, как достоять свое право на изобретение.

    Конечно, некий призрачный ответ на последний вопрос существовал. Говорилось о каких-то загадочных патентных бюро, в которых можно было зарегистрировать что угодно. Но и здесь энтузиастов подстерегала масса неожиданностей. Во-первых, было очевидно, что данная процедура дело очень дорогое. Непонятно, как с этим было поступать, потому что и денег особых не наблюдалось, а главное, даже если вы готовы были рискнуть и занять где-то средств, надо было быть на триста процентов уверенными, что ваша идея безусловно выигрышная, и вложения стоят того. В те времена никто еще не знал ни про какие теории стартапов, ни про какие методики проверки гипотезы и выхода на MVP. И если уж предстояло действовать, то сразу идти ва-банк. Вторая проблема, подстерегавшая желающего пойти путем регистрации прав заключалась в том, что на самом деле зафиксировать свои права можно далеко не на все. Название, фирменный стиль, какие-то готовые решения - да, а вот сама идея, описание механизма работы на самом деле практически не поддавалась документации. Точнее, не имела смысла. Судите сами, любой человек мог взять вашу идею, выраженную в виде описания, поменять буквально несколько строк или условий и уже смело выдавать ее за свою собственную.

    Теоретически можно было бы через многочисленные суды пробовать отстаивать свою правоту, но уверенности в положительном исходе вопроса было совсем немного.

    Таким образом, испуганные воровством, практически цепеняя от угрозы предполагаемых грабителей, авторы идеи откладывали ее на потом - в заколках памяти или в ящике стола, с мечтой вернуться к ее реализации когда-нибудь, потом, при благоприятных обстоятельствах.

    Много лет я занимался созданием проектов в привычной физической реальности, не помышляя о том, чтобы перейти в онлайн. Да, честно говоря, на заре моей деятельности и онлайна никакого толком не было. Зачаточные социальные медиа в лице Живого журнала, сайты разной степени нелепости, вот пожалуй и все.

    И в привычном офлайн-формате традиционно считалось, что свои гениальные идеи надо беречь. Не отдавать их никому, тщательно оберегать от воровства и пытаться реализовывать самостоятельно. Другое дело, что никто не объяснял нам следующие вещи:

    а) как реализовать идею собственными силами, особенно, если она требует серьезных вложений и привлечения большого количества разных ресурсов.

    б) как пытаться найти эти ресурсы и вложения, при этом не рассказывая потенциальным партнерам свою идею.

    в) что делать, если все-таки озвученная где-то идея вдруг заимствуемая кем-то нехорошим, как достоять свое право на изобретение.

    Конечно, некий призрачный ответ на последний вопрос существовал. Говорилось о каких-то загадочных патентных бюро, в которых можно было зарегистрировать что угодно. Но и здесь энтузиастов подстерегала масса неожиданностей. Во-первых, было очевидно, что данная процедура дело очень дорогое. Непонятно, как с этим было поступать, потому что и денег особых не наблюдалось, а главное, даже если вы готовы были рискнуть и занять где-то средств, надо было быть на триста процентов уверенными, что ваша идея безусловно выигрышная, и вложения стоят того. В те времена никто еще не знал ни про какие теории стартапов, ни про какие методики проверки гипотезы и выхода на MVP. И если уж предстояло действовать, то сразу идти ва-банк. Вторая проблема, подстерегавшая желающего пойти путем регистрации прав заключалась в том, что на самом деле зафиксировать свои права можно далеко не на все. Название, фирменный стиль, какие-то готовые решения - да, а вот сама идея, описание механизма работы на самом деле практически не поддавалась документации. Точнее, не имела смысла. Судите сами, любой человек мог взять вашу идею, выраженную в виде описания, поменять буквально несколько строк или условий и уже смело выдавать ее за свою собственную.

    Теоретически можно было бы через многочисленные суды пробовать отстаивать свою правоту, но уверенности в положительном исходе вопроса было совсем немного.

    Таким образом, испуганные воровством, практически цепеняя от угрозы предполагаемых грабителей, авторы идеи откладывали ее на потом - в заколках памяти или в ящике стола, с мечтой вернуться к ее реализации когда-нибудь, потом, при благоприятных обстоятельствах.

    Бесплатный