logo
idEoteka
logo idEoteka

Кейс: "Нарисуйся в Эрарте"

В ‎этом‏ ‎канале, ‎помимо ‎теоретических ‎рассуждений ‎и‏ ‎рассказов ‎о‏ ‎новых‏ ‎идеях, ‎я ‎буду‏ ‎регулярно ‎публиковать‏ ‎практическую ‎информацию. ‎В ‎том‏ ‎числе,‏ ‎реальные ‎кейсы,‏ ‎связанные ‎с‏ ‎придумыванием ‎и ‎реализацией ‎того ‎или‏ ‎иного‏ ‎проекта.

Один ‎из‏ ‎них ‎связан‏ ‎с ‎музеем ‎современного ‎искусства ‎Эрарта,‏ ‎в‏ ‎котором‏ ‎я ‎работал‏ ‎с ‎момента‏ ‎его ‎открытия‏ ‎в‏ ‎2010 ‎году‏ ‎до ‎закрытия ‎проекта ‎Эрарта ‎Сцена‏ ‎в ‎2018.

Об‏ ‎Эрарта‏ ‎Сцене ‎я ‎обязательно‏ ‎расскажу ‎позже,‏ ‎а ‎пока ‎речь ‎идет‏ ‎о‏ ‎конкретной ‎творческой‏ ‎задаче, ‎которую‏ ‎мы ‎должны ‎были ‎решать ‎в‏ ‎2011‏ ‎году.


Итак, ‎в‏ ‎сентябре ‎2011‏ ‎года ‎музею ‎предстояло ‎отпраздновать ‎свой‏ ‎первый‏ ‎год‏ ‎работы. ‎Вспоминая‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎мы‏ ‎устроили‏ ‎открытие ‎музея,‏ ‎а ‎тогда ‎мы ‎сделали ‎бесплатный‏ ‎вход ‎для‏ ‎всех‏ ‎желающих, ‎и ‎в‏ ‎пятиэтажном ‎здании‏ ‎Эрарта, ‎на ‎8000 ‎квадратных‏ ‎метрах,‏ ‎было ‎не‏ ‎протолкнуться ‎от‏ ‎людей, ‎мы ‎хотели ‎повторить ‎нечто‏ ‎подобное.‏ ‎Но ‎были‏ ‎определенные ‎условия,‏ ‎которые ‎надо ‎было ‎как-то ‎выполнить.

Итак,‏ ‎задача‏ ‎-‏ ‎сделать ‎шумный‏ ‎праздник ‎и‏ ‎дать ‎возможность‏ ‎людям,‏ ‎в ‎память‏ ‎об ‎открытии, ‎попасть ‎в ‎музей‏ ‎бесплатно. ‎Это‏ ‎претендовало‏ ‎и ‎на ‎хорошую‏ ‎традицию, ‎и‏ ‎имело ‎смысл ‎с ‎точки‏ ‎зрения‏ ‎маркетинга. ‎Так‏ ‎как ‎музей‏ ‎был ‎еще ‎не ‎очень ‎известен‏ ‎в‏ ‎городе, ‎подобная‏ ‎бесплатная ‎для‏ ‎посетителей ‎акция, ‎давала ‎нам ‎возможность‏ ‎получить‏ ‎большую‏ ‎партию ‎лояльной‏ ‎аудитории.

Но ‎кроме‏ ‎задачи, ‎как‏ ‎водится,‏ ‎было ‎и‏ ‎условие. ‎Точнее ‎казавшееся ‎невыполнимым ‎обременение.‏ ‎Владельцы ‎музея‏ ‎хотели‏ ‎одновременно ‎двух ‎противоречащих‏ ‎друг ‎другу‏ ‎вещей: ‎сделать ‎свободный ‎вход,‏ ‎но‏ ‎при ‎этом‏ ‎показать ‎как‏ ‎можно ‎меньше ‎экспозиции ‎музея. ‎Требование‏ ‎понятное,‏ ‎ведь ‎все‏ ‎эти ‎люди,‏ ‎посмотрев ‎бесплатно ‎на ‎коллекцию, ‎решили‏ ‎бы,‏ ‎что‏ ‎на ‎ближайшие‏ ‎несколько ‎лет‏ ‎их ‎программа‏ ‎по‏ ‎посещению ‎Эрарты‏ ‎выполнена.

И ‎вот ‎нам ‎предстояло ‎каким-то‏ ‎дзен-буддистким ‎озарением,‏ ‎мысленным‏ ‎скачком ‎и ‎парадоксальным‏ ‎вывертом ‎решить‏ ‎эту ‎задачу.

И ‎тут ‎я‏ ‎позволю‏ ‎себе ‎опять‏ ‎немного ‎теории‏ ‎:

а) ‎не ‎бойтесь ‎доводить ‎абсурдные‏ ‎на‏ ‎первый ‎взгляд‏ ‎задачи ‎до‏ ‎окончательного ‎абсурда. ‎Ищите ‎точку ‎напряжения‏ ‎и‏ ‎повышайте‏ ‎давление ‎бессмысленности‏ ‎до ‎максимума.

б)‏ ‎не ‎стесняйтесь‏ ‎при‏ ‎обсуждении ‎-‏ ‎с ‎коллегами ‎или ‎даже ‎с‏ ‎самим ‎собой‏ ‎-‏ ‎вбрасывать ‎самые ‎дурацкие‏ ‎и ‎бредовые‏ ‎идеи. ‎Это ‎основа ‎любого‏ ‎качественного‏ ‎брейнсторма ‎-‏ ‎отключить ‎тормоза‏ ‎и ‎главное ‎врожденный ‎страх ‎быть‏ ‎непонятым‏ ‎и ‎высмеянным.‏ ‎Самый ‎большой‏ ‎бред ‎в ‎итоге ‎может ‎оказаться‏ ‎гениальным‏ ‎озарением.‏ ‎Или, ‎как‏ ‎минимум, ‎даст‏ ‎направление ‎мысли‏ ‎для‏ ‎ваших ‎коллег‏ ‎в ‎какую-то ‎совершенно ‎непредсказуемую ‎сторону.

Итак,‏ ‎мы ‎сели‏ ‎за‏ ‎большой ‎переговорный ‎стол‏ ‎в ‎специально‏ ‎отведенной ‎для ‎совещаний ‎комнате.‏ ‎Как‏ ‎сейчас ‎помню,‏ ‎вид ‎из‏ ‎окна ‎на ‎ДК ‎Кирова, ‎желтые‏ ‎кресла‏ ‎с ‎высоченными‏ ‎спинками ‎(на‏ ‎колесиках, ‎что ‎очень ‎удобно ‎для‏ ‎размышления)‏ ‎и‏ ‎картины ‎с‏ ‎черепами ‎по‏ ‎стенам.

И ‎коллективно‏ ‎понимая,‏ ‎что ‎задача‏ ‎нам ‎предстоит ‎практически ‎нереальная, ‎мы‏ ‎просто ‎расслабились,‏ ‎отпустили‏ ‎себя ‎и ‎стали‏ ‎нести ‎полный‏ ‎бред. ‎Хотя ‎в ‎этом‏ ‎бреду‏ ‎прослеживался ‎определённый‏ ‎системный ‎вектор.

Итак,‏ ‎если ‎мы ‎должны ‎сделать ‎бесплатный‏ ‎вход‏ ‎для ‎всех,‏ ‎но ‎при‏ ‎этом ‎не ‎показать ‎этим ‎всем‏ ‎наши‏ ‎картины,‏ ‎что ‎просится‏ ‎в ‎первую‏ ‎очередь? ‎Дать‏ ‎самый‏ ‎очевидный ‎ответ‏ ‎мешали ‎внутренние ‎блоки, ‎именно ‎поэтому‏ ‎мы ‎пришли‏ ‎к‏ ‎нему ‎через ‎два‏ ‎часа ‎жарких‏ ‎обсуждений. ‎Между ‎тем, ‎именно‏ ‎он‏ ‎и ‎стал‏ ‎отправной ‎точкой‏ ‎для ‎нашей ‎идеи. ‎Итак, ‎ответ‏ ‎простейший:‏ ‎чтобы ‎не‏ ‎показать ‎толпе‏ ‎гостей ‎картины, ‎их ‎просто ‎надо‏ ‎снять.

Бред?‏ ‎Полнейший.‏ ‎Музей ‎без‏ ‎самого ‎содержания‏ ‎музея. ‎Но‏ ‎интуитивно‏ ‎мы ‎почувствовали,‏ ‎как ‎"драйвит" ‎нас ‎сама ‎скандальность‏ ‎этой ‎идеи.

Не‏ ‎побоявшись‏ ‎взять ‎это ‎предложение‏ ‎за ‎отправную‏ ‎точку, ‎мы ‎пошли ‎раскручивать‏ ‎идею‏ ‎дальше.

Если ‎гости‏ ‎приходят ‎в‏ ‎музей, ‎но ‎в ‎музее ‎на‏ ‎стенах‏ ‎ничего ‎не‏ ‎висит, ‎то‏ ‎что ‎им ‎делать ‎здесь? ‎Ответ:‏ ‎если‏ ‎это‏ ‎музей, ‎и‏ ‎в ‎нем‏ ‎есть ‎пустые‏ ‎стены‏ ‎для ‎картин,‏ ‎значит, ‎мы ‎можем ‎дать ‎людям‏ ‎возможность ‎повесить‏ ‎на‏ ‎них ‎собственные ‎картины.‏ ‎И ‎таким‏ ‎образом, ‎любой ‎желающий, ‎используя‏ ‎"большую‏ ‎рамку" ‎Эрарты,‏ ‎ее ‎контекст,‏ ‎превращается ‎в ‎художника, ‎чьим ‎работы‏ ‎выставлялись‏ ‎в ‎самом‏ ‎настоящем ‎музее.‏ ‎И ‎в ‎данном ‎случае ‎вообще‏ ‎не‏ ‎важно,‏ ‎что ‎работы‏ ‎эти ‎провисят‏ ‎в ‎экспозиции‏ ‎всего‏ ‎лишь ‎пару‏ ‎часов. ‎

Отлично. ‎Как ‎в ‎любом‏ ‎озарении, ‎которое‏ ‎похоже‏ ‎на ‎удачное, ‎тут‏ ‎же ‎к‏ ‎идее ‎приклеиваются ‎и ‎идеологические‏ ‎и‏ ‎маркетинговые ‎обоснования.‏ ‎Мы ‎вспоминаем‏ ‎фразу ‎Йозефа ‎Бойса ‎"В ‎каждом‏ ‎из‏ ‎нас ‎живет‏ ‎художник", ‎которая‏ ‎к ‎тому ‎же ‎является ‎негласным‏ ‎девизом‏ ‎Эрарты.‏ ‎Обоснование ‎получено,‏ ‎и ‎оно‏ ‎в ‎свою‏ ‎очередь‏ ‎дает ‎нам‏ ‎следующий ‎креативный ‎импульс. ‎Рассуждаем ‎так:‏ ‎далеко ‎не‏ ‎каждый‏ ‎сможет ‎или ‎захочет‏ ‎принести ‎в‏ ‎Эрарту ‎свою ‎картину. ‎А‏ ‎у‏ ‎многих ‎таких‏ ‎картин ‎попросту‏ ‎нет. ‎Соответственно, ‎мы ‎должны ‎дать‏ ‎всем‏ ‎желающим ‎возможность‏ ‎нарисовать ‎эту‏ ‎картину ‎прямо ‎в ‎Эрарте.

И ‎эта‏ ‎идея‏ ‎очевидно‏ ‎хороша, ‎потому‏ ‎что ‎таким‏ ‎образом ‎мы‏ ‎решаем‏ ‎сразу ‎две‏ ‎задачи ‎- ‎и ‎оправдываем ‎снятие‏ ‎работ ‎и‏ ‎придумываем‏ ‎по ‎сути ‎всю‏ ‎основную ‎программу‏ ‎праздника. ‎И ‎действительно, ‎зачем‏ ‎нам‏ ‎приглашать ‎каких-то‏ ‎артистов, ‎чтобы‏ ‎они ‎разведали ‎толпу, ‎если ‎сама‏ ‎толпа,‏ ‎следуя ‎проверенным‏ ‎законам ‎Тома‏ ‎Сойера, ‎будет ‎увлечена ‎собственным ‎творчеством.‏ ‎То‏ ‎есть‏ ‎сделает ‎себе‏ ‎праздник ‎сама.

Бюджет‏ ‎проекта ‎оказался‏ ‎небольшим‏ ‎- ‎закупка‏ ‎картона, ‎красок, ‎фартуков, ‎крепежа. ‎Ну,‏ ‎и ‎все‏ ‎равно‏ ‎немного ‎развлекательной ‎программы‏ ‎для ‎подогрева.‏ ‎И ‎вот ‎проект ‎готов.‏ ‎По-моему‏ ‎гениально ‎исходящий‏ ‎из ‎самой‏ ‎задачи.


Да, ‎оставалось ‎еще ‎придумать ‎яркое‏ ‎название.‏ ‎Еще ‎два‏ ‎часа ‎коллективного‏ ‎бессознательного ‎бреда ‎и ‎появилось ‎искомое.‏ ‎Ход‏ ‎мысли‏ ‎таков ‎-‏ ‎мы ‎зовем‏ ‎рисовать; ‎мы‏ ‎хотим,‏ ‎чтобы ‎вы‏ ‎изрисовались ‎вволю ‎. ‎Словосочетание ‎"хоть‏ ‎изрисуйся" ‎превратилось‏ ‎в‏ ‎похожее ‎"НАРИСУЙСЯ". ‎А‏ ‎оно, ‎как‏ ‎любое ‎удачное ‎название, ‎принесло‏ ‎с‏ ‎собой ‎еще‏ ‎один, ‎очень‏ ‎полезный ‎нам ‎смысл, ‎нарисоваться ‎-‏ ‎это‏ ‎значит ‎прийти‏ ‎куда-либо.

Таким ‎образом,‏ ‎объявив ‎проект ‎"Нарисуйся ‎в ‎Эрарте!"‏ ‎мы‏ ‎сразу‏ ‎объяснили, ‎что‏ ‎ждет ‎наших‏ ‎гостей ‎и‏ ‎недвусмысленно‏ ‎потребовали ‎от‏ ‎всех, ‎чтобы ‎они ‎обязательно ‎к‏ ‎нам ‎пришли.


Бинго!

Предыдущий

Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048