logo Гуманитария

Как помочь ребенку, если вы не знаете иностранный язык

С ‎тех‏ ‎пор ‎как ‎я ‎начала ‎преподавать‏ ‎в ‎2013‏ ‎году,‏ ‎я ‎то ‎и‏ ‎дело ‎слышу‏ ‎от ‎мам ‎или ‎бабушек:

-Понимаете,‏ ‎я‏ ‎же ‎ему‏ ‎ничем ‎не‏ ‎могу ‎помочь, ‎у ‎меня ‎в‏ ‎школе‏ ‎был ‎французский‏ ‎(немецкий).

Признаться, ‎у‏ ‎меня ‎бОльшую ‎симпатию ‎вызывают ‎те‏ ‎родители,‏ ‎которые‏ ‎откровенно ‎заявляют:

-У‏ ‎меня ‎не‏ ‎было ‎в‏ ‎школе‏ ‎иностранного ‎языка,‏ ‎я ‎вообще ‎его ‎не ‎знаю.

Или:

-У‏ ‎нас ‎был,‏ ‎конечно,‏ ‎английский, ‎но ‎мне‏ ‎было ‎неинтересно,‏ ‎а ‎теперь ‎детям ‎ничем‏ ‎не‏ ‎могу ‎помочь.

Даже‏ ‎сейчас, ‎когда‏ ‎в ‎школах ‎сделали ‎обязательным ‎второй‏ ‎иностранный‏ ‎язык, ‎родители‏ ‎по-прежнему ‎«ничем‏ ‎не ‎могут ‎помочь», потому ‎что ‎зачастую‏ ‎ребенок‏ ‎учит‏ ‎немецкий, ‎а‏ ‎у ‎бабушки‏ ‎был ‎французский....

В‏ ‎тоне‏ ‎мам ‎и‏ ‎бабушек, ‎которые ‎учили ‎«не ‎тот»‏ ‎иностранный ‎язык,‏ ‎нередко‏ ‎звучит ‎заискивание ‎и‏ ‎подчеркнутая ‎вынужденность‏ ‎обращения ‎к ‎репетитору. ‎Мол,‏ ‎был‏ ‎бы ‎это‏ ‎«тот» ‎язык,‏ ‎семья ‎бы ‎сдюжила, ‎а ‎вот,‏ ‎получается,‏ ‎что ‎без‏ ‎репетитора ‎никак.

Оказавшись‏ ‎в ‎такой ‎ситуации, ‎я ‎объясняю‏ ‎детям,‏ ‎что‏ ‎у ‎нас‏ ‎в ‎голове‏ ‎еще ‎нет‏ ‎USB-разъема,‏ ‎чтобы ‎перекачать‏ ‎им ‎мой ‎словарный ‎запас, ‎поэтому‏ ‎слова ‎им‏ ‎все‏ ‎равно ‎надо ‎учить‏ ‎самим. ‎Да‏ ‎и, ‎собственно, ‎зачем ‎нужен‏ ‎мой‏ ‎native-like ‎словарный‏ ‎запас, ‎если‏ ‎стоит ‎задача ‎иметь ‎хорошую ‎оценку‏ ‎в‏ ‎школе, ‎при‏ ‎этом ‎у‏ ‎ребенка ‎даже ‎русский ‎словарный ‎запас‏ ‎не‏ ‎слишком‏ ‎богат?

Тем ‎не‏ ‎менее, ‎изучение‏ ‎языка ‎должно‏ ‎быть‏ ‎систематическим ‎и‏ ‎включать, ‎как ‎минимум, ‎выполнение ‎домашних‏ ‎заданий, ‎в‏ ‎том‏ ‎числе ‎— ‎запоминание‏ ‎слов ‎и‏ ‎спряжений ‎глаголов. ‎И ‎вот‏ ‎здесь‏ ‎родители, ‎как‏ ‎бы ‎заняты‏ ‎они ‎не ‎были, ‎вполне ‎могут‏ ‎помочь‏ ‎своим ‎детям.‏ ‎Тем ‎более‏ ‎что ‎репетитор, ‎независимо ‎от ‎уровня,‏ ‎не‏ ‎может‏ ‎постоянно ‎заниматься‏ ‎каким-то ‎одним‏ ‎учеником.

Итак, ‎как‏ ‎можно‏ ‎помочь ‎ребенку,‏ ‎если ‎сам ‎не ‎знаешь ‎иностранный‏ ‎язык?

1.Проверять ‎домашнюю‏ ‎работу

В‏ ‎данном ‎случае ‎я‏ ‎имею ‎в‏ ‎виду ‎мягкий ‎родительский ‎контроль.‏ ‎Сколько‏ ‎родителей ‎«выбрасывают»‏ ‎детей ‎во‏ ‎«взрослую» ‎жизнь ‎классе ‎в ‎третьем,‏ ‎хотя‏ ‎до ‎этого‏ ‎чуть ‎ли‏ ‎не ‎сочинения ‎за ‎них ‎писали!‏ ‎«Твои‏ ‎оценки‏ ‎— ‎твоя‏ ‎ответственность!» - так ‎звучит‏ ‎песня ‎хорошего‏ ‎родителя.‏ ‎Это ‎верно,‏ ‎но ‎при ‎условии, ‎что ‎ребенка‏ ‎подготовили ‎нести‏ ‎такую‏ ‎ответственность, ‎приучили ‎делать‏ ‎уроки ‎самостоятельно‏ ‎и ‎от ‎начала ‎и‏ ‎до‏ ‎конца, ‎а‏ ‎еще ‎объяснили,‏ ‎зачем ‎это ‎нужно. ‎Если ‎нет,‏ ‎или‏ ‎если ‎ребенку‏ ‎трудно ‎привыкнуть,‏ ‎проверяйте ‎домашние ‎задания, ‎требуйте ‎их‏ ‎выполнения.‏ ‎Не‏ ‎делайте ‎за‏ ‎ребенка, ‎не‏ ‎сидите ‎рядом‏ ‎с‏ ‎ним, ‎а‏ ‎приучайте ‎распоряжаться ‎временем ‎и ‎силами.‏ ‎Ребенок ‎хотя‏ ‎бы‏ ‎должен ‎знать, ‎что‏ ‎вам ‎не‏ ‎все ‎равно. ‎И ‎то,‏ ‎что‏ ‎вы ‎не‏ ‎знаете, ‎как‏ ‎правильно ‎читаются ‎слова ‎из ‎диалога,‏ ‎совершенно‏ ‎ничего ‎не‏ ‎значит: ‎взрослый‏ ‎человек ‎прекрасно ‎понимает, ‎рассказывает ‎ребенок‏ ‎текст‏ ‎или‏ ‎нет.

2.Помогать ‎учить‏ ‎слова

Родительский ‎контроль‏ ‎часто ‎понимается‏ ‎как‏ ‎работа ‎в‏ ‎стиле ‎«злого ‎босса»: ‎крики, ‎постоянные‏ ‎нравоучения, ‎сравнения...‏ ‎так‏ ‎вообще ‎отпадет ‎всякое‏ ‎желание ‎учиться.‏ ‎А ‎вот ‎помогать ‎ребенку‏ ‎учить‏ ‎новые ‎слова‏ ‎и ‎повторять‏ ‎старые ‎можно ‎и ‎нужно, ‎и‏ ‎здесь‏ ‎совершенно ‎не‏ ‎важно, ‎какой‏ ‎язык ‎учил ‎родитель. ‎Да, ‎он‏ ‎не‏ ‎может‏ ‎проверить ‎произношение,‏ ‎но ‎подготовить‏ ‎ребенка ‎к‏ ‎диктанту‏ ‎он ‎вполне‏ ‎в ‎силах. ‎Ребенок ‎опять ‎же‏ ‎помнит, ‎что‏ ‎родитель‏ ‎«держит ‎руку ‎на‏ ‎пульсе», ‎и‏ ‎уже ‎сам ‎не ‎склонен‏ ‎филонить.‏ ‎Если ‎в‏ ‎школе ‎не‏ ‎требуют ‎вести ‎словарь, ‎заведите ‎его‏ ‎с‏ ‎ребенком ‎сами,‏ ‎проверяйте ‎записи,‏ ‎диктуйте ‎слова, ‎повторяйте ‎пройденное. ‎Этому‏ ‎можно‏ ‎посвящать‏ ‎10-15 ‎минут‏ ‎ежедневно, ‎чтобы‏ ‎сформировать ‎привычку.

3.Проверять‏ ‎знание‏ ‎грамматических ‎правил,‏ ‎форм ‎глаголов ‎и ‎спряжений

В ‎любом‏ ‎учебнике ‎есть‏ ‎грамматический‏ ‎справочник, ‎и ‎никто‏ ‎не ‎отменяет‏ ‎его ‎чтение. ‎Если ‎это‏ ‎не‏ ‎делают ‎в‏ ‎школе, ‎это‏ ‎не ‎повод ‎вообще ‎туда ‎не‏ ‎заглядывать.‏ ‎И ‎таблица‏ ‎неправильных ‎глаголов‏ ‎есть. ‎И ‎таблицы ‎спряжений. ‎А‏ ‎в‏ ‎интернете‏ ‎есть ‎сайты,‏ ‎которые ‎позволяют‏ ‎проверить, ‎правильно‏ ‎ли‏ ‎ребенок ‎написал‏ ‎глагол ‎в ‎Present ‎Simple. ‎Все,‏ ‎что ‎требуется‏ ‎от‏ ‎родителя, ‎- ‎это‏ ‎сделать ‎систематической‏ ‎проверку ‎базовых ‎правил ‎грамматики.‏ ‎«Систематическая‏ ‎проверка» ‎не‏ ‎подразумевает ‎45-минутное‏ ‎занятие ‎каждый ‎вечер. ‎Это ‎все‏ ‎те‏ ‎же ‎10-15‏ ‎минут ‎на‏ ‎блиц-задание, ‎которое ‎позволит ‎закрепить ‎навыки.

4.Учить‏ ‎распоряжаться‏ ‎временем

Наверное,‏ ‎это ‎самая‏ ‎большая ‎трудность,‏ ‎с ‎которой‏ ‎сталкиваются‏ ‎большинство ‎родителей.‏ ‎«Он ‎по ‎пять ‎часов ‎уроки‏ ‎делает!» - жалуются ‎они,‏ ‎хотя‏ ‎в ‎школе ‎задают‏ ‎вроде ‎бы‏ ‎не ‎очень ‎много. ‎И‏ ‎когда‏ ‎ты ‎оказываешься‏ ‎на ‎индивидуальном‏ ‎занятии ‎с ‎таким ‎ребенком, ‎тут‏ ‎же‏ ‎становится ‎ясно,‏ ‎в ‎чем‏ ‎проблема. ‎У ‎ребенка ‎напрочь ‎отсутствует‏ ‎чувство‏ ‎времени.‏ ‎Пять ‎минут,‏ ‎двадцать ‎минут,‏ ‎полтора ‎часа‏ ‎—‏ ‎все ‎одинаково.‏ ‎Даже ‎если ‎под ‎рукой ‎нет‏ ‎телефона, ‎есть‏ ‎часы‏ ‎на ‎стене, ‎птичка‏ ‎в ‎окне,‏ ‎скатерть ‎на ‎столе, ‎нога,‏ ‎которой‏ ‎можно ‎болтать,‏ ‎и ‎ручка,‏ ‎которую ‎можно ‎грызть. ‎Не ‎спорю,‏ ‎что‏ ‎дети ‎иначе‏ ‎ощущают ‎время,‏ ‎но ‎именно ‎это ‎должно ‎заботить‏ ‎родителей‏ ‎больше,‏ ‎чем ‎объем‏ ‎усвоенных ‎знаний.

Я‏ ‎рекомендую ‎родителям‏ ‎выделять‏ ‎на ‎задание‏ ‎или ‎предмет ‎определенное ‎время. ‎Конечно,‏ ‎следует ‎объяснять,‏ ‎что‏ ‎вы ‎делаете ‎и‏ ‎для ‎чего,‏ ‎чтобы ‎снизить ‎стресс, ‎даже‏ ‎положительный.‏ ‎Но ‎результаты‏ ‎обычно ‎превосходят‏ ‎ожидания.

Мой ‎ученик, ‎четвероклассник, ‎на ‎предложение‏ ‎выполнить‏ ‎одно ‎упражнение‏ ‎из ‎домашнего‏ ‎задания ‎с ‎энтузиазмом ‎объявил: ‎«О,‏ ‎я‏ ‎его‏ ‎буду ‎делать‏ ‎два ‎часа!»‏ ‎Он-то ‎думал,‏ ‎что‏ ‎я ‎испугаюсь‏ ‎и ‎разрешу ‎не ‎делать. ‎«Два‏ ‎часа ‎я‏ ‎здесь‏ ‎с ‎тобой ‎сидеть‏ ‎не ‎буду,‏ ‎- ‎парировала ‎я, ‎-‏ ‎вот‏ ‎тебе ‎20‏ ‎минут ‎(я‏ ‎включила ‎таймер ‎на ‎телефоне), ‎вперед!»‏ ‎Мой‏ ‎расчет ‎был‏ ‎основан ‎на‏ ‎наблюдениях: ‎мальчик ‎медлителен, ‎постоянно ‎сверяется‏ ‎с‏ ‎книгой,‏ ‎но ‎20‏ ‎минут ‎на‏ ‎5 ‎предложений‏ ‎должно‏ ‎было ‎хватить.‏ ‎А ‎дальше ‎было ‎вот ‎что:‏ ‎он ‎так‏ ‎боялся‏ ‎не ‎успеть, ‎что‏ ‎выполнил ‎все‏ ‎задание ‎за... ‎14 ‎минут!‏ ‎И‏ ‎сам ‎собой‏ ‎восхитился: ‎он‏ ‎впервые ‎понял, ‎что ‎умеет ‎быстро‏ ‎делать‏ ‎уроки. ‎Больше‏ ‎того: ‎он‏ ‎себя ‎опередил. ‎Потом ‎он ‎уже‏ ‎сам‏ ‎ставил‏ ‎таймер ‎и‏ ‎даже ‎внедрил‏ ‎этот ‎метод‏ ‎для‏ ‎других ‎предметов.

И‏ ‎напоследок...

Дорогие ‎родители, ‎помните, ‎что ‎репетиторы‏ ‎по ‎любому‏ ‎предмету‏ ‎помогают ‎ребенку ‎осваивать‏ ‎программу, но ‎усвоение‏ ‎знаний ‎— ‎это ‎задача‏ ‎ребенка,‏ ‎и ‎здесь‏ ‎ему ‎требуется‏ ‎уже ‎ваша ‎помощь ‎дома. ‎Может‏ ‎быть,‏ ‎в ‎роли‏ ‎помощников ‎выступят‏ ‎старшие ‎братья ‎и ‎сестры, ‎а‏ ‎не‏ ‎конкретно‏ ‎мама ‎или‏ ‎папа. ‎Однако‏ ‎ребенка ‎нужно‏ ‎поддерживать,‏ ‎одновременно ‎приучая‏ ‎его ‎к ‎самостоятельности. ‎Чем ‎раньше‏ ‎начать ‎это‏ ‎делать,‏ ‎тем ‎проще ‎будет‏ ‎учиться ‎и‏ ‎ребенку, ‎и ‎вам.

Текст ‎от‏ ‎5 сентября‏ ‎2020.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048