logo Гуманитария

Стоит ли наказывать ребенка за оценки?

С ‎началом‏ ‎учебного ‎года ‎возвращаются ‎школьные ‎будни,‏ ‎домашние ‎задания,‏ ‎оценки...‏ ‎Неотъемлемой ‎частью ‎этой‏ ‎рутины ‎являются‏ ‎«наказания». ‎Я ‎решила ‎высказать‏ ‎свои‏ ‎соображения ‎как‏ ‎педагог ‎допобразования,‏ ‎работающая ‎и ‎с ‎дошкольниками, ‎и‏ ‎со‏ ‎старшеклассниками.

«Арсенал» ‎наказаний

Начнем‏ ‎с ‎того,‏ ‎что ‎телесные ‎наказания ‎мы ‎просто‏ ‎не‏ ‎рассматриваем.‏ ‎Давать ‎леща‏ ‎и ‎прописывать‏ ‎ижицу ‎за‏ ‎«тройки»‏ ‎и ‎«двойки»‏ ‎- ‎выстрел ‎по ‎воробьям. ‎Ребенок‏ ‎испугается, ‎конечно,‏ ‎но‏ ‎эффект ‎от ‎подобного‏ ‎воспитания ‎часто‏ ‎противоположный. ‎Я ‎всячески ‎призываю‏ ‎родителей‏ ‎держать ‎себя‏ ‎в ‎руках.

Крики‏ ‎или ‎«воспитание ‎лицом» ‎тоже ‎не‏ ‎дают‏ ‎положительного ‎эффекта,‏ ‎если ‎это‏ ‎все, ‎что ‎есть ‎в ‎арсенале‏ ‎у‏ ‎родителя.‏ ‎Так ‎родитель‏ ‎дает ‎понять,‏ ‎что ‎сам‏ ‎не‏ ‎знает, ‎что‏ ‎делать. ‎С ‎2012 ‎г. ‎у‏ ‎меня ‎было‏ ‎очень‏ ‎много ‎учеников, ‎которые‏ ‎просто ‎потеряли‏ ‎веру ‎в ‎то, ‎что‏ ‎их‏ ‎кто-нибудь ‎выслушает,‏ ‎примет ‎такими,‏ ‎какие ‎они ‎есть, ‎и ‎поможет‏ ‎добиться‏ ‎успеха ‎по‏ ‎конкретному ‎предмету.‏ ‎Увы, ‎безверие ‎у ‎детей ‎появляется‏ ‎именно‏ ‎тогда,‏ ‎когда ‎родитель‏ ‎или ‎постоянно‏ ‎орет, ‎или‏ ‎игнорирует‏ ‎ребенка, ‎ибо‏ ‎он ‎«не ‎заслужил ‎хорошего ‎отношения».

Проблема‏ ‎коммуникации

Одна ‎из‏ ‎наших‏ ‎воспитательных ‎задач ‎—‏ ‎привить ‎ребенку‏ ‎понимание, ‎что ‎за ‎каждое‏ ‎свое‏ ‎действие ‎он‏ ‎отвечает. ‎Поэтому‏ ‎какие-то ‎«санкции» ‎вполне ‎могут ‎быть‏ ‎применены,‏ ‎но ‎лучше‏ ‎договориться ‎заранее,‏ ‎чего ‎вы ‎от ‎него ‎ждете.

Часто‏ ‎ребенок‏ ‎получает‏ ‎от ‎родителей‏ ‎смешанные ‎сигналы:‏ ‎«Мне ‎все‏ ‎равно,‏ ‎твои ‎оценки‏ ‎— ‎это ‎твоя ‎работа. ‎Это‏ ‎тебе ‎нужно,‏ ‎а‏ ‎не ‎мне. ‎ПОЧЕМУ‏ ‎ТРИ?! ‎ТЫ,‏ ‎ЧТО, ‎ТУПОЙ!!?» ‎Большинство ‎наших‏ ‎проблем‏ ‎— ‎от‏ ‎недостатка ‎коммуникации,‏ ‎но ‎в ‎случае ‎с ‎членами‏ ‎семьи‏ ‎многие ‎убеждены,‏ ‎что ‎они‏ ‎телепатически ‎друг ‎друга ‎понимают. ‎Родитель‏ ‎верит,‏ ‎что‏ ‎словами ‎«мне‏ ‎все ‎равно»‏ ‎он ‎просто‏ ‎передает‏ ‎ребенку ‎полноту‏ ‎ответственности ‎(читай: ‎«я ‎не ‎буду‏ ‎вмешиваться ‎в‏ ‎твою‏ ‎учебу, ‎ты ‎самостоятельный»).‏ ‎Ребенок ‎слышит:‏ ‎«мне ‎плевать ‎на ‎твои‏ ‎оценки,‏ ‎мучайся ‎сам».‏ ‎Крик ‎из-за‏ ‎низкой ‎оценки ‎как ‎минимум ‎сбивает‏ ‎с‏ ‎толку: ‎оказывается,‏ ‎родителю ‎не‏ ‎плевать, ‎но ‎почему-то ‎виноватым ‎выходит‏ ‎ребенок.‏ ‎А‏ ‎оценку ‎учительница‏ ‎поставила, ‎и‏ ‎вообще, ‎она‏ ‎придирается...

Аспекты‏ ‎воспитания

Я ‎всегда‏ ‎рекомендую ‎родителям ‎набираться ‎терпения ‎и‏ ‎объяснять ‎ребенку:

  • что‏ ‎от‏ ‎него ‎ждут?
  • зачем ‎это‏ ‎нужно?
  • что ‎будет,‏ ‎если ‎он ‎этого ‎не‏ ‎сделает?
  • как‏ ‎родители ‎помогут‏ ‎ему ‎добиться‏ ‎результата?
  • что ‎будет, ‎если ‎у ‎него‏ ‎все‏ ‎получится?

Мы ‎все‏ ‎хотим ‎воспитать‏ ‎«личность», ‎свободного, ‎смелого, ‎талантливого ‎человека,‏ ‎активного‏ ‎гражданина.‏ ‎Однако ‎все‏ ‎эти ‎прекрасные‏ ‎качества ‎никогда‏ ‎не‏ ‎проявятся, ‎если‏ ‎мы ‎не ‎сможем ‎привить ‎детям

  • порядочность
  • дисциплину
  • умение‏ ‎видеть ‎широкую‏ ‎картину
  • умение‏ ‎просчитывать ‎свои ‎действия
  • организованность
  • ответственность
  • последовательность
  • человечность.

Поэтому,‏ ‎когда ‎мы‏ ‎просим/требуем ‎хорошей ‎учебы ‎и‏ ‎поведения,‏ ‎нужно ‎помнить,‏ ‎что ‎оценки‏ ‎— ‎это ‎проявление ‎не ‎таланта‏ ‎(хотя‏ ‎и ‎так‏ ‎может ‎быть),‏ ‎а ‎вот ‎этих ‎более ‎важных‏ ‎и‏ ‎серьезных‏ ‎качеств. ‎И‏ ‎здесь ‎родителям,‏ ‎увы, ‎придется‏ ‎начинать‏ ‎с ‎себя.

Оценки‏ ‎и ‎навыки

В ‎вопросе ‎оценок ‎главное,‏ ‎чего ‎нужно‏ ‎добиваться‏ ‎от ‎ребенка, ‎-‏ ‎это ‎последовательность‏ ‎и ‎стабильность. ‎Если ‎ему‏ ‎не‏ ‎дается ‎предмет,‏ ‎но ‎вы‏ ‎договорились, ‎что ‎ребенок ‎будет ‎«хорошистом»,‏ ‎не‏ ‎требуйте ‎от‏ ‎него ‎«пятерок».‏ ‎Пусть ‎у ‎него ‎будет ‎твердая‏ ‎«4».‏ ‎Пусть‏ ‎у ‎него‏ ‎будет ‎столько‏ ‎знаний ‎и‏ ‎навыков,‏ ‎сколько ‎необходимо,‏ ‎чтобы ‎эту ‎«4» ‎стабильно ‎получать.‏ ‎Если ‎же‏ ‎в‏ ‎дневнике ‎сегодня ‎«5»,‏ ‎завтра ‎«3»,‏ ‎послезавтра ‎«4», ‎за ‎контрольную‏ ‎«3»,‏ ‎а ‎потом‏ ‎еще ‎и‏ ‎«2», ‎это ‎повод ‎не ‎для‏ ‎наказания,‏ ‎а ‎для‏ ‎спокойного, ‎душевного‏ ‎разговора ‎обо ‎всем: ‎о ‎предмете,‏ ‎об‏ ‎учителе,‏ ‎о ‎классе‏ ‎и ‎о‏ ‎том, ‎наконец,‏ ‎как‏ ‎сойти ‎с‏ ‎этих ‎«качелей» ‎и ‎начать ‎получать‏ ‎стабильно ‎хорошие‏ ‎оценки.

Ни‏ ‎в ‎коем ‎случае‏ ‎не ‎переходите‏ ‎на ‎личности, ‎не ‎обсуждайте‏ ‎и‏ ‎не ‎осуждайте‏ ‎учителей ‎и‏ ‎других ‎детей ‎и ‎не ‎сравнивайте‏ ‎ребенка‏ ‎с ‎другими.‏ ‎С ‎другой‏ ‎стороны, ‎предложите ‎ребенку ‎подумать, ‎что‏ ‎делают‏ ‎его‏ ‎более ‎успешные‏ ‎одноклассники, ‎какие‏ ‎их ‎приемы‏ ‎он‏ ‎смог ‎бы‏ ‎применить ‎в ‎своей ‎учебе, ‎чтобы‏ ‎улучшить ‎результаты.

В‏ ‎перспективе‏ ‎именно ‎последовательность ‎и‏ ‎стабильность ‎позволят‏ ‎выросшему ‎ребенку ‎выстраивать ‎свой‏ ‎карьерный‏ ‎путь ‎и‏ ‎получать ‎положительные‏ ‎результаты ‎в ‎разных ‎сферах ‎жизни.‏ ‎А‏ ‎умение ‎учиться‏ ‎у ‎других‏ ‎— ‎вообще ‎замечательное ‎качество. ‎Это‏ ‎гораздо‏ ‎лучше,‏ ‎чем ‎завидовать‏ ‎и ‎злиться.

Так‏ ‎как ‎же‏ ‎все-таки‏ ‎«наказывать»?

Воспитание ‎указанных‏ ‎качеств ‎может ‎служить ‎основанием ‎для‏ ‎«санкций». ‎И‏ ‎здесь‏ ‎важно ‎уже ‎самим‏ ‎родителям ‎проявить‏ ‎последовательность ‎и ‎не ‎отступать‏ ‎от‏ ‎своего ‎решения.‏ ‎Не ‎менее‏ ‎важно ‎поэтому ‎«ставить ‎на ‎кон»‏ ‎такие‏ ‎вещи, ‎которые‏ ‎не ‎страшно‏ ‎потерять ‎ни ‎вам, ‎ни ‎ребенку.‏ ‎Страх‏ ‎потери‏ ‎долгожданной ‎поездки‏ ‎в ‎заповедник‏ ‎или ‎на‏ ‎аттракцион‏ ‎может ‎привести‏ ‎как ‎раз ‎к ‎спаду ‎в‏ ‎учебе, ‎если‏ ‎ребенок‏ ‎не ‎сумеет ‎справиться‏ ‎с ‎«грузом‏ ‎ответственности». ‎Со ‎своей ‎стороны‏ ‎родители,‏ ‎обуреваемые ‎любовью‏ ‎к ‎ребенку,‏ ‎идут ‎на ‎попятную. ‎Поэтому ‎лучше‏ ‎договариваться‏ ‎об ‎ограничениях‏ ‎или ‎обязательствах,‏ ‎которые ‎так ‎или ‎иначе ‎пойдут‏ ‎во‏ ‎благо‏ ‎ребенку ‎и‏ ‎семье. ‎Можно‏ ‎отменить ‎традиционный‏ ‎поход‏ ‎в ‎ТЦ;‏ ‎договориться ‎о ‎мытье ‎посуды ‎после‏ ‎обеда ‎и‏ ‎ужина,‏ ‎когда ‎все ‎идут‏ ‎заниматься ‎своими‏ ‎делами; ‎ограничить ‎время ‎пользования‏ ‎телефоном‏ ‎и ‎компьютером.

Я‏ ‎бы ‎не‏ ‎стала ‎наказывать ‎отменой ‎тех ‎мероприятий,‏ ‎которые‏ ‎планировались ‎заранее;‏ ‎и ‎тем‏ ‎более ‎не ‎стала ‎бы ‎отказывать‏ ‎в‏ ‎карманных‏ ‎деньгах. ‎Но‏ ‎если ‎ребенок‏ ‎копит ‎на‏ ‎что-то‏ ‎и ‎вы‏ ‎ему ‎помогаете, ‎предложите ‎ему ‎копить‏ ‎самостоятельно, ‎пока‏ ‎он‏ ‎не ‎исправит ‎оценки.

Главное‏ ‎— ‎Любовь

Всегда‏ ‎объясняйте ‎ребенку, ‎что ‎вы‏ ‎действительно‏ ‎любите ‎его‏ ‎и ‎с‏ ‎«двойкой», ‎и ‎с ‎«пятеркой». ‎Однако‏ ‎школа‏ ‎— ‎это‏ ‎не ‎только‏ ‎оценки. ‎Это ‎практика ‎жизни ‎в‏ ‎коллективе‏ ‎и‏ ‎работы ‎над‏ ‎собой. ‎Все,‏ ‎что ‎мы‏ ‎привыкаем‏ ‎позволять ‎себе‏ ‎в ‎школе, ‎мы ‎позволим ‎во‏ ‎взрослой ‎жизни.‏ ‎Если‏ ‎наш ‎ребенок ‎не‏ ‎попадет ‎в‏ ‎Книгу ‎рекордов, ‎мы ‎не‏ ‎станем‏ ‎любить ‎его‏ ‎меньше. ‎Но‏ ‎наша ‎задача ‎как ‎родителей ‎и‏ ‎учителей‏ ‎— ‎воспитать‏ ‎самодостаточного, ‎независимого,‏ ‎уверенного ‎в ‎себе ‎человека. ‎Только‏ ‎это‏ ‎будет‏ ‎демонстрировать ‎наш‏ ‎успех ‎как‏ ‎взрослых. ‎Приучая‏ ‎ребенка‏ ‎к ‎стабильности‏ ‎в ‎оценках, ‎мы ‎помогаем ‎ему‏ ‎стать ‎именно‏ ‎таким.

Текст‏ ‎от ‎2 октября ‎2020.

Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048