«Я вспоминаю про … „Ваху“ и иногда отпускает…»

Я тут привёл слова из песни про «Сорок тысяч способов…» не просто так. Как мне кажется, я понимаю, почему «Ваха» стала так популярна в мире. В самом деле — Вселенная, которая, не сказать, чтобы хорошо прописана, книги по которой, не сказать, чтобы были сильно качественными — многие с этим согласны, что не все авторы пишут интересно, или даже качественно. Порой и сюжеты сводятся к «болтерпорно», и всё такое. Встречаются, конечно, исключения, но, они, скорее исключение из правил. Как правило, о большей части авторов, которые пишут хорошо или интересно, я уже писал тут, на канале. Но, что интересно, то, как они пишут, нравится далеко не всем. И да, я понимаю, почему это так.
Итак, почему же «Ваха» столь популярна? Я могу предположить, что дело в так называемом эскапизме. Только тут, бегство от реальности принимает несколько иной вид. Вот смотрите — зачастую, человек, который хочет убежать от реальности, ищет более интересный и хороший мир. Мол, «живут же люди! Ходят в театры, в библиотеки!», и так далее. Но, сейчас всё не так просто. Дело в том, что сейчас люди больше хотят читать о том, как кому-то ещё хуже, чем им. И да, это работает.

Так вот, давайте представим себе типичного человека нашего времени. Он ходит на работу, которую он ненавидит. У него квартира в ипотеке на двадцать лет, жена, которой надо что-то покупать, чтобы была хоть какая-то жизнь (ну, или вообще нет никого), и куча проблем в жизни. Ну, сами знаете, все эти проблемы. И тут он открывает книги по «Вахе». Читает про какого-нибудь простого жителя Империума, и… понимает, что у него-то всё хорошо! В самом деле, квартира в ипотеке? Но, зато квартира! Квартира, а не крошечная комнатушка, как у какого-нибудь «простого смертного»! Комнатушка, которая чуть больше платяного шкафа в чьей-нибудь квартире. Представляете, какие условия в Империуме! Работа, на которой бывают выходные, где есть график отпусков и рабочего времени! А в Империуме, как известно, такого нет и быть не может. Там у человека минимум, смены по 18-20 часов, и на сон остаётся только четыре (в самом лучшем случае). И я даже не говорю о том, что жизнь рабочего будет недолгой и, уж точно не счастливой (достаточно прочитать те же «Кузни Марса», где очень хорошо написано, как «парни в красном» относятся к тем, кто на них работает). И, знаете, перечислять можно долго — вот и получается, что у человека нашего времени, жизнь, как минимум, не хуже, а даже и лучше, чем у жителя Империума. Он может позволить себе нормально питаться — ну, по крайней мере, в течение какого-то недолгого времени, так как тут интересные тенденции начинают вводить, он может позволить себе как-то отдыхать и иметь какую-то личную жизнь, и всё такое — и по сравнению с жителями Империума, у него всё очень даже хорошо!

Так что, лично мне это и кажется главной причиной популярности «Вахи» в мире. Собственно, не только «Вахи», наверное, но и вообще, «тёмного фэнтези». Хотя, конечно, по «тёмному фэнтези» я не эксперт, так как мне сам этот жанр вообще не особенно интересен. Но, можно, наверное, сделать такое предположение, что «Ваха» может нравиться тем, кто… хочет почувствовать себя лучше на фоне тех, кому не так повезло. Осуждаю ли я этот подход? Да нет, в общем-то, я всё понимаю. Но, в самом деле, вот, если разобраться, то сюжеты в «Вахи» не блещут оригинальностью и тому подобными вещами, единого сюжета, как такового, там просто нет — опять же, кто-то из авторов может расписывать своего персонажа, показывая, какой он интересный и какой хороший, а потом — просто взять и забыть про него. Или более того — автора могут «уволить» из компании, и про его персонажа, каким бы он интересным ни был, просто все забудут. Да и… этот персонаж, просто не особенно и повлияет ни на что. Вон, Коул — вроде как, знает, как закрыть «Разлом», что-то даже для этого делает — но… дальше одного абзаца в «Тёмном Империуме», ничего не пошло. Потому что — если закрыть Разлом, да ещё и «запечатать» Око — сразу Хаосу поплохеет, и на этом можно будет «Ваху» закрывать… А это никому не надо! Так что — в самом деле, сюжеты книг в «Вахе», откровенно говоря, так себе. Тем не менее. Вселенная популярна. Но, в самом деле, я не могу сказать, чтобы все, кому нравится эта Вселенная, играли в настолки. Нет, могу предположить, что немало тех, кто играет в компьютерные игры по «Вахе» — в конце концов, их немало, если я всё правильно понимаю. Я вот и сам хотел бы поиграть в игру про Серых, но не могу. Так что — всё же, именно этот фактор. Сравнение жизни в Империуме и реальной жизни, да ещё и в пользу реальности — это на самом деле работает…
На самом деле, лично мне такая идея кажется довольно логичной. С другой стороны, это, наверное, как-то… показывает фанатов «Вахи», не самыми хорошими людьми — ведь они, по сути, самоутверждаются за счёт тех, кому сильно хуже, чем им. Но, и тут не всё так просто. Ведь жители Империума — это выдуманные персонажи, которых на самом деле нет, так что обвинять этих людей в таких вещах, как минимум, некорректно.

С другой стороны, можно, конечно, сказать, что в «Вахе» всё же, встречаются хорошие и интересные сюжеты, персонажи, про которых на самом деле, интересно читать и разбираться, почему они в той или иной ситуации повели себя именно так. Помнится, например, я как-то писал «разбор» личности Талоса Валкорана, главного героя трилогии АДБ про Повелителей Ночи. Он под конец третьей книги, отпустил рабов — Октавию, Септима и ту даму из команды корабля. И не просто отпустил, а сказал, куда именно, и когда именно прибудут корабли Империума, отправленные для эвакуации людей из этой «недоколонии» на Тсагуальсе. То есть, он совершил хороший и добрый поступок. Вопрос — почему он это сделал? На самом деле, мне интересно, что думают мои основные подписчики и читатели. Лично я склонен считать, что Талос сам по себе был неплохим человеком. Да, он делал немало зла — потому что это была специфика Легиона, и он просто не знал, как можно обойтись без всего этого. С другой стороны — если взять то, что они учинили на Тсагуальсе — как я понимаю, сделали они это, только, чтобы заставить Империум прибыть на эту планету и вывезти отсюда людей. Прямо это не говорится, но именно так и вышло. И, как я понял, на Тсагуальсе было больше одного города — про это, вроде, там говорилось. Они разорили один — и да, сделали это максимально жестоко. Но, именно это и позволило им дать сигнал Империуму. Кстати говоря, а чем это отличается от того, что творит Империум, когда им это нужно?
Но, положа руку на сердце — многие ли так сильно думают над сюжетами и поступками персонажей? Как мне кажется, вопрос хороший…