Бои, воздушные и космические…

Как-то раз, примерно в середине 2020-го года, товарищ скинул мне несколько книг одного автора, его интересовало моё мнение. Я прочитал, хоть и не в том порядке, в котором было нужно, и ощущения у меня от книг остались… не самые приятные. Несмотря на вполне себе приличный слог, отсылки к «Алисе Селезнёвой» (в одной из книг автор расстарался, «насыпав их щедрой рукой»), и тому подобные вещи, там было много всего того, что мне не понравилось. Фамилию автора я приводить не буду, скажу лишь то, что герои — или подростки, или малолетки, которых он помещал в довольно жестокие условия — например, сбросив на них под конец одной из книг атомную бомбу. Но суть, в общем-то, не в этом. Суть в том, что товарищ спросил меня об одном эпизоде — герои или идут куда-то, или ведут бой. А над ними, значит, идёт воздушный бой. И вот тут начинается самое интересное. Нам описывают этот бой. Лично я, читая этот момент, просто представил его «от лица лётчиков». Ну, сами понимаете, что с земли увидеть воздушный бой современных самолётов, который идёт на высоте нескольких километров, да ещё и на больших расстояниях — довольно проблематично, если у тебя нет ничего, кроме своих глаз. А вот товарищ, который, как я понимаю, этого автора довольно сильно не любит, написал мне, что бой-то описан так, как будто его видят герои. Ага, которые идут куда-то по дорогам одного известного всем полуострова… Сами понимаете, что автор… ну, написал так, как писать, в общем-то, не надо… А мы с вами давайте поговорим о том, как надо писать такие вот вещи…

Для начала, я скажу о том, что, наверное, и так знают все. Если говорить о том, как обычно проходит воздушный бой, то понятно, что даже сами лётчики ничего особенно так визуально могут и не видеть. Они видят точки на дисплеях радаров, выбирают средство поражения (ракету для дальнего боя, не знаю, как они у нас называются), после чего, приятный женский голос сообщает, что «пуск разрешён», и лётчик запускает эту ракету. Она пролетает нужное расстояние до «борта» противника, после чего подрывается на некотором расстоянии от него, а поражающие элементы уже, собственно, наносят поражение самолёту противника. Да, из всех правил есть исключения, есть ракеты и для ближнего боя, а порой и вовсе приходится пушку использовать, но чаще всего, лётчик противника просто не видит.
Теперь давайте поговорим о том, как про это можно написать. Вообще, можно написать о том, что цель видит не сам лётчик (он-то её, как раз и не видит — только на дисплее радара), а вот сам самолёт цель видит, и ещё как. При помощи тех же систем раннего обнаружения. И это я ещё не говорю о том, что цель может подсвечивать «борт» ДРЛО, или наземный радар, после чего передавать эти данные самолёту. И вот, после того, как системы самолёта сообщают лётчику, что «цель захвачена», он выполняет пуск ракеты. Можно написать об этом так, в стиле боёв, например, эпохи Великой Отечественной? Да запросто! Главное, чтобы у автора был такой талант, и при чтении мы понимали, что за «лётчик атаковал и сбил самолёт противника», было и описание работы всех систем самолёта, без которых это всё было бы просто невозможно. Но это так, это была просто разминка. Потому что дальше будет про космос, и там всё будет сильно интереснее…
Итак, если говорить серьёзно, то самые лучшие космические бои были описаны у Клима Жукова в «Пилоте» (можно сказать, что и у Зоричей, в их «Завтра войне», но у Жукова получилось более интересно и реалистично), и в серии романов «Пространство». И вот сейчас я и буду рассказывать, почему…

Как я уже писал выше, сам по себе лётчик не видит противника. Только что-то, что есть на экране радара. И вот, после того, как срабатывает система «свой-чужой», герой понимает, что перед ним враг (надеюсь, не надо расписывать, как работает эта система? Я сам просто не всё про неё знаю), и можно стрелять. Опять же, он пускает ракеты, после чего, по сути, его миссия заканчивается. На самом деле, конечно же, нет, так как противник, такой вот он, «нехороший человек», тоже зачем-то пускает по нему ракеты. И лётчику приходится делать очень много всего, чтобы просто выжить. Он использует разного рода противоракетные системы, сбрасывает «ловушки», использует «фантомов», и делает много всего другого интересного. Понятное дело, что про всё это надо максимально интересно и правдоподобно написать. Например, про то, как тот же Андрей Румянцев, спасая себя, вынужден «крутить пилотаж». Опять же, как можно понять, крутить пилотаж в атмосфере и космосе — это, как говорится, «две большие разницы». Сами понимаете, что из-за того, что в космосе вакуум, все манёвры приходится выполнять при помощи двигателей. Понятное дело, что и перегрузки тут будут более серьёзными, чем на атмосферных машинах. И вот, Клим Жуков, смог не просто расписать, как всё это работает, как герой всё это делает, и как он это переживает, как аптечка скафандра колет ему стимуляторы, и как потом Румянцева, можно сказать, «вытаскивали с того света» (например, после гонок на истребителях), но и сделать так, чтобы мы, читатели, поверили во все эти вещи.
Далее, книги цикла «Пространство». Там, на самом деле, интересных сцен в космосе, очень много. Собственно, было бы странно, если бы их не было. И дело тут не в том, что книги про космос. Просто героям так повезло, что им достался марсианский боевой корабль. Авторы упорно пишут, что «Тати» — это «фрегат класса корвет». Собственно, не надо, наверное, писать о том, что «фрегат» и «корвет» — это два разных класса кораблей. Но, на самом деле, это не самое важное. Важнее тут то, как именно описаны эти сражения. Если брать сериал, то красивое сражение было показано, когда «Пелла» под командованием Марко Инароса атаковала «Росинанта» в последнем сезоне, когда Холден деактивировал боеголовку торпеды под конец. Потому что, например, в более ранних боевых сценах сериала, например, тот же Алекс, палил по кораблю противника из ОТО (орудий точечной обороны) почти в упор, с пистолетной дистанции. Если же говорить о том, что было описано в книгах, то все сражения были описаны именно с больших расстояний, так, что о противнике напоминали только точки на экранах радаров. Далее, «главарт», в роли которого «прописалась» Роберта «Бобби» Драпер, просто отдаёт команды система «Росинанта», порой просто выставляя приоритет целей, а дальше корабль всё делает сам. Ну, порой ещё нужно, чтобы Алекс (который на самом деле, классный пилот!), совершил тот или иной манёвр, чтобы можно было, например, выстрелить из рейлгана…
Так что — космические сражения, конечно, описывать так, чтобы это было интересно и правдоподобно — сложно. Но, это ещё и очень интересно!