Чтение фантастики — или «ловля блох»?

Тут меня часто обвиняют в том, что я не наслаждаюсь фантастикой, а зачем-то ищу, к чему бы там придраться. Вот, просто хлебом меня не корми (или, скорее, космической пищей), а дай найти, к чему придраться, чтобы просто статью начеркать! Вот такой я нехороший человек. Рассказал сейчас это своему котику (я, наконец-то, привёз их домой), так он на меня посмотрел с таким выражением… Мол — «тебе что, делать нечего, кроме как всех слушать? Давай, лучше ты меня погладишь!». В итоге, конечно, я полчаса гладил кота и говорил ему, что он самый лучший кот в мире, но статью решил написать. В конце концов, что для простого человека — печаль, то для блогера — контент!

Итак, меня, значит, обвиняют в том, что я, вместо того, чтобы наслаждаться очередной книгой, или сериалом, или фильмом, ищу, к чему бы придраться? Ну, как мне кажется, писать так могут только откровенно недалёкие люди. Или те, кто читает меня… не мозгами, а чем-то другим. Например, местом, на котором они сидят. Почему? Ну, потому что я, если и пишу о каком-то произведении, то стараюсь написать, что мне понравилось, а что — нет. Даже в тех произведениях, которые мне не понравились — а их, на самом деле, немало, есть немало того, что у авторов получилось хорошо и интересно. Например, мне не особенно нравится с некоторых пор творчество Дэна Абнетта. Есть такой писатель, автор книг по одной интересной Вселенной. Он хороший писатель, вопросов к нему почти нет. Ну, кроме одного. Дело в том, что Дэн Абнетт — фантастически невежественный в плане техники человек. То у него кочегары на космическом корабле питают реактор типа «токамак», то бойцы элитного подразделения, готовясь отражать атаку местной «кавалерии на ящерах», изображают из себя испанскую терцию с пиками, то при осаде крепости, укреплённой всем, чем только можно и нельзя, используются требушеты и онагры… А так — он интересно пишет, он отлично умеет раскрывать характеры и описывать взаимоотношения людей. Это у него, на самом деле, очень хорошо получается. «Вот такая вот загогулина, понимаешь!»…

Ну, а если серьёзно, то да, я стараюсь рассказать всё, что мне понравилось, или не понравилось в том или ином произведении. Если говорить о том же сериале «Экспансия»/«Пространство», то я скажу так. Снято, на самом деле, красиво, тут без вариантов, как говорится. Про актёров, наверное, уже все всё сказали, не так ли? Но, я добавлю свои несколько слов. Да, мне понравился Миллер. Кажется, это Томас Джейн, да? Скажу честно, я не знаю этого актёра, я не знаю, где и кого он играл, и всё такое. Конечно, я мог бы посмотреть в Сети, но я не буду этого делать. Я раньше этого лица не видел, так что, скорее всего, в том, что я смотрел, он не участвовал. Вот он, наверное, единственный, кто получился хорошо, в кого можно поверить. Ну, можно ещё Амоса указать — тот тоже очень хорошо отыгрывает такого мизантропа, которому лишь бы убить кого-нибудь. Помните, как он хладнокровно застрелил товарища Миллера, который им помог? Тот не хотел ждать Миллера и Джима — вот Амос и застрелил его. Хотя мог обезоружить, например — достаточно просто было подойти сзади и сжать его руками. Амос с Земли, тот мужик был местным. Амос мог его в бараний рог скрутить — и всё, нет проблем… Да, в такого персонажа поверить можно. А вот остальные — нет. Джим, который был военным, Алекс, с которым всё очень и очень непросто — он то гражданский, что водил грузовики, то очень много знает про военный флот Марса, то «я боевой пилот — а ты военный корабль!»…

Так вот, это всё — сериал. Если же говорить о книге, то эти же люди там совершенно другие, хотя, я про это уже писал. А что касается сериала, то, проблема в том, что снят-то он красиво. Не знаю, можно ли про него сказать, что это «сериал категории „ААА“», но — снято достойно, на все деньги. Но, если присматриваться, то разного рода «косяки» и приколы видно невооружённым глазом. Писать, правда, про них тут уже просто бесполезно, напишут, что всё нормально. Хотя… вот, я только что третью (кажется) серию второго сезона посмотрел. «Наву», значит, хотят использовать для тарана Эроса. Отводят его от станции, после чего тот врубает двигатели. Могучие двигатели, к слову. Тут прикол, вот в чём — в книге, когда Холден и компания полетели на «Рыцаре» смотреть, что там со «Скопули» стряслось, они сначала отошли от «Кентербери» на самой малой тяге, чтобы не спалить его своим выхлопом. А ведь на «Рыцаре» «эпштейна» не было — просто реактивный двигатель на ядерном реакторе, который выдавал меньшую мощность. И то — сначала отошли на малой тяге. А тут — просто его немного оттолкнули от станции «Тихо», после чего «Наву» дал максимальную тягу. У станции даже фермы стапелей покраснели. По факту, наверное, он ешё и полстанции спалил своим выхлопом, я даже про повышение «фона» писать не буду — и так понятно всё должно быть. Но, этого, такое ощущение, никто и не заметил…
С другой стороны, мне, например, понравилось то, что некоторые вещи продумали неплохо. Например, в одной из серий показали влияние силы Кориолиса на струю виски, что наливали в стакан. Да, это было красиво. Ну, и ещё несколько, на самом деле, хорошо снятых моментов. Так что да, «наслаждаться» современными сериалами, как-то не получается. Может, образование виновато, может, увлечения, может просто «аналитический склад ума». Конечно, можно смотреть на игру актёров — кто, на самом деле, хорошо играет. Вот, только это и остаётся, наверное…

Или, можно поговорить о книгах. Не только об «Экспансии». На самом деле, я много чего читал. Например, я писал не раз, что мне не нравится «Дюна». Но, это не совсем так. Мне не нравится сам цикл. Если же говорить только о первом романе, то он неплох. Он самодостаточен, там приведена законченная история, которую можно было не продолжать. Но потом автор начал развивать свои идеи, и получилось это, не сказать, чтобы хорошо. Во втором романе говорится о том, что «тут у нас война была, глобальная, в которой мы сожгли несколько сотен планет и убили несколько миллиардов человек», но это же совершенно не важно и не интересно! Важнее то, как Пол рефлексирует и общается с разными персонажами. Важнее то, как против него готовят заговор. Важнее то, как на него устраивают покушение и всё такое прочее! А то, что с заданными вводными, с «воинами», которые могли воевать только в пустыне, с отсутствием технологий и прочего, всё это было устроить просто невозможно — ну, в самом деле, кому до этого есть дело? Как и до того, что первая книга кончается тем, что всё, войны не будет, Пол стал Императором, в его власти усмирить всех недовольных одним росчерком пера! Но нет, оказывается, кто-то как-то довёл дело до войны…
Так что, нет, я не придираюсь. Я просто пишу о том, что мне понравилось, а что — нет. Если в книге — или серии книг, если внутренняя логика, если герои не совершают откровенно глупых и бессмысленных поступков, если продолжение книги не написано по принципу «и так сойдёт», а на самом деле развивает и продолжает какие-то идеи, что были в первой книге — то и ругать, на самом деле, нечего. А вот если всё это есть — то, простите, оно само, буквально умоляет, чтобы про это написали… Как говорится, если есть что-то, что написано не так — да, я про это напишу. Да, вот такой я нехороший человек, уж простите!