«Написать симфонию»

Тут такое дело… Написали мне в комментариях к статье о том, как один из героев «Туманности Андромеды», пишет симфонию о гибели Зирды. И, в общем-то, наверное, в этом нет ничего плохого. Ну, вот такой «разносторонне развитый космонавт» у нас тут. На самом деле, читать про таких людей было бы интересно, если бы это как-то обыгрывалось в книге. Но, суть тут не в этом. На самом деле, конечно, мне проще поверить в Сашу Пушкина, Андрюшу Румянцева, или Ивана Жилина, про которых есть книги других авторов. Да и Леонид Горбовский мне кажется более реальным. Но, на самом деле, это не суть. Суть в том, что космонавт пишет, значит, симфонию. Повторюсь, это хорошо, это здорово, и вообще, он молодец. Дело тут немного в другом…

Вот здесь у нас тоже, все деяния предполагалось "запечатлевать" именно вот так же, максимально пафосно... Они читали Ефремова? Как знать...
Вот здесь у нас тоже, все деяния предполагалось "запечатлевать" именно вот так же, максимально пафосно... Они читали Ефремова? Как знать...

В далёком уже 2009-м году, мне в лапы попалась книга «Возвышение Хоруса», из серии «Warhammer 40000». Те, кто давно уже на моём канале, знают, что я порой читаю книги по той Вселенной, порой даже жестоко критикую их на своём другом канале. Так что — саму Вселенную я, можно сказать, худо-бедно знаю. И вот, в этой книге (на самом деле, не только в ней), было сказано и то, что вместе с военными, отправленными на покорение Галактики, Император, в мудрости своей, отправил и тех, кто должен был всё это дело, все эти подвиги и прочее, увековечить. Не просто «запечатлеть», а именно увековечить для потомков. Именно по этой причине, были отправлены разного рода «эпические творцы» — композиторы, скульпторы, поэты и тому подобные персонажи. И, на самом деле, порой читать про этих персонажей было странно. Например, читать о том, как кто-то размышлял о том, как создать эпичную скульптуру о том, как герои привели к Согласию очередную планету. Или, написать симфонию о том, как всё это было… И знаете, от всего это веяло таким пафосом, что порой даже сложно было понять, можно ли к этому относиться хоть как-то серьёзно.

Здесь в каждой сцене - смертельный уровень пафоса! Но у Ефремова-то не так!
Здесь в каждой сцене - смертельный уровень пафоса! Но у Ефремова-то не так!

Нет, с одной стороны, можно представить себе желание кого-то показать, что завоевание Галактики идёт с размахом и тому подобными вещами, но, в то же время, можно сделать скидку и на то, что там сама Вселенная почти на сто процентов состоит из гротеска и пафоса, и относиться к ней серьёзно нельзя. Ну, там сама Вселенная такая… специфическая, и относиться к ней надо соответственно. И, с другой стороны –максимально серьёзное произведение, которое написано максимально серьёзно, в котором за всё время, никто даже ни разу не пошутил ни на одну тему… И вот это, на самом деле, не может не вызывать вопросов…

Члены экипажа - молодцы, на самом деле! Но вот скафандры тут неправильные...
Члены экипажа - молодцы, на самом деле! Но вот скафандры тут неправильные...

Нет, я повторюсь, у меня нет никаких претензий к тому, что космонавты там такие развитые ребята. Более того — если вспомнить ещё и ситуацию на борту «Тантры» — нехватка анамезона, потом история с «железной звездой», посадка на ту планету, высокая гравитация и всё такое, то вообще можно сказать, что «гвозди бы делать из этих людей». Как говорится — снимаю перед ними шляпу (если бы я носил шляпу). Но, есть нюанс…

В свободное время, в своей каюте... почему бы и нет?
В свободное время, в своей каюте... почему бы и нет?

Космонавт, значит, пишет симфонию. Большое музыкальное произведение. Я даже могу сказать, что с точки зрения «техники» тут нет ничего невозможного. На корабле есть мощный комп, понимаю, что автор романа про это не думал, но, если «развивать мысль», то вполне себе можно предположить, что бортовые системы корабля вполне себе могли дать «композитору» возможность наигрывать ту музыку, которую он сочиняет. Чтобы оценить, как это звучит, чтобы решить, что хорошо, а что не очень, свести звук, написать ноты и всё такое. Я сам ни разу не композитор, процесс представляю себе очень и очень смутно, но понять, наверное, я это смогу. С другой стороны — мне приводили в пример все те занятия главных героев, когда они, так или иначе, но пытались отдохнуть. Написать, значит, симфонию, решить сложную задачу, сделать ещё что-то, такое же… эпическое. Простите, а без пафоса — никак нельзя? Это как в той песне пелось — «целовать, так королеву, воровать, так миллион!». Ну, в самом деле — а нельзя как-то… более жизненно?

Зирда. Никто не выжил...
Зирда. Никто не выжил...

Я могу поверить в то, что космонавт мог написать, например, отчёт о том, что они увидели на Зирде. Напомню, что они туда даже не высаживались, просто покрутились по орбите, глядя вниз. Мол, уровни радиации на планете были очень высокими. Я уж не знаю, что тут можно написать такого эпического, и, тем более, не особенно представляю себе смысла этого. Хотя, конечно, написать трагедию о гибели целой цивилизации… Нет, понять это, с одной стороны, можно.

Но, основное, что «напрягает» — это, то, что все герои, если чем-то и занимаются, то обязательно настолько масштабным и эпичным, что… поневоле можно вспомнить или «полупрозрачных изобретателей», или тех двух философов, из «Понедельник начинается в субботу». Просто, сложно поверить в таких людей, тем более, что прописано это всё… не сказать, чтобы хорошо. Как я не раз говорил — есть книжные персонажи, в которых веришь. Веришь в то, то такой-то человек в такой-то ситуации поступил именно так, сказал такие слова и так далее. А есть такие произведения, в которые можно было бы поверить — но вот персонажи, или не прописаны, или ведут себя неестественно, или что-то ещё в этом роде. И в этом-то и есть проблема «Туманности». С одной стороны — вот, перед нами мир будущего, с «новыми» людьми. И, казалось бы, ну, покажите нам этих людей. Покажите не только то, что они трудоголики (кстати, это ведь болезнь, на самом деле!), но и могут себя нормально вести. Покажите… да просто нормальное взаимоотношение между ними, так, чтобы в это можно было поверить! На самом деле, это здорово, когда герои книги — все такие гении и так разносторонне развиты. Это я сейчас совершенно серьёзно пишу. Только вот, это нигде не обыгрывается, это просто упоминается, чтобы показать, что они все такие, «не как мы», но не более того. Я понимаю, что очень сложно показать всё это дело, да ещё и в реалиях того мира, что придумал Ефремов. Но! Он автор, и только он мог придумать всё, что ему было нужно. Образно выражаясь, он — творец этого мира, его демиург. Так может, надо было всё же, перед тем, как издавать книгу, как-то продумать, как всё это будет выглядеть?

Врач "Тантры", Лума Ласви. Кстати, почему она каску не снимает?
Врач "Тантры", Лума Ласви. Кстати, почему она каску не снимает?

Вот есть ещё один пример. Врач «Тантры», Лума Ласви, предлагает капитану, Эргу Ноору, «стереть» чувства к Низе Крит. Мол, они могут помешать ему исполнять обязанности капитана. Это вот, простите, зачем? Где-то было видно, что Эрг Ноор умирает от любви к этой девушке? Где-то было видно, что ему эти чувства могут помешать? Опять же — если разобраться, то Эрг Ноор, вообще-то, профессионал, который немало налетал на разных кораблях. Чувства ему точно помешать не могут! А то, что он любит Низу, или не любит — это его личное дело. Напомните мне, может, он делал что-то неприличное с Низой, например, на мостике? Прямо во время вахты? Не было такого? Насколько я помню — нет. Так как, и в каком виде, эти чувства могли ему помешать? Низа — член экипажа, одна из навигаторов. И Эрг Ноор отвечает за неё так же, как и за любого члена экипажа.

Просто, лично меня это довольно сильно возмущает ещё и потому, что, если такие вещи, как «убрать чувства» к тому, или иному человеку, практикуются в «прекрасном мире» «Туманности Андромеды»… Уж очень… нехороший этот мир получается. Тут даже джедаи с их «Нет эмоций — только покой…», как говорится, «нервно курят в сторонке». Потому что, в самом деде, идеал Ефремова — биороботы… Ну, или он сам себе противоречит…

С другой стороны, если перед нами не «художественное произведение», а именно «трактат о будущем», то часть вопросов это снимает. Тогда да, можно не прописывать характеры персонажей, можно не рассказывать о них…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации