Тогда сюжет не сложился бы!

Сели наши на Торманс...
Сели наши на Торманс...

Это я снова о том, что порой, ради какой-то своей, не всем понятной высокой цели, некоторые авторы просто так, максимально глупо и жестоко убивают своих персонажей. И возглавляет этот «антирейтинг» произведений «Час Быка» Ивана Антоновича Ефремова. Почему? Ну, наверное потому, что только там были описаны столь бессмысленные смерти героев. Я напомню, если вдруг, кто-то не в курсе. На планету под названием Торманс, прибывает земной корабль «Тёмное пламя», экспериментальный звездолёт «прямого луча». Цель экспедиции — проста, как я не знаю что. Дело в том, что на Землю сообщили, что нашли планету, на которой живут, вроде бы, такие же люди. И надо бы узнать, кто это такие, тем более, что они были очень… невежливы. Ну, вот люди и полетели — себя показать, народ посмотреть. На тот момент, Земля была чуть ли сверхцивилизацией, так как они уже могли летать быстрее света, пронзая, так сказать, пространство и время. И не было на тот момент, для них ничего невозможного! Только вот, судя по книге, остался у землян ровно один враг — их собственная глупость…

Фай Родис пришла в гости к Чойо Чагасу...
Фай Родис пришла в гости к Чойо Чагасу...

Прибыли они, значит, в систему Торманса, вышли на орбиту планеты, начали смотреть, что и как. Информации набрали немало, приняли решение о посадке. Местные (калька с Китая эпохи Культурной Революции Мао Цзедуна) отказали в посадке. Тогда командир экспедиции, Фай Родис, решилась на блеф — она сообщила местным о том, что «вот сейчас мы, кааааак жахнем! И не будет Торманса!». И тогда местные, испугавшись, конечно же, посадку разрешили. И, собственно, всё. Потому что, после этого гениального блефа, все мыслительные способности Фай Родис, сошли на нет. Потому что, вскоре, после посадки, после высадки, после того, как они не раз получили возможность убедиться, что находятся на территории противника — причём, противника жестокого и опасного, она предложила снять скафандры (кстати, это были не просто скафандры, а вполне себе броня!), и общаться с местными «просто так». Более того, Фай Родис ещё и танцы со стриптизом для местного «лидера», Чойо Чагаса устроила. В итоге… четверо из группы землян, включая саму Фай Родис, остались на планете. Мёртвыми. Потому что местные их просто убили. Потому что земляне сами сообщили этим местным, что это можно сделать, что они уязвимы, что никакого возмездия не будет! Потому что герои романа много говорили о «Стреле Аримана», что, мол, давайте не будем творить насилие! Ведь местные не виноваты! И вот тут, можно поговорить о том, что тут вообще не так…

Сильная книга...
Сильная книга...

Я не буду пока анализировать это дело. Я просто приведу другой пример. Более, так сказать, жизненный. Есть такая книга, за авторством детского (по большей части) фантаста, Кира Булычёва, «Город наверху». Главный герой, трубарь Крони, уходит, скрываясь от преследования и, таки оказывается в том самом «Городе наверху». Понятное дело, что город давно разрушен, там никого нет, но! Там, изучая планету, работают археологи с Земли. Да, дело разворачивается на другой планете. И они, столкнувшись с местным, решаются на беспрецедентную операцию — хотят спасти всех тех, кто оказался заперт в этом бывшем военном бункере. Тем более, что там очень скоро случилось бы кое-что очень нехорошее. Дело в том, что там было что-то вроде геотермальной станции, которая, в итоге, вышла из строя. Или её подорвали во время восстания, что было когда-то. В общем, теперь там был просто «проход» к… ну, к лаве. И был там источник воды, река, или озеро. И один очень… ушлый тип, решил «подстраховаться» — ну, просто так, на всякий пожарный… И заминировал стенку, что отделала это «озеро» от прохода к лаве. Стоит ли говорить о том, что в случае подрыва, произошло бы кое-что очень и очень нехорошее? Собственно, в итоге, так и вышло. Но, там работали земляне, и они просто не могли позволить погибнуть разумным существам. Один из членов экспедиции, немец, инженер, сам, отправился к месту прорыва, чтобы остановить воду. Сначала он пытался остановить прорыв при помощи пены и иных подручных средств, но… напор воды был слишком сильным. И тогда он сделал то, что только и оставалось. Заминировал своды пещеры и взорвал их. На какое-то время, достаточное для вывода людей на поверхность, вода была остановлена. Только вот, сам этот парень, увы, не успел отойти от места подрыва…

И здесь тоже хорошо написано было...
И здесь тоже хорошо написано было...

То есть, у великого гуманиста, Ивана Ефремова, земляне, имея техническое, моральное и как-то там ещё превосходство, умирают… просто из-за собственной наивности и глупости, зато у «детского» писателя Кира Булычёва, земляне, если и гибнут, то только, защищая других. Тут можно вспомнить и механика с корабля «Сегежа», из романа «Последняя война», который пожертвовал собой, не дав генералу запустить ядерную ракету по кораблю. Да и вообще, если разобраться, то у Булычёва таких вот, очень и очень правильных поступков героев и персонажей хватало. Нет, можно сказать, что «детская фантастика, она должна учить, формировать личность», и всё такое прочее, но… есть нюанс. Да, безусловно, на фантастику, в самом деле, возлагались подобные функции — и это, вообще-то, правильно. Но! А какие, простите, функции, заложил в своё произведение Ефремов? Даже у «Туманности Андромеды», есть «миссия» — рассказать о том, как же прекрасен коммунизм. На самом деле, конечно, миссия эта провалилась — потому что мне тот мир казался странным, ещё пока я жил в СССР, в детстве, и кажется просто диким сейчас — при том, что я вполне себе осознаю, что при СССР мы жили просто в разы лучше и интереснее. Просто другие писатели, жизнь при коммунизме описывали как-то… интереснее, что ли. По крайней мере, тем персонажам, что были у АБС, Мартынова и других авторов, можно было как-то сопереживать, как-то их понимать, они были интересны! А тут — ожившие статуи, которые вещают высокопарными словами, даже, когда просто говорят о погоде… Но, на самом деле, суть-то не в этом…

Итак, есть мнение, что, если бы люди «Тёмного пламени» не погибли (да ещё и так глупо!), то сюжет не сложился бы. Мол, не удалось бы показать всё двуличие и всё лицемерия «отцов» Торманса. Но, лично я считаю, что это всё было показано, почти в самом начале исследования планеты. Для этого даже высаживаться было не надо! Более того, после высадки, ещё до того, как они сняли скафандры, был момент, когда они попали в ловушку. Провалились в какую-то яму, оказались в «мешке». По ним там чем-то даже «отработали». Роботы штатно поставили защиту, кто-то из «аборигенов» даже за это поплатился — получив обратно свой снаряд. То есть — намерения местных были обозначены. И что? Может, Фай Родис сделала какие-то выводы? Может, она решила, что скафандры снимать не надо? Что надо путешествовать по планете, в тяжёлой броне, чтобы роботы в режиме 24/7, шли рядом, ощетинившись во все стороны стволами и эмиттерами защитного поля? Может, стоит объяснить местным (хотя бы в режиме того же блефа), что за косой взгляд в их сторону, они тут «Армагеддец» устроят? Конечно же… нет! Они сняли скафандры, они положились только на роботов, защита которых была ограничена батареями, они беззаботно отправились в путешествие по планете, полностью доверяя тем, про кого они точно знали, что намерения у них… недобрые…

И вот лично, у меня такой вопрос — а что изменилось бы, веди себя земляне в романе именно так, грамотно и правильно? Я сейчас не помню уже смертей всех персонажей — простите, но я читал «Час Быка» очень давно, и перечитывать мне сейчас его просто неприятно, но — если бы в те моменты, те персонажи, включая и Фай Родис, были бы в броне, под зашитой полей и самой брони? Если бы их эвакуировали в последний момент, так, чтобы они остались живы — разве это не показало ту самую двуличность и лицемерие местных? По моему скромному мнению — ещё как показало бы. Просто люди бы не погибли настолько глупыми смертями.

Собственно, на самом деле, такими вещами грешил не только Иван Антонович, но… у других советских авторов, хоть как-то, но можно обосновать, почему герои поступили именно так. Например — почему Юрковский и Крутиков полезли в Кольцо? Потому, что аппаратура «скафа» засекла кое-что очень интересное. Они снизились к Кольцу и обнаружили некий артефакт. Понятно было, что если ничего не сделать — то он будет потерян. Юрковский решил поставить «маркер» на него. Более того, как я понял, они вообще там совершить посадку умудрились! Всё, как говорится, ради науки! Увы, но братья не удосужились написать, что потом было — нашли ли этот артефакт потом, или Юрковский и Крутиков погибли зря. Но — это довольно сильная сцена, на самом деле. А у Ефремова — просто глупые смерти…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации