Окончание трилогии «Космострада»

Итак, я дочитал «Космостраду» Джона де Ченси. Я уже писал о том, что есть такая книжная серия, просто я на тот момент читал второй роман. Теперь все три прочитаны, и я уже могу сказать, что я вообще думаю про эти книги.

Для начала, я хотел бы сказать, что вообще, задумка этой трилогии, безусловно, интересная. Нет, конечно, сама по себе идея о том, что есть такая дорога, которая связывает между собой разные миры — не нова. Например, такое было у Симмонса в его «Гиперионе». Но там это было… ну, да, как то, что связывало между собой миры Гегемонии, и описано, скажем так, было не самым лучшим образом, хотя и довольно интересно. Здесь же — сама по себе идея получилась, как минимум, интересной, хотя и не без недостатков. К ним я отнёс бы то, что, например, совершенно не раскрыта тема «дорожных жуков». Нет, я понимаю, что в романе показано, что это — типа, живые существа, раз нам даже показали процедуру их размножения (делением, а не то, что некоторые могли подумать). Но — нам так и не пояснили, разумны ли они? Или просто ручные животные. И вообще — если они полностью живые, то как работают системы их оружия и прочее? На самом деле, вопросов по ним осталось немало, и ответов на них романы не дают. Хотя, конечно, это просто придирки…

На самом деле, как мне кажется, более важно то, как именно это написано. Я уже писал о том, что стиль автора в некоторых моментах очень напоминает стиль Хайнлайна. Но, не того Хайнлайна, который написал лучшие, наверное, свои произведения, а Хайнлайна позднего, когда с фантазией у него, конечно, всё было всё ещё неплохо, но он уже начал слишком много времени уделять… другим вещам. Помните, например, «Число Зверя»? В одной из сцен произведения, герои несколько страниц обсуждали, кто там у них, на борту «Аи Плутишки» будет главным, и в какой форме это будет работать. То есть — много разговоров «ни о чём». У них там «ситуация», когда весь мир может погибнуть, а они решают, кто же будет капитаном их небольшой компании… Вот и тут примерно так же обстоят дела. С одной стороны — у них там большие проблемы, за главным героем охотятся все, кому не лень, а они могут несколько страниц болтать о вещах, которые, наверное, были бы очень интересными, если бы сам автор хоть немного понимал, о чём он вообще пишет… То есть, на самом деле, автор устами некоторых героев рассказывает интересные вещи, но… делает это так, что читать становится просто неинтересно. И дело тут не в моём недостаточном образовании — у меня-то, этим проблем нет. Дело в том, что сам автор не всегда понимает того, о чём он пишет. И это — печально.
Если говорить о событиях последнего романа, то… там есть немало интересного. Герои попадут туда, где находятся те, кто построил Космостраду, герои узнают немало всего интересного, и как обычно, переживут много чего. Сделаю небольшой «спойлер» (или «антикрыло», как говорит один интересный человек). Герои попадут в прошлое, так как им надо будет много чего сделать, чтобы произошли события из первых книг. Так вот, прошлое, понятное дело, было описано хорошо и интересно. Единственный нюанс — можно было добавить отсылок каких-нибудь. Например, можно было написать, что писатель, у которого они остановились — мог быть кем-нибудь, кто потом стал бы известным автором. Ну, это, конечно, тема такая, субъективная, но, наверное, было бы интересно.

Тем не менее, можно сказать, что сама по себе трилогия «Космострада», была интересной. Тема с парадоксом — получилась, что называется, «Моё почтение!». И то, как герои путешествовали не только по Дороге, но и через космос — было на самом деле интересно. Собственно, к плюсам произведения можно отнести и то, что автор не скатился в пошлятину, как это сделал в своё время Роберт Хайнлайн. Думаю, что все помнят, на что были похожи произведения «позднего» Хайнлайна. Вот то, что тут такого не было — на самом деле хорошо. То, что у героя было более одной «подруги» — ну, что же, бывает. В самом деле, это его дело, и не нам его ругать.

Единственное, за что я хотел бы покритиковать эти романы, так это то, что автор вообще никак не описывает технологии, которые там есть. Например, как вообще выглядит тот самый тяжеловоз? В Сети есть пара картинок, но не боле того. «Роллеры» — что это такое? Понятно, что аналог колёс, но — как там можно регулировать сцепление с дорогой. Далее — там по сюжету, этот самый тяжеловоз ездил не только по «дорогам общего пользования», но и там, куда я бы и на «Ниве» своей не полез (напомню, что я езжу на лёгком внедорожнике). И вот мне очень интересно — как? Просто, если кто-то видел современные «траки» — седельные тягачи, то он мог заметить, что эти машины могут ездить только по «полированному асфальту». Потому что там нет полного привода, нет большого дорожного просвета и всего остального. Нельзя на них ездить там, где асфальта нет. А вот тяжеловоз из романов — вполне себе мог. Так что — если кто-то очень хорошо понял эти романы, то хотелось бы обсудить эту тему…
А вот, что я понял очень хорошо — так это, что двигатель на тяжеловозе — ядерный, работает на водороде (или, скорее, на гелии-3), там стоят реактивные двигатели для разгона, так как может он ездить очень быстро. Про вооружение машины я говорить не буду ничего, так как автор то и дело «вытаскивает» из рукава то, что ему нужно в данный момент. Тут тебе и «загательная» пушка, лучевая, как я понимаю, которая стреляет во все стороны, ракеты, которые точно так же стреляют во все стороны, разного рода «противоракетные системы», и ещё много всего. Так, я не понял — это мирный грузовик, или боевая машина? Или это такая версия «мирного советского трактора»?
Вот такик у меня впечатления от прочтения этих романов…