Проблемы современной фантастики


Хайнлайна, например, я читал всего...
Хайнлайна, например, я читал всего...

Как многие, кто давно уже на моём канале, заметили, я отдаю предпочтение или фантастике советского периода, или фантастике так называемого «золотого века». Ну, или фантастике годов так до середины 2010-х, если можно так выразиться. Но, в последнем случае, я больше читаю фантастику западную. И да, на это у меня есть свои причины.


Персонаж трилогии Гира не вызывал отторжения...
Персонаж трилогии Гира не вызывал отторжения...
По книге - русская, священник, и... "розовая"... Мне было просто противно, на самом деле...
По книге - русская, священник, и... "розовая"... Мне было просто противно, на самом деле...

Самой главной причиной, моего хорошего отношения к западной фантастике до 2010-го года, можно назвать то, что там, в США и странах Запада, фантастику ещё писали и снимали более-менее адекватно. То есть — думали о сюжетах, если и вводили всякие «тренды» и тому подобные вещи, то делали это осторожно и не «в лоб», не было откровенной русофобии и тому подобных вещей. Книги можно было читать, а персонажи «цветной ориентации», если и были, то в качестве второстепенных, комичных персонажей. Ну, или в роли злодеев. И, можете мне поверить, я никогда не считал себя таким, оголтелым ненавистником всего, что «выходит за рамки», просто, как говорится, всему есть предел. Если у Гира в «Запретных границах» на увлечениях того же Майлса Ромы упор не делался, хотя все про него всё знали, то какая-нибудь «Анна Воловодова» из одной книжной серии, была введена в сюжет только для того, чтобы угодить всяким «меньшинствам». И, опять же, Рома был прописан более-менее интересно, его образ был проработан, он сыграл свою роль в сюжете, то «доктор Воловодова» (кстати, то, как авторы придумали «русскую» фамилию ­– достойно отдельного замечания!) не прописана от слова «совсем», хотя и важна для сюжета. Зато «Запретные Границы» в России почти не известны и не популярны, а вот у «Пространства» полно фанатов, несмотря на то что сам мир прописан… отвратительно. Странно, как мне кажется.


Плохая копия...
Плохая копия...
И великий оригинал...
И великий оригинал...

Но, конечно, суть не только в этом. Я мог бы, конечно, написать о том, что сейчас многие сюжеты вторичны до неприличия, как это делает Лю Цысинь в своих произведениях. Я уже писал о его «Блуждающей Земле», что во многих местах является калькой с «Бегства Земли» Франсиса Карсака. Только вот, у Карсака — на самом деле, увлекательный сюжет, будущее, приключения и тому подобные вещи. Это читать было интересно. Цисинь написал нечто, что с точки зрения «технаря», несмотря на обилие технических деталей, получилось полным бредом. А что до сюжета — это было просто скучно читать. Фильмы, конечно, поинтереснее получились, с максимальным уровнем пафоса и прочего, но… книга-то неинтересная! А про «Воспоминания о будущем Земли», мне даже и говорить ещё раз не хочется. Туда автор, такое ощущение, тащил всё, что гвоздями прибито не было, и получилась у него такая «сборная солянка». И опять же, что касается технической части — тоже всё… не особенно интересно и логично. А то, как экипажи кораблей начали упоённо друг друга резать за ресурсы… Нет, я понял, авторский замысел, только вот, я не понял, зачем он про это писал с таким упоением? Почему-то фантасты «старого времени», как-то без таких вещей обходились, а книги у них были сильно интереснее… Зато, Лю Цысиня «распиарили» до такой степени, что он теперь — суперзвезда…

Если же говорить про русскую фантастику последнего времени… Знаете, я перестал на неё смотреть после того, как увидел, что все полки в магазинах забиты книгами про попаданцев. Конечно, может, времена изменились — я давно не был в книжных магазинах. Вот приеду домой, загляну в несколько, просто, чтобы посмотреть, что сейчас издают. Если же говорить о том, что можно увидеть на разных «площадках» в Сети, то… «лит-РПГ», «бояръ-аниме» и тому подобные вещи, человека, который вырос на Хайнлайне, Павлове и других Мастерах фантастики, как-то не особенно привлекают…

Говорить о том, что «а вот есть Тармашев», мне не надо — я ознакомился с его «творениями», и понял, что мне это просто не интересно, как и всякие там «Рудазовы». Просто я заметил такое явление в последнее время, что если «заходит» читателям первая книга, то автор буквально начинает «штамповать» произведения в режиме конвейера. И, если первая книга может быть интересной, то вот потом качество начинает просто неуклонно снижаться. Это ведь логично, потому что ни один писатель не сможет выдавать отличные книги несколько лет подряд. А ведь пишут! И у нас пишут, и за рубежом. Например, я прочитал несколько книг довольно известного британского писателя Дэна Абнетта (он не только по «Вахе» пишет, если кто-то не в курсе). У него были три просто отличных книги про некоего «Гришу Эйзенхорна». Такая смесь триллера, детектива и «шпионского боевика». Читать было интересно, но — Абнетт продолжал писать по «Вахе». И качество его книг снизилось до такого состояния, что последние его книги просто нечитаемы… Про Тармашева, как мне кажется, даже так сказать не получится…


Я очень не люблю эту дилогию. Но написана она хорошо!
Я очень не люблю эту дилогию. Но написана она хорошо!

Собственно, если говорить о вторичности… Вот, я могу привести пример с одной книгой, которая мне на самом деле, не понравилась. Я писал тут о дилогии Ника Перумова «Империя превыше всего». Там автор хорошими персонажами показывает… новых нацистов. Серьёзно — там, в будущем, у него есть такая Империя. И империя эта — германский четвёртый рейх. Да, вот так. И всё бы ничего, но империя эта — уже звёздная. Много планет, везде они контролируют всё. Где-то даже следят за порядком (история, которую главному герою рассказала Гилви, вообще, очень такая… интересная). И всё бы ничего, с одной стороны, автор не раз подчёркивал, что «это не тот рейх, который рейх, это другое». И даже то, что названия дивизий и иных подразделений очень так хорошо совпадают с тем, что было на самом деле — всё равно, «это другое, это не те немцы». И даже то, что ближе к концу второй книги, у них появляется очень интересная «тайная полиция», и даже «электрики» — всё равно, автор изо всех сил, старается показать, что «это не то, о чём вы подумали!». Но, главное, что мне не понравилось… Те, кто по идее, должен быть «хорошим» — представители «интербригад», которые, вроде как сражаются против рейха — они плохие. Они убивают мирняк, ведут себя, примерно, как «красная армия из современных фильмов про Великую Отечественную» — то есть, постоянно «приказ 227», одна винтовка на двоих, заградотряды и «вот это вот всё». А то, что они творили против мирных немцев, выпуская на них биоморфов… В общем, это просто за гранью добра и зля. Кстати, насчёт мирных немцев я не шутил. Например, планета, на которой обосновались какие-нибудь люди. Простые бюргеры. Живут, никого не трогают, своими делами занимаются. И тут на них нападают какие-то существа и всех убивают. Просто отлично, не так ли? Это интербригады постарались… А в конце, планету Новый Крым, с которой родом главный герой, спасают ценой своей жизни кто? Правильно, представители этой самой немецкой армии. Точнее, полк «Танненберг»… Они тут — хорошие ребята!

Так вот, дилогия мне откровенно не нравится. Но! Она не вторична. Там неплохой язык автора, интересно прописанные герои и персонажи. Немало «вотэтоповоротов», и тому подобного. Не скажу, что мне вообще нравится творчество Перумова (хотя, говорят, у него есть довольно интересная вещь, которая вроде как, фнэтези с магией и тому подобными вещами, а на самом деле — самая, что ни на есть фантастика с ИИ и роботами. Но вот названия, увы, я не знаю). То есть, что вообще про «Империю» сказать можно? Это на самом деле интересное произведение. К тому же, многие уверены, что с «хорошими немцами» — это мне чуть ли не показалось… Собственно, буду рад пообщаться на эту тему…


Сам мир - интересен. А вот герои... увы.
Сам мир - интересен. А вот герои... увы.

Можно вспомнить и Вселенную романов «Завтра война». Тут, что интересно — самые интересные в плане сюжета книги, написали Клим Жуков (цикл «Пилот») и Сергей Челяев (цикл «Звездопроходцы»). И тут вот ведь, что самое интересное — сами Зоричи придумали мир, придумали всю технику и остальное. Но вот именно их книги… Они вышли какими-то не самыми интересными. Можно сказать, что персонажи, придуманные ими, вышли какими-то не особенно хорошо проработанными, «плоскими» и неинтересными. Там, если можно так выразиться, техника прописана лучше, чем люди. «Змей Горыныч», или «Дюрандаль», на котором летает Саша Пушкин, прописан интереснее, чем сам Саша Пушкин. Про Пушкина сложно сказать, какой он, что любит, и всё такое, а вот про его «птичку» — очень даже много. Даже те чувства, которые он, якобы, испытывал к Иссе — про них много чего написано, но их, на самом деле, нет. Или Риши признаётся Пушкину в любви — слова есть, а чувств нет. Потому мне, собственно, и не понравилась Таня, на которой, в итоге, Пушкин и женился — менее интересного персонажа я в книгах пока что не встречал…


"Пилот-девица" тут лишняя, конечно...
"Пилот-девица" тут лишняя, конечно...

С другой стороны, Андрей Румянцев, про которого писал Жуков, и люди, с которыми тот пересекался и общался — вышли по-настоящему живыми и настоящими. Более того, Румянцев общался с той же Иссой — и она была там живая и настоящая! Ну, а про роман с Рошни Тервани, наверное, можно и не говорить — сцена в кокпите «Хагена» всё говорит сама, как и то, каким способом Румянцев потом спасал свою любовь… В это можно поверить — в отношения Тани и Пушкина, увы, нет…

И вот, на самом деле, сейчас найти такие же произведения, которые вот так же сильно, хотелось бы перечитать, которые бы так же цепляли, в которых так же хорошо был бы прописан мир, увы, очень и очень сложно. По какой причине? Я не знаю. Или сейчас просто так не пишут, потому что стали меньше читать, или… просто больше нет таких авторов? Может, ещё попробовать почитать Лукьяненко? Просто я начинал его читать, с 2000-го, и потом читал — вроде интересно, но… что-то не то. Дивов неплох, но у него я прочитал почти всё, да и мало он космооперы пишет сейчас… Так что — жду советов и предложений…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации