Для любителей фантастики…
На самом деле, меня один из подписчиков, попросил написать список такой, что почитать тем, кто любит фантастику. Ну, и, я давно уже (примерно неделю) хотел написать эту статью, но вот как-то всё не получалось. Конечно, на самом деле, я могу кому-то показаться ужасно неоригинальным и старомодным, да и вообще, как это было сказано в одном фильме, «Вкусы мои весьма специфичны»… Так что, как говорится, «не судите строго»…

Моё увлечение фантастикой началось с Жюля нашего Верна. Правда, пока я добрался до фантастики в его интерпретации этого жанра, прошло немало времени, и было прочитано немало книг. Понятное дело, что «Пятнадцатилетний капитан», или «Дети капитана Гранта» на фантастику как-то не особенно тянут, хоть и являются довольно интересными приключенческими произведениями. А вот уже «Пять недель на воздушном шаре» — это уже самая, что ни на есть фантастика. Просто потому, что шар, описанный в книге, просто не поднял бы всё это оборудование, что позволяло им так интересно маневрировать в воздухе. И, кстати говоря, сейчас читать мсье Верна уже как-то проблематично — или, можно предположить, что были у него и не особенно интересные романы. Например, на вокзале я недавно взял книгу, в которой был роман про «Альбатрос». Ну, это воздушный корабль одного авантюриста. Я три часа ждал электричку и читал этот роман. Потом, пока ехал, ещё полтора часа читал. «Робур-завоеватель», роман называется. Так вот, за четыре с половиной часа, я трудом треть романа осилил, хотя, всегда читал довольно быстро. Просто, там и действие развивается не сказать, чтобы быстро, да и персонажи, от лица которых ведётся повествование, скажем так, не особенно получились интересными. Если говорить о других произведениях Жюля Верна, то профессор Аронакс, Сайрес Смит и другие его персонажи, показались мне, куда как более интересными, чем те, кого захватил на свой корабль Робур… Книга, кстати, теперь лежит у меня дома, и, наверное, когда я туда вернусь, я её дочитаю. Но, вообще, книги Жюля Верна, очень хороши, скажем так, для вхождения в фантастику…


Понятное дело, что Жюль Верн — это, конечно, здорово. У него отлично получалось писать про то, что происходило на нашей планете. По крайней мере, пока он не пытался забраться в недра Земли, или лететь на Луну. Нет, с одной стороны, «Из пушки на Луну» и его продолжение «Вокруг Луны», были полезны тем, что они, если можно так выразиться, зажгли тот огонь, на котором потом стартовал «Аполлон-11», а перед ним — советские станции класса «Луна» (о, как выразился, сам от себя такого не ожидал!), но, если говорить о романах с технической стороны… Сами понимаете, что герои романа просто не смогли бы пережить старт — с той системой, что там была описана. Но, давайте не будем сильно критиковать мсье Верна, который оперировал теми вещами, о которых он знал… Тем более, что он на самом деле был великим писателем…

Я упомянул эти два романа не просто так. Просто за некоторое время до того, как я прочитал «Из пушки на Луну», мне в библиотеке дали «Лунную трилогию» Ежи Жулавского, написанную под очень сильным влиянием «Лунной дилогии» Жюля Верна. Откровенно говоря, мне книги очень не понравились, но я прочитал все три. Нет, что до первого романа, который так и называется, «На серебряной планете», то Луна там была описана довольно интересно, и автор был даже в курсе, что дышать там особенно нечем. Правда, конечно, волею авторского произвола, герои там выживают и даже дают жизнь новой «цивилизации», но… Второй роман мне понравился уже сильно меньше, а что до третьего, который описывал жизнь на Земле… В общем, там уже читать было не так интересно. Но, как образчик фантастики начала XX-го века — можно прочитать и это дело.

Конечно, можно начать говорить о космической опере. О настоящей космической опере. Начать можно было, наверное, с Эдмонда Гамильтона. И, конечно же, самой знаковой вещью тут можно назвать его «Звёздных королей». Это, как мне кажется, просто эталонное произведение жанра. Как говорится, если бы в Палате мер и весов было что-то типа «эталонной космической оперы», то там должен бы лежать томик «Звёздных королей» и продолжения, «Возвращения к звёздам». Это на самом деле, такие произведения, которые, можно сказать, сформировали сам облик «Космической оперы». В самом деле, тут, если можно так выразиться, есть всё, что должно быть в любом уважающем себя произведении данного жанра. И путешествия по космосу, и разного рода супероружие, способное уничтожать не просто планеты, но само Пространство (что потом использовал в своей трилогии «Люди как боги» Сергей Снегов). И, конечно же, шикарный, наихаризматичнейший Шорр Канн в роли главного злодея! Собственно, он себя ещё покажет…


Но, если говорить о творчестве Эдмонда Гамильтона, нельзя не вспомнить и «Капитана Фьючера». О его популярности, наверное, скажет то, что… про него есть аниме. То есть, он настолько известен в той же Японии, что про него нарисовали (или сняли) аниме! Кстати, его показывали по ТВ, в одной передаче для детей показывали. А потом я пробовал найти в Сети этот мультфильм. Увы, но в нормальном качестве я его так и не нашёл. Так вот, книги про Капитана Фьючера — они тоже довольно интересны. Да, автор пишет, основываясь на представлениях о том, что на планетах Солнечной системы могут быть жители, но…, а что, если предположить, что все персонажи, что там описаны — просто потомки земных колонистов? И предположить, например, что на том же Юпитере, понятное дело, жить нельзя, а вот на его спутниках — запросто. Про Венеру, понятное дело, сказать что-то сложно — не думаю, что там можно устроить колонию, но вот на том же Меркурии — жить под поверхностью планеты, наверное, было бы можно, хоть и очень неприятно. Вот, как-то так. А так — ну, на самом деле, мне было интересно это читать.

И, как говорится, «последний по списку, но не по интересности» — приключения Моргана Чейна, ака «Космический волк». Тоже, довольно интересная трилогия о человеке, который вырос на суровой планете Варна, известной своей высокой гравитацией, своими суровыми жителями, и своими суровыми обычаями (да, я специально так написал). Родители Моргана Чейна были довольно благочестивыми людьми, и они прибыли на Варну с целью «отучить местных от их ремесла». Дело в том, что жители Варны были известными своими… разбойными нападениями на корабли и планеты. Вот такие они пираты были. На родителей Моргана смотрели, как на ненормальных, когда они полетели туда. На самой Варне им было тяжело — высокая гравитация плохо действует на тех, кто к ней не готов. А вот сами жители Варны смотрели на них с любопытством и какой-то даже… жалостью, что ли. Ну, не понимали они, как можно жить иначе. А потом, когда родители Моргана умерли, местные позаботились о мальчике, воспитав его, как своего… Ну, а потом, как говорится, так вышло, что Морган застрелил кого-то не того, и ему пришлось «рвать когти» с планеты, что стала ему домом… В общем, опять же, интересная и добротная космическая опера…

И, наверное, последними книгами, которые закончили формировать во мне именно любителя именно космической фантастики, стала новеллизация тех самых Эпизодов «Звёздных Войн». Это была книга в мягком переплёте, с кучей орфографических и каких-то ещё ошибок, с неправильные терминами и кучей проблем. Но — это были «Звёздные войны», и, как я понимаю, те, кто издал эту книгу, работали именно с теми книгами, которые я потом видел в составе той самой «Расширенной Вселенной». И да, несмотря на ошибки и всё остальное, я прочитал эти романы. И потом, когда я узнал, что есть такая «Расширенная Вселенная» — я перечитал их, но уже в других изданиях…
На самом деле, понятное дело, что я много книг прочитал. Перечислять их все — ну, как мне кажется, это займёт очень много места. Скажу только одно — более современная фантастика, что писалась после… года так 2005-2010-го, стала уже сильно хуже, чем та, что писалась раньше. Относится это, как к западной фантастике, так и к российской. Нет, я верю, что сейчас есть авторы, которые умеют, могут, практикуют писать хорошо и интересно, но… гораздо чаще попадаются произведения, которые или до неприличия вторичны, или просто скучны, или… наполнены таким количеством роялей, что это уже описания каких-то оркестров, а не фантастика…