08 окт 2024
8 минут

Повесть о том, как ИИ захватил власть…


Возможно, что в таком издании я её им читал в школе...
Возможно, что в таком издании я её им читал в школе...

Когда я писал про всю эту ИИ-тематику, я вспомнил, что читал в детстве одну повесть, которая называется «Гум-Гам». Это написал Евгений Велтистов, если кто-то не в курсе. Тот самый, который придумал и «Электроника». Повесть, откровенно говоря, детская. Помнится, там мальчик по имени Максим, встретил другого мальчика, по имени Гум-Гум. Можно, конечно, рассказать про историю их знакомства, про то, чем этот самый Гум-Гам интересовался, но… это на самом деле, не сказать, чтобы интересно — повесть-то детская. А вот, если посмотреть, как устроен мир, откуда этот самый Гум-Гам родом — вот там всё становится намного интереснее. Дело в том, что у них есть такая машина, как «Автук». Этот самый «Автук» снабжает их лунадом (как они называют особый препарат, что даёт всякие способности), делает иную работу и вообще, заботится об этих ребятах. Одна проблема — ребята ничему не учатся. А зачем — если Автук делает всё? И, соответственно, всё, чем заняты жители этого мира — поиски развлечений. Хорошо, что это детская повесть, а то… знавал я одних «любителей развлечений», который своими развлечениями одно «божество» питают… Но, не суть важно…


Заставить грузовик, что стоял на детской площадке, полететь? Легко!
Заставить грузовик, что стоял на детской площадке, полететь? Легко!

Так вот, из-за этого самого «Автука», мальчики той планеты, конечно, имеют очень и очень широкие возможности. То, что проделывал Гум-Гам и его товарищи, на Земле — это не просто удивительно, это из серии «высокая технология неотличима от магии». То есть, самые разные чудеса, вроде прохода через стены, или полётов на игрушечной машинке — Гум-Гум и его «земляки» проделывали, что называется, по щелчку пальцев. Надо было просто сказать: «Р-раз!», и дело в шляпе. Проблема была только лишь в том, что они не знали, что и как работает. Более того, учиться они не могли и не хотели — это было им скучно.

Ну, понятное дело, что на самом деле, книга о том, что «надо учиться», что «ученье свет», и всё такое прочее. Финал-то там какой? Что все эти гости с иной планеты идут в школу, чтобы потом научиться, как разобраться в своей «машинерии», как отремонтировать её (там ведь Автук и прочая техника в итоге просто выключились), и так далее. Кроме того, Гум-Гам и прочем ведь, ещё и не росли, они буквально «застряли» в детстве. Если сейчас я не путаю ничего (сами понимаете, давно читал), то это тоже следствие того, что они жили на той планете…

А потом этот Автук просто взял - и сломался...
А потом этот Автук просто взял - и сломался...

Но, лично мне интересно другое. Ведь в самом деле, по сути, власть на планете захватил этот самый Автук. И он начал диктовать определённые условия этим ребятам. И отключился он не просто так, а после того, как они начали чем-то интересоваться. И вот это, как мне кажется, в повести самое интересное…


Толкиен был хорошим писателем, но вот технику не любил...
Толкиен был хорошим писателем, но вот технику не любил...
В "Дюне", как известно, всё было тоже... "весело"...
В "Дюне", как известно, всё было тоже... "весело"...

В комментариях к прошлой статье, писали про некоторую технофобию, что были присуща некоторым авторам. Конечно, Толкиен (или как его правильно?) фантастику не писал, но у него, кстати говоря, технофобия была знатной — у него именно «злодеи», типа орков, занимались развитием технологий и всего остального. А вот «хорошие» — только магия, и ничего технического… А Герберты? Фрэнк Герберт, что интересно, в своей «Дюне», вообще, очень сильно ограничил развитие техники. Мол, давайте развивать тело, «уберспособности», и тому подобные вещи. Но, его сын пошёл ещё дальше, описывая войну с машинами. ТО, как они захватили власть, он так и не смог нормально придумать. А вот то, как люди хотели сделать так, чтобы машины не смогли ничего им сделать… Ну, те, кто читал «Батлерианский джихад», меня поймут. Рабы с арифмометрами — это, знаете, сильно, да…

Так вот, если говорить об этой повести, то тут не технофобия. Тут, скорее, именно предостережение. Мол, создавать крутые машины — это хорошо. Но машина не должна превалировать над человеком. Просто, если машина начинает диктовать свои условия, если машина заменяет человеку всё… В таком случае, у человека просто пропадает желание развиваться дальше. В самом деле, зачем ему что-то там изучать, если всегда можно набрать запрос в том же поисковике? Зачем понимать, как работает то или иное «железо», если в случае неисправности той или иной машины, ты просто обращаешься к системе «умного дома» (образно выражаясь), и тебе тут же меняют эту машину на новую? Гум-Гам и его друзья даже одевались при помощи особой системы — он сам Максиму рассказывал! И в доме Гум-Гама очень много машин. Там все так живут. И при этом, ни Гум-Гам, ни его товарищи, даже не умеют писать и читать. В самом деле — зачем им это? Ведь их полностью обслуживает техника…

В общем, даже с учётом того, что прошло немало лет с тех пор, как я читал эту повесть, она неплохо выглядит и сейчас. Я даже страшную вещь скажу о том, что она… внезапно, даже более актуальна, чем тогда. В самом деле, что тогда могло вызвать подобный эффект? Телевидение? Как говорится, «я вас умоляю!». Если вспомнить, что тогда показывали по ТВ, то там было немало передач научных и познавательных. Передач, которые как-то развивали и показывали, что в мире есть немало всего интересного. Да и фильмы, что тогда показывали по ТВ, тоже были… не просто развлекательными, они тоже чему-то учили, прививали любовь к чему-то хорошему… Про то, что сейчас многие дети и подростки стараются во всём полагаться на смартфон, совершенно не думают, и почти не хотят учиться, наверное, можно и не говорить, да?

Но, как я уже говорил, отказываться от техники — тоже не самая хорошая идея. Техника нужна, как помощник, как ассистент, как то, что помогает решать те или иные проблемы. Например, я согласен, что всё знать просто невозможно, кто бы что не говорил. Так что, найти ту информацию, которую ты не знаешь, в Сети — это нормально. Но не просто «найти и забыть», а найти и изучить, наверное, так? Ориентироваться при помощи компаса и карты — хорошо, да. Но надо уметь пользоваться и разного рода цифровыми устройствами. Что-то подсказывает мне, что вести машину и смотреть дорогу на бумажной карте — не самое хорошее дело, а прибор, что показывает тебе дорогу и маршрут в режиме реального времени — дело очень удобное…

Так что — когда техника помогает, когда она работает на благо человека — это одно. Это хорошо и здорово. А вот, когда техника полностью заменяет человеку образование, воспитание и всё остальное — в этом уже нет ничего хорошего. Такой человек, который знает только то, что «умная техника» так или иначе, но решит всего его нужды и проблемы, останется совершенно беспомощным, если эта техника внезапно, по какой-то причине выйдет из строя. Давайте вспомним, по какой причине отключились все «Автуки» на планете Гум-Гама? Просто мальчики начали задавать слишком много вопросов. А Автук не любил вопросы, особенно «Почему»… Так что, всё же, данное произведения является именно таким вот предостережением… Мол — техника, это хорошо, но и своей головой тоже надо уметь пользоваться по прямому назначению…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации