Про писателя Глуховского, и его «Метро»…


Наваял Глуховский...
Наваял Глуховский...

Я как-то раз писал статью про арест Глуховского. И я там утверждал, что он — реально плохой писатель. Да, он создал Вселенную «Метро», но… насколько хороша она? Я скажу так — на мой, совершенно неискушённый взгляд, лучшие книги по Вселенной были написаны другими авторами. А самые интересные — и вовсе те, действие которых разворачивается где угодно, но не в московском метро. Например, Сурен Цормудян писал очень интересно… Но, вернёмся, как говорится, к нашим баранам. Точнее, к одному…

Итак, Дмитрий Глуховский стал известен, в первую очередь, именно, как автор книги «Метро-2033», где цифры — это год, когда происходит действие романа. Потом была книга «Метро-2034», и даже «Метро-2035», которую я уже не читал. Говорят, что она настолько пропитана антироссийским «духом», что дальше просто некуда. «Метро-2034», я читал, но трогать её не буду. Поговорим о первом романе, и затронем предысторию, которую писали авторы с никами «Дрю» и «Иштар». Предыстория, кстати, мне понравилась…


В общем-то. это так...
В общем-то. это так...

Но, что можно сказать о романе, не делая больших спойлеров (хотя, я уверен, что все давно уже читали эту книгу? Ну, повествует он, понятное дело, о том, что стало с московским метрополитеном после большой ядерной войны. Просто, если кто-то не знает (хотя, наверное, таких нет), то московское метро, как и остальные метрополитены СССР (была такая великая страна), строился, как объект гражданской обороны. То есть, в случае бомбардировок города, он должен был на время укрыть население города. Не всё, понятное дело, но хоть кого-то. И да, после того как было создано ядерное оружие, метрополитен несколько «доработали», чтобы можно было укрыться там и при ядерной атаке. И пока что, как говорится, всё сходится. Но, есть нюанс. Дело в том, что метрополитен, как и любое другое убежище, никак не предусмотрен, чтобы люди жили там годами и десятилетиями. Максимум, он обеспечивает нахождение людей там в течение нескольких дней. Почему? А потому что, после нескольких дней, в зоне нанесения ядерного удара, уже можно выходить на поверхность, чтобы покинуть эту территорию. Я сейчас точно не помню, за сколько дней уровень радиации спадает настолько, что можно надеть ОЗК, противогаз и выйти, но — максимум, это неделя. Потом уже можно выходить и более-менее спокойно двигаться из опасной местности…

Наверное, стоит рассказать, почему дело обстоит так, и почему в той же Припяти нельзя жить? Ну, если только, как говорится, в двух словах. Дело в том, что при ядерном взрыве, как правило, «реагирует» большая часть делящихся веществ. Уран там, или плутоний. При термоядерном — реагирует почти всё. И вообще, современные боеголовки более мощные, и более «чистые», по сравнения, например, с теми, что были использованы при атаке на Хиросиму и Нагасаки. Кстати говоря, там сейчас живут люди. А вот в Чернобыле, ядерного взрыва, как такового, не было. Там был выброс «делящихся элементов» на большую площадь. И они были очень сильно радиоактивными. В общем, произошло то, что сейчас принято называть «грязной бомбой». И вот частицы этих самых «делящихся веществ», а именно, куски ТВСов (тепловыделяющих сборок) и загрязнили всю ту местность. Разница, как мне кажется, понятна…


Люди выживают в метро...
Люди выживают в метро...

И вот, значит, у нас действие разворачивается в московском метрополитене, в 2033-м году. И люди там живут с 2013-го года, когда и случилась ядерная война… Собственно, уже тут можно сказать, что «не верю!». Знаете, есть произведения, в которых те или иные события, или вещи, или техника описаны так, что при чтении ты понимаешь, что в нашем мире «оно работать не будет». Например, я отлично понимаю, что какой-нибудь «Dire Wolf» массой сто тонн, будет себя чувствовать в нашей скучной реальности как-то не особенно хорошо. Но, в книгах Вселенной «Battletech», он описан так «вкусно» и интересно, что ты веришь, что в рамках этой Вселенной, это на самом деле грозная боевая машина, которая в состоянии наделать дел. Или, «Сокол Тысячелетия», как его иногда называют, грузовой корабль класса YT-1300, кореллианской постройки, на самом деле не может «фигурять» в космосе так, как это было показано, например, в Пятом Эпизоде, во время ухода от истребителей в астероидном поле. Но, в рамках этой Вселенной, он так летает, и при просмотре, ты в это веришь! А вот тут, проблемы начинаются уже с того, что люди зачем-то живут под землёй двадцать лет. Подвергают себя страданиям, у них проблемы с крысами, с отсутствием элементарных вещей, но почему-то они даже не пытаются выбраться из Москвы! Да, в третьей книге, Глуховский придумывает (точнее, высасывает откуда-то) объяснение этого, но… получается у него, если честно, так себе…


Кадр из игры - тут даже часть поездов на ходу! Хотя приквел говорит о том, что на них энергии просто не хватит...
Кадр из игры - тут даже часть поездов на ходу! Хотя приквел говорит о том, что на них энергии просто не хватит...

Вот для начала — откуда там энергия, тепло, воздух? Я не говорю о более простых вещах, таких, как, например, еда, или вода. Да, они выращивают грибы, выращивают свиней и… всё. Да, я согласен, что для грибов, например, свет не особенно нужен. Но! Тут такое дело — людям нужны витамины. В грибах, насколько я знаю, с ними как-то не особенно хорошо (хотя, я не специалист, конечно). Витамины есть, как правило, в овощах и фруктах. Для них надо много света. Про почву умолчу — есть такая штука как «гидропоника», хотя я не уверен, что Глуховский про неё слышал. Свиньи… ну, с одной стороны, это интересно, конечно, но смогут ли они долго жить под землёй? И я даже не говорю о том, что пригнали их в метро уже после войны. Значит, какое-то время, они жили на поверхности. Значит, немало мест, в которых можно жить. Снова вопрос — почему люди не эвакуировались туда? Но и это, понятное дело, далеко не всё…


Кадр из игры. Уровень "клюквы" и антисоветчины просто зашкаливает. Хотя, понятно, кто игру делал...
Кадр из игры. Уровень "клюквы" и антисоветчины просто зашкаливает. Хотя, понятно, кто игру делал...

Вообще, на самом деле, конечно, кто-то может возразить, что «книга-то не об этом! Книга о людях!». Нет, я согласен, что почти все книги о людях. Даже те, в которых людей нет вообще среди действующих лиц. Да, бывает и такое. Но и с людьми книге тоже, как-то не особенно повезло. Глуховскому был нужен конфликт, и он его придумал, что называется, «не мудрствуя лукаво». И у нас тут есть жители Красной Линии, которые решили строить коммунизм. Конечно же, «коммунизм — это плохо», и «красные» решили вести войну против всех, кто с ними не согласен. Есть «Ганза» — Кольцевая Линия, на которой живут торговцы. Они — хорошие, у них «демократия», и они против «красных». А ещё есть «рейх», и те — совсем плохие, гораздо хуже «красных». Вот такая идея конфликта у Глуховского… Но, есть нюанс. На самом деле, конечно, их несколько, но главный нюанс — с такими вводными, за двадцать лет, в метро просто никто не выжил бы! А, что касается «коммунизма»…

Итак, по логике романа, «коммунизм» — это плохо. Об этом там прямо говорится. И, конечно же, на «Красной Линии» всё плохо. То ли дело, на той станции, где Артём жил! Там у них все работают, у них общие орудия производства, почти бесклассовое общество и немало других вещей… Как же это называется-то… нет, не коммунизм, конечно, как-то по-другому, но вот точно не коммунизм.

В общем, тут можно было бы сказать что-то о том, что автор издевается, но — Глуховский тут на полному серьёзе пишет, что «коммунизм — это плохо» (ведь коммунисты решили на «Красной Линии» устроить именно коммунизм, попутно утопив всё в крови), но при этом, сам же и описывает коммунизм на станции, на которой вырос Артём. И, знаете, это даже не смешно. Тут не работает правило «так плохо, что даже хорошо»…


В случае атаки, станции изолируются полностью. И это логично - станции защищены лучше, чем туннели...
В случае атаки, станции изолируются полностью. И это логично - станции защищены лучше, чем туннели...

Далее… Можно, конечно, немало всего рассказать о том, что в метро происходит. Например, знает ли автор, что с остановкой насосов, что откачивают воду из некоторых мест, метро просто затопит? Знаете. разного рода плывуны, грунтовые воды и тому подобные вещи. Мне вот интересно, он эти термины хоть раз в жизни слышал? А историю строительства метро, хотя бы читал? Просто там про плывуны много всего интересного было сказано — как строили-строили, значит, туннель, а потом — раз, и на нарвались на плывун. И туннель просто затопило жидкой грязью… Где-то пришлось это дело замораживать, где-то просто — идти в обход, где-то — откачивать всё это дело… И вот, давайте представим себе, что начинается что-то такое. Станции тут же отделяются от перегонов и от поверхности гермозатворами — все их, наверное, видели. И, собственно, всё. Ни о каких переходах со станции на станцию, не может быть и речи. Ну, если только в обход гермоворот и на свой страх и риск, так как в туннелях и обрушение может быть, и грунтовая водичка просочится. Порой и заражённая — проникающая радиация, всё такое… В общем, понятно, что так просто гулять по метро, как это было описано в книге, не особенно и получится… Повторюсь — метро, просто не предназначено, чтобы там жить…

И на фоне всего этого дела, просто не получается поверить в то, что написали там авторы. Да, кто-то, типа того же Сурена, мог описать что-то интересное, но — читая, ты просто понимаешь, что «этого не может быть», и «магия книги» просто не работает. И, знаете, я даже не буду говорить про разного рода «мутантов», «чертовщину» и тому подобные вещи, коих немало описано, как у Глуховского, так и у остальных авторов. Думаю, про мутантов и так все всё знают, так что все эти гигантские червяки, странная «биомасса» и прочие «библиотекари» — лично для меня просто портили всю атмосферу. И я даже не говорю про Красные Звёзды, на которые нельзя было смотреть…

Понимаю, что кто-то сейчас напишет, что «что ты докопался до книги? Это надо читать и не думать о том, что там написано, и вообще, это заказная статейка! Мол, автора заочно арестовали, вот ты и стараешься!». На самом деле, никакого отношения к политической ориентации Глуховского этот текст не имеет. Например, все знают, что я не раз называл Роберта Хайнлайна русофобом, которым тот и являлся. Да, он ненавидел СССР — особенно после того, как над нашей страной был сбит У-2 Пауэрса. Он ненавидел СССР, после того, как началась Холодная Война — даже с учётом того, что он не мог не видеть, что СССР как-то не был страной-агрессором (он был в СССР два раза). И всё равно, верил не тому, что он видел, а американской пропаганде. Но! Тем не менее, Хайнлайн — один из любимых моих фантастов. Так что, дело не в этом, дело в таланте. У Хайнлайна он был. А вот у Глуховского — увы. И, если Хайнлайн мог вставлять всякие нехорошие вещи в свои книги — это было понятно. Ну, не любил он СССР, хорошо. То вот, как человек, который жил, работал и получал деньги в России, может её ненавидеть — для меня секрет… Так что — меня эти вещи сейчас вообще не интересуют. Путь живёт, как хочет. Только в России, наверное, ему лучше не появляться…

Бесплатный
Комментарии
avatar
Здесь будут комментарии к публикации