Персонажи, «не такие, как все» в фантастике.
Сразу хотел бы сказать, что эта статья — для тех, кому уже есть 18 лет. Конечно, в ней не будет ничего такого, неприличного или откровенного, даже «пропаганды нетрадиционных вещей» не будет, но… не хотелось бы риска. Так что, если вам нет 18-ти лет, не надо это читать. Приходите, когда вам исполнится 18 лет. В общем, я предупредил…

Некоторое время назад, я получил очень гневный комментарий от человека. Меня обвинили в нехороших вещах, после того как я написал о том, что в западной фантастике слишком много «нетрадиционных отношений». И я написал, что мне это не нравится. Но! Есть люди, наверное, для кого это — достаточно больная тема, и они принимают желаемое за действительное. На самом деле, мне не понравились не сами персонажи, а то, как это было написано. Максимально прямо, грубо и «в лоб». Написано так, что, простите, читать это было неприятно. На самом деле, я могу предположить, что писалось это всё под давлением разного рода активистов, без одобрения которых издать книгу, или выпустить на экраны какой-нибудь фильм, на самом деле, очень и очень сложно. Ну и, можно предположить, что активисты эти, сами в литературе ничего не понимая, требовали сделать это именно так, как они и видели. В самом деле, если в Голливуде по запросу разного рода «деятелей» снимали дичь — например, добавляя темнокожих персонажей туда, где они просто не могли быть, то и тут такая же история… Но, можно ли писать про таких персонажей, которые, скажем так, являются «нетипичными», как для литературы вообще, так и для фантастики в частности, чтобы они не вызывали отвращения, а, напротив, были вполне себе нормальными персонажами, которым можно сопереживать и сочувствовать? На самом деле — да. И обратимся мы, для начала, к Майклу Гиру, о трилогии которого, «Запретные границы», я писал не раз. Увы, но Майкл Гир — не особенно популярен в России. Например, те же «Границы» — субъективно, более интересны, чем «Пространство», но… кто про них знает — и сколько фанатов у «Пространства»? Вот…

Итак, я предлагаю начать с персонажа по имени Майлз Рома. Он — легат Дассианской Империи. Премьер-министр, «на наши деньги», если я всё правильно понял. На самом деле, если посмотреть на него — типичный дассианин. То есть — тучный, с ожирением, я даже не знаю, какой степени (уверен, что я рядом с ним буду стройным, аки кипарис), хотя, у меня рост хороший, так что моих габаритов не особо и видно. Дело в том, что после того, как все в Дассианской Империи приняли на веру тот факт, что Дасса Второй — бог, там очень многое изменилось. Может быть, как-нибудь я напишу о таких вот Империях, и что там происходит, но, если в двух словах, то жители Империи, включая и самого Дассу Второго, на самом деле, верили, что он — бог. И, соответственно, они во всём смотрели на него, и старались жить, как и он. Особенно, понятное дело, это касалось придворных и прочих «приближённых ко двору». Там был и культ обжорства — ну, если Император ест, как не в себя, так и остальные будут брать с него пример. Ну, и таким образом, получается, например, что, пока Император и двор «кушают» разные деликатесы и вообще, ни в чём себе не отказывают, простые люди… порой страдают и от голода. Потому что, внезапно, пищи на всех не хватает. Ну и другое. На самом деле, сложно сказать, с кем именно «дружил» Император Дасса, но, что-то подсказывает мне, что и «дружба с мальчиками» — тоже от него пошла. Просто, книги описывают Дассу, когда в нём было уже более пяти сотен килограммов, и выглядел он, как такая пародия на барона Владимира Харконнена, но… кто знает, чем он увлекался в молодости? И то, что все высшие чины Империи брали пример с Дассы, нет ничего удивительного…

А что же Майлз? Начать с того, что он был влюблен в Скайлу Лиму, одного из главных женских персонажей. Так что, вполне себе можно сделать такой вывод, что женщины были ему вовсе не безразличны. Уверен, что он отлично понимал, что и как надо с ними делать, так что, опыт такой у него, совершенно точно имелся. Но, так как нравы при дворе царили странные, был у него и «товарищ» — его помощник Гирос, такой же программист, как и сам Майлз. И вот тут, наверное, стоит поговорить о том, чем Майлз вообще известен в этих романах. Как я уже писал — он имперский легат, по сути, второй человек в Империи. Он усовершенствовал тот софт, что использовался в Империи, что позволило несколько «поднять» экономику Империи. Да, на несколько процентов, но, с учётом того, что Дасса — огромная звёздная империя, это уже серьёзно. После того, как на столичную планету «уронили» транспортник, под завязку загруженный танками и запчастями к ним (да и шёл он на полной скорости!), и там начались проблемы, именно Майлз пытался как-то удерживать управление системами планеты. После того, как землетрясение разрушило Капитолий и убило Императора (при массе в полтонны, отключение нулевой гравитации на доли секунды — не особенно полезно для здоровья!), именно Майлз взял на себя руководство всем, что осталось. Третий человек в Империи, адмирал Ибан Джакре, впал в ступор, и даже своими, флотскими, толком не смог руководить! Именно Майлз занимался тем, что пытался как-то, в ручном режиме, координировать все действия разного рода спасательных сил и заниматься распределением ресурсов, он пытался создать хоть что-то, что не позволило бы коллапсировать экономике планет, что входили в Империю. И именно он занимался потом интеграцией Маг Комма в системы людей. Ну и потом — именно Майлзу пришла в голову идея, попросить Маг Комма разобраться с вирусом, что выпустила Айла Такка, которая, по старой и недоброй традиции, хотела всё разрушить — только ради своих амбиций и своих мутных целей… Когда всё рушилось, Майлз работал, без сна и отдыха, чтобы хоть как-то помочь Человечеству! И стоит сказать несколько слов о его самодисциплине… После общения со Стаффой после того, как тот передал Майлзу данные о том, что очередная война просто погубит всё живое в Свободном Космосе, Майлз много думал об этом. Особенно хорошо выглядит момент, когда он похудел от переживаний, а потом это заметил Риман Арк (командир осназ у Стаффы), похвалил Майлза. И тот понял, что культ — культом, а вот похвала от такого человека, как Риман — дорогого стоит. И начал худеть!
И вот — какие эмоции вызывает этот человек? Вот у меня к нему не было отторжения, или отвращения. Очень интересный человек, которого Гир смог достаточно хорошо и интересно показать. Показать, как он принял достаточно сложное решение, как начал действовать, как он работал над спасением Человечества. И вот это я называю — интересно прописанным персонажем. Персонажем, достойным уважения!
На самом деле, у Гира есть ещё немало людей, которые были «не такими», и отвращения никто из них не вызывал. И тут я могу сказать только то, что Майкл Гир, кто бы что не говорил, умеет в характеры, умеет их раскрывать и хорошо расписывать. И на самом деле, странно, почему он не особенно популярен в России…

Но, от автора западного, я перенесусь к нашим, русскоязычным. И начать я хотел бы с того самого Алексея Бессонова. Да, он сделал немало всего нехорошего, но, как писатель, он был не так уж и плох. И вот, в его романе «Маска власти», есть очень занятный персонаж… Лейтенант полиции Маркус Эйген. Собственно, так его звали до операции и остального. Потом она взяла себе имя Мэрион. Да, изначально это был мальчик. Мальчик, у которого были проблемы на нервной почве. То, о чём долго говорили на Западе в недавнем прошлом. На самом деле, я, конечно, не специалист, но хороший психолог, наверное, может помочь решить эти проблемы. Объяснить, что всё хорошо, что надо уметь пользоваться тем, что имеешь от природы, и так далее. Но, беда в том, что, наверное, проще не работать с психологом, а просто переделать человека. Что, собственно, и получилось.
Но, суть тут не в этом. Суть в том, что Бессонов смог рассказать историю этого персонажа, смог показать, как это получилось. Смог рассказать нам про этого персонажа, и сделать так, что его можно понять. И снова — этот человек, эта теперь уже девушка, не вызывает отторжения, или отвращения. Это именно, что трогательная и грустная история. Собственно, можно сделать предположение, что конец у этой истории будет хорошим — насколько это вообще возможно, с учётом того, что через несколько лет Империя окажется втянута в войну, после которой она рухнет.

А в романе «Дама с собачкой» от Олега Дивова и Светланы Прокопчик, была такая леди — Серена Толстон- Говард. Хорошая, добрая и удивительно светлая женщина. И нам рассказывают её историю. Дело в том, что она была мальчиком — Саймоном. Мальчиком, которому было очень и очень плохо. Плохо не только в физическом смысле, но и в моральном и духовном. А родители — они вообще не видели проблемы сына, и даже не пытались их решить. Дело кончилось очень страшно, но человека удалось спасти — хоть и такой ценой. И снова — персонаж описан хорошо, трогательно и по-человечески. Без пошлости и тому подобных вещей.
И вот, мне очень интересно, на самом деле — почему, на Западе, раньше, умели писать именно так, без пошлости и грязи, но персонажи вызывали к себе нормальные чувства? Почему у нас, в России, могли так же хорошо и красиво писать? А сейчас, на Западе, если и есть такие персонажи, то ничего, кроме отвращения, они просто не вызывают? Неужели, на Западе больше нет хороших и талантливых авторов? Или им просто не дают писать? Я не знаю, на самом деле. Или просто мне, на самом деле, хорошие вещи давно не попадались…