Самый страшный рассказ Олега Дивова. «Голод, холод, интеллект»

Если читать этот рассказ — например, первую его часть, то, на самом деле, можно умереть от смеха — так хорошо автор описал мытарства Первого и его подчинённых. Если кто-то рассказа не читал — давайте представим себе Экспериментальное Лесничество. Там работают роботы. Следят за животными, подкармливают их, когда зима получается особо суровой, следят за поголовьем животных (у них, например, есть список всей живности на подконтрольной территории), и вообще — занимаются много чем. Не обходится без казусов — например, за рецепт кормов отвечал Первый, а у него, так вышло, в результате зависания одного из «мозгов», наложились друг на другу два рецепта — корма для лосей и корма для волков. И, нет, я не буду писать, что в итоге получилось, скажу только то, что лосям это не подошло категорически, а вот волкам… Ну, волки стали идти на любые ухищрения, чтобы только добыть этот самый комбикорм…
По сути, рассказ начинается с происшествия. На территорию забрёл медведь-шатун. Ну, бывает так, что медведь зимой может проснуться по какой-то причине, а потом всё — уснуть он уже не может, еды зимой для него почти что и нет, так что, как правило, такой мишка просто обречён. Медведь напоролся на одного робота, что обслуживали территорию, тот запросил инструкций у Первого, и с этого всё и началось.

И вот, если от первой части рассказа можно реально надорвать живот, особенно, если ещё и представлять, что именно там происходит, то вторая часть рассказа, накала, в общем-то, и не сбавляет. Так вышло, что на территорию забрёл ещё и тигр. Ну, знаете, такой красивый полосатый кот, правда, не совсем понятно, какой именно — амурский, или уссурийский. Но, понятно, что дело происходит, в общем-то, в России. И вот, так вышло, что тигра сопровождал ещё один робот. Охранник. Ну, понимаете, тигр — животное краснокнижное, его охранять надо. Вот и ездит (или ходит) за ним «младший брат Терминатора», цель которого — обезвредить браконьера, надеть на него наручники и вызвать «винтокрыл» с базы. А там уже браконьера сдадут полиции, и будет ему… то, что он заслужил. Всё же просто, да? Ну, в теории — да. А вот, когда охранник, вместо человека-браконьера нарвался на группу роботов, а потом туда же приехал их «начальник»… Знаете, это только в другой фантастике все роботы отлично распознают друг друга, могут найти общий язык, договориться и понять, что тут вообще происходит. На самом деле, если они относятся к разным ведомствам, общаются на разных частотах и вообще не в курсе о том, что есть те или иные роботы… могут происходить разные казусы, что, собственно, и вылилось в задержание и арест Первого… А потом был суд, приговор (семь лет) и тюрьма… Но, об этом лучше всё же, прочитать рассказ. У Дивова, на самом деле, очень живой и интересный язык…
Но, что же в рассказе страшного? Я не буду рассказывать, что именно показал нам автор. Не буду писать, что именно увидел в городе Первый — и при этом, он просто ничего не понял. Не обучен он был это понимать. Не закладывали в него эти вещи, так как ему это было и не нужно. Его для другого делали. Но, дам намёк…

У американского писателя Рэя Брэдбери, есть рассказ, настоящая жемчужина, среди того, что он написал. Нет, он был неплохим писателем, я не хотел бы его ругать, но, с точки зрения именно любителя фантастики, у него немало произведений, которые к этой самой фантастике, отношения, в общем-то, и не имеют. Порой он вообще, писал очень странные вещи, после прочтения которых хотелось спросить, всё ли у него хорошо. Но вот этот рассказ, «… и будет ласковый дождь» — он на самом деле, очень сильный. Сильный и страшный. Если кто-то его не читал (хотя, таких нет, наверное), напомню, что там рассказывается об одно дне из «жизни» «умного дома». Ну, знаете, такой совершенно автономный дом, который сам готовит, сам убирает, сам заботится о своих жителях, и так далее. По рассказу, кстати, мультик есть — кстати, довольно неплохо снятый. С неточностями, конечно, но там, как я понимаю, сделали это для выразительности — когда из детских кроваток пепел высыпается. Просто, в теории, если всё это случается каждое утро, пепел бы там высыпался уже давным-давно. Или лежал бы рядом — до первого проезда пылесоса. В рассказе, напомню, в доме просто никого не было — а на одной из стен были тени от этих людей. Такие тени, которые остаются от людей, что попали под вспышку ядерного взрыва…
Так вот, если говорить о рассказе Брэдбери, то он с самого начала идёт в крайне депрессивной манере. Начинаешь читать — и сходу понимаешь, что тут что-то не так, и людей тут уже нет. Просто у Брэдбери немало таких работ было, и ты уже сразу понимаешь, что сейчас будет. А вот Дивов… Если честно, там нет войны, ничего не напоминает о том, что что-то там вообще было. Рассказ вообще — чисто о том, как роботы работали в этом лесу, выполняя свои программы. Так, лёгкие штрихи — Первый несколько раз пытается «достучаться» до соседей, или хоть до кого-то, но ему никто не отвечает. И, конечно, был бы он человеком, подумал бы: «Они что — все умерли там, что ли?». Но, так как он — робот, хоть и очень умный, такие мысли ему и в голову не приходят. И остальное — тоже. Роботы, роботы и снова роботы. А людей — нет. И ничего не говорит нам о том, что с ними стало. Нет тут ни теней на стенах, ни чего-то ещё. В городе — вообще идёт жизнь. Ездят маршрутки, патрулируют полицейские машины, ещё какая-то «движуха» есть. А вот людей — нет. Робот, предназначенный для выгуливания собак, таскает за собой поводок с ошейником — а собаки нет. И вот со всеми этими штрихами, ты и понимаешь, что — всё, это конец…
Так что да, перед нами, наверное, самый страшный рассказ не только у Олега Дивова, а вообще, в мировой фантастике. Потому что, даже у Брэдбери, если верить всему, что он написал (а этот рассказ, «и будет ласковый дождь», кажется, входит в «Марсианские хроники»), Человечество выживает. А вот тут — его уже просто нет. И то, что происходит в рассказе — это такая агония. Да, роботы какое-то время смогут проработать — пока есть запчасти, пока можно пополнять запасы энергии… А потом — всё, амба! И вот это, на самом деле, пугает просто дальше некуда. Так что, Олег Дивов — на самом деле, очень сильный писатель. Так рассказывать о страшных вещах, наверное, мало кто может…